КАКОВЫ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует шесть основных функций взаимодействия субъектов педагогического процесса при оптимальном пе­дагогическом общении:

конструктивная — педагогическое взаимодействие пре­
подавателя и студента при обсуждении и разъяснении
содержания знаний и практической значимости по пред­
мету;

организационная — организация совместной учебной дея­
тельности преподавателя и студента, взаимной личност­
ной информированности и общей ответственности за ус­
пехи учебно-воспитательной деятельности;

коммуникативно-стимулирующая — сочетание различных
форм учебно-познавательной деятельности (индивидуаль­
ной, групповой, фронтальной), организация взаимопо­
мощи с целью педагогического сотрудничества; осведом­
ленность студентов о том, что они должны узнать, понять
на занятии, чему научиться;

информационно-обучающая ~ показ связи учебного пред­
мета с производством для правильного миропонимания
и ориентации студента в событиях общественной жизни;
подвижность уровня информационной емкости учебных
занятий и ее полнота в сочетании с эмоциональным из­
ложением учебного материала, опорой на наглядно-чув­
ственную сферу студентов;

эмоционально-коррегирующая — реализация в процессе
обучения принципов «открытых перспектив» и «побед­
ного" обучения в ходе смены видов учебной деятельнос­
ти; доверительного общения между преподавателем и сту­
дентом;

контрольно-оценочная — организация взаимоконтроля обу­
чающего и обучаемого, совместное подведение итогов и
оценки с самоконтролем и самооценкой.

Наиболее распространенными являются пять причин, препятствующих установлению оптимального педагогиче­ского общения между преподавателем и обучаемыми:

• педагог не считается с индивидуальными особенностями
студента, не понимает его и не стремится к этому;

 


Часть II. Педагогика

студент не понимает своего преподавателя и потому не
принимает его как наставника;

 действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;

 преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студен­та, унижает его достоинство;

студент сознательно и упорно не принимает требований
преподавателя или, что еще серьезнее, — всего коллек­
тива.

6.7. КАКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА НУЖНЫ ПЕДАГОГУ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ?

Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей:

1) интерес к людям и работе с ними, наличие потребнос­
ти
и умений общения, общительность, коммуникатив­
ные качества;

2) способность эмоциональной эмпатия и понимания лю­
дей;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечи­
вающее умение быстро и правильно ориентироваться в
меняющихся условиях общения, быстро изменять рече­
вое воздействие в зависимости от ситуации общения,
индивидуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в об­
щении;

5) умение управлять собой, своим психическим состояни­
ем, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять
настроением, мыслями, чувствами, умение снимать
мышечные зажимы;

6) способность к спонтанности (неподготовленной комму­
никации);

7) умение прогнозировать возможные педагогические си­
туации, последствия своих воздействий;

8) хорошие вербальные способности: культура, развитость
речи, богатый лексический запас, правильный отбор
языковых средств;


483_______________________ Раздел 6. Педагогическое общение

9) владение искусством педагогических переживаний, кото­
рые представляют собой сплав жизненных, естествен­
ных переживаний педагога и педагогически целесооб­
разных переживаний, способных повлиять на студентов
в требуемом направлении;

10) способность к педагогической импровизации, умение
применять все разнообразие средств воздействия (убеж­
дение, внушение, заражение, применение различных при­
емов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

«приспособления» — система приемов (мимических, рече­
вых, психологических): одобрение, совет, недовольство,
намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ,
доверие, пожелание и пр. (до 160 видов);

«пристройки или достройки» — приспособление своего тела,
интонации и стиля общения к другому человеку для того,
чтобы затем приспособить его поведение к целям педа­
гога;

• усиление воздействия через повышение голоса в начале
фразы по сравнению с предыдущей; смена способов сло­
весного воздействия: переход от сложного к простому,
от простого к сложному; рельефное выделение фраз; рез­
кая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения нео­жиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения:

1) естественный тип: плодотворные импровизационные дей­
ствия не вызывают у педагога психологических и эмо­
циональных затруднений;

2) напряженно-преобразовательный тип: происходит моби­
лизация всех ресурсов личности на преодоление воз­
никшей трудности;

3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение
педагога от преодоления неожиданной педагогической
ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно-тормозной тип: расстерянность и полная
заторможенность действий педагога;

 


Часть II. Педагогика

5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно,
бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять
собой или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но
не способен их преобразовать в педагогически целесооб­
разные переживания и действия.












































































Дата: 2018-12-21, просмотров: 308.