Готовность детей к обучению в школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема готовности к обучению становится осо­бенно острой и практически значимой в связи с тем, что имеется выбор сроков, когда отправлять ребенка в школу, и выбор типа школы, класса и характера образователь­ных услуг, какие будут ему по силам. Преждевременное включение в школьную жизнь затрудняет адаптацию ре­бенка к новым условиям и может вызвать нарушения в личностном развитии: неуверенность, тревожность, по­терю интереса к учебе, стремление к избеганию неудач вместо усилий к достижению успеха и т. д. Однако запоз­далое начало школьной жизни также опасно потерей ин­тереса к учебе (Ш. А. Амонашвили).

Готовность к обучению включает как физиологиче­ские компоненты - школьную зрелость, так и психологи­ческие составляющие. В школе ребенку приходится дли­тельно выдерживать статическую позу при сидении, выполнять напряженную умственную работу; многие учебные действия, особенно письмо, требуют тонких координированных движений пальцев и кисти, в то время как у ребенка развита в основном крупная моторика. Лег­че приспосабливаются к школьным условиям дети физи­чески крепкие, с достаточно развитыми физиологически­ми системами.

Кора головного мозга достигает уровня физиоло­гической зрелости у большинства детей не к 6, а к 6,5 го­дам (Л. А. Венгер, А. А. Ибатуллина, 1989), детей моло­же 6,5 лет отсылать в школу не рекомендуется. Дети воспринимают строгого учителя с повышенной тревож­ностью, что вызывает у них болезненные явления (боли в животе, ночной энурез). Причем болезненные симпто­мы могут наблюдаться даже у хорошо подготовленных шестилеток, которыми учителя довольны.

Показателем зрелости физиологических систем ко­ры выступает устойчивая работоспособность ребенка, ко­ординация движений, эмоциональная уравновешенность, спокойная реакция на строгий учительский голос, доста­точно быстрая компенсация школьного утомления после уроков.

Психологическую готовность к обучению разделя­ют на обищю и специфическую.

Специфическая готовность включает учебные на­выки, необходимые для первоначальных школьных успе­хов: умение читать, писать, считать. Высокие требования в этом плане предъявляют гимназии, элитные учебные за­ведения, организуя обучение детей до зачисления в шко­лу. Однако для устойчивых школьных успехов важнее об­щая готовность ребенка к обучению. В ее составе выделя­ют три компонента: социальную готовность, интеллекту­альную и личностную.

Социальная готовность к школе выражается в том, что ребенок усваивает внутреннюю позицию школьника. Ему перестают нравиться детские виды деятельности, возникает потребность в таких делах, которые были бы ценными, значимыми в глазах взрослых. В современных условиях таким важным делом является школа, и ребенка все чаще спрашивают даже посторонние люди: «Ну как, скоро в школу?». Школьная жизнь в глазах детей на­столько взрослая и важная, что им не нравятся иногда уроки рисования - «Как будто в детском саду!». Нормаль­но развитый ребенок хочет ходить в школу, выполнять за­дания, получать отметки. К этому его подталкивает соци­альное окружение.

При этом меняется отношение к взрослым, ребенок ждет оценку правильности своих действий. Если действие не было успешным, результативным, его уже не радует и похвала. (Феномен «горькой конфеты» - А. Н. Леонть­ев). При этом круг людей, чья оценка важна и значима, су­щественно расширяется. Ребенок твердо намерен в школе все делать правильно и получать пятерки.

Социальная зрелость выражается и в определенной эрудиции ребенка: он должен знать полное имя и место работы родителей, их профессию, свой домашний адрес, включая улицу, город, страну и т. д.

Интеллектуальная готовность к обучению пред­ставлена как достаточный уровень развития познава­тельных процессов и усвоения элементов учебной дея­тельности.

• Детализированное восприятие, перцептивные действия на основе эталонов, фонематический слух. В тесте «Нарисуй такой же домик» разви­тые дети тщательно рассматривают образец, про­считывают детали, обводят в воздухе форму (а не ограничиваются беглым взглядом). Умеют срав­нивать и находить отличия в деталях объектов.

• Сосредоточенное внимание как зрительное (про­хождение лабиринтов), так и слуховое - умение слушать рассказы, задания, инструкции.

• Память, основанная на логике, последовательно­сти событий, а не набор ярких образов. Цепкое оперативное запоминание предъявляемых кар­тин, цифр, слов (на этом основаны отборочные тесты).

• Воображение детализированное и гибкое, позво­ляющее представить излагаемые события в за­данных условиях, а не в стереотипных образах, созданных житейским опытом.

• Наглядно-схематическое мышление, с помощью которого дети ведут анализ объектов по задан­ным признакам и могут результаты обозначить на схеме (например, звуковой состав слова), мо­гут классифицировать, обобщать, выкладывать сериационный ряд.

• Достаточное развитие речи, при котором дети свободно понимают несложный текст и могут са­ми построить сообщение (монолог), могут слова­ми передать эмоции, намерение, признаки пред­мета. Есть разница в развитии детей, если один при сравнении рисунков говорит «Тут так и тут так», а другой указывает: «У вас труба треуголь­ничком и у меня треугольник».

• Управляемый характер познавательной деятель­ности в целом, элементы произвольных видов в каждом познавательном процессе.

• Элементы умения учиться, то есть принимать и понимать учебное задание, стараться воспро­извести заданный способ работы, уметь сравни­вать свою работу с образцом, замечать свои ошибки.

Перечисленные показатели высокого уровня по­знавательных процессов усваиваются детьми к 6-7 годам при условии правильно организованных детских видов деятельности: продуктивной, трудовой, игровой и учеб­ной. Однако в ряде случаев прибегают и к специальным тренингам, используя популярные в последнее время по­собия типа «Развиваем память», «Развиваем внимание» и т. д. Задания в них составлены в расчете на заниматель­ность, но без заинтересованного внимания взрослых, без поощрения успехов ребенок долго заниматься не бу­дет, тренинг требует значительного умственного напря­жения.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.