Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет систему правовых актов Туркменистана и разграничивает правовой статус видов правовых актов.

2. Настоящий Закон не регулирует:

1) порядок принятия, изменения и прекращения действия Конституции;

2) порядок принятия, изменения и прекращения действия нормативных решений Генгеша;

3) порядок заключения, выполнения, изменения и прекращения международных договоров Туркменистана;

4) порядок принятия, изменения и прекращения действия правовых актов индивидуального применения, установленных законодательством об административных правонарушениях, а также уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским и арбитражным процессуальным законодательством.

3. Принятие правового акта в письменной форме по результатам административного акта, то есть решения, распоряжения или иных властных мер административного органа, регулирующего определённые (конкретные) вопросы в сфере публичных правоотношений, имеющего внешнее воздействие и порождающего правовые последствия для физического или юридического лица, осуществляется в соответствии с Законом Туркменистана «Об административных процедурах».

Статья 3. Общие требования к правовым актам

Правовые акты должны соответствовать следующим общим требованиям:

1) содержать нормативные или другие властные правовые предписания;

2) приниматься всенародным референдумом или уполномоченными органами в порядке, установленном настоящим Законом;

3) должны быть обращены к неопределённым лицам или к определённым лицам;

4) должны быть направлены на регулирование общественных отношений;

5) должны быть направлены на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Статья 4. Виды правовых актов

Правовые акты подразделяются на следующие виды:

1) нормативные правовые акты;

2) ненормативные правовые акты.

Статья 8. Иерархия нормативных правовых актов

1. Конституция имеет высшую юридическую силу, законы и иные нормативные правовые акты принимаются на основе и в соответствии с Конституцией.

Законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции, не имеют юридическую силу, являются недействительными с момента их принятия и не применяются на территории Туркменистана.

2. Соотношение юридической силы нормативных правовых актов, кроме Конституции, соответствует следующим нисходящим уровням:

1) конституционные законы;

2) кодексы;

3) законы;

4) нормативные правовые постановления Меджлиса Туркменистана;

5) нормативные правовые указы Президента Туркменистана;

6) нормативные правовые постановления Президента Туркменистана;

7) нормативные правовые постановления Кабинета Министров Туркменистана;

8) нормативные правовые приказы министерств и отраслевых органов управления;

9) нормативные правовые постановления халк маслахаты, нормативные правовые постановления хякимов.

3. Нормативные правовые акты нижестоящего уровня не должны противоречить нормативным правовым актам вышестоящего уровня.

4. Место нормативного правового акта производного вида в иерархии определяется уровнем основного вида этого акта, которым утверждается указанный производный вид нормативного правового акта.

5. Нормативные решения Генгешей находятся вне иерархии нормативных правовых актов, установленной настоящей статьёй.

Статья 9. Конституционные законы

1. Конституционный закон – это закон, принятый Меджлисом Туркменистана или путём всенародного референдума, существенно затрагивающий основы конституционного строя Туркменистана.

2. По сравнению с другими нормативными правовыми актами конституционные законы имеют высокую юридическую силу после Конституции.

Статья 10. Кодексы

1. Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – это закон, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения, он обеспечивает полное системное регулирование определённой отрасли общественных отношений.

2. Кодексы имеют высшую юридическую силу по отношению к другим законам, а Гражданский кодекс Туркменистана обладает высшей юридической силой по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Статья 11. Законы

1. Закон – нормативный правовой акт, принимаемый всенародным референдумом, Меджлисом Туркменистана, а в случаях, предусмотренных Конституцией, – Президентом Туркменистана, регулирующий важнейшие общественные отношения, устанавливающий основополагающие принципы и нормы.

2. Исключительно законом регулируются:

1) основные права, свободы и обязанности граждан, способы их защиты и обеспечения;

2) порядок формирования и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

3) отношения гражданства Туркменистана;

4) вопросы, связанные с государственной безопасностью и обороной;

5) отношения собственности;

6) организация управления экономикой, социально-культурным строительством;

7) бюджетно-финансовая система, ценообразование и налогообложение;

8) вопросы уголовного, административного и гражданского законодательства Туркменистана;

9) судопроизводство;

10) вопросы создания и деятельности общественных объединений;

11) правовой статус средств массовой информации;

12) вопросы, связанные с охраной окружающей среды.

Законом могут регулироваться также и другие вопросы общегосударственного значения.

3. Вопрос об утверждении закона, принятого Президентом Туркменистана, рассматривается на очередной сессии Меджлиса Туркменистана и в случае, если он не утверждён, этот закон утрачивает юридическую силу с момента принятия Меджлисом Туркменистана соответствующего постановления.

Статья 28. Требования к содержанию и стилю изложения текста нормативного правового акта

1. Компетенция и функции государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться нормативными правовыми актами в соответствии с законодательством с чётким разграничением по уровню государственного управления.

2. Текст нормативного правового акта должен быть напечатан одним шрифтом.

3. Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного государственного языка, юридической терминологии и требований к оформлению правовых актов, его положения должны быть предельно краткими, содержать чёткий и не подлежащий различному толкованию смысл.

В нормативном правовом акте не допускается употребление устаревших и многозначных слов, выражений, метафор, а также сокращений слов, а также повторное изложение одной и той же правовой нормы.

В переводах нормативного правового акта с государственного языка на другие языки должны быть ссылки на это.

4. В законодательном акте могут быть установлены основные принципы правового регулирования, основные понятия, используемые в его тексте, порядок и условия применения других нормативных правовых актов после вступления в силу законодательного акта.

В переходных положениях законодательного акта отражается порядок регулирования отношений до его введения в действие, устанавливаются сроки и способы перехода к новым нормам права.

В заключительных положениях законодательного акта закрепляются нормы о введении в действие данного акта, о признании утратившим силу или об отмене ранее принятого акта, при необходимости, с целью реализации этого акта излагаются требования о принятии актов другими государственными органами.

Требования, установленные настоящей частью, не распространяются на постановления Меджлиса Туркменистана.

5. Поручения в нормативных правовых актах должны адресоваться государственным органам или, при необходимости, их руководителям.

По отношению к государственным органам, не подчинённым лицу, дающему поручение, в нормативных правовых актах поручения должны излагаться в рекомендательной форме или по согласованию с ними. В последнем случае ниже подписи уполномоченного лица органа, принявшего нормативный правовой акт, располагается пометка «согласовано», полное наименование органа, с которым осуществлено согласование, должность, фамилия, подпись и дата согласования.

6. В тексте нормативного правового акта наименования государственных органов и других организаций излагаются полностью в соответствии с официальным названием и единообразно.

Для обеспечения более простой формы и лаконичности текста нормативного правового акта допускается сокращение наименований государственных органов и других организаций с расшифровкой значения сокращения в самом тексте нормативного правового акта.

Если в тексте нормативного правового акта неоднократно употребляется то или иное понятие, выражаемое группой слов, то это понятие даётся полностью, где оно использовано первый раз, при этом в скобке указывается сокращение (условное обозначение), которым оно далее обозначается.

7. В тексте нормативных правовых актов не допускаются обозначение абзацев дефисами или иными знаками, выделение и подчеркивание снизу отдельных слов и словосочетаний.

8. В верхнем правом углу первой страницы нормативного правового акта производного вида должна быть изложена ссылка на основную форму нормативного правового акта, утвердившего её, дату его принятия и регистрационный номер.

Статья 30. Оформление нормативных правовых актов о внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты

1. Изменение нормативного правового акта или внесение в него дополнений осуществляется путём принятия такого же по виду и юридической силе нормативного правового акта.

При внесении изменений или дополнений в нормативный правовой акт излагается суть изменений или представляется новая редакция соответствующей статьи, части, пункта нормативного правового акта.

2. В названии нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений или дополнений в нормативный правовой акт, должна быть ссылка на форму, дату принятия, регистрационный номер и название акта, за исключением законодательных актов.

В названии законодательных актов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в законодательные акты, должна быть ссылка на их форму и название.

Если нормативным правовым актом вносятся изменения или дополнения в несколько нормативных правовых актов, то об этом указывается в названии нормативного правового акта.

Если нормативным правовым актом вносится изменение или дополнение в производный вид нормативного правового акта, то в его названии необходимо указать название производного вида нормативного правового акта, а также дату принятия, номер и форму основного вида нормативного правового акта, которым он утверждён.

3. В тексте проекта законодательного акта о внесении изменений или дополнений в законодательные акты указываются дата принятия указанных законодательных актов, форма, название, а также в скобках – название официального издания, год, номер и статья их первоначального опубликования, а в случае внесения в них изменений или дополнений – год, номер и статья, под которыми опубликованы соответствующие законодательные акты в официальном издании, в соответствии с настоящим Законом.

В тексте проекта нормативного правового акта, кроме законодательных актов, о внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты указываются название, дата принятия, регистрационный номер, форма указанных нормативных правовых актов, а также в скобках – название официального издания, год, номер и статья, под которыми они были первоначально опубликованы, в соответствии с настоящим Законом, если нормативный правовой акт подлежал официальному опубликованию.

В тексте нормативного правового акта о внесении изменений или дополнений в нормативный правовой акт, прошедший государственную регистрацию, дополнительно указывается номер, под которым он зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Туркменистана.

4. В случае внесения изменений и дополнений в норму права, принятую нормативным правовым актом о внесении изменений и дополнений, но не введенную в действие, такие изменения и дополнения вносятся в нормативный правовой акт о внесении изменений и дополнений.

5. При изменении или дополнении трёх и более нормативных правовых актов составляется перечень, оформляемый отдельным приложением.

Указанное требование не распространяется на законодательные акты.

6. Все изменения или дополнения, вносимые в один и тот же нормативный правовой акт, предусматриваются одной частью или пунктом. Нормативные правовые акты, в которые вносятся изменения или дополнения, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы (в отношении законодательных актов), а также в хронологическом порядке по дате их принятия.

Нормативные правовые акты, принятые в пределах одной и той же даты, указываются в соответствии с их регистрационными номерами или номерами статей в официальных источниках опубликования.

7. Новые структурные элементы, а также приложения включаются в текст нормативного правового акта под последующими порядковыми номерами за последним структурным элементом или между структурными элементами того же вида.

В случае, если нормативный правовой акт дополняется приложением, в его текст вносится норма о дополнении нормативного правового акта приложением или нормативным правовым актом производного вида.

8. При внесении изменений или дополнений в текст нормативного правового акта в объёме, превышающем половину текста нормативного правового акта, принимается его новая редакция.

Единицей определения объёма при оформлении проектов законов в новой редакции является статья, а иного нормативного правового акта – часть.

Статья 31. Оформление нормативных правовых актов о признании утратившими силу или отмене нормативных правовых актов

1. Признание утратившим силу или отмена нормативного правового акта осуществляется путём принятия такого же по виду и юридической силе нормативного правового акта.

2. Если нормативные правовые акты или их структурные элементы противоречат вновь принятому нормативному правовому акту или поглощаются им, они подлежат признанию утратившими силу.

3. При признании утратившим силу нормативного правового акта вышестоящего уровня также подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты нижестоящего уровня, принятые для его реализации.

Данное требование также распространяется на случаи, когда из нормативного правового акта вышестоящего уровня исключаются отдельные нормы права, если нормативные правовые акты нижестоящего уровня приняты для реализации указанных исключающихся норм.

4. В тексте проекта законодательного акта о признании утратившими силу законодательных актов указываются дата принятия, название указанных законодательных актов, а также в скобках – название официального издания, год, номер и статья, под которыми они были первоначально опубликованы.

В тексте проекта нормативного правового акта, кроме законодательных актов, о признании утратившими силу нормативных правовых актов указываются название, дата принятия, регистрационный номер указанных нормативных правовых актов, а также в скобках – название официального издания, год, номер и статья, под которыми они были первоначально опубликованы в официальном издании в соответствии с настоящим Законом, если нормативный правовой акт подлежал официальному опубликованию.

В тексте нормативного правового акта о признании утратившим силу нормативного правового акта, прошедшего государственную регистрацию, дополнительно указывается номер его регистрации в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Туркменистана.

5. Перечень нормативных правовых актов или их структурных элементов, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием нормативного правового акта, должен быть указан в самом нормативном правовом акте или в акте о порядке введения его в действие.

6. При признании утратившими силу нескольких нормативных правовых актов или их структурных элементов может составляться перечень, оформляемый отдельным приложением.

В перечне нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы (в отношении законодательных актов), а также в хронологическом порядке по дате их принятия.

7. При признании структурных элементов нормативного правового акта утратившими силу такие элементы исключаются, но их номера сохраняются. К сохранившемуся номеру добавляется ссылка на дату принятия, номера, форму нормативного правового акта о признании нормативного правового акта (или его структурного элемента) утратившим силу, а также название официального издания, год, номер и статья, под которыми оно было опубликовано. Нумерация сохранившихся структурных элементов не изменяется.

8. Если в нормативном правовом акте признаётся утратившей силу большая по объёму часть нормативного правового акта, то в перечень для признания утратившими силу включается весь нормативный правовой акт с оговоркой о структурных элементах, сохраняющих свою юридическую силу.

Если в нормативном правовом акте признается утратившей силу меньшая по объёму часть нормативного правового акта, то в перечень для признания утратившими силу включаются только те структурные элементы, которые подлежат признанию утратившими силу.

В этих случаях объём нормативного правового акта определяется в соответствии с частью восьмой статьи 30 настоящего Закона.

9. Подлежат признанию утратившими силу также нормативные правовые акты, дублирующие нормы права других нормативных правовых актов и не содержащие новых норм права.

10. Совместно с основным нормативным правовым актом подлежат признанию утратившими силу нормативные правовые акты (или их структурные элементы), которыми в него были внесены изменения или дополнения. В случаях неоднократного изменения редакции какого-либо нормативного правового акта или его структурного элемента, подлежащего признанию утратившим силу, в перечень включаются в виде самостоятельных пунктов все нормативные правовые акты, которыми вносились изменения или дополнения в основной нормативный правовой акт.

11. В случае, если нормативным правовым актом признаётся утратившим силу другой нормативный правовой акт или его структурный элемент, в котором предусматривалось признать утратившими силу нормативные правовые акты, последние не возобновляют своё действие.

12. Не вступившие в силу нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты и их структурные элементы, срок действия которых истёк, не могут быть признаны утратившими силу. При необходимости такие нормативные правовые акты и их структурные элементы могут быть отменены.

В случае, если в нормативном правовом акте наряду с нормами права, срок действия которых истёк, содержатся и нормы права, подлежащие признанию утратившими силу, то в перечень включается весь нормативный правовой акт.

13. Если нормативный правовой акт содержит указание на приложение, которое подлежит признанию утратившим силу, то в этом случае в перечень включается только структурный элемент данного нормативного правового акта, а приложение отдельно не оговаривается.

Если в нормативном правовом акте наряду с утверждением приложения содержится норма права, сохраняющая свое действие, а приложение подлежит признанию утратившим силу, то в этом случае в перечень включается основной структурный элемент, относящийся к приложению, а приложение отдельно не оговаривается.

14. Если признанию утратившими силу подлежат отдельные структурные элементы нормативного правового акта полностью, а другие структурные элементы - частично, то вначале указываются структурные элементы, полностью подлежащие признанию утратившими силу.

Статья 32. Оформление приложений к нормативным правовым актам

1. Приложения являются неотъемлемой частью нормативного правового акта, и они утверждаются его основным структурным элементом.

2. В случае необходимости к нормативному правовому акту отдельными приложениями оформляются таблицы, схемы, карты, перечни и другие вспомогательные документы.

3. В правом верхнем углу первой страницы приложения должно быть указание на вид нормативного правового акта, в соответствии с которым оно утверждено, дату принятия акта и его регистрационный номер.

4. В случае, если к нормативному правовому акту имеются несколько приложений, в правом верхнем углу первой страницы каждого приложения указываются его порядковый номер, а также вид нормативного правового акта, в соответствии с которым оно утверждено, дата принятия акта и его регистрационный номер. Если приложение к нормативному правовому акту одно, то оно не нумеруется.

5. Оформление приложений к нормативным правовым актам с грифами секретности или пометкой «Для служебного пользования» осуществляется в соответствии с настоящей статьёй и требованиями законодательства.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет систему правовых актов Туркменистана и разграничивает правовой статус видов правовых актов.

2. Настоящий Закон не регулирует:

1) порядок принятия, изменения и прекращения действия Конституции;

2) порядок принятия, изменения и прекращения действия нормативных решений Генгеша;

3) порядок заключения, выполнения, изменения и прекращения международных договоров Туркменистана;

4) порядок принятия, изменения и прекращения действия правовых актов индивидуального применения, установленных законодательством об административных правонарушениях, а также уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным, гражданским и арбитражным процессуальным законодательством.

3. Принятие правового акта в письменной форме по результатам административного акта, то есть решения, распоряжения или иных властных мер административного органа, регулирующего определённые (конкретные) вопросы в сфере публичных правоотношений, имеющего внешнее воздействие и порождающего правовые последствия для физического или юридического лица, осуществляется в соответствии с Законом Туркменистана «Об административных процедурах».

Статья 3. Общие требования к правовым актам

Правовые акты должны соответствовать следующим общим требованиям:

1) содержать нормативные или другие властные правовые предписания;

2) приниматься всенародным референдумом или уполномоченными органами в порядке, установленном настоящим Законом;

3) должны быть обращены к неопределённым лицам или к определённым лицам;

4) должны быть направлены на регулирование общественных отношений;

5) должны быть направлены на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 199.