Общее представление о научном исследовании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Предисловие…………………………………………………………………………4

1. Общее представление о научном исследовании………………………………..5

2. Этапы исследовательской деятельности………………………………………...5

2.1. Выбор области (направления) исследования…………………………… 5

2.2. Выбор и формулировка темы исследования…………………………… .6

2.3. Определение основных методологических характеристик

исследования……………………………………………………………………7

2.4. Составление плана работы…………………………………………… ….9

3. Работа с литературой по теме исследования…………………………………..11

3.1. Поиск литературы………………………………………………………..12

3.2. Составление библиографии……………………………………………...13

3.3. Последовательность работы с источниками………………………........14

3.4. Методика и формы работы с литературой……………………………...14

3.5. Анализ литературных источников…………………………………........15

4. Методы исследования……………………………………………………….......16

5. Исследование педагогического опыта………………………………………….20

5.1. Педагогический опыт…………………………………………………….20

5.2. Направления и способы исследования педагогического опыта…........23

6. Опытная (экспериментальная) работа…………….............................................26

6.1. Этапы опытной работы…………………………………………………..27

6.2. Интерпретация результатов опытной работы…………………………..29

6.2. Педагогический эксперимент………………………………………........31

7. Написание текста работы………………………………………………………..33

 

Список литературы………………………………………………………………....34

Приложения……………………………………………………………………........35

Предисловие

 

Учебный курс «Основы методологии и методики музыкально-педагогического исследования», являясь составной частью программы профессиональной подготовки учителей музыки, призван сформировать у студентов представление о сущности, характере, способах исследовательской деятельности, сориентировать их в направлениях педагогического поиска, дать необходимые знания и навыки ведения исследовательской работы.

Настоящее издание, согласуясь с общей направленностью курса, преследует двоякую цель: способствовать усвоению содержания самого курса и оказать практическую помощь в подготовке и написании студенческих исследовательских работ (курсовых и дипломных исследований).

Первая установка реализуется путём раскрытия основных методологических характеристик научного исследования, описания возможных методов исследовательской работы, разъяснения основополагающих категорий из области научно-педагогического знания.

Вторая – находит выражение в форме конкретных советов, касающихся подбора, анализа литературных источников, технологий изучения педагогического опыта, организации и проведения опытной работы, структурирования материалов исследования и изложения его содержания.

Обозначенные направления обусловливают содержание издания: теоретические выкладки здесь дополняются необходимыми пояснениями, логические умозаключения соседствуют с конкретными примерами.

Воспользовавшись данными материалами, студенты смогут грамотно организовать и качественно осуществить собственное педагогическое исследование.



Общее представление о научном исследовании

 

Научное исследование – особая форма процесса познания.

Признаки научного познания:

· характер целеполагания (ставится цель получения достоверных, обоснованных новых знаний об определённом педагогическом объекте);

· выделение специального объекта исследования (глубокая проработка лишь какой-то одной стороны, аспекта учебно-воспитательного процесса);

· применение специальных средств (способов) познания;

· однозначность терминов.

Цель научного исследователя – получить новое научное знание, объяснить, почему в том или ином случае получается положительный или отрицательный результат, и предсказать, в каких случаях результат будет именно таким.

Этапы исследовательской деятельности

Методы исследования

Методы исследования являются инструментами познания, изучения действительности.

Метод (от греч. methodos — путь, способ исследования, обучения, изложения) — совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

Словарь логики

 

Выбор методов зависит от задач и этапов исследования (определяя набор методов, поставьте вопрос: что и как будет изучаться на каждом конкретном этапе исследования?).

На этапе теоретического осмысления проблемы, когда происходит анализ и обобщение научного знания по исследуемому вопросу, преобладают методы теоретического анализа («методы теоретического поиска» М. Н. Скаткин, «метод теоретического анализа педагогических идей» И. Ф. Харламов, «метод сравнительного анализа воспитания в различных странах»  Н. В. Савин).

На этапе исследования педагогического опыта применяются методы анализа реального педагогического процесса (наблюдение, беседа и др.)

Этап проверки выдвинутой гипотезы требует иных методов – педагогического эксперимента, опытной работы.

И, наконец, заключительный этап – обобщение результатов исследования – осуществляется с использованием методов теоретического обобщения.

 

Любое исследование может осуществляться как с помощью общенаучных (универсальных) методов познания (применяемых во всех или в ряде областей научного знания), так и с помощью специальных (конкретно-научных) методов. Общенаучные методы преломляются в соответствии со спецификой каждой науки, используются в различных сочетаниях с конкретно-научными методами.

К универсальным методам, например, относят:

· метод абстрагирования позволяет мысленно отвлечься от несущественных фактов, выделяя, фиксируя главные стороны изучаемых явлений;

· анализ – представляет разложение предмета на составные части;

· путём синтеза происходит соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Педагогические методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Теоретические методы необходимы для выявления проблем, формулирования гипотез, для осмысления и оценки собранных фактов. Они используются при анализе литературы, архивных материалов, документации, при изучении педагогической действительности.  Так, теоретический анализ позволяет обнаружить наиболее существенные связи (закономерности) между изучаемыми педагогическими явлениями (например, между применяемыми методами и результатами учебной деятельности), определить причины явлений, установить зависимость между причиной и следствием и т. д.

Группу теоретических методов педагогического исследования составляют: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, систематизация, аналогия, сравнение, моделирование, проектирование, прогнозирование и др.

Эмпирические методы – методы, связанные с сенсорным (чувственным) опытом или основанные на опыте (слово "эмпирический" буквально означает "то, что воспринимается органами чувств").

К эмпирическим методам исследования относят: беседу, анкетирование, тестирование, наблюдение, самонаблюдение, педагогический консилиум, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, социометрию, ранжирование, шкалирование, индексирование, регистрацию, изучение, обобщение массового и передового педагогического опыта и др.

Вот краткая характеристика некоторых из методов (описание других смотри в разделах «Изучение педагогического опыта» и «Педагогический эксперимент»):

Ранжирование, или метод ранговой оценки (ранжировать – «ставить по росту»; ранг – «степень, чин, категория»), предполагает расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, фиксацию места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление списка учеников класса в зависимости от количества положительных оценок, числа пропущенных занятий и т. д.).

Шкалирование (шкала – «лестница») – основано на введении цифровых показателей,  дает возможность количественного сопоставления фактов (так, количество баллов, полученных учеником при выполнении тестовых заданий, может быть соотнесено со средним количеством баллов (среднее арифметическое) по классу, с допустимыми результатами (нормой)).

Количественные показатели обрабатываются с помощью статистических методов, в число которых входит вычисление средних величин, подсчет степеней рассеивания около этих величин — дисперсии, коэффициента вариации и др.

Индексирование – (индекс – цифровой показатель, выражающий последовательность изменения какого-либо явления) – предусматривает использование только формальных процедур обработки данных, присвоение данным или документам классификационных индексов.

Регистрация — фиксация наличия определенного качества у каждого из представителей исследуемой группы с последующим подсчётом количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество учеников, посещающих и не посещающих концерты, успевающих и неуспевающих по предмету).

Хронометрия – изучение протекания во времени каких-либо процессов путём измерения продолжительности отдельных частей процесса.

Профессиография метод изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Заключается в описательно-технической и психофизиологической характеристике различных видов профессиональной деятельности.

Педагогический консилиум – совещание педагогов, организованное с целью выяснения причин негативных явлений (касающихся отдельных учеников, групп учащихся) и установления способов их устранения.

Метод экспертных оценок – исследование и разрешение какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, при помощи сведущих людей (специалистов).

Метод обобщения независимых характеристик  – заключается в сборе и обобщении информации (сведений о каком-либо событии, о человеке – учителе, ученике), исходящей из различных, не связанных друг с другом источников (от разных людей).

 

Педагогический опыт

Педагогический опыт в широком смысле – это такое мастерство педагогов, которое дает стабильно высокие результаты в обучении и воспитании учащихся.

Педагогический опыт в узком смысле означает такую педагогическую практику, которая творчески использует все лучшее из теории, отличается новизной и стремлением к совершенствованию качества образовательной деятельности.

 

Виды педагогического опыта.

А) Массовый и передовой педагогический опыт.

Массовый опыт – опыт, получивший наибольшее распространение и отличающийся типичными результатами.

Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового высокой результативностью и оптимальностью, то есть достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся.

Критерии передового педагогического опыта:

· актуальность (соответствие прогрессивным тенденциям развития общества, социальному заказу, идеям современной педагогической науки и проблемам практики);

· научность (соответствие достижениям науки);

· результативность (может выражаться в уровне обученности, воспитанности учащихся, в личностном развитии учащихся);

· новизна (может заключаться в усовершенствовании способов деятельности, в комбинировании отдельных элементов методик и др.);

· стабильность (устойчивые показатели);

· оптимальность (достижение наилучших результатов при наименьшей затрате сил и времени);

· перспективность (возможность распространения опыта).

 

Б) Индивидуальный, групповой, коллективный педагогический опыт.

Данные характеристики опыта вытекают из числа его носителей: источником опыта может быть отдельный учитель или группа учителей (например, учителя, преподающий один и тот же предмет), а также педагогический коллектив образовательного учреждения в целом.

 

В) Исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный педагогический опыт.

Носителями исследовательского опыта считаются те учителя, которые вносят в традиционный образовательный процесс значительную долю новизны. Прогнозируя, моделируя будущее качество педагогического процесса, реализуя свои идеи на практике, они существенно меняют школьную действительность.

Частично-поисковый опыт также отражает стремление педагогов улучшить образовательный процесс, однако нововведения при этом не столь существенны, имеют локальный характер.

Репродуктивный опыт основан на воспроизведении известной педагогической практики.

В зависимости от характера опыта, весомости в нём творческой составляющей различают и категории учителей:

· Учитель-мастер отличается высоким профессионализмом, его деятельность стабильно результативна.

· Учитель-новатор также мастерски владеет своим делом и, вместе с тем, вносит в работу много нового, способствуя тем самым улучшению качества образования.

· Учитель-исследователь – находится на высшей ступени педагогической иерархии. Его деятельность выходит за рамки простого  рационализаторства, она носит научно-прогностический характер и ведёт к развитию педагогического знания и практики.

 

Г) Эмпирический и научно-обоснованный педагогический опыт.

Подразделение педагогического опыта на эмпирический и научно-обоснованный отражает как само происхождение опыта (возник на основе личных наблюдений или путём познания научных закономерностей), так и степень его объективности (научной обоснованности, доказательности, истинности).

 

Д) Комплексный и функциональный педагогический опыт.

Данное подразделение зависит от того, отражает опыт отдельные стороны педагогической реальности (направлен на осуществление определённых функций) или касается процесса обучения в целом.

 

Е) Длительный, кратковременный педагогический опыт.

Временная продолжительность той или иной педагогической деятельности зависит от множества факторов: сложности решаемой задачи, объёмности содержания, количества трудозатрат и т. д. Также следует учитывать и факт апробации опыта, его подтверждение путём многократного повторения. Длительность функционирования педагогического опыта является одним из доказательств его надежности и эффективности.

 

 

5.2. Направления и способы исследования педагогического опыта

 

1) Общие положения.

Знакомство с педагогическим опытом даёт исследователю возможность ответить на вопросы: кто и как на практике решает обозначенную проблему.

Приступая к изучению опыта, важно представлять, чем продиктовано то или иное педагогическое действие, в чём его суть и каковы последствия (попытайтесь понять – для чего (цель), что (содержание), как (способы) педагог осуществляет своё воздействие, и какой результат он получает в итоге).

Сосредоточиться на исследуемом предмете поможет программа наблюдения (такая программа разрабатывается заранее, в ней определяются объекты наблюдения, способы изучения опыта тех или иных педагогов).

При разработке программы и в процессе изучения опыта следует соблюдать принцип «необходимого и достаточного»:

· наблюдать за деятельностью учителя достаточно продолжительное время (необходимое для того, чтобы утвердиться в своём мнении; разовые встречи могут дать ложные представления);

· использовать различные методы исследования (это позволит составить объёмное представление о деятельности учителя, увидеть отдельные грани опыта (иногда обнаружить противоречия));

· анализируя деятельность педагога, производить отбор фактов (выделить главное и случайное, особенности и то, что характерно для массовой практики).

 

Порядок изучения опыта может быть такой: накопление и фиксация фактов – их осмысление (сравнение) – обобщение.

Делая выводы, попытайтесь определить: ведущие идеи и причины заблуждений педагога, несомненные факты действительности и неразрешённые противоречия, достоинства опыта и ограничения возможности его использования.

 

2) Методы исследования педагогического опыта.

 

При изучении педагогического опыта могут быть использованы следующие методы: наблюдение (посещение уроков, внеклассных мероприятий), собеседование (беседа), анкетирование, опрос, интервьюирование, тестирование, изучение (анализ) рабочей (педагогической) документации, изучение контрольных и творческих работ учащихся (ознакомление с продуктами деятельности учащихся). Каждый из методов обладает своими преимуществами.

 

А) Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие исследуемого педагогического явления. В результате наблюдения исследователь получает конкретные данные – тот необходимый фактический материал, который  и даёт основу для размышлений.

 

Б) Собеседование (беседа) проводится для уточнения возникших при наблюдении вопросов, а также используется в качестве самостоятельного метода. Свободная форма, непосредственность общения (если этого удаётся достичь в ходе беседы) позволяют обнаружить детали, открыть неявные стороны учительского труда, почувствовать личностные нюансы деятельности педагога.

В) Интервьюирование более «строгий» метод в сравнении с беседой. Здесь исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом могут открыто фиксироваться. Чёткость вопросов и стройность схемы разговора помогут «не уйти в сторону» от главной проблемы.

 

Г)  Анкетирование – даёт возможность охватить более широкий круг педагогических работников (учащихся, родителей), соответственно, и получить более обширный материал. Возможны две формы анкет закрытая (с вариантами ответов на вопросы) и открытая (иногда целесообразно использовать смешанную форму, где опрашиваемому предлагается выбрать готовый ответ или дать свой). Выбор формы зависит от того, к чему стремится исследователь получить представление о многообразии решений того или иного вопроса или выявить стандартные варианты решений.

 

Во всех случаях (при проведении беседы, анкетирования, интервьюирования) важно стремиться к ясности, точности, однозначности, лаконичности вопросов.

 

Д) Изучение педагогической документации (классных журналов, ученических дневников, личных карточек и т. д.) позволяет получить объективные данные о возможно большем (максимальном) количестве исследуемых (это могут быть данные об оценках, о пропусках учебных занятий; их соотнесение поможет выявить те или иные причины низкой (высокой) успеваемости учащихся).

 

Е) Изучение продуктов деятельности учащихся (контрольных, классных и домашних работ, сочинений, рефератов и т. д.) – поможет выявить индивидуальные особенности учащихся (способности, склонности, предпочтения, отношение к предмету и др.). Всё это даст основания судить об уровне  развития детей (образовательном уровне и уровне их личностного развития), соответственно, и о результатах работы учителя.

3) Описание педагогического опыта.

 

Характеризуя педагогический опыт, необходимо:

· дать информацию о носителе педагогического опыта (ФИО, место работы, занимаемая должность, квалификация, стаж работы);

· отметить особенности контингента учащихся (возраст, уровень их образованности);

· описать содержание, формы, методы, технологии деятельности (на конкретных примерах);

· сопоставить исходные установки деятельности (например, задания, предлагаемые учителем) и её результаты;

· проанализировать идеи, побуждающие педагога действовать именно так, а не иначе и степень воплощения этих идей в жизнь.

Написание текста работы

 

Общие требования к тексту:

· четкость и ясность изложения;

· однозначность трактовки и употребления основных понятий;

· соответствие нормам литературного языка (синтаксически правильное построение фраз, отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).

 

Работая над стилем изложения, старайтесь избегать:

· повторов, «утяжеления» фраз множеством придаточных предложений и прилагательных;

· лишних слов («паразитов»);

· канцелярских конструкций предложений;

· псевдонаучности (нагромождения терминов).

Стремитесь к ясности, точности, выразительности речи.

 



Список литературы

 

1. Абдуллин Э. Б. Примерная программа дисциплины «Методология педагогики музыкального образования / Э. Б. Абдуллин // Методология педагогики музыкального образования (научная школа Э. Б. Абдуллина): сб. науч. ст. / под науч. ред. Э. Б. Абдуллина. М., 2007.

2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М., 1982.

3. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М. 2001.

4. Звягинский В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Звягинский. М: Педагогика, 1987.

5. Краевский В. В. Методологическая рефлексия / В. В. Краевский // Сов. педагогика. 1989. № 2.

6. Краевский В. В. Методология педагогики и методы педагогических исследований / В. В. Краевский // Общие основы педагогики: учеб. / В. В. Краевский. М., 2003.

7. Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие / под ред. Э. Б. Абдуллина. М., 2002.

8. Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. М., 1996.

9. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М., 1986.

10. Терегулов Ф. Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф. Ш. Терегулов. М.: Педагогика,1992.



Приложения

 

Приложение 1

Темы дипломных работ
(из архива факультета музыки)

 

Историческое направление

· Музыкальная культура и музыкальное образование на Западном Урале в годы Великой Отечественной войны.

· Музыкальное образование в духовных учебных заведениях Пермской губернии (конец XIX – начало XX вв.).

· Музыка в системе образования и воспитания детей российского дворянства (по материалам классической и мемуарной литературы второй половины XIX – начала XX в.)

· Проблемы музыкального образования в творческом наследии В. В. Стасова.

· Вклад И. А. Кюи в музыкальное образование детей и юношества.

· Вклад детской музыкальной школы г. Чернушка в художественное образование детей и взрослых.

Теоретико-методические исследования

· Роль учителя в организации творческой деятельности детей на уроках музыки.

· Репертуарное планирование как фактор музыкально-певческого развития детей в условиях младшего хора.

· Формирование навыка чтения с листа у учащихся-пианистов младших классов ДШИ.

· Особенности преподавания предмета «Сольфеджио» на хореографическом отделении ДШИ.

· Развитие мелодического слуха младших школьников на материале детского фольклора.

· Домашние задания по предмету «Музыка» в условиях начальной школы для умственноотсталых детей.

· Комплексный подход к решению проблемы неточного интонирования в условиях общеобразовательной школы.

· Преемственность в музыкальном образовании детей: детский сад – начальная школа.

· Эмпатийность как условие развития музыкального восприятия школьников.

· Формирование мотивации обучения игре на баяне у детей 1-го класса ДМШ.

· Компьютер как учебное средство в общем музыкальном образовании.

· Применение метода ассоциативных связей в начальный период обучения игре на фортепиано.

· Музыкальный фольклор как основа развития музыкально-ритмического чувства дошкольников.

Исследования, выполняемые на стыке наук

· Произведения Г. В. Свиридова для детей на занятиях в фортепианном классе ДМШ.

· Произведения Р. Шумана для детей на музыкальных занятиях в детских дошкольных учреждениях.

· Изучение формы сюиты в младших классах общеобразовательной школы.

· Творчество французских клавесинистов в содержании школьных уроков музыки.

· Детское фольклорно-обрядовое игровое действие как подготовительный этап восприятия русской оперы (на примере оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»).

· Способы оптимизации музыкально-мнемических процессов в исполнительской деятельности учащихся фортепианного класса ДМШ.

· Формирование компенсаторных механизмов адаптации ребёнка к условиям современного образования средствами музыки.

· Музыкальная логоритмика как способ речевого развития детей в условиях дома ребёнка.

 

Примеры для анализа

· Стилевая взаимосвязь народной лирики с творчеством русских композиторов.

· Образные сферы и выразительные средства в ранних фортепианных пьесах С. В. Рахманинова.

· Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.

· Формирование слушательской культуры учащихся начальных классов на уроках музыки в условиях общеобразовательной школы.

 

 


Приложение 2



Примеры библиографического описания

электронных ресурсов

Примеры соответствуют требованиям ГОСТ 7.82 - 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных изданий. Общие требования и правила составления».

Источник: Сайт РГГУ (http://liber.rsuh.ru/section.html?id=708).

 Документ в целом

· Ключевский В.О. Полное собрание сочинений [Электронный ресурс] / В.О. Ключевский. – Электрон. дан. – М. : МЦФ : ИДДК, cop.2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Классика. История России).

· Московские прогулки [Электронный ресурс] : Архитектура. История. Быт москвичей. – Электрон. дан. – М. : Кирилл и Мефодий, cop.1997. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

· 10 лет избирательной системе Российской Федерации [Электронный ресурс] : графика, видеоматериалы, хроника / продюсер О.А. Финошин ; идея, сценарий Д.Б. Орешкин. – М.: Группа "Меркатор", 2003. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM).

· Лукина М.М. СМИ в пространстве Интернета [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М.М. Лукина, И.Д. Фомичева. – Электрон. дан. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. – 87 с. – Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/downloads/smi_internet.pdf

· Музеи России [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Рос. сеть культур. наследия, cop. 1996–2005. – Режим доступа: http://www.museum.ru/

· Encyclopedia Britanica Cd97 [Electronic resource]. – Version 1.1. – Electronic data. – [S. l.] : Encyclopedia Britanica Inc., 1997. – 1 electronic optical disk (CD-ROM).

· The American Historical Association [Electronic resource]. – Electronic data. –Washington, cop. 2004. – Mode acess : http://www.historians.org/members/benefits.htm

 

Составная часть

· Калимуллин Т.Р. Российский рынок диссертационных услуг : (начало) / Т.Р. Калимуллин // Экон. социология [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – 2005. – Т. 6, № 4. – С. 14–38. – Режим доступа: http://www.ecsoc.msses.ru/Mag.php

· Любашевский Ю. Брендинг в России / Ю. Любашевский // Маркетолог [Электронный ресурс]. – Электрон. журн. – 2005. – 21 окт. – Режим доступа: http://www.marketolog.ru

· Научная библиотека // Российский государственный гуманитарный университет [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М., cop. 1996–2005. – Режим доступа: http://www.rsuh.ru/section.html?id=677

 

 

Содержание

 

Предисловие…………………………………………………………………………4

1. Общее представление о научном исследовании………………………………..5

2. Этапы исследовательской деятельности………………………………………...5

2.1. Выбор области (направления) исследования…………………………… 5

2.2. Выбор и формулировка темы исследования…………………………… .6

2.3. Определение основных методологических характеристик

исследования……………………………………………………………………7

2.4. Составление плана работы…………………………………………… ….9

3. Работа с литературой по теме исследования…………………………………..11

3.1. Поиск литературы………………………………………………………..12

3.2. Составление библиографии……………………………………………...13

3.3. Последовательность работы с источниками………………………........14

3.4. Методика и формы работы с литературой……………………………...14

3.5. Анализ литературных источников…………………………………........15

4. Методы исследования……………………………………………………….......16

5. Исследование педагогического опыта………………………………………….20

5.1. Педагогический опыт…………………………………………………….20

5.2. Направления и способы исследования педагогического опыта…........23

6. Опытная (экспериментальная) работа…………….............................................26

6.1. Этапы опытной работы…………………………………………………..27

6.2. Интерпретация результатов опытной работы…………………………..29

6.2. Педагогический эксперимент………………………………………........31

7. Написание текста работы………………………………………………………..33

 

Список литературы………………………………………………………………....34

Приложения……………………………………………………………………........35

Предисловие

 

Учебный курс «Основы методологии и методики музыкально-педагогического исследования», являясь составной частью программы профессиональной подготовки учителей музыки, призван сформировать у студентов представление о сущности, характере, способах исследовательской деятельности, сориентировать их в направлениях педагогического поиска, дать необходимые знания и навыки ведения исследовательской работы.

Настоящее издание, согласуясь с общей направленностью курса, преследует двоякую цель: способствовать усвоению содержания самого курса и оказать практическую помощь в подготовке и написании студенческих исследовательских работ (курсовых и дипломных исследований).

Первая установка реализуется путём раскрытия основных методологических характеристик научного исследования, описания возможных методов исследовательской работы, разъяснения основополагающих категорий из области научно-педагогического знания.

Вторая – находит выражение в форме конкретных советов, касающихся подбора, анализа литературных источников, технологий изучения педагогического опыта, организации и проведения опытной работы, структурирования материалов исследования и изложения его содержания.

Обозначенные направления обусловливают содержание издания: теоретические выкладки здесь дополняются необходимыми пояснениями, логические умозаключения соседствуют с конкретными примерами.

Воспользовавшись данными материалами, студенты смогут грамотно организовать и качественно осуществить собственное педагогическое исследование.



Общее представление о научном исследовании

 

Научное исследование – особая форма процесса познания.

Признаки научного познания:

· характер целеполагания (ставится цель получения достоверных, обоснованных новых знаний об определённом педагогическом объекте);

· выделение специального объекта исследования (глубокая проработка лишь какой-то одной стороны, аспекта учебно-воспитательного процесса);

· применение специальных средств (способов) познания;

· однозначность терминов.

Цель научного исследователя – получить новое научное знание, объяснить, почему в том или ином случае получается положительный или отрицательный результат, и предсказать, в каких случаях результат будет именно таким.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 208.