Периодизация возрастного развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возрастные периоды определяются в соответствии с общей концепцией психического развития в представле­нии конкретного автора. Это можно было заметить из ма­териалов по истории психологии. У разных авторов воз­растные периоды почти совпадают, а трактовки сущест­венно отличаются. Периоды намечены эмпирически по формам организации и воспитания детей: грудной или младенческий, дошкольный, школьный.

Л. С. Выготский предлагает положить в основу пе­риодизации два показателя: динамический и содержатель­ный. Первый характеризует периоды как спокойные, ли- тические, или как бурные, критические. Второй показа­тель выражает, какие психологические новообразования возникают в данном возрасте. По мысли Л. С. Выготско­го, каждая функция, каждое свойство личности возникает и достигает пика развития в свои календарные сроки, ког­да период созревания организма и формы взаимодействия со средой совпадают. Это оптимальный период развития функции. А дальше она затухает и уже не является глав­ной в структуре личности.

Развивая эти идеи, А. Н. Леонтьев предложил де- ятельностный подход к периодизации развития. Базо­вым стало понятие ведущей деятельности, то есть такой формы взаимодействия со взрослым, какая наиболь­шим образом обеспечивает развитие ребенка в данном возрасте, в соответствии с процессом созревания его организма. В одном возрасте ведущим является интим­но-эмоциональное общение, в другом - игра, в треть­ем - учение.

Этот подход развивает Д. Б. Эльконин. В работе «К проблеме периодизации психического развития в дет­ском возрасте» (1971 г.) он показывает два уровня усвое­ния социального опыта: опыта взаимоотношений и опыта представлений, способов, знаний.

Соответственно выделяются два типа деятельности:

I - направленная на познание предметов и развитие познавательной сферы и

II - направленная на познание взаимоотношений с людьми и развитие личностной сферы.

По мысли Эльконина, два типа деятельности пери­одически сменяют друг друга - то один, то другой стано­вится ведущим, определяя характеристику возраста. Противоречия, несоответствие между уровнем развития взаимоотношений с окружающими и уровнем знаний и способов действий приводят к смене направленности деятельности и смене возраста. Так, накопление знаний и умений в младшем школьном возрасте пробуждает чув­ство взрослости, потребность в изменении отношений с окружающими и переход к подростковому возрасту.

Общая характеристика периодов детства по Д. Б. Эльконину представлена в таблице 2.

Таблица 2

Возраст­ной период Ведущая деятель­ность Направ­ленность познава­тельной деятельно­сти Какая сфера психики преимущест­венно развивается Новообразо­вания возраста
Младен­ческий (0-1 г.) Непо­средст­венное эмоцио­нальное общение Познание отноше­ний Личностная (потребност- но-мотиваци- онная) Потребность в общении. Эмоциональ­ные отноше­ния
Раннее детство (1-3 г.) Предмет- но-мани- пулятив- ная деятель­ность Познание предмета Познаватель­ная Речь и наглядно- действенное мышление
Дошколь­ный возраст (3-7 лет) Ролевая игра Познание отноше­ний Личностная (потребност- но-мотиваци- онная) Потребность в обществен­но-значимой и обществен­но оценивае­мой деятель­ности
Младший школьный возраст (7-11 лет) Учение Познание начал наук, свойств объектов действи­тельности Интеллекту­ально-позна­вательная Произволь­ность. Внут­ренний план действия. Са­моконтроль. Рефлексия

 

Возраст­ной период Ведущая деятель­ность Направлен­ность по­знаватель­ной дея­тельности Какая сфера психики преимущест­венно развивается Новообра­зования возраста
Подрост­ковый возраст (il­ ls лет) Деятель­ность об­щения в процессе учения, труда и досуга Познание системы от­ношений в разных ситуациях Личностная (потребност- но-мотиваци- онная) Стремле­ние к «взрослос­ти», само­оценка, подчинение нормам коллектив­ной жизни
Старший школьный возраст (15- 17 лет) Учебно- професси­ональная деятель­ность Познание профессии Познаватель­ная Мировоз­зрение, профессио­нальные интересы

 

Проблему периодизации развития нельзя при­знать до конца решенной. Д. И. Фельдштейн считает главным в возрастной периодизации показать становле­ние ребенка членом общества и выделяет две узловые фазы развития. На первой фазе - от 0 до 10 лет - соци­ализация и становление личности происходит на уровне еще не развитого самосознания. Ребенок овладевает действиями через подражание и усваивает нормы пове­дения под влиянием оценок взрослого. На второй фа­зе - от 10 до 17 лет - происходит активное самопостро­ение личности на основе развития самосознания и в по­зиции общественно-ответственного субъекта. Однако и Д. Б. Эльконин, и Д. И. Фельдштейн ограничивают периодизацию школьным возрастом, не отражая разви­тия взрослого человека.

Выводы

1. Развитие есть качественные изменения психи­ческой деятельности, появление новых форм познания («второе рождение» функций), новых способов само­регуляции поведения и организации личностных ка­честв.

2. Причиной и источником развития служит усвое­ние социального опыта, способов познания, деятельности и отношений между людьми.

3. Механизмы социального наследования - инте- риоризация, подражание, самовоспитание.

4. Движущие силы развития - противоречия меж­ду желаемым и возможным, между уровнем знаний ребен­ка и его взаимоотношениями со взрослыми.

5. Разрешение противоречий достигается при усло­вии активности индивида в общении с более опытными людьми при нормальном функционировании мозга.

6. Мозг человека запрограммирован на усвоение социального опыта, в нем заложена биологическая бес­помощность и зависимость ребенка от взрослого, вызы­вающая их взаимодействие и общение. Характер взаимо­действия и взаимоотношений индивида с окружающими создает социальную ситуацию развития.

7. Возрастной период определяется особенностями этой ситуации с учетом таких показателей, как биологиче­ские возможности ребенка, характер общения, ведущая деятельность и новообразования, возникающие в данном возрасте.

Практическое задание

1. Изобразите психическое развитие в виде схемы или рисунка, отражая его сущность, источник, движущие силы, условия, основные направления, взаимосвязи с со­зреванием мозга, стадиальность.

2. Проработайте (законспектируйте) названные ниже работы Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина.

3. Дайте определение понятия «социальная ситуа­ция развития».

Литература по разделу

1. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. Детская психология. - М.: Пе­дагогика, 1984. - С. 244-268.

2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.- Т. III. - Разд. «К теории развития психики ре­бенка». - М., 1972.

3. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации пси­хического развития в детском возрасте // Вопр. психологии, 1971. - № 4. - С. 6-20.


Раздел IV


Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.