Составитель рабочей программы:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Философия права

 

основная образовательная программа направления  

Юриспруденция

Блок 1, обязательная часть

образовательная программа   

«Правовое обеспечение предпринимательской деятельности корпораций»

направленность: академическая

 

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Магистр

 

Форма обучения

очная

Курс 5 семестр 2

Самара

2015

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления (специальности) 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1538 от 5 декабря 2014 г. Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2014 г. № 35395

 

Составитель рабочей программы:

Пермяков Ю.Е., к.ю.н., доцент

 

Рецензент:

Касаткин С.Н., к.ю.н.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права и международного права                                                                                         

(протокол № 1 от «30» августа 2015 г.)

                                          

Заведующий кафедрой

«01» сентября 2015 г. _______________________/ А.А.Напреенко

        

 

СОГЛАСОВАНО

 

И.о. декана юридического факультета

«01» сентября 2015 г. _______________________/ А.Г. Безверхов

 

Начальник

учебно-методического управления

«01» сентября 2015 г. ________________________/Н.В. Соловова

 

Начальник отдела учебно-методического сопровождения образовательных программ УМУ

 

«01» сентября 2015 г. ______________________/С.В. Николаева

 

 

Руководитель образовательной программы

«Правовое обеспечение предпринимательской деятельности корпораций»

 

«01» сентября 2015 г. . ________________________/В.Д. Рузанова

 

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

 

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины.

Основной целью дисциплины является формирование способности студента к философскому обоснованию ценности права и собственной правовой позиции при оказании юридической помощи гражданам и коллективным субъектам права, при разработке проектов нормативных актов и реализации правовой политики в форме осуществления правосудия.

Целью философии права выступает также:

- уяснение студентом мировоззренческих оснований, определяющих основные типы современного правопонимания;

- освоение системы категорий отечественной и зарубежной философии права;

- ознакомление с основными типами и законами правового мышления, определяющими язык права и аксиоматические основания правовых доктрин.

Задачи дисциплины:

а) формирование профессионально-необходимых для юриста инструментальных, межличностных, системных и специальных компетенций;

б) формирование современных теоретических представлений о сущности юриспруденции и её философско-мировоззренческих основаниях;

в) формирование навыков принуждения к юридической процедуре и обоснования применения норм материального и процессуального права;

г) воспитание уважительного отношения к праву, законности и юридической профессии.

 

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение данной дисциплины

Изучив данную дисциплину обучающийся должен

знать:

- систему категорий основных разделов философии права: онтологии, эпистемологии, аксиологии и герменевтики права;

- исторические этапы развития философии права, своеобразие отечественной философии права;

- основную философскую проблематику, сопровождающую развитие современной правовой системы российского общества;

понимать:

- значение философии права как мировоззренческой и практической основы юридической деятельности;

- философский, политический и моральный смысл фундаментальных принципов права: законности, справедливости, гласности, состязательности, уважения прав и законных интересов участников правовых отношений;

- философское содержание проблем современной правоприменительной практики, девиантного поведения, правового нигилизма;

уметь:

- осуществлять деконструкцию правовых суждений, анализировать поведение процессуального противника, формализовать моральные и политические притязания в системе правовых понятий;

- анализировать и объяснять нормы права в контексте национальной правовой культуры;

- разрабатывать стратегию и тактику защиты законных интересов с учетом особенностей юридической процедуры и собственной процессуальной роли (функции);

- логически и юридически-грамотно обосновывать и отстаивать свою правовую позицию, оценивать и аргументировано опровергать доводы оппонентов;

- самостоятельно формулировать суть проблемных ситуаций и находить пути их разрешения; использовать доктринальные положения в опубликованных решениях Верховного и Конституционного Судов РФ, Европейского Суда по правам человека для обоснования предлагаемого решения;

владеть навыками:

- анализа философской литературы на правовые темы;

- анализа профессионально-этических, моральных, философских и правовых оснований позиции, занимаемой сторонами в разрешении правового конфликта и правовой ситуации;

- оценки аргументации в философском обсуждении проблем правотворчества и правоприменения;

- аргументированного публичного выступления по спорным вопросам юридической квалификации и толкования права.

Изучение дисциплины формирует у обучающегося следующие компетенции:

Код компетенции Результат обучения
ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, достаточный уровень профессионального правосознания
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности; соблюдать принципы этики юриста
ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-6 обладать способностью аргументированного публичного выступления по спорным вопросам права и юридической квалификации
ПК-19 умение разрабатывать, применять методы и инструменты проведения исследований в правовой науке

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Для успешного усвоения дисциплины требуется владение знаниями истории политических и правовых учений, истории и методологии юридической науки, сравнительного правоведения.

Изучение тематики указанной дисциплины также позволяет углубить знания и компетенции, полученные в ходе обучения по ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр») при изучении базовых дисциплин («Теория государства и права», «Гражданское право», «Уголовное право», «Философия» и др.)

Изучение дисциплины призвано расширить профессиональные компетенции, полученные при изучении обязательных дисциплин ООП вариативной части: коррупционные правонарушения, коммуникационная компетентность и переговорные процессы в деятельности корпораций, гражданско-правовое регулирование предпринимательских обязательств.


2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работ


Содержание учебного курса

 

Раздел 1. Общие положения

 

Тема 1. Введение в философию права

 

Особенности научного и философского познания права: право как норма, правоотношение (социальное взаимодействие) и как идея. Обыденные представления о праве. Присутствие представлений обыденного сознания о праве в научной концепции. Право в качестве предмета богословия.

Идея права и порядка в восточной традиции (учение Конфуция, Лао—цзы, ведические представления о гармонии мира).

Идея права и справедливости в античной философии и культуре (идея меры Пифагора, идея долга и справедливости Сократа, идея иерархии Платона, понятие справедливости и правосудности Аристотеля, идея «естественного» права в публичных речах и сочинениях римских юристов).

    Идея права в классической западноевропейской теологии и философии (Фома Аквинский, Петр Абеляр, Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц, Иммануил Кант, Георг Гегель). Становление традиции понимания правовой нормы вне ее онтологических оснований (Кельзен). Кризис современного правосознания, его истоки.  

 

 

    Тема 2. Состояние и задачи современной философии права.

 

Экзистенциальный смысл выбора методологии. Позитивистское и метафизическое начало в философском познании права. Проблема языка и преемственности в современной отечественной философии права. Система и основная проблематика философии права. История философии права как научная дисциплина. Экзистенциальная философия права. Аналитическое правоведение (догматика права). Основные типы правопонимания в отечественной философии и теории права.

    Философия и не-философия права. Проблема опошления философского языка в исследовании права. Философия права как направление социальной философии и собственная (аутентичная) философия права. Философия права и правовая идеология.

 

    Раздел 2. Онтология, феноменология, аксиология и герменевтика права

 

    Тема 3. Онтологическое обоснование права.

 

Понятие правовой реальности. Мир как предметное бытие субъекта.

    Долженствование в философии Гегеля. Долженствование в работах Хайдеггера. Формы долженствования: нравственность, мораль, право. Игровое пространство и пределы права. Конфликт права и правды. Нравственные и моральные основания правовых притязаний.

    Социальное взаимодействие и принцип справедливости. Нормативность как условие социального бытия. Социум как область смысла.

 

 

    Тема 4. Философская проблематика правосубъектности.

 

Философский спор о сущности человека и его политико-правовые последствия. Античное, средневековое и просветительское понимание сущности человека. Содержание воли и содержание поступка. Абсолютные ценности и вопрос о бессмертии человека. Нравственные, моральные и правовые притязания личности. Тождество деятеля и поступка как принцип права.

Экзистенциальная потребность в самоидентификации человека. Правосудие как социальная форма разрешения конфликтов и как испытание. Ритуальная основа правосудия. Суд как надличностная инстанция.

Понимание правосубъектности в истории цивилизации. Стратификация общества и роль права в установлении и производстве различий. Отчуждение в праве и способы его преодоления. Права человека и гражданина: их философский и юридический смысл. 

Личность как субъект права. Проблема «другого» в современной философии. «Другой» как ценность и субъект права. Проблема юридического лица. Субъективное право, привилегия, полномочие и обязанность.

 

 

    Тема 5. Легитимация власти.

 

    Власть, ее основания и символический характер. Власть и социальное управление. Концепция легитимности и официальности П. Бурдье. Легитимация власти как правовая процедура. Суверенитет и компетенция государственной власти. Идея народовластия. Народ как субъект истории. Историческая ответственность власти. Институционализация власти посредством права. Государство как юридическое лицо. Персонификация государства. Государство как персонификация народной судьбы. Идея правового государства. Кризис современной государственности. Концепция государства в работах Маркса, Иеринга, Шмитта.

    Отрицание государства как философская проблема. Философско-мировоззренческие основания анархизма, экстремизма и эскапизма. «Партизанская» тактика в политической борьбе. Философско-правовое обоснование демократической процедуры. Тоталитарное государство и авторитарный политический режим. Идея и философский смысл правового государства.

 

    Тема 6. Историческое бытие права.

Право как исторический факт. Современный смысл концепции «позитивного» и «естественного» права. Исторические формы права. Правовое учреждение и правовая процедура. Источники права.

Пространственные категории в человеческих суждениях. Опыт исторической непричастности. Отличительные особенности провинциального правопонимания.

 

Тема 7. Осуществление правосудия. Философские проблемы ответственности.

 

    Метафизика судьбы и возмездия. Смысл правосудия. Судебное познание и судебное решение. Проблема истины в судебном познании. Судебный прецедент в системе понятий отечественного правоведения.

Исторические формы социальной защиты. Обоснование субъективного и объективного вменения в теории права. Онтологическая природа преступления и наказания. Обоснование индивидуальной и коллективной ответственности.

Проблема соотношения гуманизма и справедливости.

 

    Тема 8. Введение в проблематику аналитического правоведения.

 

    Становление догматики права в зарубежном и отечественном правоведении XIX в. Методологический кризис наук о праве и его осознание в юриспруденции (начало ХХ в.) Логика права и логика правового исследования. Понятие и предмет аналитического правоведения.

Объект правовых суждений. «Правовая природа» вещей. Субъект суждения в формальной и деонтической логике. Субъект правового суждения. Норма права как связь должного и сущего. Норма права как парадигма правового суждения. Норма права как официальное предписание. Правовая норма как юридическое основание ответственности. Юридическая сила правовых норм и суждений: понятие и критерии дифференциации. Модальность правовых суждений. Правовая доктрина. Логика национальных правовых систем.

 

    Тема 9. Правовая аксиология.

 

    Введение в аксиологию, основные понятия философии ценностей. Право в системе ценностей и право как ценность. Инструментальная и абсолютная ценность права.   Право как реализация справедливости. Право как осуществление свободы. Право и формальное равенство. Право и ненасильственный мир. Латентное и официальное насилие.

 

    Тема 10. Собственность как исходное правовое понятие.

 

    Философия собственности: история вопроса в западной и отечественной культуре. Понятие вещи. Обмен. «Меновая» концепция права Е.Б. Пашуканиса.

Собственность как философская категория и юридическая конструкция. Обоснование частной собственности. Собственность как идентификация личности. Имя и знак вещи. Собственность как мера бытия. Собственность как мера ответственности. Собственность как объект правовой защиты.

Коллективная собственность. Собственность государства: философские предпосылки и правовые последствия.

 

    Тема 11. Особенности российского правосознания.

 

    Идея права в историческом самосознании России. Становление власти и борьба за право. Конфликт власти и морали. Этика героизма и подвижничества. Специфика российского правопонимания в трудах дореволюционных философов и культурологов. Стратегии выживания в условиях гражданской войны и тотального подавления свободы. Сервилизм и посредственность как проблемы современной политики права. Латентные функции национализма.

     Основные концепции власти в истории русской государственности. Национальный вопрос в истории и современной политике Российского государства. Идеология «вненаходимости». Участие России в становлении международного правопорядка. Возрождение права и поиски новой правовой идеологии.

    Опыт права как философская проблема. Философская рефлексия взаимодействия правовых систем. Империализм и антиглобализм в правовой политике.

 

    Тема 12. Семантика права. Текст и знак как предмет философско-правового исследования.

 

  Анализ текста как философская проблема. Литературные формы правовых суждений. Анализ высказываний, их жанровое своеобразие. Герой, его правовой статус. Анализ умолчаний. Анализ смысловых поступков, их правовая оценка, выявление авторского отношения. Анализ символов. Методология деконструкции правовых суждений. 

    Язык правового документа. Стилистика в законотворческой и правоприменительной деятельности. Правовой контекст официальных выступлений. Официальная речь и пространственная организация помещений в государственном учреждении.

Язык жестов в правовом общении. Форменная одежда. Государственная символика. Пространственная организация власти в архитектуре и внутреннем оформлении официальных учреждений.

 

2.3. Учебно-тематический план

2.3.1. Структура дисциплины

СЕМЕСТР 2

№ раздела

Наименование разделов, тема

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа

Лекция Практические занятия Лабораторные работы
1 2 3 4 5 6 7
1 Раздел 1. Общие положения 4 2 - 6
  Тема 1. Введение в философию права   2 2 - 2
  Тема 2. Современное состояние и задачи философии права   - - - 2
2 Раздел 2. Онтология, феноменология, аксиология и герменевтика права 2 18 - 40
  Тема 3. Онтологическое обоснование права   - 2 - 2
  Тема 4. Философские проблемы правосубъектности   2 2 - 2
  Тема 5. Легитимация власти   - 2 - 2
  Тема 6. Историческое бытие права   - 2   2
  Тема 7. Осуществление правосудия. Философские проблемы ответственности     2   2
  Тема 8. Введение в проблематику аналитического правоведения   - 2   2
  Тема 9.Правовая аксиология.     - 2   2
  Тема 10. Собственность как исходное правовое понятие.   - 2   2
  Тема 11. Особеннности российского правосознания   - - - 2
  Тема 12. Семантика права   - 2 - 2
  Контролируемая самостоятельная работа (КСР) - - - - 32
  Подготовка и сдача экзамена - - - - 26
  Итого: 4 20 - 108

СЕМЕСТР 2

№ Раздела, темы Тема Кол-во часов Образовательная технология
1 2 3 4 5
1 Раздел 1. Тема 1. Введение в философию права 2 Входное тестирование; устный опрос
2 Раздел 2. Тема 3 Онтологическое обоснование права 2 Устный опрос
3 Раздел 2. Тема 4.  Философские проблемы правосубъектности 2 Устный опрос; тестирование
4 Раздел 2. Тема 5 Легитимация власти 2 Устный опрос
5 Раздел 2. Тема 6 Историческое бытие права 2 Устный опрос; тестирование
6 Раздел 2. Тема 7 Осуществление правосудия. Философские проблемы ответственности. 2 Устный опрос
7 Раздел 2. Тема 8 Введение в проблематику аналитического правоведения 2 Устный опрос
8 Раздел 2. Тема 9 Правовая аксиология 2 Устный опрос; тестирование
9 Раздел 2. Тема 10 Собственность как исходное правовое понятие 2 Устный опрос
10 Раздел 2. Тема 11 Особеннности российского правосознания 2 Устный опрос
11 Раздел 2. Тема 12 Семантика права 2 Устный опрос; тестирование
    Итого:                 20  

2.3.4. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

 

СЕМЕСТР 2

 

№ Раздела, темы Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов Форма контроля
1 2 3 4
Раздел 1. Тема 1. Введение в философию права 4 Групповое обсуждение
Раздел 1. Тема 2 Современное состояние и задачи философии права 4 Реферат
Раздел 2. Тема 3 Онтологическо обоснование права 4 Групповое обсуждение
Раздел 2. Тема 4 Философские проблемы правосубъектности 4 Групповое обсуждение
Раздел 2. Тема 5 Легитимация власти 4 Групповое обсуждение
Раздел 2. Тема 6 Историческое бытие права 4 Групповое обсуждение
Раздел 2. Тема 7 Осуществление правосудия. Философские проблемы ответственности. 4 Групповое обсуждение
Раздел 2. Тема 8 Введение в проблематику аналитического правоведения 4 Групповое обсуждение
Раздел 2. Тема 9 Правовая аксиология 4 Групповое обсуждение. Эссе
Раздел 2. Тема 10 Собственность как исходное правовое понятие 4 Групповое обсуждение
Раздел 2. Тема 11 Особеннности российского правосознания 4 Групповое обсуждение
Раздел 2. Тема 12. Семантика права 2 Групповое обсуждение. Глоссарий
  Итого: 46  

2.3.5 Курсовой проект (курсовая работа) – не предусмотрено

Примерная тематика эссе, рефератов.

1. Предмет и методология философии права: возможен ли произвольный выбор?

2. Принципы и аксиоматические основания права.

3. Понятие и сущность правовой нормы.

4. Субъективное право и юридическая обязанность: проблема обоснования их юридической природы.

5. Субъект права и личность: понятие и соотношение.

6. Юридическая процедура как социальная технология.

7. Ритуальная природа юридической процедуры.

8. Правовые суждения и оценки: сходство и отличие.

9. Язык и логика права.

10. Фикции и презумпции как игровое начало в праве.

11. Структура правосознания.

12. Уважение к праву и закону.

13. Моральные достоинства в контексте правовой культуры.

14. Правовое мышление.

15. Правовой нигилизм.

16. Ценность права.

17. Обзор современных концепций правопонимания (сущности права).

18. Легитимация власти как феномен права.

19. Провинциальное правопонимание.

20. Существуют ли среди государств мошенники?

21. Метафизические основания бунта.

22. Судебные процессы над грызунами в средневековой Европе: к вопросу о сущности правового опыта.

23. Понятие официального.

24. Символы в правовой культуре.

25. Логические основания правовых суждений.

26. Цинизм современного права.

27. Защита права как социальная проблема.

28. Метафизика возмездия.

29. Существует ли справедливость? Онтологическое обоснование должного.

30. Конфликт права и свободы.

31. Правовая проблематика в тексте современных писателей.

Образовательные технологии

В процессе преподавания дисциплины «Правовое положение некоммерческих организаций» используются следующие образовательные технологии:

1. Традиционная образовательная технология (лекция, тестирование, собеседование, глоссарий, консультация);

2. Технология интерактивного коллективного взаимодействия (лекция с разбором конкретных ситуаций, дискуссия, обсуждение, лекция-беседа);

3. Технология проблемного обучения (проблемная лекция, эссе, реферат);

4. Технология компьютерного обучения (тестирование).

2.3.7. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

 

Семестр/ тема Вид занятия Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
1 2 3 4
С/1 Практическое занятие Дискуссия 2

С/2

Лекция Лекция с заранее запланированными ошибками 2
Практическое занятие Мозговой штурм 2
С/ 3 Лекция Проблемная лекция 2

С/4

Лекция Проблемная лекция; лекция с разбором конкретных ситуаций 3
Практическое занятие Дискуссия; мозговой штурм; деловая игра 4
С/ 5 Практической занятие Круглый стол 2

С/6

Лекция Проблемная лекция; лекция-консультация 2
Практическое занятие Дискуссия; круглый стол 4
С/7 Лекция Лекция-беседа 2

С/10

Лекция Лекция с разбором конкретных ситуаций 1
Практическое занятие Дискуссия; мозговой штурм 4

С/11

Лекция Лекция-беседа; лекция-дискуссия 2
Практическое занятие Дискуссия; мозговой штурм 6

Балльно-рейтинговая система

Оценка «зачтено» по дисциплине «Инновационный менеджмент социально-педагогического процесса», по которой в данном семестре нет экзамена, выставляется студенту, набравшему 50 и более баллов, означающих, что содержание курса освоено полностью, необходимые компетенции и практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены.

Максимальная сумма баллов, набираемая студентом по дисциплине «Инновационный менеджмент социально-педагогического процесса», закрываемой семестровой (итоговой) аттестацией (зачет) равна 100.

Баллы, характеризующие успеваемость студента по дисциплине, набираются им в течение всего периода обучения за изучение отдельных тем и выполнение отдельных видов работ.

 

1. Посещение занятий до 14 баллов (1 балл за занятие)
2. Контрольные мероприятия до 42 баллов
Тестирование I до 10 баллов
Тестирование- II до 1 6  баллов
Выступление на семинарском занятии (участие в групповом обсуждении, мозговом штурме, орг-деятельностной игре, решении творческих задач) до 16 баллов (1 выступление - 1 балл)
3. Выполнение заданий по дисциплине в течение семестра до 44 баллов
Написание эссе до 10 баллов
Написание глоссария до 6 баллов
Анализ кейса до 8 баллов
Обзор научных статей до 10 баллов
Презентация проекта до 10 баллов
5. Выполнение дополнительных практико-ориентированных заданий до 30 баллов (дополнительно)
  Публикация научной статьи до 10  баллов
  Исследовательский проект, оформление информационного учебного ресурса до 10  баллов
  Участие в научной конференции до 10 баллов

 

Распределение баллов, составляющих основу оценки работы студента по изучению дисциплины «Инновационный менеджмент социально-педагогического процесса» в течение 7 недель А семестра.

· 100 баллов распределяются на учебный период (1 семестр), заканчивающийся промежуточной аттестацией;

· 100 баллов – посещение и контрольные мероприятия;

· возможность набора дополнительных 30 баллов за практико-ориентированные задания.

 

 

4. Сведения о материально-техническом обеспечении дисциплины

№ п/п Наименование оборудованных учебных кабинетов, лабораторий Перечень оборудования и технических средств обучения
1 Лекционная аудитория Мультимедийное оборудование
2 Компьютерный класс Компьютерное и мультимедийное оборудование
3 Кабинет Центра частноправовых исследований специальная научная литература, авторефераты диссертаций

Методические указания

7.1 Методические указания студентам, изучающим дисциплину «Философия права»

 

       Для успешного освоения философии права необходимо, с одной стороны, выполнять обычные для вузовского обучения практики (посещение лекций, подготовка и активное участие на практических занятиях, самостоятельная работа над рефератом или научным докладом), с другой – предпринимать некоторые специфичные для данной дисциплины усилия. Прежде всего это касается самостоятельной работы с рекомендованным текстом. В учебных пособиях и лекциях обычно содержится постановка проблемы и дан обзор возможных ее решений. В научном тексте или философском размышлении, как правило, готовых ответов нет, они не предназначены что-то разъяснять. Напротив, нередко автор свою задачу видит в том, чтобы проблематизировать какой-либо вопрос, до этого представлявшийся юристу вполне понятным. Это обстоятельство настораживает, а то и отталкивает студентов. Им, к сожалению небезосновательно, часто кажется, будто их хотят запутать. Иногда так и происходит, если не забывать, что теория и философия права очень близко соприкасаются с политической практикой и идеологией. Однако, философия права затем и нужна: она позволяет раскрыть неартикулируемую позицию, выявить латентные установки каких-либо расуждений, произвести то, что получило название «деконструкция речи». Этот навык весьма полезен в юридической деятельности, которая носит публичный характер и практически всегда присутствует в пространстве конфликтующих интересов.

    Есть еще одно обстоятельство, которое надо иметь в виду студентам. Многих из них наверняка покажется, что излагаемый в лекциях материал им знаком из курсов истории политико-правовых учений, философи, теории государства и права. Однако предметы этих наук и, соответственно, программы этих учебных дисциплин не совпадают.

 

 

7.2. Методические рекомендации ППС вуза по организации учебного процесса

 

    Основная задача преподавателя заключается в формировании у студентов навыков правового мышления. Поэтому лекции, и в особенности практические занятия, не следует проводить в виде изложения неких правильных ответов или в виде опроса с предполагаемыми ответами на поставленные вопросы. Здесь важен сам ход мышления, его рефлексивная сторона, а не предмет рассуждений, о котором, конечно же, будет вестись речь, но речь, методологически обоснованная. Совершенно недопустимо превращать занятия по философии права в обмен мнениями или попеременный монолог исповедующих свои воззрения студентов. Наоборот, преподаватель должен создать условия для диалога, в котором его участники могли бы услышать своих оппонентов и, что часто для них бывает неожиданным, собственную речь с её выигрышными и проигрышными элементами. Чтобы диалог не сопровождался взаимными упреками, необходимо акцентировать внимание студентов на том обстоятельстве, что критике подвергается высказанная позиция, а не сам студент, не его личностные качества и даже – не его собственные мысли. Необходимо помнить, что участники дискуссии в скором времени обретут профессиональный статус и будут принимать решения, имеющих не только юридические, но и моральные, политические последствия. Чистых правовых ситуаций не бывает. Поэтому следует избегать предельно отвлеченных рассуждений. Потребность в философском осмыслении права рождается в обычной повседневности. И надо ориентировать студентов на деятельность, в которой способность к правовому суждению достигается только при условии его метафизической состоятельности, т.е. когда акт применения права, законопроект или позиция в споре субъектов права не разлучали бы юриста с фундаментальными ценностями, лежащими в основе современной культуры и государственности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Философия права

 

основная образовательная программа направления  

Юриспруденция

Блок 1, обязательная часть

образовательная программа   

«Правовое обеспечение предпринимательской деятельности корпораций»

направленность: академическая

 

 

Квалификация (степень) выпускника

 

Магистр

 

Форма обучения

очная

Курс 5 семестр 2

Самара

2015

Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления (специальности) 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1538 от 5 декабря 2014 г. Зарегистрировано в Минюсте России 25 декабря 2014 г. № 35395

 

Составитель рабочей программы:

Пермяков Ю.Е., к.ю.н., доцент

 

Рецензент:

Касаткин С.Н., к.ю.н.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры теории и истории государства и права и международного права                                                                                         

(протокол № 1 от «30» августа 2015 г.)

                                          

Заведующий кафедрой

«01» сентября 2015 г. _______________________/ А.А.Напреенко

        

 

СОГЛАСОВАНО

 

И.о. декана юридического факультета

«01» сентября 2015 г. _______________________/ А.Г. Безверхов

 

Начальник

учебно-методического управления

«01» сентября 2015 г. ________________________/Н.В. Соловова

 

Начальник отдела учебно-методического сопровождения образовательных программ УМУ

 

«01» сентября 2015 г. ______________________/С.В. Николаева

 

 

Руководитель образовательной программы

«Правовое обеспечение предпринимательской деятельности корпораций»

 

«01» сентября 2015 г. . ________________________/В.Д. Рузанова

 

 

1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

 

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины.

Основной целью дисциплины является формирование способности студента к философскому обоснованию ценности права и собственной правовой позиции при оказании юридической помощи гражданам и коллективным субъектам права, при разработке проектов нормативных актов и реализации правовой политики в форме осуществления правосудия.

Целью философии права выступает также:

- уяснение студентом мировоззренческих оснований, определяющих основные типы современного правопонимания;

- освоение системы категорий отечественной и зарубежной философии права;

- ознакомление с основными типами и законами правового мышления, определяющими язык права и аксиоматические основания правовых доктрин.

Задачи дисциплины:

а) формирование профессионально-необходимых для юриста инструментальных, межличностных, системных и специальных компетенций;

б) формирование современных теоретических представлений о сущности юриспруденции и её философско-мировоззренческих основаниях;

в) формирование навыков принуждения к юридической процедуре и обоснования применения норм материального и процессуального права;

г) воспитание уважительного отношения к праву, законности и юридической профессии.

 

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение данной дисциплины

Изучив данную дисциплину обучающийся должен

знать:

- систему категорий основных разделов философии права: онтологии, эпистемологии, аксиологии и герменевтики права;

- исторические этапы развития философии права, своеобразие отечественной философии права;

- основную философскую проблематику, сопровождающую развитие современной правовой системы российского общества;

понимать:

- значение философии права как мировоззренческой и практической основы юридической деятельности;

- философский, политический и моральный смысл фундаментальных принципов права: законности, справедливости, гласности, состязательности, уважения прав и законных интересов участников правовых отношений;

- философское содержание проблем современной правоприменительной практики, девиантного поведения, правового нигилизма;

уметь:

- осуществлять деконструкцию правовых суждений, анализировать поведение процессуального противника, формализовать моральные и политические притязания в системе правовых понятий;

- анализировать и объяснять нормы права в контексте национальной правовой культуры;

- разрабатывать стратегию и тактику защиты законных интересов с учетом особенностей юридической процедуры и собственной процессуальной роли (функции);

- логически и юридически-грамотно обосновывать и отстаивать свою правовую позицию, оценивать и аргументировано опровергать доводы оппонентов;

- самостоятельно формулировать суть проблемных ситуаций и находить пути их разрешения; использовать доктринальные положения в опубликованных решениях Верховного и Конституционного Судов РФ, Европейского Суда по правам человека для обоснования предлагаемого решения;

владеть навыками:

- анализа философской литературы на правовые темы;

- анализа профессионально-этических, моральных, философских и правовых оснований позиции, занимаемой сторонами в разрешении правового конфликта и правовой ситуации;

- оценки аргументации в философском обсуждении проблем правотворчества и правоприменения;

- аргументированного публичного выступления по спорным вопросам юридической квалификации и толкования права.

Изучение дисциплины формирует у обучающегося следующие компетенции:

Код компетенции Результат обучения
ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, нетерпимость к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, достаточный уровень профессионального правосознания
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности; соблюдать принципы этики юриста
ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОК-6 обладать способностью аргументированного публичного выступления по спорным вопросам права и юридической квалификации
ПК-19 умение разрабатывать, применять методы и инструменты проведения исследований в правовой науке

1.3. Место дисциплины в структуре ООП

Для успешного усвоения дисциплины требуется владение знаниями истории политических и правовых учений, истории и методологии юридической науки, сравнительного правоведения.

Изучение тематики указанной дисциплины также позволяет углубить знания и компетенции, полученные в ходе обучения по ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр») при изучении базовых дисциплин («Теория государства и права», «Гражданское право», «Уголовное право», «Философия» и др.)

Изучение дисциплины призвано расширить профессиональные компетенции, полученные при изучении обязательных дисциплин ООП вариативной части: коррупционные правонарушения, коммуникационная компетентность и переговорные процессы в деятельности корпораций, гражданско-правовое регулирование предпринимательских обязательств.


2. Содержание дисциплины

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работ


Дата: 2018-11-18, просмотров: 189.