Основные идеи философии марксизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К . Марксом и Ф . Энгельсом в середине Х1Х века.

Характерные черты:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс;

3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.

Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма .

Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики

– закон противоречия

- перехода количественных изменений в качественные,

- отрицания отрицания.

В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис – это совокупность производственных отношений. Надстройка – это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе лежит определенный уровень производительных сил (средства производства +люди) и

производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К.Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил,

рабовладельческая - экономика основана на рабстве,

феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян,

капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих

коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.

К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого,капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

Философия жизни».

В 19 веке в естествознании все с большей силой начинает обнаруживаться нестоятельность односторон.механич.подхода. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни, именно в это время возник.иррационализм, который к концу 19 века оформ.в отдельную школу – «философию жизни»

Согласно представителям (Ф . Ницше , В . Дильтей , Г . Зиммель , А . Бергсон , О . Шпенглер и др .) этой школы в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность. Такие тезисы-символы рационализма как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно» в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не тождественные понятия! Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и жизнь (объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно «схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».

Главное в жизни – не материя, а дух, поэтому на первый план выходят «науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т.д.

Иррационализм А . Шопенгауэра . Согласно Шопенгауэру в мире нет разума, в нем все подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна и у нее нет цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. Если основа мира – «воля» - неразумна, то и мир не разумен. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей.

В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь Ни о каком построении разумного и счастливого государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи нет.

Ф . Ницше - выдающийся немецкий философ. Суть его взглядов – это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир -вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, поэтому Человек не должен бояться смерти. Мир – это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти. Цель философии заключается в самоутверждении.

Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ – « сверхлюдей».

«Сверхчеловек » - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютная порода людей, которой еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей».

Анри Бергсон - основатель интуитивизма. Жизнь как становление начинается в результате первоначального взрыва (« жизненного порыва ») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания.

Философия позитивизма.

Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О . Конт . Основу его философской программы раскрывает тезис: « Долой метафизику , да здравствует физика !». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки. Наука не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия – это синтез всего положительного естественно-научного и социального материала. Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической – сверхъестественные силы заменяется общими понятиями, с помощью которых и объясняет явления окружающего мира; на научной ( положительной)– человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм или философия существования – это одно из самых популярных течений философии

ХХ века. Сформировался экзистенциализм, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер ,

Карл Ясперс , Жан Поль Сартр , Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования.

Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет.

Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности . Человек сначала появляется, и занимает место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность,. Человек – это проект самого себя и представляет собой то, что сам из себя делает. Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Человек тотально свободена. Быть свободным – значит быть самим собой. « Человек – это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий – человек не только отвечает за себя , но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая – формирует его. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческого существования – забота , страх , тревога , совесть , заброшенность , повседневность , смерть и т.д.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 248.