Специфика философского знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План проведения:

1. Предпосылки возникновения философии

2.  Предмет философии, специфика философского знания

3. Структура философского знания

4. Роль философии в культуре и в формировании личности.

5.

Примерные темы рефератов:

1. Характеристики философского знания: системность, логическая обоснованность, всеобщность положений и выводов.

2. Понятийно-категориальный инструментарий философии.

3. Миф, религия, философия как формы мировоззрения

4. Знание философское и научное: основные отличия.

5. Культура в жизни общества и человека.

 

Основные понятия темы: абстракция, категория, логика, мораль, нравственность, объект, предмет, понятие, термин, философия, этика, знание, основные вопросы философии, миф, религия, методология, метод.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите предпосылки возникновения философии и раскройте их основное содержание.

2. Можно ли считать философию наукой?

3. Какие критерии использует философия для обоснования своих положений?

4. Каковы особенности философского инструментария?

5. Каковы функции философии?

 

Тема 1.2. Основные проблемы философии. Философия как

Мировоззрение и методология

План проведения:

1. Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

2. Философские направления: материализм, идеализм, рационализм, сенсуализм, гностицизм.

3. Метафизика и диалектика.

4. Философия как мировоззрение.

 

Примерные темы рефератов:

1. Особенности классической модели Универсума.

2. Неклассическая и постнеклассическая модели Универсума: основные черты.

3. Гносеология: определение, основные категории, методы (метафизика, диалектика, феноменология, герменевтика, экзистенциальный метод, синергетика).

4. Аксиология: определение, предмет исследования, функции, базовые ценности жизни человека.

5. Онтология: определение, основные категории, основные подходы к проблеме бытия.

6. Особенности философии как мировоззрения.

7. Наука как мировоззрение.

8. Европейское и восточное мировоззрение: основные черты.

 

Основные понятия темы: агностицизм, бытие, гилозоизм, гностицизм, деизм, диалектика, дуализм, знание, идеализм, иррационализм, истина, материализм, метафизика, методология, монизм, дуализм, пантеизм, плюрализм, рационализм, релятивизм, эмпиризм, синергетика, сущее.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Как понимаются категории пространства и времени в классической  и неклассической модели Универсума?

2. Каковы отличительные черты философского знания?

3. Как связаны между собой понятия «ценности» и «смысл»?

4. Как звучит «основной» вопрос философии и в чём его смысл?

5. В чем отличие философской проблемы от научной?

6. Какие вопросы составляют философскую проблему бытия?

7. Какие виды мировоззрения Вы можете назвать и их главные отличия?

8. Как решается вопрос о первоначале мира в материализме, объективном и субъективном идеализме?

 

Цитаты:

Лао Цзы: «Знающий не говорит, говорящий не знает»

Пифагор Самосский: «Старайся прежде быть мудрым, а ученым - когда будешь иметь свободное время»

Иммануил Кант: «Последние цели разума (философии) – предавать эвристическую ценность всем другим видам и формам знания, выявляя их практическую значимость для человека»

Карл Маркс: «В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира»

Эдмунд Гуссерль: «Науке нечего сказать об убожестве нашей жизни. Наука изначально исключает самые жгучие проблемы человека, который чувствует себя оставленным на произвол судьбы»

Примерные вопросы к тестовым заданиям:

1. Перечислите функции философского знания:

2. Каковы объекты философского познания:

3. Перечислите фундаментальные проблемы философии (не менее трех)

4. Перечислите разделы философского знания:

5. Какие объекты философского осмысления относятся к феноменам «медицинской реальности»?

6.В основу, какой модели универсума легли философские идеи И. Ньютона и Р. Декарта?

7. Что обозначает принцип детерминизма в философии?

8. Эволюция мира мыслится как его «поддержание (сохранение)» в:

а) диалектике                                     б) метафизике

в) схоластике                                     г) герменевтике

9. Что понимается в философии под субстанцией?

10. Человек это реальность:  

а) физическая б)                        в)                         г)

 



МОДУЛЬ 2.

Сознание представляет собой многозначное понятие. Невозможно строго логично определить категорию «Сознание», поскольку нет реального феномена, который можно было бы связать с ней. Сознание представляет собой парадокс. Акты сознания с одной стороны очевидны (т.к. «я могу транслировать, выражать»), с другой стороны нет (т.к. «я не могу ничего утверждать о сознании другого»).

Релевантными понятиями являются психика, душа, дух, самосознание, бессознательное, рефлексия.

Способы определения «Сознания»:

1. Сознание есть «Идеальное» (субъективная и объективная реальность) в противоположность «Материальному».

2. Сознание как оппозиция бессознательному.

3. Сознание как свойство человеческой психики в противоположность психике животных.

4. Сознание как состояние бодрствования в противоположность сну.

Идеальное как субъективная реальность есть совокупность психических процессов. Идеальные процессы – суть содержания сознания. Субъективная реальность – целостное образование. Всякий компонент этого образования есть психический процесс. Целостность субъективной реальности есть её персональность (уникальность внутреннего мира человека, выражаемое категорией «Я» – интегрирующей все психические функции человека). Эта целостность есть всегда историческое, биографическое, социально заданное образование – некий континуум, в котором происходит формирование всех наших образов, волевых интенций

Единство «Я» и «Не Я» выражает фундаментальное интрасубъективное отношение, которое формирует смысловой каркас. «Я» и «Не Я» всегда образует динамический биполярный контур, в котором всегда происходит движение или содержание субъективной реальности.

Бессознательное – 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Бессознательные процессы, в отличие от сознательных, ни при каких условиях не могут регулироваться и не могут быть предметом теоретического анализа (в отличие от предсознательных процессов).

К области бессознательного принадлежат инстинкты, автоматическое поведение, забытый опыт, архетипы, недостаточное внимание, воспоминания, комплексы, творческие импульсы, самоинтенция, защитные механизмы психики и др.

Подвергшись негативным воздействиям извне или опасаясь их, человек нередко прибегает к реакциям, которые нейтрализуют внутренний конфликт. Эти реакции выдаются непроизвольно и называются защитными механизмами психики. К ним относятся замещение, отрицание, подавление и вытеснение, проекция или перенос, регрессия, рационализация, сублимация.

Под измененными состояниями сознания понимают процесс деформации структуры субъективной реальности в наличных актах. Феномены ИСС: дереализация, деперсонализация, множественная личность, повышенная концентрация внимания, доминирующие идеи в сознании, персонификация животных и предметов, эмоционально обусловленные состояния психики человека.

Психофизическая проблема («психика-мозг», «mind-body problem») –в широком смысле – вопрос о месте психического в природе, об отношении материального и духовного; в узком – проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов.

Методологические принципы: монизм, дуализм, плюрализм, психофизическое взаимодействие, психофизический параллелизм.

Основные подходы:

Методологическим постулатом физикалистского подхода является убеждение, что психическая реальность не может быть выделена как самостоятельная, поэтому она должна быть описана как физическая или физиологическая. Все события и отношения, в том числе и ментальные, являются проявлениями физических событий и отношений. Психическое редуцируется к физиологии по типу биопсихохимических копий.

Девизом бихевиоризма стало представление о деятельности как поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Это понятие зародилось в русской науке в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Категория деятельность в структурном смысле включает в себя – цель, задачу, операцию, мотив. Основная формула бихевиоризма: «стимул – реакция» (S-R).

Методологическими постулатами информационно-функционального подхода являются следующие положения:

1. Информация необходимо воплощена в своем физическом (материальном) носителе, который является определенной кодовой формой ее существования.

2. Информация инвариантна по отношению к физическим свойствам своего носителя, т.е. может кодироваться по-разному («принцип инвариантности»).

Поскольку информация существует исключительно в кодовой форме, это может означать лишь одно: преобразование непонятного для данной системы кода в понятный. После того как найден и закреплен способ такого преобразования, «чуждый» код становится для самоорганизующейся системы «естественным», что знаменует акт ее развития.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 289.