Н. М. Карамзин. История государства Российского
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(извлечения)

1. Летописец повествует о следствиях кончины Олеговой: «народ стенал и проливал слезы. Присоединив к державе своей лучшие, богатейшие страны... сей князь был истинным основателем ее величия».
2. «Игорь в возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников государя великого, или презирают недостойных. <...> Судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия».
3. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь — Святою, история — Мудрою... Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством».
4. Святослав — «сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с ее врагами, и с ее бедствиями, не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка».
5. «Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого» (речь идет о Владимире Святославиче).
6. О Ярославе: «заслужил в летописях имя Государя мудрого, не приобрел оружием новых земель, но возвратил утраченное... в бедствиях междоусобия, не всегда побеждал, но всегда оказывал мужество, успокаивал отечество и любил народ свой».
7. О Владимире Мономахе: «Княжив в столице 13 лет, скончался на 73 году от рождения, славный победами за Русскую землю и благими нравами».

После выступлений представителей групп учащиеся высказывают свою точку зрения по вопросу: деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам Древнерусского государства? (Разумеется, нельзя требовать от учеников однозначных ответов.)
3. Характеристику социальных отношений учитель дает на основании Русской Правды (раздел параграфа «Разбитое зеркало»). Учащимся можно предложить следующие задания.
1. Соотнесите древнерусский термин и его объяснение.

Древнерусские термины Объяснения терминов
1) Мир, вервь 2) Закуп 3) Люди 4) Вира 5) Муж 6) Смерд 7) Рядович 8) Вотчина 9) Холоп, челядин (мн. число — челядь) 10) Гость A) Земли, которые получали приближенные князя на правах наследственной собственности Б) Община B) Свободный человек мужского пола Г) Человек, попавший в полную зависимость от господина, раб Д) Человек, ставший должником, зависящим от заимодателя Е) Купец Ж) Свободное население Киевской Руси З) Свободный крестьянин И) Человек, заключивший договор (ряд) о выполнении обязанностей в пользу господина К) Штраф в пользу князя

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

2. На основании отрывков из статей Русской Правды Ярославичей подтвердите или опровергните высказывание: «Русская Правда свидетельствует о развитии неравенства в древнерусском обществе».

Если кто убьет княжеского мужа... то виру за него платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый: в случае убийства людина платит виру князю 40 гривен.
За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.
За ремесленника или за ремесленницу платить 12 гривен.
А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярских.
А за холопа 5 гривен.
За украденного княжеского коня платить 3 гривны, за коней других людей платить по 2 гривны.

3. Распределите на ступеньках общества различных его представителей.

4. Выскажите свое мнение: что представляло большую опасность для раннефеодальной монархии — выступления низов или заговоры аристократии?
4. Данный вопрос можно рассмотреть, используя историческую карту и информацию учебника. В ходе самостоятельной работы учащиеся заполняют таблицу «Основные направления внешней политики Киевской Руси» (см. задание 6 к § 2—3). В случае недостатка времени эту работу можно предложить в качестве домашнего задания.
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 1, 2, 6 к § 2—3. 2. Индивидуальные опережающие задания. Используя материал учебника, знания, полученные ранее на уроках литературы, истории, МХК, информатики, и дополнительную информацию, подготовить сообщения (выполнить компьютерные презентации) по темам: «Устное народное творчество», «Создание древнерусской письменности», «Древнерусская литература», «Софийский собор в Киеве», «Софийский собор в Новгороде», «Живопись Киевской Руси: икона, мозаика, фреска». Подготовка компьютерной презентации требует времени, поэтому задания такого рода желательно дать ученикам за несколько уроков в качестве опережающих.

















Дата: 2018-12-21, просмотров: 402.