ЧТО ТАКОЕ ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Законы дидактического учебно-воспитательного процесса выражают устойчивые внутренние связи, отражающие функционирование и развитие процесса воспитания, обу­чения. Можно выделить следующие основные законы.  Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс вли­яния общественных отношений, социального строя и со­циального заказа на формирование всех элементов вос­питания и обучения.

• Закон воспитывающего и развивающего обучения рас­крывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности.


 


403 Раздел 2. Теоретические и методические основы обучения

• Закон обусловленности обучения и воспитания характе­
ром деятельности учащихся раскрывает соотношение меж­
ду способами организации обучения, деятельностью уче­
ников и результатами обучения.

• Закон целостности и единства педагогического процесса
раскрывает необходимость гармонического единства ра­
ционального, эмоционального, содержательного, опера­
ционного, мотивационного компонентов педагогическо­
го процесса.

• Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обу­
чении.

• Закон единства и взаимообусловленности индивидуаль­
ной и коллективной организации учебной деятельности.

Закономерности обучения — это объективные, суще­ственные, устойчивые связи между составными компонен­тами процесса обучения, но эти связи, зависимости носят преимущественно вероятностно-статистический характер, проявляются как тенденция, то есть не в каждом отдель­ном случае, а в некотором множестве случаев.

Выделяются внешние закономерности процесса обуче­ния и внутренние. Первые характеризуют зависимость обу­чения от общественных процессов и условий, от социаль­ной и политической ситуации, уровня культуры и пр.

К внутренним закономерностям процесса обучения от­носятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Назовем ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при нали­чии определенных условий:

• обучающая деятельность преподавателя носит и воспиты­
вающий характер (но в зависимости от условий это вос­
питательное воздействие может иметь большую или мень­
шую силу, может быть положительным и отрицательным);

• зависимость между взаимодействием педагога и ученика
и результатами обучения (чем интенсивнее, сознательнее
учебно-познавательная деятельность ученика, тем выше
качество обучения);

• прочность усвоения учебного материала зависит от систе­
матического повторения изученного, от включения его в
ранее пройденный и в новый материал;


Часть II . Педагогика

зависимость развития умений учащихся от применения поисковых методов, проблемного обучения; зависимость формирования понятий в сознании обучае­мых от специальной познавательной деятельности по выделению существенных признаков, явлений, по сопо­ставлению различных понятий.

2.8. В ЧЕМ СОСТОИТ СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И КАКОВА ЕГО СТРУКТУРА?

Обычно обучение характеризуют так: это передача че­ловеку определенных знаний, умений и навыков. Но зна­ния нельзя просто передать и получить, это может про­изойти только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появится. Следовательно, отно­шение «педагог — ученик» не может быть сведено к отно­шению «передатчик — приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Фран­цузский физик Паскаль верно подметил: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс ак­ тивного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности, Л пе­дагог создает для активности обучаемого необходимые усло­вия, направляет, т. е. контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состо­ит в максимальном приспособлении знаковых и веществен­ных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогиче­ ский процесс организации и стимулирования активной учеб­ но-познавательной деятельности учащихся по овладению на­ учными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может


Раздед 2. Теоретические и методические основы обучения

лишь формально отсиживать время на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: стимулиро­ вание учебно-познавательной активности обучаемых; органи­зация их познавательной деятельности по овладению науч­ными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравствен­но-эстетической культуры.























Дата: 2018-12-21, просмотров: 216.