Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения

Миф и религия как исторические типы мировоззрения.

Предмет философии. Структура философского знания.

Основные функции философии.

 5. Особенности древнекитайской философии.

Особенности древнеиндийской философии.

Древнегреческая натурфилософия.

Учения софистов и Сократа.

Философия Платона.

Философия Аристотеля.

Античные концепции эпикуреизма, скептицизма, стоицизма.

Христианская философия средневековья. Патристика. Учение Августина Блаженного.

Христианская философия средневековья: номинализм и реализм.

Христианская философия средневековья: Фома Аквинский.

Особенности мировоззрения эпохи Возрождения.

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

Понимание природы и общества в философии эпохи Просвещения.

Философские учения И. Канта.

Идеалистическая философия Г. Гегеля.

Понятие “классической» и «неклассической» философии, их основные черты.

Основные идеи философии марксизма.

Философия жизни».

Философия позитивизма.

Философия экзистенциализма.

Особенности русской философии конца 19 - начала 20 вв.

Категория бытия в философии. Основные виды бытия.

Философское понимание единства мира. Категория материи.

Категории движения и развития. Многообразие форм движения.

Категории пространства и времени. Концепции пространства и времени.

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия.

 31. Категории необходимости и случайности.

Категории возможности и действительности.

 33. Проблема сознания в истории философии. Субстанциальное и несубстанциальное понимание сознания.

Структура психики и сознания. Основные функции сознания.

 35. Сознание и общение. Роль языка в мышлении.

Уровни и формы общественного сознания.

Концепции познания в философии.

Категории субъекта и объекта познания. Активная роль субъекта в познании.

Роль практики в познании. Взаимосвязь чувственного и рационального в познании.

Классическая, когерентная и прагматическая концепции истины.

Объективность, относительность истины в научном познании. Истина и заблуждение.

Уровни научного познания: эмпирический и теоретический.

Методы эмпирического познания и теоретического познания.

Особенности методологии гуманитарных наук. Понимание и интерпретация в гуманитарном познании.

 45. Проблема человека в истории философии. Специфика философской антропологии.

Антропосоциогенез, его сущность, основные этапы и тенденции.

Социальная сущность человека.

Взаимосвязь природного и социального в человеке.

Понятие индивида, индивидуальности, личности.

Понятие ценности. Ценности человеческого бытия.

Свобода и необходимость в бытии человека.

Жизнь, смерть и бессмертие. Проблема смысла жизни.

Проблема специфики социального бытия. Различные модели понимания социального.

Общество и природа.

Движущие силы общественного развития.

Сферы общественной жизни.

Революция и эволюция как формы изменения социальных систем.

Понятие истории. Типы истолкования исторического процесса.

Философия жизни».

В 19 веке в естествознании все с большей силой начинает обнаруживаться нестоятельность односторон.механич.подхода. В середине 19 века создается эволюционная концепция жизни, именно в это время возник.иррационализм, который к концу 19 века оформ.в отдельную школу – «философию жизни»

Согласно представителям (Ф . Ницше , В . Дильтей , Г . Зиммель , А . Бергсон , О . Шпенглер и др .) этой школы в основе развития мира и человека лежит не рациональное основание, а иррациональная реальность. Такие тезисы-символы рационализма как «мыслю, следовательно существую», «все действительное разумно» в новой философской парадигме отвергаются. Жизнь и разум не тождественные понятия! Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, - она не поддается научному анализу, в котором противопоставляется субъект (человек) и жизнь (объект познания). Жизнь нельзя познать, находясь вне нее, ее можно «схватить» интуитивно, «вжиться», «вчувствоваться» и «пережить».

Главное в жизни – не материя, а дух, поэтому на первый план выходят «науки о духе», а не «науки о природе»: музыка, поэзия, миф, метафора, символ и т.д.

Иррационализм А . Шопенгауэра . Согласно Шопенгауэру в мире нет разума, в нем все подчинено воле. Воля – это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных – это стремление к сохранению жизни. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна и у нее нет цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. Если основа мира – «воля» - неразумна, то и мир не разумен. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей.

В целом, жизнь людей – это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир – это скорбь Ни о каком построении разумного и счастливого государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи нет.

Ф . Ницше - выдающийся немецкий философ. Суть его взглядов – это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир -вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, поэтому Человек не должен бояться смерти. Мир – это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти. Цель философии заключается в самоутверждении.

Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ – « сверхлюдей».

«Сверхчеловек » - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютная порода людей, которой еще не было в мире – плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей».

Анри Бергсон - основатель интуитивизма. Жизнь как становление начинается в результате первоначального взрыва (« жизненного порыва ») и выступает как поток качественных изменений. Первоначальный взрыв вызвал к жизни интеллект и интуицию как формы жизни и познания.

Философия позитивизма.

Родоначальником позитивизма является французский мыслитель О . Конт . Основу его философской программы раскрывает тезис: « Долой метафизику , да здравствует физика !». Поиск первых и последних начал бытия – «абсолютно недоступное и бессмысленное занятие». Их просто нет. Философия, в том виде, в котором она существовала ранее, бесполезна и не нужна. Источником подлинного знания могут быть только частные науки. Наука не нуждается в стоящей над ней философии, а должна опираться на саму себя. «Наука сама себе философия». Поэтому предназначение новой, положительной философии, с точки зрения, О.Конта – разработка методологии наук и поиск связи между ними. Позитивная философия – это синтез всего положительного естественно-научного и социального материала. Конт формулирует закон трех стадий развития ума и показывает, что человечество пришло к позитивной философии в процессе развития своего интеллекта. Ум человека в своем развитии проходит три стадии: на теологической – он объясняет природу вещей воздействием различных сверхъестественных сил; на метафизической – сверхъестественные силы заменяется общими понятиями, с помощью которых и объясняет явления окружающего мира; на научной ( положительной)– человек, наблюдая за явлениями, пытается установить между ними регулятивные связи.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм или философия существования – это одно из самых популярных течений философии

ХХ века. Сформировался экзистенциализм, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений. Представители: Мартин Хайдеггер ,

Карл Ясперс , Жан Поль Сартр , Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма – человек и смысл его существования.

Основание всех построений экзистенциализма – это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет.

Отсюда основной тезис экзистенциализма – существование предшествует сущности . Человек сначала появляется, и занимает место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность,. Человек – это проект самого себя и представляет собой то, что сам из себя делает. Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Человек тотально свободена. Быть свободным – значит быть самим собой. « Человек – это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий – человек не только отвечает за себя , но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая – формирует его. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческого существования – забота , страх , тревога , совесть , заброшенность , повседневность , смерть и т.д.

Познании.

Практика – это целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Роль практики в отношении познания

1. Практика является основой познания. Весь процесс познания основывается на взаимодействии человека с внешним миром, а это взаимодействие осуществляется, прежде всего, в практике. В практике развиваются как чувственные, так и логические формы отражения

2. Практика выступает как цель познания. Деятельность человека ставит перед ним такие задачи, решение которых необходимо для его дальнейшего существования и развития - новое знание воплощается в новой деятельности, организует ее и управляет ею. Цель познания – практическая деятельность.

3 . Практика -критерий истинности знания, воплощенного в суждении. Еще древнекитайский философ Мо-Цзы учил, что только высказывания, которые претворяются в деятельности человека, становятся постоянным знанием. Ясно, что не все суждения можно немедленно проверить в практической деятельности. Практика должна созреть до возможности проверить некоторую гипотезу. Связь чувственных и логических форм познания неразрывна, она проявляется уже на уровне ощущения. Ощущение как форма чувственного познания отличается от ощущения как формы отражения, тем, что в чувственном познании мы не только ощущаем, но и понимаем, ЧТО ощущаем. Т. обр., ощущение в познании выходит на уровень рационального, осознается в понятии. Если данное конкретное ощущение мы не можем соединить ни с одним понятием нашего мышления, то мы не понимаем, ЧТО ощущаем, и ощущение остается на уровне отражения, не становясь моментом чувственного познания. С другой стороны, никакое понятие не образуется, если ему не предшествует чувственное отражение данного класса предметов. Таким образом, связь между чувственными и рациональными формами познания имеет неразрывный и двусторонний характер. Чувственные формы должны быть доведены до осознания в понятиях и суждениях, а последние не могут строиться иначе, как на материале чувственных данных.

Общество и природа.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия встретились только на планете Земля. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования — стала испытывать на себе антропогенное влияние.

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось. Начиная с 16-19 вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека. В ХХ столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню. В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

Главная проблема современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы. В связи с этим возникает экологическая проблема — проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

Самыми опасными направлениями пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются: 1) истощение недр (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80 - 100 лет); 2) загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами; 3) уничтожение растительного и животного мира, создание условий, при которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т. д.) нарушает привычный образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны; 4) вырубка лесов (в то время как леса - важный фактор очищения атмосферы); применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы.

В целом проблема взаимоотношений человека, природы и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано: 1) прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу; 2) заняться решением экологических проблем; 3) уделять внимание социальной экологии - не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества; 4) изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли; 5) контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

В последнее время среди экологических вопросов стала выделяться проблема социальной экологии — охраны человека, его личности, здоровья, общества в целом от последствий научно-технического прогресса. Совр. человек подвергается уже не влиянию природы, а массированному влиянию общества и техники: современный человек живет в перенасыщенном информацией обществе, под беспощадным воздействием СМИ, а также становится все более зависимым от виртуальной реальности; растет урбанизация - большинство людей сейчас проживает в городах-мегаполисах, зачастую в очень больших (10-25 млн. чел.) и насыщенных высокими технологиями (Токио, Нью-Йорк и др.), полностью подчиняется ритму, давлению мегаполиса, теряет свою индив-ть.

Особой проблемой при взаимоотношениях человека, общества и природы в современную эпоху является проблема народонаселения.

Данная проблема имеет несколько аспектов: 1) рост населения приводит к колич. увеличению человечества, а, следовательно, его потребностей, что ведет к еще большей эксплуатации природы; 2) при росте населения возможно обострение противоречий внутри общества, поскольку прогресс может не успеть за ростом населения, и благ не будет хватать на всех; 3) проблема качества населения — хватит ли материальных возможностей у общества, у семьи обеспечить детям воспитание, образование, лечение, внимание со стороны общества?

Проблема народонаселения имеет и обратную сторону — в ряде стран наблюдается отрицательная динамика (снижение) роста населения. Это Германия, Великобритания, Швейцария, ряд государств европейской части бывшего СССР - Россия, Украина, Беларусь и др.

Выделяются две главные причины данного явления: 1) высокоорганизованное техногенное общество требует от человека много сил (получение образования, работа) и не оставляет их на семью и детей, во многих семьях Запада стало традицией обходиться минимумом детей - двумя, часто одним; 2) граждане государств, находящихся в процессе становления реформ, в силу бедности, социальной незащищенности, трудностей жизни стараются либо вообще не заводить детей, либо ограничиваться их минимумом.

Наоборот, во многих странах Азии и Африки, зачастую слаборазвитых, наблюдается тенденция чрезмерного роста населения. Особенно в этом преуспели Китай (1 млрд. 300 млн.), Индия (800 млн.), Индонезия (200 млн.), Пакистан, Бангладеш, Бразилия, Нигерия (у них – свыше 100 млн.). Данная тенденция вызвана, с одной стороны, отсутствием контроля за рождаемостью (за исключением Китая) и его невозможностью, с другой - традициями. Подобный рост населения в странах Азии и Африки приводит к резкому снижению качества жизни, качества подрастающего поколения (необразованность, физическая истощенность и т. д.), создает как отдельным семьям, так и государствам неразрешимые трудности.

Возникает вопрос: а есть ли определенный порог населенности Земли, преодоление которого станет опасным для всех его жителей?

В этой связи интересен закон Мальтуса. Еще в 1798 году Мальтус в своей книге "Опыт закона народонаселения" доказал, что такой порог есть и человечество обречено его достигнуть. Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли — около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно. При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течение 50 лет) "критический" порог может быть достигнут уже к 2150–2200 годам.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы: 1) сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей; 2) искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, отодвигать "порог перенаселенности" (от 60 до 100 млрд. и дальше).

Сферы общественной жизни.

Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая и духовная.

Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Политическая сфера – это пространство, в котором реализуется деятельность государства по управлению обществом, а также деятельность полит. партий, общест. организаций, движений, выражающих полит. интересы опр. классов, социальных групп, национальных общностей и активно участвующих в борьбе за госуд. власть или, по крайней мере, стремящихся влиять на происходящие полит. процессы.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу удовлетворения их многообразных духовно-эстетических потребностей; сфера создания ценностей, их распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества, общественное сознание.

Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, религии, искусства.

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода: 1) классовый, согласно которому все общество делится на большие группы – классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит т. наз. классовая борьба); распространен в марксистской философии; 2) стратификационный подход, согласно которому социальная структура понимается исходя из понятия «страты». В отличие от классов, сословий, страты характеризуются в основном внеэкономическими показателями: причастностью людей к власти, профессии, образованию науке, религиозным верованиям, этническим группам, месту жительства, положению родственников и т.д. Такой подход, свойственный западной философии.

Тенденцией развития современного общества является: превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами; усложнение структуры, дробление страт до микроуровня - так называемых "малых групп".

Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения

Дата: 2018-09-13, просмотров: 265.