Россия в процессе глобализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сначала необходимо обратить внимание на некоторые характерные черты исторического развития нашей страны, ведь Россия за многие столетия своего существования не раз играла важную роль в развитии человечества. Образованный восточными славянами к концу первого тысячелетия социум, который в разное время назывался Русью, Московским государством, Российской империей, Советским Союзом, Россией участвовал в самых важных событиях и процессах мировой истории. Это было обусловлено не только геополитическим положением государства, но и динамикой развития страны, ее ресурсной базой, культурно-исторической неповторимостью, этногеографической спецификой и другими факторами.

Значимым в статусе России было и то, что здесь были сильные духовные, социально-эволюционные и бытовые традиции, сформировавшиеся под влиянием культурных особенностей многих народов, проживающих в I тысячелетии н.э. на территории от Урала до Карпат, от Черного до Балтийского морей. Сказалось также воздействие особенностей климата, территории и некоторых других условий формирования русского общества. При этом влияние других культур воспринималось особым образом: они включались в нашу культуру с учетом русской ментальности и образа жизни. Самым ярким примером творческой восприимчивости культуры может служить христианство. Русь не только приняла православие, но и заслуженно стала его лидером.

Русская культура была и остается весьма терпимой к проявлениям других национальных и религиозных культур, традиций, к ценностям других народов, которые в рамках единого общества мирно уживаются с русскими традициями и ценностями. Другими словами, наше общество сохранило, углубило и приумножило многие традиции и ценности мирового значения, обеспечив культурное развитие разных народов Поволжья, восточноевропейского и азиатского Севера, Сибири и Дальнего Востока, Кавказа и Центральной Азии.

Российское общество дало истории множество лучших образцов литературы, изобразительного искусства, архитектуры, музыки, театра. В России сложилась уникальная, разносторонняя по содержанию и продуктивная по качеству система научного знания. Отечественная система образования многие десятилетия признавалась одной из лучших в мире. Неоценимый вклад в отечественный и мировой технологический прогресс внесла наша инженерная мысль. Немалых результатов добилась российская медицина. 

К началу глобализации российское общество являлось в высшей степени ярким, своеобразным, неповторимым, одним из наиболее интересных социумов в истории человечества. Потом в стране начались коренные преобразования во всех сферах и областях бытия человека и общества. Россия после 1991 г. стала составной частью зависимой периферии всемирной капиталистической системы[142] (рис. 16.1).

 

Рис. 16.1. Глобальные проблемы и Россия в них

 

Привлеченные руководством России внешние специалисты, в первую очередь политтехнологи и экономисты, разработали план реформирования страны. Затем при поддержке Международного валютного фонда, Всемирного банка обеспечивалось претворение его в жизнь. Руководство страны выполняло все рекомендации. По этому поводу главный редактор «Независимой газеты» В. Т. Третьяков писал: «Опубликованные во вчерашнем номере “НГ” выдержки из писем главе российского правительства Виктору Черномырдину руководителя Всемирного банка Джеймса Вулфенсона и директора-распорядителя Международного валютного фонда Мишеля Камдессю оставляют настолько тяжелое впечатление, что к этому факту стоит еще раз вернуться… Давайте называть вещи своими именами: речь по существу идет о внешнем управлении, по крайней мере, экономикой нашей страны. Пусть этим занимаются и умные люди, но, во-первых, они не граждане России, а во-вторых, их никто не избирал и не назначал внутри РФ, т.е. господа Камдессю и Вулфенсон абсолютно не ответственные ни перед кем в нашей стране. Так управляют банкротами. И если такое управление наличествует, значит и управляющие, и управляемые факт банкротства признают… Существует ли вообще гордость и честь, не гражданские, а хотя бы человеческие, у руководства нашего правительства? В отставку нужно подавать сразу же. Кто же вас будет всерьез воспринимать из ваших подчиненных… после того, как подобные письма вам публикуются, а главное — вам пишутся, вами читаются и вами превращаются в якобы ваши указы и постановления? Холопы, настоящие холопы!»[143].

Глобализация — явление многомерное и противоречивое. Одним из показателей последствий вхождения России в данный процесс является характеристика социальной структуры общества, которая представляет собой не просто выделение элементов социума по каким-то признакам, а показатель, отражающий содержание и динамику происходящих в стране социально-экономических и политико-духовных преобразований.

С точки зрения общепринятого понимания социальной структуры общества по канонам неравенства в России имеются классы: высший, средний и низший. Однако они, скорее всего, имеют номинальное значение и несостоявшуюся функциональность, ибо в большинстве своем представители этих классов вряд ли осознанно причисляют себя к одному из последних. Об этом свидетельствуют статистические интерпретации общественного расслоения, которые, хотя в основном и строятся по дифференцированной экономической оценке, учитывают показатели и по другим шкалам стратификации. Так, по данным исследований Статистического комитета Содружества Независимых Государств, Центрального экономического научно-исследовательского института Министерства экономического развития РФ, Института социологии РАН, Всероссийского центра изучения общественного мнения структурный профиль российского населения в начале XXI в. выглядит следующим образом: богатых — 5%; обеспеченных (зажиточных) — 10%; среднеобеспеченных (тратящих свои доходы не только на питание, но и на покупку других предметов жизни) — 25%; малообеспеченных (тратящих свои доходы преимущественно на питание) — 30%; бедных (живущих ниже прожиточного минимума) — 35%[144]. (Для сравнения в США: богатых — 7%; бедных — 13%; средний класс — 80%.)[145]

Что касается богатых, то ни одна страна в мире не может похвалиться столь стремительным ростом количества миллиардеров и созданной системе неравенства. По последнему показателю мы являемся обществом, где разница в доходах между 10% богатых и 10% бедных более чем в 12 раз. Происходит это, главным образом, за счет нефти и газа, природных богатств, которые по закону вроде бы принадлежат всем гражданам России, но получаемые за продажу этих ресурсов деньги распределяются между двумя-тремя десятками так называемых собственников[146].

Другими словами, социальное неравенство предопределяются в стране на основе такого критерия, как связь с властью, т.е. возможностью того или иного человека использовать власть для себя, своих близких, своих социальных групп. Этот фактор в современной России являются одним из важнейших показателей формирования и создания в стране уникальной социальной структуры, которая в значительной степени определяет ценности и интересы страны в отношениях с другими государствами мирового социоисторического организма.

Произошло это во многом потому, что наша страна стала участником глобализации посредством подражания, без учета национальных традиций и ценностей. Внутренние и внешние аспекты нашего бытия, как сообщающиеся сосуды в природе, обеспечили не только перекачивание в наш социум образцов и моделей потребительского общества, но и предопределили становление совершенно не свойственной России до этого времени социальной структуры.

В итоге в стране появились четыре страты: 1) номенклатура; 2) попутчики; 3) народ, созидатель, «творец», сам себе и другим «контролер»; 4) «отставшие», «отчужденные».

Представители первой страты заинтересованы в удержании власти «для власти», соорганизованы для этого процесса и представляют небольшую, но действенную часть граждан страны. Вторая часть — это люди, которые озабочены вопросами вхождения во власть. Третья часть — люди, отошедшие от активного взаимодействия с государственными структурами и ориентированные на собственное сохранение. Наконец, четвертая часть — это «необщественные» люди, те, кто отторгнут от общества самим обществом в лице его властных структур; это люди без определенного места работы и жительства, без перспектив изменить свою будущность, социально потерянные и другие группы, которых исключили из социума.

«Высшую» ступеньку в социальной структуре занимает номенклатура, т.е. социальный слой, который выделяется непосредственной связью с властью, достаточно высокими доходами, своеобразной привлекательностью (имиджем) среди других граждан страны.

Особая роль среди «помощников», «попутчиков» принадлежит тем, кто формирует стратегию и тактику деятельности СМИ — инструмента, не только информирующего граждан, но и формирующего у них соответствующих социальных установок. В результате работы СМИ нередко происходит своеобразное обездвиживание личности, как под воздействием гипноза, а не стимулирование мысли и энергии человека. В результате при отсутствии в Конституции РФ государственной идеологии СМИ практически воплощают в жизнь идеи потребительства, не называя их государственными. Идеология потребительства представляет собой эклектическое единство социал-дарвинизма, когда утверждается свобода и справедливость сильных, и утилитарного потребителя, ибо пропагандируется и преследуется цель — комфорт и материальное благосостояние.

Что касается такой страты, как народ, то здесь необходимы пояснения. В СМИ данное понятие употребляется как тождественное термину «население» или в значении нации, например, «русский народ». Иногда в качестве критерия отнесения части населения к народу употребляют такой показатель, как труд. Таким образом, народные массы — это та часть населения, которая обязательно трудится, занимается общественно значимой деятельностью, создавая материальные и духовные блага для общества, и живет за счет такого труда. Однако народ как часть сообществ людей всегда имеет историческую предопределенность и с развитием форм жизнедеятельности людей и форм государственной организации содержательно и функционально изменяется. Народ — это не арифметическая сумма человеческих единиц, а нечто единоцельное, включающее множество собирательно сосуществующих социальных структур, а также отдельных индивидуумов (личностей).

Нужно отметить, что в истории развития стран трактовка понятия «народ» имела разный смысл. Этим словом, например, обозначалась та масса простого люда, которая выполняла всю тяжелую черновую работу, и выражалось презрительное отношение господ к человеку труда. В данном понятии содержалась не только оценка производственной деятельности со стороны «элиты» общества, но и классификация видов человеческой деятельности[147].

Использовалась данное понятие и для обозначения всего населения той или иной страны. Именно так понимал его Ш. Монтескье, считавший, что к народу относятся и сенаторы, и патриции, и плебеи[148].

Сегодня в рамках социальной структуры общества понятие «народ» отражает только ту часть населения, которая отождествляет себя со страной, не мыслит себя без нее и делает все необходимое, чтобы государство сохраняло целостность, суверенность, независимость, функциональность и позитивно развивалось. Именно поэтому понятие «народ» в научном и практическом плане может и должно использоваться сейчас для того, чтобы раскрыть активно и позитивно настроенную часть населения страны, признаком которой является заинтересованность, устремленность и способность участвовать в разрешении проблем и решении задач, которые предопределяют развитие общества и человека по пути социального прогресса.

К народу следует относить не только созидателей материальных и духовных благ в стране. В эту часть населения страны включаются представители всех социальных общностей, классов, этносов, народностей и наций, которые не мыслят своей жизни, своего предназначения без активного участия в социальном движении, конкретных действий и деятельности, направленных на обеспечения будущности общества. Это люди, которые действуют в соответствии со следующим принципом: «Свободное, безопасное с достоинством развитие каждого есть условие и реальность безопасного, свободного, целостного, суверенного развития всех».

Народ является той «общественной силой», которая своим трудом развивает общество, является творцом истории и хранителем культурных ценностей, созданных за всю историю общества.

«Отчужденные», «отставшие», «отвергнутые», «отторгаемые» — это те слои граждан нашей страны, которых «выталкивает» из процесса жизнедеятельности общества процесс глобализации. Основным признаком бытия данной части населения является потеря ими смыслового предназначения собственного бытия. Они перестали воспринимать свои возможности воздействия на власть и стали слабо активными в общественном и властном устройстве общества. В духовном аспекте они являются носителями подданнической и патриархальной социально-политической культуры. В основном к ним относятся пенсионеры с точки зрения как материального достатка, так и психофизиологических возможностей, участия в общественной жизни страны. Так, по данным Пенсионного фонда РФ, уровень материального обеспечения человека при выходе на пенсию (коэффициент замещения) составляет чуть больше 30% от его бывшей заработной платы, а это составляет примерно 40% прожиточного минимума[149]. Численный состав данной социальной страты нашего общества самый большой, ее представители легко поддаются манипуляциям со стороны СМИ и разобщены.

Включение России в процесс глобализации не устранило и внешние противоречия российского общества с другими странами мира. Так, в отношениях с Россией ее международные партнеры нередко придерживаются двойных стандартов. Например, Россия в целях укрепления взаимопонимания с Западом вышла из военно-политической организации «Варшавский договор», которая перестала существовать. В то же время военно-политический блок НАТО, который его лидеры обещали также распустить, продолжает пополняться новыми членами. Соединенные Штаты Америки не собираются покидать базу Гуантанамо, расположенную на территории Кубы в непосредственной близости от кубинской столицы, а также другие свои военные базы по периметру нашей страны.

Ярко проявилась политика двойных стандартов в августе 2008 г. во время обострения грузино-осетинского конфликта. Республика Грузия нарушила договоренность о мирном разрешении проблемы и фактически напала на Южную Осетию. Западные страны не отреагировали должным образом на вызвавшие гибель тысяч людей и большие разрушения бомбардировки и артобстрелы грузинскими войсками города Цхинвала и других населенных пунктов Южной Осетии, а также позиций и баз российских миротворцев. Россия встала на защиту своих граждан и выдворила агрессора из определенной мандатом ООН зоны ответственности миротворческих сил. Однако именно Российскую Федерацию тут же попытались представить агрессором руководители ряда западных стран, а также многие европейские и североамериканские СМИ.

Нужно сказать, что в глобализации есть и позитив. Она создала более прозрачные границы для экономической и культурной деятельности, обусловила открытость транснациональных сетей, промышленную интеграцию. В связи с этим стало разрушаться традиционное для XX в. представление, сводившееся к восприятию мира разделенным на пространственные, территориальные и идеологические блоки. Глобализация повлекла формирование новых представлений о международном праве, о роли судебной власти в мире.

Вместе с тем в восприятии глобализации нашими гражданами присутствует прагматическая оценка, которая сводится к мысли о том, что позитива в этом процессе немного[150]. Люди уяснили, что отсутствие границ для финансовых, торговых и информационных потоков оборачивается для них необходимостью переосмысления сути и смысла своей жизни и деятельности. Их включают в «технологический поток» производства и собственного воспроизводства. Человек начинает терять возможность в определении своих социальных смыслов, в принятии решений. Психологически для многих это сопровождается социальной деградацией.

Включение России в процесс глобализации влечет за собой столкновение национальных культур, которые должны переопределиться в этом конфликте, усугубляет пространственную сегрегацию, прогрессирующее увеличение дистанции между поколениями, потерю межпоколенной культурной идентификации. Для нашей страны, где всегда существовала устойчивая связь между поколениями, все это привносит катастрофические изменения в чувства и сознание людей. Отсутствие же надежды на поддержку государства толкает людей на совершение деструктивных поступков, продиктованных отчаянием, инициирует социальные конфликты, и это происходит в условиях значительного несовпадения уровня между богатыми и бедными.

Очевидно, что как бы ни оценивали граждане глобализацию, от нее невозможно укрыться. Следовательно, руководству страны и гражданам необходимо осознать вставшие перед ними проблемы, обусловленные процессом глобализации, и выработать пути, средства и способы, которые не позволили бы нам потерять свою экономическую, политическую, духовную независимость. Россия стоит перед выбором: или смириться со своим теперешним положением, либо попытаться выбраться из периферии.

Вопросы для самоконтроля

1. Что собой представляет интернационализация в развитии мирового сообщества?

2. Чем глобализация отличается от интернационализации?

3. В чем суть и содержание проблемы?

4. Что такое проблема общественного развития?

5. Какие отличительные черты глобальных проблем современности вы могли бы назвать?

6. По каким критериям можно классифицировать глобальные проблемы?

7. Как можно раскрыть основные глобальные проблемы по сферам общественной жизни?

8. Каково содержание проблем в отношениях общества и природы?

9. Каковы основные процессуальные глобальные проблемы?

10. Каков философский подход к разрешению глобальных проблем?

11. Какой культурный потенциал был у России перед вступлением ее в процесс глобализации?

12. Какие шаги были сделаны российским руководством по вступлению страны в процесс глобализации?

13. Как можно оценить первые шаги руководства России по включению страны в процесс глобализации и почему?

14. Какие позитивные моменты привнес процесс глобализации в жизнь нашей страны?

15. Как изменилась социальная структура общества с включением страны в процесс глобализации?

16. Какие новые элементы социальной структуры возникли в обществе с включением ее в процесс глобализации?

17. Какую перспективу и будущность инициирует глобализация в нашей стране?

18. Почему глобализация не воспринимается нашими гражданами позитивно?

19. Какую роль может сыграть философия в осмыслении сути глобализации?

20. Какой путь развития страны позволит ей сохранить свою независимость?

 

Практические задания

 

1. Как известно, нравственное сознание включает в себя особого рода чувства, эмоции, а также рационально осмысленные человеком нормы, принципы, убеждения, идеалы.

Если человек руководствуется в своей жизни принципами удовольствия, пользы, то каким образом он будет исполнять свой долг?

Подумайте и, используя материал данного раздела, найдите и обоснуйте наличие ошибки в данном вопросе.

 

2. Личность всегда определяется в вопросах о природе добра и зла, добродетели и порока, долга и совести. Например, источником их формирования может считаться Бог, выдающиеся личности, законы общественного развития и др.

Если нравственным выбором руководит сознание человека, то почему, выбрав любовь к Богу, не все люди воплощают в действительность религиозные каноны?

Подумайте и, используя материал данного раздела, найдите и обоснуйте наличие ошибки в данном вопросе.

 

3. Существенное влияние на поведение человека оказывают выбранные им те или иные нравственные ценности и принципы поведения. Особое значение среди них имеют этика наслаждения (гедонизм) и этика самоограничения (аскетизм). В первом случае человек как земное телесное существо ориентирован на получение удовольствий. Такая установка может привести к выводу, что стремление к удовольствиям не должно ограничиваться ничем, в том числе «моральными предрассудками». Однако во втором случае человеку чужды земные наслаждения.

Как могут уживаться в одном человеке два противоположных этических принципа?

Подумайте и, используя материал данного раздела, найдите и обоснуйте наличие ошибки в данном вопросе.

 

4. Эстетическая деятельность — это действия людей, ориентированные на воплощение идеала красоты, которая вплетена в другие виды деятельности, например в юридическую, и имеет творческий характер. Высший вид эстетической деятельности — творчество, искусство.

Результаты эстетической деятельности — все предметы, созданные и оцениваемые людьми с позиций представлений о красоте, прежде всего произведения искусства.

Что можно считать воплощением красоты в результатах деятельности юриста?

Подумайте и, используя материал данного раздела, найдите и обоснуйте те результаты деятельности юриста, которые являются воплощением красоты.

 

5. Художественный образ отражает объективную реальность, свойства и отношения людей. Однако он создается автором — конкретным человеком, выражающим личное отношение и к героям, и к событиям, описываемым в произведении (например, герои Л. Н. Толстого).

Подумайте и, используя материал данного раздела, найдите и обоснуйте единство объективного и субъективного в любом из образов, созданных Л. Н. Толстым.

 

Тест

1. Социальный институт, регулирующий и контролирующий поведение индивидов в обществе:

1) право;

2) образование;

Экономика.

2. Концепция, утверждающая первичность прав и свобод человека:

1) либеральная;

2) консервативная;

3) националистическая.

 

3. Вид духовного производства, представляющий собой творения специалистов в области эстетического освоения мира:

1) искусство;

2) наука;

3) экономика.

4. Особенность морали, заключающаяся в проникновении моральных требований во все сферы человеческой жизни:

1) всеобъемлющий характер;

2) внеинституциональность;

3) императивность.

 

5. Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида:

1) регулятивная;

2) прогностическая;

3) познавательная.

 

6. Необратимое историческое развитие живой природы, определяемое изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов:

1) эволюция;

2) контрреволюция;

Реформа.

                                                                                     

7. Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью:

1) Средневековье;

2) Античность;

3) Древний мир.

 

8. Основополагающая тенденция человеческой истории, по Н. Кондорсе:

1) прогресс;

2) регресс;

3) цикличность.

 

9. Теория, рассматривающая развитие истории как естественно-исторический процесс:

1) марксизм;

2) идеализм;

Либерализм.

 

10. Глобальные проблемы человечества связаны:

1) с взаимодействием общества и природы;

2) взаимодействием социальных общностей людей;

3) антропосоциальными проблемами.

 

11. Строение права, предполагающее внутреннюю взаимосвязь правовых норм и их разделение на определенные взаимодействующие части, элементы (отрасли, институты права):

1) система права;

2) структура права;

3) организация права.

 

12. Отрасль философии права, изучающая первоосновы и формы бытия правовых явлений:

1) социология права;

2) антропология права;

3) онтология права.

13. Категория онтологии права, отображающая внутреннюю структуру правовой реальности, сосуществование и взаимодействие основных элементов содержания права:

1) организация права;

2) правовое пространство;

3) правопорядок.

 

14. Раздел философии права, разрабатывающий учение о познании правовых явлений:

1) логика права;

2) социология права;

3) гносеология права.

 

15. Раздел философии права, разрабатывающий учение о ценности права и проявлении ценностных отношений в правовой деятельности:

1) этика права;

2) аксиология права;

3) онтология права.

 

16. Владение философским и общенаучными подходами в правовой деятельности, системой специально-правовых методов:

1) философско-методологическая культура;

2) инструментальная культура;

3) культура целедостижения.



Заключение

 

Уважаемый читатель! Знакомство с темами, которые раскрывают содержание философии, позволило Вам увидеть окружающий мир более рельефным, разнообразным, ярким и в некотором смысле более определенным. Осмысление положений этики, эстетики, философии права, глобальных проблем и аспектов глобализации предоставило значимый материал, который позволяет четче и конкретнее соотносить, сопоставлять и сравнивать реальные деяния людей с нормативными актами, учитывать правомочия граждан.

С учетом того, что данный учебник предназначен для студентов юридических специальностей, практически все философские знания соотносятся здесь с вопросами деятельности юристов, которым предстоит принимать участие в решении важных проблем, влияющих на судьбы людей.

Автор стремился изложить материал в строгом соответствии с теми требованиями, которые сформулированы Министерством образования и науки РФ.

По ряду спорных вопросов автор предлагает читателю свое видение положений философии, раскрывает потенциальные возможности философского знания в развитии общества, человека в профессиональной деятельности юристов.

Некоторые темы изложены в учебнике несколько формально, сжато, кратко, что обусловлено как ограниченностью объема издания, так и установкой на то, что студенты, вооружившись методологией философского познания, будут самостоятельно углублять свою культуру мышления и практического действия.

Конечно, ряд положений философии, а также философских аспектов Вам будет представлен и в учебных материалах по другим дисциплинам. Это, прежде всего, связано с изучением логики, социологии, политологии, экономических теорий и некоторых др. Нужно учитывать тот факт, что любой раздел научного знания, любая научная дисциплина в той или иной мере содержат в себе философские знания, но без выхода на философский уровень обобщений.

Автор не претендует на окончательное раскрытие понимание сути философской проблематики, которая изложена раскрыта в данном учебнике и с благодарностью примет пожелания и замечания специалистов и читателей.



Глоссарий

Автоматизмы — достаточно сложные действия человека, которые первоначально осуществляются под контролем сознания, но в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля.

Алгоритм (от латинизированнной формы имени среднеазиатского ученого IX в. аль-Хорезми) — четкие предписания субъекту о подлежащих выполнению действиях и операциях, которые следует совершать, чтобы достичь желаемой цели.

Антропоцентризм — это совокупность идей и взглядов, имеющих в основе тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека, ценностью человека определяется сущность мира и его будущее.

Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в конкретный момент, контролю со стороны сознания.

Бытие общества — это сложный процесс взаимообусловленных видов деятельности, осуществляемых в соответствии с выработанными социально-идеологическими установками, результаты этой деятельности, закрепляемые в разных видах и типах культур, а также нормы, которые могут регулироваться или общественным мнением, или принуждением в различных формах, и различного вида и типа связи и взаимодействия

Версия — это предположение (высказывание), включающее мысль, объясняющую условия и причины появления тех или иных фактов действительности, отклонений в поведении и поступках людей, раскрывающее побудительные мотивы активности человека или группы людей на достижение определенной цели в конкретных социально-исторических условиях и в конкретное историческое время.

Возможность — объективная, но до определенного времени скрытая тенденция возникновения и становления предмета как феномена реальности, содержащая условия его проявления и утверждения в действительности.

Возможности субъекта познать искомое — это характеристика интеллекта субъекта, а также наличествующего у него инструментария (способов и средств) исследования и преобразования действительности, фрагментов природы и общества, общественных отношений, связей, взаимодействий, последствий применения судами нормативных актов.

Время — это величина, которая является важнейшей характеристикой материального бытия и отражает последовательность событий, очередность и продолжительность изменений как материальных объектов, так и отношений между ними.

Время — философская категория, которая обозначает универсальный порядок необратимой смены событий, последовательности и длительности существования материальных объектов, явлений, процессов.

Гипотеза это вероятностное предположение или высказывание, включающее мысль и раскрывающее связь между фактами научными, устанавливающее причинно-следственную зависимость между фактами и условиями их проявления, объясняющее свойства и черты изучаемых предметов: явлений, процессов, вещей, социальных образований.

Глобализация это процесс формирования на планете мирового социально-экономического, политико-организационного и морально-эстетического организма с определяющей ролью финансовой системы не подвластной государственным властям.

Глобальная проблема — это уровень познавательно-практической ситуации, отражающий противоречия формирования мирового социально-исторического организма в целом, которые значимы и актуальны для всех жителей планеты, угрожают развитию и существованию человечества, требуют немедленных и согласованных энергичных усилий всего человечества по их разрешению, но характеризуется тем, что всей палитры сегодняшних возможностей человеческого сообщества недостаточно, чтобы их разрешить.

Гражданское общество — это совокупность индивидов, семейных, экономических, социальных, образовательных, духовных, религиозных и иных структур, функционирующих в данном обществе вне государственного вмешательства и формирующих в активном взаимодействии с государством развитые правовые отношения, правила игры для всех, имеющихся в социоисторическом организме, субъектов.

Действительность — это уже осуществленная возможность, объективно существующий предмет, явление, процесс как результат воплощения в реальность некоторой возможности или совокупности возможностей, реальное бытие возможного.

Диалектический метод — это обусловленная диалектикой развития природы, общества и мышления законообразная последовательность действий и операций исследователя, позволяющая ему выделить главное звено в сущности предмета исследования на основе выявления в нем противоречий, которые как внутренний источник и причина по своей сути определяют и обусловливают все изменения в любых социальных образованиях.

Духовная жизнь человека, его духовное бытие — это присущие только человеку форма и способ функционирования идеального, обусловленные сугубо индивидуальными особенностями мышления, проявляемые в различных видах интеллектуальной деятельности, многогранные, носящие всеобщий характер и часто не зависящие от какой-либо материальной основы.

Заблуждение — это содержание знания, которое не отражает сущность предмета, не соответствует реальности, но принимается как истинное.

Задача — это уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта познания, который характеризуется его движением (достижением) к цели в соответствии с определенным алгоритмом или на основе освоенных им знаний, умений, навыков.

Знание — это система информации, определенным способом полученная, упорядоченная в соответствии с выбранными признаками, оформленная соответствующим набором знаков, имеющая определенную социальную ценность и признаваемая в качестве именно такого феномена (знаний) соответствующими социальными институтами и, возможно, обществом в целом.

Единичное — это относительно обособленные, дискретные, отграниченные друг от друга в пространстве и во времени вещь, явление, процесс, образование, с присущими им специфическими неповторимыми чертами, составляющими их уникальную качественную и количественную определенность.

Идеал — знание, которое дает нам картину мира не таким, каков он есть, а таким, каким он должен быть согласно нашему желанию.

Идеальное — это категория философии, характеризующая специфический способ бытия объекта, представленного (отраженного) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта.

Индивид — отдельный человек в группе или обществе в целом, которому присущи свойства и черты данной общности, но «обрамленные» исходными, данными ему от рождения задатками.

Интерпретация — это личностный процесс преобразования осмысленной субъектом исследования предметной области познания в эффективный, с его точки зрения, язык общения, придающий пониманию им конкретного предмета своего смыслового наполнения.

Интуиция — удивительный феномен у отдельных исследователей, их безусловная способность непосредственно, прямо формулировать знания об исследуемом объекте, минуя процесс рационального обоснования и доказательства.

Истина — это знания, которые соответствуют критериям научности, адекватно отражают сущность и природу объекта, являются соотношением и единством объективного и субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного в познании объекта субъектом.

Картина мира — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных, систематизированных представлений об устройстве мира, Вселенной, сущности и структуре объективной реальности, формах, способах и закономерностях ее возникновения, становления и развития, сформированных на основе исходных мировоззренческих идей, взглядов, принципов, а также опыта, накопленного человечеством.

Категории философии — это основные, наиболее общие понятия, отражающие существенные свойства, черты предметов и явлений действительности, закономерные связи и отношения реальности, позволяющие познать и преобразовать ее.

Космоцентризм — это совокупность идей и взглядов, в основе которых лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов.

Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми, а также деятельность по созданию этих ценностей, которые в совокупности обусловливают процесс социализации человека.

Личность — с социально-культурологической точки зрения это всякий человек, занимающий в общности конкретный статус, выполняющий в соответствии с ним определенные функциональные обязанности и способный нести ответственность за свои поступки и действия.

Логика — наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания, о рациональных методах рассуждений, которые охватывают как анализ правил дедукции, так и исследование степени подтверждения вероятностных или правдоподобных заключений (гипотез, версий, предположений).

Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение.

Материя — философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Метод — это законообразная последовательность взаимообусловленных и согласованных познавательных операций и действий, которые выработали наука и общественная практика и которые позволяют субъекту достичь цели при движении к ней с определенного личностного культурного потенциала.

Методология как функция философии — это наука о законах и закономерностях формулирования, развития и использования в познании и в практике регулятивов, которые предписывают, обусловливают, направляют движение различных субъектов познания и практически-преобразовательной деятельности к цели в соответствии с поставленными задачами и сформированными социальными установками.

Методология деятельности юриста — это обусловленная предметом и главным методом философии совокупность методологических регулятивов, которые позволяют специалисту с наибольшим эффектом и с наименьшими потерями уяснить суть и содержание объекта деятельности, осуществить его оценку и классификацию, сформулировать предложения и рекомендации прикладного характера в интересах достижения поставленных целей.

Методологическая функция философии — создание и совершенствование общей методологии для всех наук и общественной практики, разработка, систематизация и совершенствование методов, принципов и правил научных исследований, организации практической исследовательской деятельности ученых и практических специалистов, ориентированных на познание и преобразование мира.

Мировоззрение — это система взглядов, убеждений, идеалов, принципов, определяющих отношение человека к окружающему миру, обществу, самому себе, место человека в этом мире, а также средства и способы познания и преобразование мира и самого себя.

Мифология — тип мировоззрения, отличающегося чувственно-образным некритическим восприятием индивидуальным и массовым сознанием мифов, содержание которых принимается как священное, а сформулированные в них нормы — как требующие неукоснительного исполнения.

Модель — это итог научного познания, закрепленный в определенных математических формулах и представляющий собой своеобразный алгоритм получения выводного научного знания или функционирования изучаемого объекта по некоторым вводным параметрам.

Мораль — это совокупность взглядов, воззрений, идей формируемых на основе отражения общественного бытия через призму добра и зла, а также норм, правил и оценок поведения человека, групп людей, которые следуют из сформированных в процессе отражения духовных конструкт и закрепляются в таких регулятивах, как справедливость, общественный идеал, честь, долг, достоинство и других, воплощаемых в обществе на основе общественного мнения.

Моральная норма — это совокупность предписаний и пожеланий, а также запрещений, которые регулируются или общественным мнением, или личной волей человека, или на основе сформированного у него рационального образа добра.

Моральное сознание — это совокупность идей, взглядов, концепций, отражающих палитру общественного бытия с позиций таких критериев, как добро и зло.

Мышление — это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий посредством абстрактного процесса оперирования знаками и образами, подчиняющегося определенной логике-стратегии.

Насилие — это уровень общественных отношений, где реально используется принуждение, в разной степени нарушающее естественный ход психических, мыслительных, биологических процессов конкретного человека или группы людей, в ходе которого одни индивиды или группы изменяют характер жизни других людей, подчиняют их себе, овладевают результатами их труда.

Наука — это сложное социальное образование, созданное человеком для рационального раскрытия законов природы, общества и самого человека, закрепление их в знаниях, которые могут быть проверены, опровергнуты, но в целом предназначены для осуществления прогноза, создания социоприроды, обеспечения безопасности и будущего человечества.

Научная рациональность — это совокупность средств и приемов познавательной (исследовательской) деятельности ученых и научных коллективов, научных школ, позволяющих усиливать их правильное мышление и обеспечивающих выявление сущности изучаемых объектов, выявление и фиксацию их качественных признаков на языке науки, а также логическое их оформление и использование в создании социоприроды, в развитии человека и общества.

Научное сознание как форма общественного сознания — это систематизированное и рациональное отражение реального мира научным языком, система знаний, теорий, моделей, которые раскрывают изученные объекты в качественных признаках, отражающих их природу и сущность, закономерности возникновения, функционирования и развития, что находит подтверждение в общественной практике.

Научные знания — это уровень системы информации об изучаемом предмете, которая на языке конкретной науки отражает его природу, может быть проверена и всегда служит этапом в дальнейшем раскрытии сущности исследуемого предмета.

Ненаучные знания — это знания, которые не соответствуют критериям научности, но используются человеком в рамках традиций, обычаев, сложившегося уклада жизни, утвердившейся в нем веры.

Необходимость — это закономерный тип связи явлений, событий, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью условий их возникновения, существования и развития.

Нравственное сознание — это сторона сознания человека, совокупность идеальных образов, формируемых им на основе аксиологических оценок объективной реальности, выражаемых с помощью речи и воплощаемых в реальность посредством практически-преобразовательной деятельности.

Общее — это определенные признаки, связи, характерные для данного предмета или класса предметов, событий, образований, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных феноменов.

Общественная практикаэто материальная чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, содержание которой составляют освоение и преобразование природных и социальных объектов и которая представляет основу развития человеческого общества.

Общество — это относительно самостоятельная часть природы, форма и способ жизнедеятельности людей, сложная социокультурная система, где системообразующим фактором является труд.

Общественные отношения — это различные социальные взаимозависимости, возникающие при взаимодействии людей, связанные с их положением в обществе и ролями, выполняемыми ими в конкретных сферах жизнедеятельности.

Общественное сознание — это духовная составляющая бытия общества, целостное духовное образование, обладающее определенной внутренней структурой, отражающее мир бытия общества в разных формах (религиозной, моральной, эстетической, политической, правовой, философской, научной) и включающая различные уровни (теоретический и обыденный, идеологический и общественной психологии).

Общественно-экономическая формация — это определенный этап, уровень развития социоисторического организма, предопределенный конкретным способом производства материальных и духовных благ, со свойственной ему базисом и надстройкой, но в контексте разрешения противоречий относительно самостоятельного его бытия по отношению к неживой и живой природе.

Обыденный уровень общественного сознания — совокупность разного вида и типа воззрений, которые отражают наличествующие связи в явлениях бытия всех сообществ людей, охватывающих этнические, национальные, классовые, кастовые, сословные и другие объединения.

Объяснение — это логико-речевая и логико-языковая процедура предоставления слушателям и читателям в доступной для их понимания форме знаний о природе и сущности изученного субъектом исследования объекта посредством подведения их под общий закон или путем раскрытия основных черт и свойств конкретной предметной области данного объекта.

Особенное — это способ и мера воплощения общего в реально существующий предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов — единичного и общего.

Ответственностьэто определенный круг требований-принуждений действий действительно действий?, возлагаемых действия возлагаются? на конкретную личность в соответствии с ее его ее? положением, занимаемым в группе, обществе, которые устанавливаются возникают действия возникают? в случае, когда человек или невыполнения ил ею статусных взятых е на себя обязательств а, или нарушения ил установленых е связи и взаимодействия, присущие определенным видам и типам отношений, соответствующих конкретному виду бытия человека и общества. Данное определение нуждается в переработке? 

Ответственность человека — это личностная характеристика человека, включающая его способность глубоко и всесторонне исследовать конкретную ситуацию, обоснованно прогнозировать последствия своих действий или бездействий в ней, формулировать и реализовать определенный алгоритм своих поступков в этой ситуации, с достоинством принимать различные виды поощрения и наказания за последствия своих деяний.

Отражение — способность материальных компонентов сохранять в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных компонентов реального мира и характер этого взаимодействия.

Парадигма — это какой-то образец, в котором фиксируется существование особого способа организации знания, подразумевающего определенный набор предписаний, содержатся общепринятые, проверенные опытом образцы решения конкретных задач, разрешения проблем.

Патристика — это совокупность учений Отцов Церкви — ее основателей, разработавших христианские догматы и осуществивших попытки переосмысления ряда идей античной философии с позиций религиозного мировоззрения.

Познавательная ситуация — это содержательная характеристика процесса изучения субъектом какой-то предметной области, собранных фактов научных, включающая следующие элементы: возможности субъекта познать искомое; уровень обобщенности разрешаемых противоречий; искомое.

Познание человека — это процесс активного, целенаправленного отображения в его мозгу объективного мира и его собственной природы, процесс накопления знаний, увеличение объема информации, необходимой человеку для его жизнедеятельности.

Политическое сознание — форма общественного сознания, отражающая бытие общества через призму властных отношений и включающая в себя комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами и включение их в процесс завоевания и использования политической власти в своих интересах.

Понимание — это идеальный интегральный акт сознания, сопровождающийся определенным ментальным состоянием и переживанием, в котором происходит единовременное постижение сущности, извлечение смысла, определение ценности какого-либо явления, на основе которого производится сознательное принятие решения.

Правовое сознание как форма общественного сознания — это совокупность взглядов, идей, концепций, отражающих бытие общества через призму разрешений и запретов, выражающих отношение индивидов, социальных групп, страт, сословий, каст к праву, законности, деятельности судов, их представление о правомерности или неправомерности деяний, совершаемых в сообществах людей.

Практика материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, направленная на освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая основу развития человеческого общества.

Причина — это тип взаимодействия предметов, который вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой какие-то изменения в самих этих предметах, в характере связей между ними, в других объектах реального мира или явлениях, выражающих их природу и сущность.

Проблемаэто уровень познавательной ситуации и форма исследования для конкретного субъекта, которые характеризуются ее разрешением и достижением цели в соответствии с определенной гипотезой или версией, посредством использования различных методов, в том числе и метода проб и ошибок.

Проблема общества — это уровень познавательно-практической ситуации, общественной практики в целом, который характеризуется тем, что всей палитры возможностей социального субъекта недостаточно, чтобы разрешить противоречия развития основных сфер жизнедеятельности общества или общества в целом.

Прогресс — это направление развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному и передовому, изменение к новому, лучшему.

Пространство — это феномен, характеризующий форму существования материи, проявляющуюся в виде характеристик взаимного расположения материальных тел по отношению друг к другу, их физических размеров, координат их нахождения, расстояний между ними, углов направлений и некоторых других пространственных параметров. В соответствии с этим выделяют следующие свойства пространства: протяженность, размерность, соотнесенность и др.

Профессионализм — это интегративное свойство личности специалиста, включающее профессиональную компетентность, нравственность, инициативу и мастерство, а также устойчивое свойство личности и деятельности, ее способность и готовность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Профессиональный долг — это нравственные требования к специалисту, а также совокупность его обязательств перед конкретным профессиональным сообществом, которые он добровольно берет на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии и своего конкретного места в данном виде деятельности.

Профессиональная этика — это совокупность философско-этических воззрений, отражающих содержание и функционирование моральных регулятивов, которые применяются в конкретном виде труда, нравственных черт и свойств, которыми обязан обладать специалист в этом виде практически-преобразовательной деятельности, морального кодекса их жизни и деятельности, а также наполненных моральным и нравственным содержанием норм, правил, приемов и форм проявления активности людей, занятых в этом виде деятельности.

Развитие — это необратимые, законообразные, определенно направленные изменения материальных и идеальных объектов, которые приводят к возникновению нового качества.

Разум — высшая ступень логического понимания, теоретическое сознание, осмысленно оперирующее методами мышления, ориентирующееся на наиболее полное и глубокое познание истины.

Религиозное мировоззрение — это система взглядов, которой свойственен жесткий догматизм, хорошо разработанная совокупность моральных заповедей, определяемых верой в существование сверхъестественной сущности — Божества, обусловливающего бытие окружающего мира и жизнь человека.

Религиозное сознание как форма общественного сознания — это совокупность взглядов, воззрений, основанных на вере в Бога, в Его всемогущество и отражающих общественное бытие как творение высшей сущности, обязанное существовать по намерениям Бога, которые людям даются в виде Божественного Откровения.

Свобода человека как субъекта конкретного общества — это способность и готовность действовать, трудиться в соответствии со своими целями, обусловленными достижением конкретных, значимых для него благ, на основе познанных законов развития общества и природы, исключая ограничения для проявления активности и познавательно-преобразовательной деятельности других членов сообщества, с которыми он находится в соответствующей системе общественных отношений.

Свобода — специфический, и характерный только для социализированного человека способ его бытия, проявляющийся в процессе принятия им решений, в соответствие со своими потребностями, интересами, идеями, установками, а также в их реализации в соответствии с познанными закономерностями существования общностей людей применительно к конкретным условиям их бытия.

Свобода человека в юридическом аспекте — поле возможных проявлений его активности в рамках принятых на себя обязательств по отношению к другим членам сообщества людей и осмысленных личных правомочий.

Следствие категория, отражающая все изменения, происходящие в той среде, где себя проявила причина.

Случайность — это тип связи явлений, событий, который обусловливается не их внутренней природой, а внешними, привходящими и потому несущественными причинами.

Смысл — это субъективное знание, раскрывающее понимание человеком содержания используемых в жизни, речи, письме, деятельности, отношениях определенных знаков-средств, а также предназначение каких-либо феноменов в реальности, оправдание их существования, целеполагание и результат какого-либо действия.

Смысл бытия сообществ людей — закономерности воспроизводства человека, создание условий и факторов его рождения, развития и функционирования в среде себе подобных и относительно самостоятельное существование по отношению к неживой и живой природе.

Смысл бытия человека — раскрытие тех задатков, которые предоставляет ему его природа, в воспроизводстве себе подобных, обеспечении своей эволюции в направлении познанных закономерностей существования социальной формы движения материи. 

Содержание — это состав всех возможных к выделению элементов объекта в их качественной определенности, позволяющих данный объект определить, а также в их взаимодействии, функционировании, в относительном единстве его свойств, черт, связей, противоречий и тенденций развития

Сознаниеэто свойство высокоорганизованной материи, человеческого мозга, связанное с речью и заключающееся в способности отражать объективную реальность в идеальных формах.

Социальная общность — это относительно устойчивое объединение людей, обладающее примерно одинаковыми социальными признаками.

Социальное развитие — это реальный, нелинейный, вероятностный и необратимый процесс появления и эволюции различных общественных образований, характеризующийся законообразностью и направленностью.

Социальный институт — это исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы, модели организации совместной деятельности людей, обусловливающие воспроизводство наиболее значимых сфер жизнедеятельности общества.

Социальный прогресс — такой процесс изменений в обществе и развитии человека, когда сумма позитивных крупномасштабных последствий для всех социальных структур, в том числе и для каждого человека, превышает сумму негативных.

Способы науки и научного познания — варианты сочетания принципов, правил, приемов, форм научной деятельности, которые позволяют исследователям в соответствии со своими умениями и квалификацией эффективно достигать поставленной цели.

Схоластика — это совокупность учений религиозных мыслителей, осуществивших систематизацию и рационалистическое обоснование христианского вероучения на основе использования философских методов познания и с привлечением переинтерпретированного античного наследия.

Сущность — категория, отражающая то главное, что характеризует предметы, их внутреннюю, наиболее важную качественную составляющую, которая и придает предметам то, чем они являются. Если исключить из конкретного предмета эту составляющую, то данный предмет перестанет быть таковым.

Теория — это достаточно обоснованное истинное знание об определенной области действительности, представляющее собой совокупность взаимосвязанных утверждений, находящихся в определенной иерархии и позволяющих осуществлять прогноз развития данной действительности и действовать человеку в этой области со знанием дела.

Теоретический уровень общественного сознания — совокупность систематизированных видов воззрений, которые отражают сущностные закономерности бытия общества, рассматривая его с разных сторон, выявляют направления его развития.

Теоцентризм — совокупность идей и взглядов, в основе которых лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы — Бога.

Территория — определенное материальное, географическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, взаимодействия и отношения между отдельными индивидами и социальными общностями.

Труд — это целесообразная общественно-полезная деятельность людей, с использованием соответствующих цели, средств и способов, предназначенная для создания предметов, способных удовлетворить их потребности и интересы.

Узнавание это уровень познавательной ситуации для конкретного субъекта, который характеризуется движением (достижением) последнего к цели в соответствии с принципом «стимул — реакция» или на основе освоенного и практически неизменяемого навыка.

Факты действительности — это единичные события или явления, для которых характерны определенное место, время и конкретные условия их существования и которые зафиксированы в выбранной исследователем системе координат отсчета.

Философия — форма общественного сознания, мировоззрение, раскрывающее целостный взгляд на мир, место человека в этом мире, на средства и способы его познания и преобразования, а также наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, изучающая познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к среде своего обитания, к деятельности и ее результатам.

Философия науки — это составная часть философского знания, изучающая общие закономерности возникновения и развития наук, основные регулятивы и средства их функционирования, структуру и результаты научного познания и проверки истинности получаемых знаний, а также осуществляющая методологические обобщения по систематизации и классификации наук, обобщающая конкретные научные знание до уровня их распространения среди широкого круга граждан общества.

Философское мировоззрение — это теоретический уровень мировоззрения, наиболее систематизированная, максимально рационализированная и предельно общая система взглядов человека на мир, признающая субстанциональную основу бытия, позволяющая сформулировать целостную картину мира, определить роль и место человека в этом мире, а также средства и способы его познания и преобразования.

Форма — это способ существования и выражения, внутренняя организация содержания, то, что связывает элементы содержания воедино и без чего невозможно само содержание.

Ценность — это совокупность социальных и природных предметов (вещей, явлений, процессов, идей, знаний, образцов, моделей, стандартов и т.д.), которые обусловливают жизнедеятельность человека, общества в рамках «меры соответствия» объективных законов развития человека или общества и ожидаемых (планируемых) людьми целей, результатов.

Цивилизация — это определенный уровень, стадия развития человеческих сообществ, характер материальной и духовной жизни людей в конкретных исторических, географических и природно-климатических условиях, обусловленный непременным включением рациональных знаний во все сферы, формы, средства и способы общественного бытия.

Человек — это сложное социально-биологическое существо, высший этап развития животного мира, субъект и результат общественно-полезной деятельности и общения.

Эстетика — философская наука, изучающая два взаимосвязанных феномена: эстетическое как результат творчества, отражающий ценностное отношение человека к миру, и сам процесс творчества, создающий совершенное, прекрасное, высокое.

Эстетический идеал — это совершенный образ, некоторое предельно завершенное представление о чем-то или о ком-то, получающееся в результате идеализации реально познанного в своей природе и сущности объекта, обладающего внутренней тенденцией к достижению степени прекрасного.

Эстетическое сознание как форма общественного сознания —совокупность конкретно-чувственных художественных образов, воображений, отражающих бытие через призму прекрасного и безобразного, специфическая форма освоения, осознания людьми действительности, объективные закономерности и принципы создания совершенных форм отражения сущностных признаков, внутренней природы реального мира.

Этика — философская наука, объектом изучения которой являются мораль как форма общественного сознания, совокупность норм и принципов поведения людей, основанных на критериях, базирующихся на добре, нравственность как внутренние духовные качества что?, включенные в жизнь человека, категории и закономерности возникновения, функционирования и развития морали и нравственности.

Этикет — устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе.

Юридическая этика — это вид профессиональной этики, совокупность философско-этических воззрений, отражающих содержание и функционирование моральных регулятивов, которые применяются в деятельности юристов, нравственных черт и свойств, которыми обязан обладать юрист как специалист, содержание морального кодекса его образа жизни, а также норм, правил, приемов и форм его труда, которые наполнены моральным и нравственным содержанием.

Явление — внешнее выражение сущности, внешняя форма, в которой предметы и процессы действительности находятся на поверхности, в среде своего бытия.

Язык — это исторически сложившаяся непротиворечивая система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире, являющаяся средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.



Литература

 

1. Алексеев, П. История философии : учебник // П. Алексеев. — М. : Проспект, 2014.

2. Алексеев, П. Философия // П. Алексеев, А. Панин. — М. : Проспект, 2013.

3. Геффдинг, Г. Учебник истории новой философии // Г. Геффдинг. — М. : Либроком, 2011.

4. Зотов, А. Философия // А. Зотов, В. Миронов, А. Разин. — М. : Проспект, 2014.

5. Иконникова, Г. История философии XIX — начала ХХI века // Г. Иконникова, Н. Иконникова. — М. : Инфра-М, 2011.

6. Канке, В. История, философия и методология естественных наук : учебник // В. Канке. — М. : Юрайт, 2014.

7. Колесник, М. Учебник понятной философии // М. Колесник. — М. : Береста, 2011.

8. Кохановский, В. Философия : учебник // В. Кохановский. — М. : КноРус, 2014.

9. Кузьменко, Г. Философия и методология науки : учебник // Г. Кузьменко, Г. Отюцкий. — М. : Юрайт, 2014.

10. Липский, Б. Философия : учебник // Б. Липский, Б. Марков. — М. : Юрайт, 2014.

11. Мамзин, А. История и философия науки : учебник // А. Мамзин, Е. Сиверцев. — М. : Юрайт, 2013.

12. Марков, Б. Философия // Б. Марков. — СПб. : Питер, 2013.

13. Матяш, Т. Философия : учебник // Т. Матяш, Л. Жаров, Е. Несмеянов. — М. : Феникс, 2014.

14. Островский, Э. История и философия науки // Э. Островский. — М. : Инфра-М, 2013.

15. Спиркин, А. Философия для технических вузов : учебник // А. Спиркин. — М. : Юрайт, 2014.

16. Степин, В. История и философия науки : учебник // В. Степин. — М. : Академический проект, 2014.

17. Стрельник, О. Основы философии // О. Стрельник. — М. : Юрайт, 2010.

18. Толпыкин, В. Основы философии // В. Толпыкин. — М. : Эксмо, 2010.

19. Хрусталев, Ю. Философия : учебник // Ю. Хрусталев. — М. : Академия, 2014.


Покупайте наши книги:

 

В офисе издательства «Юрайт»:

111123, г. Москва, ул. Плеханова, д. 4а,

тел.: (495)744-00-12, e-mail: sales@urait.ru, www.urait.ru

 

В логистическом центре «Юрайт»:

140053, Московская область, г. Котельники, мкр. Ковровый,

тел.: (495)744-00-12, e-mail: sales@urait.ru, www.urait.ru

 

В интернет-магазине «Юрайт»: www.urait-book.ru

e-mail: order@urait-book.ru, тел. тел.: (495)744-72-12,

 

Для закупок у единого поставщика в соответствии

с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ст. 93)

обращайтесь по тел.: (495)744-00-12, e-mail: sales@urait.ru, vuz@urait.ru

 

Учебное издание

 


Михалкин Николай Васильевич

 

Философия для юристов

 

 

Учебник и практикум для академического бакалавриата

 

 

Формат 60 х 90/16

Гарнитура «CharterITC». Печать офсетная.

Усл. печ. л. 000. Тираж 1000 экз. Заказ №

 

ООО «ИД Юрайт»

111123, г. Москва, ул. Плеханова, д. 4а

тел.: (495)744-00-12. E-mail: izdat@urait.ru, www.urait.ru

 


[1] См.: Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.73—77.

[2]. См.: Всемирная энциклопедия. Философия XX век / гл. науч. ред и сост. А. А. Грицанов. М., 2002. С. 814.

[3] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 251.

[4] См.: Гегель Г. Энциклопедия философских наук : в 3 т. / отв. ред. Е. П. Ситковский ; ред. кол.: Б. М. Кедров [и др.]. М., 1975—1977.

[5] Россинская Е. Р. Криминалистика : курс лекций. М., 2003. С. 8.

[6] Философская энциклопедия. М., 1967. Т. 4. С. 35.

[7] См.: Гегель Г. Лекции по философия истории. СПб. : Наука, 2000. С. 64—65.

[8] Амосов С. М. Истина и смысл правосудия // Российское правосудие. 2013. № 5. С. 21.

[9] См.: Россинская Е. Р. Криминалистика. С. 29—30.

[10] См.: Бартенев С. А. История и философия экономической науки. М. : Магистр, 2008. С. 58.

[11] См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М. : Мысль, 1972. Т. 3. С. 291.

[12] Философия / отв. ред. В. П. Кохановский. 16-е изд. Ростов н/Д, 2007. С. 452.

[13] См.: Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2007. C. 443 ; Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1987. С. 300.

[14] Философия науки / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. Ростов н/Д : Феникс, 2007. С. 369.

[15] См.: Стрельник О. Н. Философия : конспект лекций. М. : Юрайт-Издат, 2008. С. 11, 122.

[16] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 2011. С. 362.

[17] См.: Философия / под ред. В. Н. Лавриненко. 3-е изд. испр. и доп. М. : Юристъ, 2007. С. 10.

[18] Новый энциклопедический словарь. М. : Большая Рос. энциклопедия. С. 720.

[19] Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 364.

[20] Сычев А. А. Основы философии. М., 2008. С. 134.

[21] Философия науки / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. Ростов н/Д : Феникс, 2007. С. 369.

[22] См.: Андреев И. Д. Диалектическая логика. М. : Высшая школа, 1985. С. 19.

[23] Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М.: Русс. яз., 1989—1991. год и место издания Т. 2. С. 273.

[24] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 2011. С. 362.

[25] Гете И. В. Избранные философские произведения. М., 1964. С. 369.

[26] Философская энциклопедия. Т. 4. С. 305.

[27] Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Госиздат, 1960.год и место издания? Т. 23. С. 189.

[28] См.: Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С.25, 74.

[29] Этот период (XV—VI вв. до н.э) — ведический — по сути является предфилософией. Кроме того, в философии Древней Индии выделяют эпический период (VI—II вв. до н.э.), когда были написаны две поэмы — «Махабхарата» и «Рамаяна» — и сформировались основные философские школы Древней Индии, эпоху сутр — кратких философских трактатов, в которых рассматривались отдельные вопросы (II в. до н.э. — VII в. н.э.).

[30] Древнеиндийская философия. Начальный период. 2-е изд. М., 1972. С. 32.

[31] Древнеиндийская философия. Начальный период. 2-е изд. С. 49.

[32] Сам Будда, как считают некоторые исследователи, именовал себя Татхагата, что означает следующее: «Тот, Кто прошел («гата») этот путь («татха»). Другими словами, это значит, что Он стал тем, Кто завершил Благородный восьмеричный путь и достиг Нирваны.

[33] Досократическим данный период называют потому, что он длился до начала философской деятельности Сократа; философов той поры называют досократиками. Обычно среди них называют Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Зенона, Парменида, Демокрита и некоторых других мыслителей, которые, как правило, были основателями или активными участниками деятельности первых философских школ.

[34] См.: Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979. С. 6—9.

[35] См.: Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979. С. 203—208.

[36] См.: Соколов В. В. Средневековая философия. С. 399.

[37] См.: Соколов В. В. Средневековая философия. С. 399.

[38] См.: Соколов В. В. Средневековая философия. С. 407.

[39] Макиавелли Н. Государь // Избранные сочинения. М., 1982. С. 373.

[40] Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Его же. Сочинения : в 2 т. Т. 1. М., 1971. С. 420.

[41] Цит. по: Юсим М. А. Этика Макиавелли. М., 1990. С. 81.

[42] Макиавелли Н. Государь. С. 345.

[43] Мор Т. Утопия. М., 1978. С. 274.

[44] Мор Т. Утопия. С. 276—277.

[45] См.: Кампанелла Т. Город Солнца. О наилучшем государстве // Из сонетов Кампанеллы. М., 1954. С. 70—75.

[46] См.: Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 159.

[47] См.: Монтескье Ш. О духе законов. С. 167.

[48] См.: Монтескье Ш. О духе законов. С. 169.

[49] Монтескье Ш. О духе законов. С. 289.

[50] См.: Ламетри Ж. Сочинения. М., 1976. С. 489—492.

[51] См.: Ламетри Ж. Сочинения. С. 278.

[52] Руссо Ж-Ж. О влиянии наук на нравы. СПб., 1908. С. 4.

[53] Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1938. С. 3.

[54] См.: Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. М., 1938. С. 5—8.

[55] Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. М., 1969. С. 160.

[56] См.: Руссо Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Трактаты. М., 1969. С. 188.

[57] См.: Гольбах П. А. Избранные произведения : в 2 т. М., 1963. Т. 2. С. 88.

[58] Гольбах П. А. Избранные произведения. Т. 2. С. 93.

[59] Гольбах П. Здравый смысл, или Естественные идеи противопоставленные идеям сверхъестественным // Его же. Письма к Евгении. Здравый смысл. М., 1956. С. 303—305.

[60] См.: Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 229—331.

[61] Кант И. Собрание сочинений : в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 260.

[62] Гегель Г. В. Ф. Сочинения : в 14 т. М.:Гос.изд-во, Парт.изд-во, Соцэкгиз, Гос.изд-во полит. лит-ры, Изд.соц.-экон.лит-ры, 1929-1959. год и место издания Т.8. С. 27.

[63] Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 324.

[64] Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 340.

[65] Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 247.

[66] Гегель Г. В. Ф. Философия права. С. 250.

[67] См.: Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб., 1998.

[68] См.: Сухов А. Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М., 1995. С. 6—9.

[69] Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

[70] Считается, что в философских воззрениях, относящихся к периоду существования Древней Индии, Древнего Китая, вплоть до античной Греции, категория «бытие» не употреблялась. Тем не менее действительность всегда была объектом осмысления мыслителей-философов.

[71] Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. С. 296.

[72] См.: Всемирная энциклопедия. Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М. : АСТ ; Мн. : Хорвест : Современный литератор, 2001. С. 616.

[73] См.: Всемирная энциклопедия. Философия. С. 617.

[74] См.: Всемирная энциклопедия. Философия. С. 643.

[75] Библия. Книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета. Канонические. Бытие. М., 1994. С. 1—2.

[76]. См.: Фейербах Л. Избранные философские произведения : в 2 т. М.,1955. год Т. 1. С. 617—618.

[77] См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 546.

[78] См.: Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 571.

[79] См.: Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. С. 221—223.

[80]. См.: Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 2-е. М., 1976.

[81] Шекспир У. Как Вам это понравится // Полн. собр. соч. М., 1959. Т. 5. С. 170.

[82] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 712 ; Т. 23. С. 118 ; Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 167—168 ; Семенов Ю. И. Философия истории. М., 2003. С. 310.

[83] Барулин В. С. Социальная философия : учебник. 2-е изд. М., 2000. С. 224.

[84] Гегель Г. Соч. М. ; Л., 1934. Т. 7. С. 24.

[85] См.: Семенов Ю. И. Философия истории. С. 89.

[86] См.: Сен-Симон А. Избранные сочинения. Т. 1—2. М. ; Л., 1948.

[87] Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. 2-е изд. М.: Госиздат, 1959. год, место? Т. 13. С. 497. 

[88] Маркс К. К критике политической экономии // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. М.: Госиздат, 1959. год. Т. 13. С. 6—7.

[89] См.: Маркс К. Письмо в редакцию «Отечественных записок» // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. М.: Госиздат, 1961. Т. 19. С. 120.

[90] См.: Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб., 1995.

[91] См.: Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1 : Гешальт и действительность. М., 1993.

[92] См.: Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

[93] См.: Семенов Ю. И. Философия истории. С. 151.

[94] См.: Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. № 3. С. 23.

[95] См.: Семенов Ю. И. Философия истории. С. 234, 259, 425—435.

[96] См.: Аристотель. Соч. : в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 50—56.

[97]. В научной литературе как по юриспруденции, так и по философии данное понятие трактуется неоднозначно. Мы считаем, что правомочия человека — это «поле» возможных проявлений его активности, а также степень удовлетворения его потребностей и интересов, предопределенная совокупностью связей и взаимодействий, сложившихся в обществе, уровнем развития всех институтов общества и содержанием социальной зрелости людей.

[98] См.: Словарь философских терминов / науч. ред. Б. Г. Кузнецов. М. : ИНФРА-М, 2011. С. 393.

[99] Философия : курс лекций / под ред. В. Л. Калашникова. М., 2001. С. 316.

[100] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 583—584.  

[101] См.: Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М., 1999. С. 108—111.

[102] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 215.

[103] См.: Всемирная энциклопедия. Философия. ХХ век / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М., 2002. С. 317—318.

[104] Каузальное (от лат. causalis — причинный) — то же, что и причинное, то есть чем-то обусловленное, чем-то или кем-то вызванное.

[105] Данные позиции по философии науки были отражены в работах Р. Карнапа, О. Нейрата, Г. Фейгеля, М. Шлика и других ученых. Соприкасались и в какой-то степени были включены в логический позитивизм субъективно-идеалистические воззрения Э. Маха на природу научного знания, а также логический атомизм Б. Рассела и Л. Витгенштейна.

[106] См.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 7—9.

[107] Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 11.

[108] Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 135.

[109] См.: Латино-русский словарь / под ред. И. Х. Дворецкого. М., 1979. С. 852.

[110] См.: Греческо-русский словарь / под ред. А. Д. Вейсмана. М., 1991. С. 199.

[111] . Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965. С. 125.

[112]. Иначе говоря, обнаружение развития возможно только в результате рассмотрения неких временных, пространственных, ценностных и других отношений.

[113] Кузнецов Б. Г. Современная наука и философия. М., 1981. С. 176.

[114] См.: Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960.

[115] В некоторых культурах, например в буддизме, жизнь не рассматривается как высшая ценность.

[116] См.: Эллинские поэты. М., 1999.

[117] См.: Монтень М. Опыты. Кн.1. М., 1954. С. 266.

[118] См.: Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. С. 202. 

[119] См.: Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1930. С. 5—6.

[120] См.: Кондорсе Ж. А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. С. 258.

[121] См.: Базар С.-А. Изложение учения Сен-Симона. 1828—1829. М., 1961.

[122] Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1950. Т. 2. С. 10.

[123] Rommen H. Die ewige Wiederkehr des Naturrechts. 2 aufl., 1947. S. 4.

[124]. См.: Rommen H. Die ewige Wiederkehr des Naturrechts. S. 10.

[125] См.: Шафиров В. М. Естественно-позитивное право. Введение в теорию. Красноярск, 2004. С. 217.

[126] См.: Grote G. A Yistory of Greece. London, 1869. Vol. 3. P. 54—55.

[127] Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. М. : ИНИОН АН СССР, 1987. С. 7.

[128] Чистое учение о праве Ганса Кельзена. С. 70.

[129] См.: Шершеневич Ф. Г. Общая теория права. Вып. 1. М., 1911. С. 300.

[130] Основные задачи науки советского социалистического права. М., 1938. С. 183.

[131] См.: Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 82.

[132] Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002. С. 51.

[133] По мнению автора данного учебника, выделение большого перечня признаков сущности объекта исследования говорит лишь о том, что исследователь сущности не выявил. Сущностной признак объекта не может быть полиаспектным.

[134] См.: Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. С. 125.

[135] Нерсесянц В. С. Философия права : учебник для вузов. М., 2001. С. 34.

[136]. Нерсесянц В. С. Философия права. С. 35.

[137] Нерсесянц В. С. Философия права. С. 36.

[138] Нерсесянц В. С. Философия права. С. 37.

[139] Аквинский Ф. Сумма теологии // Антология мировой философии : в 4 т. Т. 1. Ч. 2. М., 1969. С. 831.

[140] Барулин В. С. Социальная философия. С. 524.

[141] См.: Заплатинский В. М. Терминология науки о безопасности // Bezhecnostna veda a bezpecnostne vzdelanie : Zb. prispevkov z medzinarodnej vedeckej konferencie. Место издания  Liptovskom Mikulasi, 2013. Эти данные списаны с источника

[142] См.: Семенов Ю. И. Философия истории. С. 560.

[143] Третьяков В. Правительство холопов // Независимая газета. 1997. 19 дек.

[144] См.: Социальное положение и уровень жизни населения России // Стат. сб. / Росстат. М., 2013.

[145] . См.: Экономическая безопасность России. М., 2005. С. 670-675.

[146] . См.: Болдырев Ю. Дурной тон // Литературная газета. 29 марта — 4 апреля 2010 г. № 13.

[147] А. Д. Тойнби использовал для характеристики представителей различных видов деятельности выражения «творческое меньшинство» и, в противоположность, «нетворческая масса», что соответствовало понятию «народ». В социологии также используются выражения типа «аристократы духа», «сливки общества» и «низы человечества».

[148] См.: История философии. М., 1941. Т. 2. С. 310.

[149] См.: Социальное положение и уровень жизни населения России.

[150]. Об этом свидетельствуют данные ИКСИ РАН, полученные в ходе исследования понимания российским обществом специфики и сущности глобализации.- См.: Рубеж. Альманах социальных исследований. №3. 2013. Источник?


Дата: 2018-11-18, просмотров: 264.