Кафедра теории и истории государства и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

._______________ Ивлева Е.С.

«____» ______________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Направление подготовки 030900.68 Юриспруденция
Профиль подготовки Правозащитная деятельность
Квалификация (степень) выпускника магистр
Форма обучения очная

Санкт-Петербург

2011


Рабочая программа данной учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ректором СПбУУЭ  «01» марта 2011 г.

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры теории и истории государства и права

«26» мая 2011 г., протокол № 10

 

Зав. кафедрой _________________ / Б.П. Белозеров /

 

ОДОБРЕНО

методическим советом юридического факультета

«20» июня 2011 г., протокол № 11

 

Председатель совета _________________ /Д.И. Игнатенко/




Аудиторные занятия (всего)

32 / 1 32      

В том числе:

         

Лекции

8 8      

Практические занятия (ПЗ)

24 24      

Самостоятельная работа (всего)

76/ 2 76      

Промежуточная аттестация (экзамен)

36/1 36      

ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ

часы 108 108       зачетные единицы 3 3      

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование темы Содержание темы

Раздел 1  Введение в курс “Философия права»

1 Методология философии права Предмет и метод (методы) философии права. Особенности философского знания о праве. Основные темы и проблемы в истории философии права. Основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории. Основной вопрос философии права. Классификации философских концепций права. Место философии права в системе юридических наук. Основания философско-правового осмысления правовой реальности. Философия и типы правопонимания.
2 Роль философии в общественно- политической истории Функции философии права (мировоззренческая, методологическая, эвристическая, описательная, объяснительная, прогностическая, ценностная, идеологическая, культурологическая и др.). Философия как основа правовой культуры. Проблемы правопонимания в современном поликультурном мире. Философская критика существующих порядков и ее прогрессивное значение. Роль философии права в современных дискуссиях о развитии государства и права (в контексте модернизации и всемирной глобализации). Философия права и принципы профессионального мышления современного юриста.

Раздел 2 История философии права: основные этапы и направления

3 Античная философия права Натурфилософские и метафизические концепции в античной философии права (Платон, Аристотель, Цицерон). Античные философы о свободе (Сократ, Эпикур).
4 Философия права Средних веков и эпохи Возрождения Теологические концепции права (Августин, Фома Аквинский) и их влияние на юридическую практику. Философия права в эпоху Возрождения и ее достижения. Теория права Г.Гроция и ее значение. Философско-правовая мысль в средневековой России.
5 Философия права Нового времени Концепции естественного права (Гоббс, Локк, Монтескье; Руссо). Историческая школа права (Савиньи). Классическая немецкая философия о праве. Марксизм в праве. Разграничение философии права и теоретической юриспруденции. Позитивистская философия права и ее разновидности. Социокультурное направление в философии права. Философско-правовые идеи в России XVII-XIX вв. «Русская идея».
6 Философия права Новейшего времени Концепции тоталитаризма и их критика в философии ХХ в. Проблема управляемого развития в современной философии права. Неолиберализм и его философские принципы. Геополитика, мондиализм и конвергенция как направления в философии международного права. Социокультурный подход в понимании права. Важнейшие философско-правовые идеологемы в современном мире.

5.2. Связь разделов дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами:

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов (тем)

данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1 2            
1. История политических и правовых учений 3-7
2. История и методология юридической науки 1
3. Сравнительное правоведение 1
4. Актуальные проблемы права 2
5. Актуальные проблемы теория государства и права 2 7
6. Конституция Российской Федерации - правовая основа российского законодательства 5-7

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий


П/п

Наименование темы

Количество учебных часов

СРС

и

Под-ка к экза-мену

Всего часов

Всего по курсу

108 8 24 76

 


Практикум

 

№ темы Наименование практических, семинарских занятий Формы и методы проведения Коды компетенций Трудоем-кость (часы)
1 Методология философии права семинарское занятие (решение задач) ОК-1, ОК-3 2
2 Роль философии права в общественно-политической истории семинарское занятие (дискуссия) ОК-1, ОК-3 2
3 Античная философия права семинарское занятие (решение задач) , ОК-3 4
4 Философия права Средних веков и эпохи Возрождения семинарское занятие (решение задач) ОК-3,   4
5 Философия права Нового времени семинарское занятие (решение задач) ОК-3,   4
6 Философско-правовая мысль в истории России семинарское занятие (коллоквиум) ОК-1,  ОК-3 4
7 Философия права  Новейшего времени семинарское занятие (решение задач) ОК-3, 4

 

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые работы не предусмотрены Учебным планом.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

 

 а) основная литература: 

1. Нерсесянц, В. С.. Философия права: учебник для вузов: рекомендовано Мин. образования/ В. С. Нерсесянц; ИГП РАН. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма, 2008. - 848 с.

2. Философия права: учебник/ Л. Д. Байрачная [и др.] ; ред. О. Г. Данильян. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с. - (Российское юридическое образование).

 

 

б) дополнительная литература:

1) Право и культура: научное издание/ Г. А. Аванесова, Е. В. Алексеева, О. Н. Астафьева ; ред. В. К. Егоров, Ю. А. Тихомиров, О. Н. Астафьева; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: РАГС, 2009. - 464 с.

2) Губин, В. Д.. Философия: учебник для вузов/ В. Д. Губин. - М.: Проспект, 2011. - 336 с.

3) Философский энциклопедический словарь: энциклопедия/ сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М , 2012. - 570 с. 1э

 

в) программное обеспечение: 

СДО «Гиперметод». http://hypermethod.spbame.ru

 

    г) Интернет-ресурсы:

1.Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - http://e.spbame.ru

2.Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование».- http://www.humanities.edu.ru

3.Электронная библиотека СПБУУЭ. -  http://library.ime.ru.

4.Научная электронная библиотека http://elibrary.ru. 

5.Университетская библиотека - http://www.biblioclub.ru/

6.Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru/

7.Сервер по философии и философии праву: http://philosophy.ru/

8.Сайт по истории философии: http://www.philosoff.ru/

9.Электронные информационно-правовые ресурсы:

­ http://www.garant.ru/

­ http://www.kodeks.ru/

­ http://www.consultant.ru/

­ http://www.bestpravo.ru/

­ http://www.referent.ru/

­ http://www.systema.ru/

­ http://www.kollegi.ru/

­ http://www.law-n-life.ru/

­ http://pravo.fso.gov.ru/

 

­ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

 

Для обеспечения данной дисциплины необходимо:

- стандартно оборудованные лекционные аудитории;

- компьютерные кабинеты в соответствующей комплектации, с выходом в Интернет и корпоративную сеть Университета

- специально оборудованные кабинеты и аудитории для проведения интерактивных лекций.

Требования к специализированному оборудованию

Наименование ТСО Требования Количество Сервер Веб-сервер системы hypermethod кластер из двух серверов supermicro x5570 2.93GHz (2проц); 16Gb оперативной памяти; емкость ЖД ~3Тб Веб-сервер сайта академии и филиалов intel xeon 2.66gHz(2проц); 4Gb оперативной памяти; windows 2003R2; емкость ЖД ~500Гб Веб-сервер библиотеки университета intel xeon 2.66gHz(2проц); 4Gb оперативной памяти; windows 2003R2; емкость ЖД ~500Гб Файловый веб-сервер системы e-learning intel xeon 2.66gHz(2проц); 8Gbоперативной памяти; windows 2003R2; емкость ЖД ~1Тб и др. 4

Компьютерные классы:

2 * 21

Компьютеры:

P4 3.00 Ghz/512mb/120gb/intel D945GCL 21 P Dual 2.7 Ghz/2gb/320gb/Asus P5KPL-AM SE                                      21 Программное обеспечение ОС Windows XP Prof., MS Office 21 Сканер, принтер Xerox Phaser 3100MFP/S 1

Аудиторные средства (1 аудитория):

  Мультимедиапроектор 1   Ноутбук 1   Экраны для проекторов 1   Колонки 2   Пульт для компьютера и проектора 2   Доска аудиторная для написания фломастером 1

 

В Университете имеются оборудованные лаборатории для проведения специальных практических занятий со студентами, обучающимися по данной ОПП:

1. зал судебных заседаний;

2. современная криминалистическая лаборатория

3. юридическая консультация – для оказания студентами экспертно-консультационных услуг населению (клиника находится в учебно-гостиничном комплексе «Пушкинский»).

 


 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

 

10.1 Особенности и порядок изучения дисциплины

 

Программа курса «Философия права» построена на сочетании классической системы обучения с современными активными и интерактивными методами и инновационными технологиями в целях активизации познавательной деятельности обучающихся.

Такой подход позволяет дать комплексное представление о важнейших элементах содержательной и методологической базы профессиональной подготовки юриста независимо от его последующей специализации, о закономерностях и процессах развития государственно-правовых явлений.

Программа курса построена таким образом, чтобы освещать все ключевые темы и дидактические единицы, предусмотренные ФГОС по направлению 030900.68 для данной учебной дисциплины. Учебный материал курса структурирован по трем разделам, отражающим базисные категории, понятия и основные темы философии права.

Дисциплина изучается на протяжении первого блока первого семестра на 1 курсе обучения.

Общая трудоемкость учебной дисциплины «Философии права» составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельную работу студента, консультации, экзамен.

 


Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, решение задач и ситуаций, лекции с элементами проблемного изложения, проблемные семинары, семинары-дискуссии, тестовые задания, консультации, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности.

Преподавание дисциплины осуществляется с применением следующих методов обучения:

Словесно-объяснительный метод обучения. К наиболее важным и традиционным методам преподавания в высшей школе относится словесно-объяснительный метод. На лекционных и семинарских занятиях, консультациях, в беседах со студентами, преподаватель в процессе обучения использует главным образом слово. И студент, в свою очередь, выступая с докладом на занятии, отвечая на экзамене, беседуя с научным руководителем, использует, прежде всего, слово. При использовании преподавателем этого метода студенты приобретают знания в готовом виде. Словесно-объяснительный метод является важным и необходимым, ибо позволяет быстро, в сжатые сроки, в концентрированном виде сообщать студентам знания фактически по всем преподаваемым в вузе юридическим дисциплинам. Рассматриваемый метод преподавания интенсивно развивает восприятие студентами знаний, понимание чужих мыслей и идей и развивает собственное мышление студента. Эффективность словесно-объяснительного метода резко повышается, когда он используется в сочетании с методом наглядного обучения.

Применяется и такой методический прием, как сопровождение преподавателем видео- или слайд-лекций, выражающееся в соответствующих комментариях содержащегося в них учебного материала и необходимых дополнениях. Практикуется также проведение обзорной лекции преподавателя перед просмотром студентами материала на электронных носителях или по завершении такового.

Проблемный метод . Как правило, он применяется на занятиях не более чем с одной группой слушателей. Состав выступающих студентов заранее не определяется. К выступлению и обсуждению готовятся все студенты. Тема занятия должна выбираться с таким расчётом, чтобы в процессе её раскрытия была обсуждена одна из проблем, представляющих теоретический или практический интерес для слушателей или обсуждён передовой опыт в определённой области практической деятельности.

На проблемном занятии преподаватель совместно с обучающимися может экспериментальным путем найти решение проблемной ситуации или предоставить это самим слушателям. Например, перед студентами ставится проблема и они, с учетом имеющихся знаний по данному предмету, самостоятельно решают данную проблему.

Вместе с тем, следует помнить, что злоупотреблять проблемным методом обучения на семинарских занятиях не следует. Дело в том, что хорошо организованная дискуссия на семинарском занятии даже по небольшому вопросу требует много времени, а оно ограничено. Поэтому дискуссией надо умело управлять. Студентов не следует торопить, но и затягивать с ответом, устраивать долгие споры так же нецелесообразно. На семинаре необходимо создавать не более двух - трех проблемных ситуаций. Причем продолжительность дискуссий по каждой проблеме не должна превышать 15-20 минут. Это позволит научить слушателей выступать по существу и аргументировано. На семинарских занятиях возможна постановка следующих наиболее типичных проблем: 1) проблемы, основанной на противоречиях между знаниями, имеющихся у слушателей, и теми требованиями, которые предъявляются к ним в ходе решения учебных задач; 2) проблемы, основанной на противоречии между многообразием сложившихся знаний и необходимостью выбрать одно из них для решения задач; 3) проблемы, основанной на противоречии между сложившимися способами использования знаний и необходимостью применить или видоизменить эти способы в новых практических условиях; 4) проблемы, основанной на противоречии между теоретически возможным путем решения задачи и практической целесообразностью или неосуществимостью избранного способа.

Эвристический метод обучения. Эвристический метод обучения можно определить как способ предоставлять студентам самим познавать явления путем подготовки выступления с докладом, решения заданных по теме задач и упражнений, ведения споров и дискуссий, но под руководством преподавателя. Использование эвристического метода обучения может осуществляться в двух формах.

Первая – элементарная, заключающаяся в том, что студенты решают заданные преподавателем задачи и упражнения, а затем на практических занятиях анализируют и предлагают свои ответы. Анализ и решение задач применяются по большинству преподаваемых юридических дисциплин. Они имеют целью закрепление проработанных вопросов и обучение студентов целому ряду технических навыков и приемов, в частности умению использовать и анализировать нормативные акты как письменно дома, так и устно на семинарском занятии. При этом преподаватель для получения результата задает отвечающему студенту наводящие вопросы. При этой форме использования эвристического метода обучения студент сначала предлагает свои решения, высказывает свои мысли и суждения, каковы бы они ни были, а затем преподаватель дополняет их, разъясняет, поправляет допущенные неточности.

Другая форма использования эвристического метода - более сложная, более активная, состоящая в обсуждении студентами проблемных вопросов, поставленных преподавателем, в выступлении студента на семинарском занятии с докладом, рефератом, выполненным им самостоятельно. Такая форма обучения возникла в древнегреческих и римских школах, где сообщения учащихся сочетались с диспутами, комментариями и заключениями преподавателей.

Исследовательский метод обучения. Данный метод предполагает руководство преподавателя исследовательской работой студента при подготовке и написании последним письменного сочинения – доклада или реферата для выступления на семинарском занятии. В этом методе сливаются в одно целое обучение студента путем анализа какой-либо проблемы с задачами научного исследования.

В исследовательском методе обучения наиболее полно проявляется активность и самостоятельность студента. Составление плана письменного сочинения, сбор материала, его сортировка и систематизация являются для студента не только источником познания, не только расширяют его кругозор, но и заставляют логически мыслить, использовать методы познания, в первую очередь формально-догматический или, как его называют по-другому, специальный юридический, а также метод сравнительного правоведения, выделяющий различия правового регулирования вопросов в разных странах.

Метод обучения с использованием технических средств. Использование технических средств в обучении студентов (кинофильмов, телевидения, компьютерных технологий) значительно расширяет познавательные возможности лекции, семинарского занятия и других видов педагогического процесса. Материал, подаваемый с использованием технических средств, вызывает у студентов повышенный интерес и лучше запоминается. Инновационные технологии предусматривают максимальную компьютеризацию процесса изучения учебных курсов, внедрение в практику видео- слайд- и веб-лекций, консультаций в различных формах, в том числе посредством электронной почты, проведение практических занятий и семинаров в активных (интерактивных) формах (деловые игры, разбор конкретных ситуаций, проблемный семинар и т.д.).

При прохождении дисциплины используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Занятия по дисциплине организуются в поточно-массовых и групповых формах. Инновационный характер обучения – в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.

Метод деловых игр. Деловая игра – форма воссоздания профессиональной деятельности специалистов с помощью моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

Проведение деловой игры предполагает развертывание игровой деятельности студентов на базе соответствующей социально- экономической модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности.

Характерными признаками деловой игры являются: моделирование различных процессов деятельности по выработке управленческих решений с целью воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности; четкое распределение ролей между участниками; взаимодействие участников, исполняющих различные роли, для достижения максимального эффекта от проведения деловой игры; наличие единой цели у всех участников достижение, которой обеспечивается результативным взаимодействием всех участников деловой игры; различие задач у всех участников при выработке управленческих решений предполагает принятие взаимовыгодного решения всех участников деловой игры, в сценарии которой обязательно заложен конфликт; коллективная выработка решений участников по ходу игры в условиях ограничения времени решение выработанное группой, оказывается более рациональным, в отличие от комплекса индивидуальных решений подготовленных формально, без обсуждения; многоальтернативность выработанных решений принятие единственного решения из множества, по сути, является компромиссом между заданными в деловой игре ролевыми установками и личными интересами участников; наличие управляемого эмоционального напряжения предполагает создания специальных условий, для мотивации участников деловой игры (создание конфликта, обеспечение личной заинтересованности, распределение ролей с учетом личных особенностей); наличие четко разработанной системы индивидуального и группового оценивания; соответствие параметров совместной деятельности участников и их межличностному общению; деятельность каждого участника, его вклад в выработанное коллективом групповое решение.

Отличиями деловой игры от других активных методов обучения являются: наличие гибкой структуры (ни одна игра, при одинаковом сценарии, не может быть досконально повторена); неограниченный выбор объектов приложения деловой игры; возможность введения спонтанно возникающих ситуаций.

Метод разбора конкретных ситуаций. В процессе проведения практических занятий магистранты осваивают такой интерактивный метод обучения, как разбор конкретных ситуаций. Обучающиеся совместно с преподавателем обращаются к анализу реальной ситуации, складывающейся в области юриспруденции и/или юридической практики. В рамках метода разработки конкретных ситуаций его участники развивают не только свои способности к академическим коммуникациям, но и навыки профессионального представления, формулирования и обсуждения актуальной или дидактически оправданной юридической проблемы. Центральное место в таких обсуждениях занимают дискуссии по поводу выбираемых познавательных подходов и методов критического анализа проблемы. В рамках данного метода магистранты приобретают умение креативного выдвижения идей-гипотез и их применения к объяснению проблемной ситуации, навыки представления результатов такого обсуждения и их обоснования при помощи принятых в юридическом сообществе критериев и способов.

 

 

Формы и методы активного обучения:

 

Виды

Учебной деятельности

Формы организации занятий

Балльная структура оценки

Баллы, начисляемые за работу студента в ходе прохождения курса:

1. Посещение лекционных занятий – 1.5 балл за одно занятие, максимально 6 баллов (из расчета 4 лекций).

2. Посещение семинарских (практических) занятий - 1,5 балла за одно занятие, максимально 18 баллов (из расчета 12 семинаров).

3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 2 баллов за одно занятие, максимально 24 балла.

Итого максимально 70 баллов.

Прохождение промежуточной аттестации (экзамен) – максимально 30 баллов.

Всего - 100 баллов.

Шкала оценок по дисциплине, завершающейся экзаменом

Оценка ECTS

Название Сумма баллов Числовой эквивалент Буквенное обозначение
отлично 91 – 100 5 A
очень хорошо 84 – 90 4 B
хорошо 74 – 83 4 С
удовлетворительно 68 – 73 3 D
посредственно 61 – 67 3 E

неудовлетворительно

0 – 60

2 Fx
2 F

   

10.4.2. Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

 

Контрольно-измерительными материалами по дисциплине «Философия права» являются:

А. Банк тестовых заданий.

Б. Контрольные задания .

В. Примерные темы самостоятельных (творческих) работ.

Г. Вопросы к экзамену.

 


 

А. Фрагмент тестового задания для текущего контроля знаний

 

Закрытый тест (однозначные ответы):   Савиньи – представитель: - материалистической школы права - критической школы права - исторической школы права - реалистической школы права   Закрытый тест (многозначные ответы):   К общим признакам права относятся: - нормативность - государственное установление - формальное выражение в юридических источниках - классовый характер   Функции философии права: - регулятивная - мировоззренческая - охранительная - организационная   Тест – на последовательность:   Формы систематизации права (с возрастанием степени сложности ): - компиляция - консолидация - кодификация - конституционализация   Тест – на соответствие:   Мыслители и теории права, которые они представляют:  
Л.Петражицкий классовая
Р.Иеринг социологическая
Ф.Энгельс психологическая
Г.Кельзен юрпозитивизм

 

Открытый тест:

 

 Способность государства определять либо контролировать поведение своих граждан или подданных – это: ………..

 

 

Тестовые задания (ТЗ) адаптированы к системе управления процессами образования «Гиперметод». На базе банка тестовых заданий организуются текущий контроль знаний.

 


Б. Примерные темы творческих заданий   

 

1) В чем отличие философии права от иных теоретических наук о праве?

2) Какова роль философии права в современной юридической науке?

3) Какова роль философии права в практической юриспруденции?

4) Философские основания естественноправовых концепций.

5) Каковы разновидности естественноправовых теорий, известных в истории философии права?

6) Концепция демократии Ж-Ж Руссо и ее значение.

7) В чем различие философско-правовых воззрений Д.Локка и Ж-Ж Руссо?

8) В чем различие философско-правовых воззрений Д.Локка и Ж.Монтескье?

9) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения Канта?

10) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения Гегеля?

11) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения Маркса?

12) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения М.Сперанского?

13) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения Данилевского?

14) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения Михайловского?

15) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения Бакунина?

16) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения Л.Н.Толстого?

17) Какой принцип определяет класс нормативистских концепций права?

18) В чем специфика позитивистского подхода к праву?

 

В. Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Объект, предмет, метод и функции философии права. Место философии права в системе юридических наук.

2. Происхождение и сущность государства (философско-правовой аспект).

3. Теологический подход в философии права: варианты, представители, значение.

4. Классификации философско-правовых концепций и их основания.

5. Философия о природе правонарушений и смысле наказаний.

6. Идеалистический подход в философии права: варианты, представители, значение.

7. Проблема определения (демаркации) права. Право и мораль.

8. Теория общественного договора: варианты, представители, значение.

9. Социологический подход в философии права: варианты, представители, значение.

10. Проблема происхождения и сущности права. Основные философские подходы в познании права.

11. Теория естественных прав человека: варианты, представители, значение.

12. Марксистский (материалистический) подход в философии права: варианты, представители, значение.

13. Проблема развития права. Основные закономерности развития правовых явлений и систем.

14. Теория свободы: варианты, представители, значение.

15. Этатический подход в философии права: варианты, представители, значение.

16. Античная философия права: проблематика, течения, концепции (на выбор).

17. Теория социального государства: история и современность.

18. Органический подход в философии права: варианты, представители, значение.

19. Западная философия права Средневековья и Возрождения: проблематика, течения, концепции (на выбор).

20. Теория правового государства: история и современность.

21. Антропологический подход в философии права: варианты, представители, значение.

22. Западная философия права Нового времени: проблематика, течения, концепции (на выбор).

23. Особенности развития философии права в России: этапы, проблематика, течения, концепции (на выбор).

24. Социокультурный подход в философии права: варианты, представители, значение.

25. Западная философия права Новейшего времени: проблематика, течения, концепции (на выбор).

26. Идейно-теоретические предпосылки модернизации права в современной России.

27. Психологический подход в философии права: варианты, представители, значение.

28. Современная философия права: проблематика, течения, концепции (на выбор).

29. Критика западного права (философско-правовой аспект).

30. Юридический позитивизм в философии права: варианты, представители, значение.

 

10.5 Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

 

В системе юридических наук философия права выступает основой их познания, является базовой методологической наукой. Ее изучение предполагает достижение нескольких целей: во-первых, усвоение общих знаний о государственно-правовых явлениях; во-вторых, получение представления об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; в-третьих, уяснение связи и значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

Изучая философию права, нужно постоянно учитывать ее фундаментальный характер, широкий диапазон связей не только со специальными юридическими науками, но и с социологическими, экономическими и политологическими учениями. Философия права как наука исследует предельно общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность власти нормативной регуляции общественной жизни; соотношение типов и форм правопонимания; место и роль правовой идеологии в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Специально рассматриваются проблемы связи права и морали, правосознания и правовой культуры.

Большое внимание уделяется уяснению философских основ важнейших принципов и понятий современного права, таких как «свобода», «правовое государство», «права человека». В условиях демократизации российского общества важное значение приобретает формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, возвышение общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства ответственности и справедливости.

 


Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса «Философия права»:

 

№ этапа Содержание этапа Результат этапа
Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Формулировка целей и задач курса в соответствии с ФГОС
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Формирование тем дисциплины. Отбор дидактических единиц, межпредмет-ных связей
Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Описание курса
Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Выбор образовательных технологии
Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

 

 Главной формой учебного занятия по философии права является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В системе организационных форм обучения лекции занимают ведущее и определяющее положение. Первичные знания о философии права в ее исторических версиях студенты получают из уст лектора, а затем их проверяют и обогащают при ознакомлении с учебной и научной литературой, закрепляют на семинарских занятиях, используют при выполнении письменных работ и т.д.

Ценность вузовской лекции состоит в том, что она представляет собой своеобразную путеводную нить, в соответствии с которой студент обретает способность приобщаться к тайне профессионально необходимых и динамично меняющихся знаний и оценок о закономерностях государственно-правовой действительности. Учебники и учебные пособия могут устаревать или содержать в себе субъективистские подходы в трактовке некоторых положений о государстве и праве, поэтому теоретически насыщенную современными знаниями, ориентированную на российскую политико-юридическую практику лекцию, прочитанную специалистом, невозможно ничем заменить. К тому же содержание и качество лекции определяют основные параметры работы студентов на семинарских занятиях, прогнозируя такие черты как: дискуссионность, актуальность, практическую значимость рассматриваемых вопросов.

Все это свидетельствует о том, что лекции должны, по возможности, конспектироваться студентами, а лектор должен обращать на это внимание, акцентируя внимание на важность излагаемой проблемы, отсутствие по этому вопросу научной литературы, личностный характер теоретических выводов и т.д. Студенты должны самостоятельно прорабатывать конспект лекций, внося в него дополнительные знания, почерпнутые из научной и учебной литературы, сверяя их с авторской концепцией лектора.

Содержание лекционного курса по философии права основывается на «Рабочей программе учебного курса», каждая тема которой раскрывается на лекциях. Поэтому студент может проконтролировать свои знания тем лекционного курса, сверяясь с соответствующими темами учебной программы. При этом следует обратить внимание на то, что в каждой теме программы лаконично излагаются основные вопросы, освещаемые в лекции, формулируются центральные понятия и категории о государстве и праве, подлежащие усвоению.

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Философия права».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые Библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

 


 

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

 

ООП – основная образовательная программа

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ВПО – высшее профессиональное образование

СРС – самостоятельная работа студентов

ТСО – технические средства обучения

СДО – система дистанционного обучения

НИР – научная работа

ЭУП – электронное учебное пособие



Разработчик:

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»   доцент кафедры теории и истории государства и права   А.В.Евсеев
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Рецензенты:

           
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
         
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

 



На 2012 /2013 учебный год

В рабочую учебную программу вносятся следующие изменения:

1. Раздел 10.4.1 «Балльно-рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов по дисциплине».

 

 

10.4.1. Балльно -рейтинговая система оценивания учебных достижений студентов по дисциплине

 

С марта 2012 г. в Университете действует обновленная балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студентов. Основание - приказ ректора № 37/5 от 02 марта 2012 г.

Успешность изучения студентом (магистрантом) учебной дисциплины «Философия права» оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания.

При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение прохождения курса (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам экзамена (до 30 баллов).

Элементами оценивания работы студента являются:

· посещаемость учебных занятий;

· работа на учебных занятиях;

· самостоятельная работа;

· результаты текущего и промежуточного контроля.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы. «Премиальные» баллы начисляются за высокое качество и успешное выполнение студентами творческих работ и научных проектов, участие в научных семинарах и конференциях и т.д. «Премиальные» баллы не учитываются в результатах текущего и промежуточного контроля и в сумме не могут превышать 25 баллов. Накопленные по дисциплине «премиальные» баллы добавляются после ответа студента на экзамене.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации в форме экзамена с учётом дополнительных премиальных баллов студент набирает количество баллов, достаточное для получения положительной оценки (в интервале от 61 до 84 баллов включительно), то они учитываются как рейтинговая оценка по дисциплине без проведения процедуры промежуточной аттестации.

 

Баллы, начисляемые за учебную работу студента дневного отделения при изучении дисциплины в ходе семестра (модуля)

 

Оценка ECTS

Название Сумма баллов Числовой эквивалент Буквенное обозначение отлично 91-100 5 A очень хорошо 84-90 4 B хорошо 74-83 4 C удовлетворительно 68-73 3 D посредственно 61-67 3 E

неудовлетворительно

0-60

2 Fx 2 F

 

 


Приложение 1


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет ЮРИДИЧЕСКИЙ

Кафедра теории и истории государства и права

                                                                                                                                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой ____________

Лядов А.О.

ПЛАН КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

по дисциплине «Философия права» студентов (очная форма магистратуры)

 

Виды учебной деятельности

Контрольная точка 1

Контрольная точка 2

Контрольная точка 3

Контрольная точка 4

Итого текущий контроль

Промежуточная аттестация

Доп. баллы
min max min max min max min max min max min max max
1. Посещение учебных занятий                      
Посещение лекции 8 8             8 8      
Посещение семинарских и практических занятий     4 4 4 4 4 4 12 12      
2. Работа на учебных занятиях                      
Работа на практических занятиях без тестирования     1 3 1 3 2 4 4 10      
Работа на практических занятиях с тестированием                          
Расчетная практическая работа                          
Деловая (ролевая) игра                          
Компьютерная симуляция                          
Разбор практических ситуаций, решение задач     1 2 1 2 1 2 3 6      
Практика                          
Оценка личностных качеств (дисциплина, мотивация, активность)             3 4 3 4      
Прочие виды работ                          

 

 

Виды учебной деятельности

Контрольная точка 1

Контрольная точка 2

Контрольная точка 3

Контрольная точка 4

Итого текущий контроль

Промежуточная аттестация

Доп. баллы
min max min max min max min max min max min max max
3. Самостоятельная работа                      
Самостоятельная работа без тестирования     1 3 2 3 2 4 5 10      
Самостоятельная работа с проверкой тестированием                          
Написание реферата                          
Подготовка публикаций (презентаций, докладов)         2 5 3 5 5 10      
Написание эссе                          
Курсовая работа (проект)                          
Прочие виды работ (НИРС)                         25
4. Текущий контроль и промежуточная аттестация                      
Тесты         10 10     10 10      
Тест ФЭПО                          
Контрольная письменная работа                          
Другие формы текущего контроля                          
Зачёт                        
Экзамен                 11 30

ВСЕГО

НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ

8 8 7 12 20 27 15 23 50 70 11 30 25 8 8 15 20 35 47 50 70 50 70 61 100  

 

Преподаватель ___________________/_Евсеев А.В../

 

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета      ____________________ / Глущенко П.П.


Все внесенные изменения рассмотрены и одобрены на заседании кафедры от «26» июня 2012 г., протокол № 11

 

Заведующий кафедрой А.О. Лядов  /___________/

                                                                                                                 (Подпись)

 

 

Внесенные изменения согласованы:

 

Зам. проректора

по вузовскому образованию                                                                    

Смешко О.Г.                              /____________/

                       (Подпись)

 

Начальник методического отдела 

Новик Е.В.                                                               /____________/

                                                                                                                                         (Подпись)       

 

 


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра теории и истории государства и права

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

._______________ Ивлева Е.С.

«____» ______________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Направление подготовки 030900.68 Юриспруденция
Профиль подготовки Правозащитная деятельность
Квалификация (степень) выпускника магистр
Форма обучения очная

Санкт-Петербург

2011


Рабочая программа данной учебной дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным ректором СПбУУЭ  «01» марта 2011 г.

ОБСУЖДЕНО

на заседании кафедры теории и истории государства и права

«26» мая 2011 г., протокол № 10

 

Зав. кафедрой _________________ / Б.П. Белозеров /

 

ОДОБРЕНО

методическим советом юридического факультета

«20» июня 2011 г., протокол № 11

 

Председатель совета _________________ /Д.И. Игнатенко/




Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.