Основные критерии осуществления комплексного контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

ГЛАВА I Оперативный, текущий и этапный контроль за уровнем физической подготовки спортсмена (на примере одного вида спорта) (анализ литературных данных

Раздел 1 Содержание и организация комплексного контроля

1.1 Этапный, текущий и оперативный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

1.2 Основные критерии осуществления комплексного контроля

1.3 Основные показатели используемые в комплексном контроле

Раздел 2 Комплексный контроль в выбранном виде спорта – борьба самбо

2.1 Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой самбо

2.2 Самбо как вид спорта

2.2.1 Техника борьбы самбо

2.2.2 Правила борьбы

2.2.3 Судейство

2.2.4 Проведение турниров

Раздел 3 Комплексный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

3.1 Структура тренировочного процесса

3.2 Содержание различных сторон подготовки самбистов

3.3 Общая и специальная подготовка самбистов

3.4 Специфика осуществления комплексного контроля в борьбе самбо

ГЛАВА 2 Собственная исследовательская работа

Раздел 1 Общая характеристика обследуемых

Раздел 2 Методы проведения исследования

2.1 Основные методы спортивной подготовки

2.1.1 Повторный метод

2.1.2 Игровой метод

2.1.3 Соревновательный метод

2.1.4 Методы воспитания

2.1.5 Методы обучения

2.1.6 Методы тренировки

2.2 Программа ОФП

2.3 Методика построения занятий для начинающих спортсменов

2.3.1.План-конспект занятия

2.5 Методика развития силы

2.6 Математико-статистический метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента по Стьюденту

Раздел 3 Ход проведения исследования

Раздел 4 Оценка проведенного исследования

4.1 Статистический анализ полученных результатов

4.2 Оценивание результатов исследования

Выводы

Список используемой литературы



Введение

Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к работникам всех сфер труда.

Велико значение физической культуры и спорта в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний.

В связи с тем, что физкультурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы людей, поэтому имеет место система управления тренировочным процессом.

Совершенствование системы управления на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки.

Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов. Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки. В нашем регионе существует большое количество спортивных школ по разным видам спорта, например, футбол, баскетбол, теннис, велосипедный спорт, волейбол, легкая атлетика, борьба, плавание и так далее. Более детальное рассмотрение всех видов контроля мы будем проводить на виде спорта – борьба самбо. В Украине этим видом спорта занимается очень много людей, особенно дети. Донецкая область находится на втором месте в стране по итогам соревнований за 2005 – 2006 учебный год. В городе Горловке существует четыре спортивные школы. Каждый год происходят наборы юных спортсменов в секции борьбы самбо и постоянно проводятся соревнования, поэтому контроль на разных этапах подготовки спортсменов имеет огромное практическое значение.

Таким образом, объектом исследования являются юные самбисты. Предмет исследования – это развитие качеств, которые необходимы в данном виде спорта, то есть качество силы и выносливость.

Целью проведенного нами исследования было осуществление системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов на основе использования современных информационных методик.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние вопроса в отечественной и зарубежной литературе.

2. Осуществить этапный, текущий и оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям.

3. Определить наиболее приемлемые средства и методы комплексного контроля.

4. Оценить необходимые качества для самбистов.

5. Исследовать качество силы и скоростно-силовые качества.

6. Сравнить показатели физических качеств школьников возрастом 11 – 12 лет и самбистов этого же возраста в динамике.

7. Провести анализ полученных результатов.



ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА)

 

Раздел 1 Содержание и организация комплексного контроля

 

Основным источником получения информации при подготовке спортсменов к соревнованиям является комплексный контроль их состояния после выполнения определенных нагрузок. Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготовленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых значительное усложнение системы подготовки спортсменов; отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований; повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.

Контроль со стороны тренера, осуществляемый соответственно его профессиональным функциям, называется педагогическим.

 Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

1.1 Оперативный, текущий и этапный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Для этого необходимо проводить три вида контроля: оперативный, текущий и этапный.

Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения.

При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие – непосредственно в процессе тренировки.

Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:

· внешние признаки утомления;

· динамика частоты сердечных сокращений;

· значительно реже – показатели биохимического состава крови.

До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:

а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:

· массы тела;

· функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

· функционального состояния системы внешнего дыхания;

· морфологического состава крови;

· биохимического состава крови;

· кислотно-щелочного состояния крови;

· состав мочи;

б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:

· функционального состояния центральной нервной системы;

· функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок:

· функционального состояния центральной нервной системы;

· функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

· функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.

Текущий контроль может осуществляться:

· ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);

· три раза в неделю (1 – на следующий день после дня отдыха, 2 – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 – на следующий день после умеренной тренировки);

· один раз в неделю – после дня отдыха.

При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:

· центральной нервной системы;

· вегетативной нервной системы;

· сердечно-сосудистой системы;

· опорно-двигательного аппарата.

Этапный контроль проводится как правило дважды в году (в начале и в конце сезона). На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах ив деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. Назначение этого вида контроля – интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий.

При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий.

Регистрируются:

· общая физическая работоспособность;

· энергетические потенции организма;

· функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;

· специальная работоспособность.

 

Самбо – как вид спорта

Самбо (от «самозащита без оружия»), вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. Борьба самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое.

Спортивное самбо – вид борьбы с большим арсеналом болевых и удушающих приемов, а также бросков, применяемых в стойке и в партере. Боевое самбо (принятое в спецподразделениях МВД и Министерства обороны) помимо приемов борьбы включает ударную технику, работу с оружием, специальную технику: связывание, конвоирование и т.д.

Зародившись в СССР, спортивное самбо со временем получило широкое распространение за пределами страны. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди мужчин и женщин, др. соревнования.

В основу самбо положены приемы и технические элементы многих национальных видов борьбы народов СССР (узбекской кураш, грузинской чидаоба и др.), а также дзюдо кодокан. Формирование самбо как самостоятельного вида борьбы началось в 1920-е, центром его развития стал московский клуб «Динамо». Первые соревнования прошли в 1923. Сразу наметились два направления дальнейшего развития самбо – спортивное и прикладное. Первоначально борьба называлась «сам», «самоз», «вольная борьба», «борьба вольного стиля», пока – уже в 1940-е – официально не утвердилось привычное для нас название.

2.2.1 Техника борьбы самбо. По классификации создателя самбо А.Харлампиева, техника этого вида борьбы делится на: технику борьбы стоя, борьбу лежа и переход от борьбы стоя к борьбе лежа, включающий комбинации из бросков и приемов борьбы лежа .

Техника борьбы стоя. Включает: стойки, захваты (основные, ответные, предварительные и оборонительные), передвижения и обманные движения, броски и комбинации бросков, защиты от бросков и контрброски.

Броски делятся на: броски с участием ног – подножки, зацепы, подсечки, подбивы; броски с участием корпуса – через тазовый пояс, через спину, через плечевой пояс, через грудь; броски с участием рук или выведение из равновесия, захваты ног, броски кувырком, перевороты. К работе в стойке относится и контроль дистанции. В самбо различают пять дистанций. Дистанция вне захвата – самбисты не касаются друг друга и маневрируют, передвигаясь по ковру без захватов. Дальняя дистанция – борцы захватывают друг друга за рукава куртки. Средняя дистанция – захваты проводятся за куртку и туловище. Ближняя дистанция – захваты проводятся за рукав и куртку на спине или за ворот куртки, пояс, ногу противника и т.д. Дистанция вплотную – самбисты захватывают друг друга, прижимаясь туловищем. Техника борьбы лежа (в партере ). В нее входят: заваливания (перевод противника из положения стоя на колене или коленях в положение лежа на спине), перевороты, удержания, болевые приемы на суставы рук и ног, защитные и контрприемы (борец отвечает на атаку соперника своим атакующим действием – броском, захватом и прочее).

2.2.2 Правила борьбы. Место проведения непосредственной встречи противников представляет собой квадрат 10 на 10 или 13 на 13м из синтетического материала (толщиной не менее 5см). Поверхность ковра закрывается специальным покрывалом. Рабочая площадь ковра, на которой происходит схватка, – круг диаметром 6 – 9м. Ширина остальной части ковра (зона безопасности) должна быть не менее 2м в любой точке.

Два противоположных угла ковра обозначаются синим (слева от судейского стола) и красным (справа) цветом. Состоит из специальной куртки красного или синего цвета, спортивных трусов и борцовской обуви. Мужчинам разрешается надевать защитный бандаж (или раковину), женщинам – топ или закрытый купальник. На время выступления запрещено надевать кольца, цепочки и другие предметы, которые могут нанести травму самому спортсмену или его сопернику.

Возрастные группы и весовые категории участников соревнований.

Различают следующие возрастные группы (мужские и женские): подростки – 11 – 12 лет, младший возраст – 13 – 14 лет, средний возраст – 15 – 16 лет, старший возраст – 17 – 18 лет, юниоры 19 – 20 лет, взрослые – 19 лет и старше, ветераны – от 35 лет (подразделяющиеся, в свою очередь, на несколько категорий). Деление на весовые категории различается в зависимости от возрастной группы борцов.

Подростки и младший возраст: 28 – 30кг, 32кг, 35кг, 38кг, 41кг, 45кг, 49кг, 53кг, 57кг, 62кг, 67кг, (мальчики); 26кг, 28кг, 30кг, 32кг, 34кг, 36кг, 38кг, 41кг, 45кг, 49кг, 53кг, +53кг (девочки);

Средний возраст: 38 – 40кг, 42кг, 45кг, 48кг, 51кг, 55кг, 59кг, 63кг, 68кг, 73кг, 78кг, +78кг (мужчины) ; 32кг, 34кг, 36кг, 38кг, 40кг, 42кг, 45кг, 48кг, 51кг, 55кг, 59кг, +59кг (женщины);

Старший возраст: 48кг, 52кг, 56кг, 60кг, 65кг, 70кг, 75кг, 81кг, 87кг, +87кг (мужчины); 40кг, 44кг, 48кг, 52кг, 56кг, 60кг, 65кг, 70кг, 75кг, +75кг (женщины);

Юниоры и взрослые: 52кг, 57кг, 62кг, 68кг, 74кг, 82кг, 90кг, 100кг, +100кг (мужчины); 48кг, 52кг, 56кг, 60кг, 64кг, 68кг, 72кг, 80кг, +80кг (женщины);

Ветераны: 62кг, 68кг, 74кг, 82кг, 90кг, 100кг, +100кг (мужчины). Могут проводиться соревнования без учета весовой категории – абсолютная весовая категория. Взвешивание участников происходит один раз: за день до начала соревнований или в первый день – за два часа до соревнований.

2.2.3 Судейство. Схватку борцов судит бригада в составе: руководитель ковра, арбитр, боковой судья, судья-секундометрист, технический секретарь и судья-информатор. Действия борцов оценивает нейтральная судейская тройка: руководитель ковра, арбитр и боковой судья. Каждый из них принимает соответствующие решения самостоятельно. Первым на ковер выходит борец в красной куртке и занимает место в соответствующем углу, затем – борец в синей куртке. После представления соперники сходятся в центре ковра и обмениваются рукопожатиями.

Делают шаг назад и по свистку арбитра начинают схватку. Сигнал об окончании поединка – удар гонга. В спортивном самбо разрешены: броски, зацепы, подсечки, захваты, болевые приемы, удержания и др. атакующие и защитные действия. Борьба ведется в стойке и лежа на ковре (в партере). В течение схватки борцы не имеют права уходить за границу ковра без разрешения арбитра. Спортсмен может, с разрешения арбитра, покинуть ковер для приведения в порядок костюма. Медицинская помощь оказывается на ковре или на краю ковра.

На ее оказание отводится в общей сложности не более 3 минут в ходе одной схватки. Для взрослых и старшего возраста – 5 минут (мужчины) и 4 минуты (женщины), для среднего и младшего возрастов – 4 минуты (мужчины и женщины), для ветеранов – 4 минуты (мужчины) и 3 минуты (женщины). Учитывается «чистое время». Если соревнования проходят в один день, то число схваток для одного спортсмена не должно превышать 9, если больше одного дня – 5.

Для старшего и младшего возраста допустимый предел – 7 схваток в однодневных соревнованиях и 4 – в многодневных. Время отдыха между схватками должно составлять не менее 10 мин для взрослых и юниоров и не менее 15 мин – для юношей и подростков. Результатом схватки может быть победа одного и поражение другого борца или поражение обоих спортсменов.

Победа может быть: чистой, с преимуществом, по баллам, технической, по предупреждению, при снятии противника за пассивность. Чистая победа присуждается за чистый бросок или болевой прием, приведший к отказу противника продолжать схватку, при явном преимуществе одного из борцов (он набирает 12 и более баллов), при снятии противника со схватки. (Чистым считается бросок без падения атакующего, в результате которого атакуемый, находившийся в положении стоя, падает на спину.) При чистой победе победитель получает 4 квалификационных очка. Если к моменту окончания схватки один из борцов набрал 8 – 11 баллов, ему присуждается победа с преимуществом.

Победитель при этом получает 3,5 квалификационных очка. При наличии у проигравшего набранных в ходе схватки баллов он получает 0,5 очка. Если борец набрал от 1 до 7 баллов, ему присуждается победа по баллам. Победитель получает 3 очка, побежденный – 1 (при наличии баллов). При равенстве баллов техническая победа присуждается борцу, набравшему больше оценок за технические действия: например, активность.

Ему начисляется 3 квалификационных очка, побежденному – 1 очко (при наличии технических баллов). При равенстве «активностей» победа отдается тому из соперников, кто провел больше приемов на 4 и 2 балла. При наличии только «активности» и отсутствии баллов по окончании схватки победа присуждается тому борцу, у кого этих оценок больше, при одинаковом количестве «активностей» – тому, кто получил активность последним.

В этом случае победитель получает 2 очка, побежденный – 0. Если к моменту окончания схватки у обоих борцов нет технических баллов и оценок «активность» и имеется равное число предупреждений, победа присуждается тому, кто получил последнюю оценку за предупреждение, объявленное противнику. За победу предупреждением борец получает 2, а побежденный – 0 очков.

Решением главного судьи борец может быть дисквалифицирован и снят с соревнований с присуждением его противнику чистой победы. Борец может быть снят: при повторной попытке провести запрещенное действие, если он не укладывается в 3 минутный лимит времени, отведенный на оказание медицинской помощи, после двух предупреждений и при необходимости объявить ему третье за уклонение от борьбы.

При дисквалификации и снятии с соревнований борца его противник может получить от 2 до 4 очков, – в зависимости от ситуации и решения судейской бригады. Борец также может быть снят при получении травмы, за неявку на ковер в течение 1,5 мин после вызова на ковер, за грубое поведение по отношению к противнику, судьям, за отказ подать руку сопернику, за проведение некорректного приема, в результате которого соперник получил травму и – по заключению врача – не может продолжать борьбу, за обман судей. При этом спортсмен, снятый с соревнований, получает 0 очков, его противник – 4.

Технические баллы

Атакующие действия борца, не принесшие ему чистой победы, оцениваются баллами. Качество и, соответственно, оценка броска зависят от следующих факторов: в каком положении находились до броска атакующий и атакуемый, без падения или с падением проводился бросок, на какую часть тела упал соперник в результате броска. 4 балла присуждаются: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на спину, за бросок без падения, при котором противник упал на бок, за удержание в течение 20 секунд.

2 балла присуждаются: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на бок, за бросок без падения из положения стоя, при котором противник упал на грудь, живот, ягодицы, поясницу или плечо, за бросок без падения, при котором противник, до броска находившийся в положении на коленях, упал на спину, за неоконченное удержание, длившееся более 10 сек, за повторное предупреждение, объявленное сопернику. 1 балл присуждается: за бросок с падением из положения стоя, при котором противник упал на грудь, живот, ягодицы, поясницу или плечо, за бросок с падением, при котором противник до броска находился на коленях, упал на спину, за бросок без падения, при котором противник, находившийся до броска в положении на коленях, упал на бок, за первое предупреждение, объявленное противнику.

Активность присуждается за: неоконченное удержание, длившееся меньше 10 секунд (оценивается один раз в схватку), за бросок без падения из положения стоя, при котором противник упал на колено или колени . Удержания, выполненные борцом в ходе схватки, не могут быть оценены более чем в 4 балла. Поэтому при проведении полного удержания набранные ранее баллы или активность за неоконченные удержания аннулируются.

Запрещенные приемы и действия.

В спортивном самбо запрещено: бросать противника на голову с захватом на болевой прием, бросать противника, падая на него всем телом, делать удушающие захваты, а также зажимать сопернику рот и нос, препятствуя дыханию, наносить удары, царапаться, кусаться, проводить болевые приемы на позвоночнике, скручивать шею, руками и ногами сжимать голову противника или придавливать ее к ковру, скрещивать ноги на теле противника, упираться руками, ногами, или головой в лицо противника, давить локтями или коленями на любую часть тела противника, делать захваты за пальцы, делать загиб руки за спину и болевые приемы на кисть, выкручивать пятку и делать узлы на стопу противника, делать рычаг колена, сгибая ногу не в плоскости ее естественного сгиба, проводить болевые приемы при борьбе стоя, а также рывком.

К запрещенным действиям относят: захват за трусы или за рукав куртки изнутри, за край ковра. Если судья не замечает запрещенного действия или приема одного из борцов, его соперник может подать судье сигнал голосом или жестом.

2.2.4 Система проведения турниров в борьбе самбо. Они могут проходить: 1) по круговой системе с распределением на подгруппы, 2) по системе с выбыванием после двух поражений, 3) по системе с разбиванием на группы с выбыванием и утешительными встречами.1) Проводятся, если в весовой категории представлено много участников. Число подгрупп – 2, 4, 8 или 16. В подгруппе не может быть больше 6 спортсменов.

Сильнейшие борцы распределяются по разным подгруппам, остальные участники – по жребию. Двое сильнейших в подгруппе проходят в следующий этап. Схватки между борцами, вышедшими в полуфинал (финал) из одной подгруппы, считаются полуфинальными (финальными) и их результат переносится в протокол полуфинала (финала). 2) Участники по жребию получают порядковые номера и разбиваются на группы А (нечетные номера) и B (четные).

Проигравший в двух схватках на предварительном этапе выбывает из борьбы. Соревнования с выбыванием продолжаются до тех пор, пока в подгруппах не останется по три участника. Далее проводятся финалы в подгруппах по круговой системе (с зачетом состоявшихся ранее поединков), в результате которых определяются тройки лучших: А1, А2, А3 и В1, В2, В3.

Распределение итоговых мест проходит двумя способами: стыковым (А1 и В1 борются за первое место, А2 и В2 – за третье, а А3 и В3 – за пятое) или перекрестно-стыковым (А1 и В1 разыгрывают первое место, а пары А2 и В3, А3 иВ2 – третье). 3) Все участники разбиваются на две группы: А (нечетные номера) и В (четные). В каждой группе схватки проходят до тех пор, пока не останется два финалиста: А1 и В1. Они разыгрывают первое место. Остальные участники проводят утешительные встречи, разыгрывая 3, 4 и пр. места.

При большом количестве участников такие встречи могут не проводиться. По своему характеру, помимо личных, соревнования могут быть командными и лично-командными. В лично-командном первенстве командные места определяются в зависимости от личных результатов участников (в каждой весовой категории должно быть по одному борцу от команды).

Командные места определяются двумя способами: в зависимости от набранных очков либо по принципу наименьшей суммы штрафных очков, набранными всеми участниками команды. Командные соревнования могут проходить по любой из вышеприведенных схем проведения личных турниров. За каждую победу команде начисляется 1 очко. В турнире побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

 

Раздел 3 Контроль при подготовке самбистов к соревнованиям.

Термины видов контроля

Контроль

Месяц

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август
Диспансеризация +                   +  
Этапный медико-биологический   +       +     +      
Этапный контроль соревновательной деятельности и подготовленности     +       +     +    
Оперативный контроль (отдельных показателей) + + + + + + + + + +    

 

Контроль является обязательной составной частью системы тренировки, обеспечивает ее эффективность, направленную на достижение спортивных результатов. Система контроля способствует решению задач: сохранение здоровья, достижение запланированного уровня, подготовленности и рациональная его реализация в условиях соревнований.

 

Примерная процедура контроля подготовленности и соревновательной деятельности самбистов

Регистрируемые показатели Тесты, единицы измерения Методические указания

Скоростные

Выполнение стандартных бросков манекена 10 секунд, количество раз Манекены соответствующих размеров
Выполнение стандартных бросков партнера 10 секунд, количество раз Без сопротивления
10 повторений стандартных бросков, секунды Без сопротивления

Скоростно-силовые

Выполнение стандартных бросков партнера 15 секунд, количество раз С сопротивлением 25% максимального (слева и справа)
Уход от удержания 15 секунд, количество раз Удержание с боку, сопротивление 25% максимального (слева и справа)
Максимальная сила Освобождение от стандартных захватов 10 секунд, количество раз Захваты: рукава, отвороты, за пояс (сопротивление максимальное)
Взрывная сила Выведение партнера из равновесия 10 секунд, количество раз Сопротивление до 80% максимального (влево, вправо)
Силовая выносливость Приседание с партнером на плечах, количество раз Выполняется до отказа: комбинационный тип – вес партнера до 50% от собственного; темповой и силовой – до 80%

Гибкость

«Высота» борцовского моста, сантиметры  
Перевороты через голову стоя на борцовском мосту, количество раз Выполняется с и без опоры руками в ковер
Координационные способности Выполнение 5 логических приемов от одного приема к другому, баллы Выполняется во время передвижения по ковру вперед, назад, вбок
Выносливость 5-минутный тест: коэффициент специальной выносливости Для комбинационного типа – минимальное время (секунды) выполнение 1-2 подходов, для темпового и силового – 3-4
Соревновательная деятельность Количество применяемых самбистом технико-тактических действий из разных классификационных групп; эффективность применения технико-тактических действий (коэффициент эффективности); умение навязывать сопернику свой тип борьбы (баллы)  

Таким образом, комплексный контроль имеет огромное значение на всех этапах подготовки юных спортсменов.



Программа ОФП

Нередко встречаются новички с отличным физическим развитием и для них нужен индивидуальный подход в программе ОФП.

Программа ОФП включает в себя все основные группы упражнений, которые можно использовать. Составляется программа ОФП, включающая упражнения, которые необходимы для самбистов. Используются упражнения без снарядов, с предметами и на снарядах, а также с партнером и упражнения для развития силы.

Примерная программа ОФП

I. Главная задача — увеличение мышечной массы.

Сопутствующие задачи: а) повышение способности проявлять силу; б) повышение силовой выносливости; в) улучшение эластичности мышц и подвижности в суставах; г) исправление дефектов телосложения и осанки.

Средства:

1. Упражнения со штангой, гирями и другими отягощениями (жим, толчок, рывок, выжимание лежа, приседания, наклоны, повороты и такое прочее). Выполняются до значительного мышечного утомления (до тех пор, пока не нарушится правильность движений) в 1—3 подходах с интервалом отдыха 2—5 минут. Интенсивность упражнения 50—70% от максимальной для данного ученика. Эти упражнения включаются в основные занятия 3 раза в неделю.

2. Упражнения на преодоление веса тела (отжимания в упоре лежа, подтягивания на высокой перекладине, приседания «пистолетом» и т.п.). То же на гимнастических снарядах (гимнастической стенке, скамейке, перекладине). Упражнения выполняются «до отказа» в 1—3 подхода с интервалом отдыха 1—3 минуты. Применяются в утренней тренировочной зарядке 3—4 раза в неделю.

3. Прыжковые упражнения с продвижением (с ноги на ногу, на одной ноге, на двух ногах одновременно). Выполняются «до отказа». Повторяются 1—2 раза с интервалом отдыха 3—5 мин. Прыжковые упражнения включаются в основные занятия 2—3 раза в неделю.

II. Главная задача — развитие способности проявлять силу в различных движениях.

Сопутствующие задачи: а) воспитание воли к проявлению максимальных усилий; б) повышение способности концентрировать внимание и усилия; в) повышение быстроты движений.

Средства:

4. Упражнения со штангой (жим, толчок, рывок, «тяга», выжимание лежа, приседания с весом и т.п.) — интенсивность 80—95% от максимальной. Выполняются однократно в 2—3 подхода. Интервал отдыха 2—5 мин. Включаются в основные занятия 2 раза в неделю.

5. Те же упражнения со штангой, выполняемые 2—4 раза подряд в 2—4 подхода с интервалами отдыха 2—5 мин. Интенсивность выполнения 75—80% от максимальной. Включаются в основные занятия 2 раза в неделю.

6. Изометрические (статические) упражнения (направленность на выжимание, подтягивание, скручивание и т.п.). Выполняются однократно с максимальным напряжением в течение 6—8 сек, в 2—4 подхода с интервалами 1—2 мин. Включаются в основные занятия 2 раза в неделю.

7. Прыжковые упражнения с предметной нацеленностью (дотянуться до подвешенного предмета, прыгнуть с места на гимнастический стол, перепрыгнуть через препятствие, преодолеть прыжками 30 м в кратчайшее время или наименьшим количеством прыжков и т.д.). Интенсивность максимальная. Сделать в сумме 30—60 отталкивании. Включаются в основные занятия 2 раза в неделю.

8. Метание снарядов весом 1—5 кг (набивной мяч, граната, ядро, камень и т.п.) в цель. Расстояние до нее постепенно увеличивается. Интенсивность максимальная. В сумме 20— 30 бросков 2 раза в неделю.

III. Главная задача — повышение общей быстроты движений.

Сопутствующие задачи: а) улучшение координации движений; б) повышение ловкости; в) повышение общей выносливости.

Средства:

9. Общеразвивающие подготовительные упражнения, выполняемые с возможно большей быстротой. В каждом из 4—5 упражнений 2—3 подхода, серия движений в течение 10 сек. Включаются в 3—4 основных занятия.

10. Бег на 20—50 м с ходу и со старта, эстафетный и с гандикапом, эстафетный с преодолением препятствий. Выполняется повторно с интервалами 2—3 мин. В сумме пробегать 100—300 м в каждом из трех основных занятий в неделю.

11. Спортивные и подвижные игры (баскетбол, волейбол, хоккей, футбол на уменьшенном поле, борьба за мяч и т.п.). Играть по правилам. Время может быть укороченным. Проводятся как специальное занятие, а также как часть основного занятия вместо разминки или в конце тренировки.

IV. Главная задача — развитие общей выносливости. Сопутствующие задачи: а) воспитание воли к перенесению утомления; б) укрепление мускулатуры и суставно-связочного аппарата; в) выработка умения расслабляться.

Средства:

12. Бег в равномерном темпе при ЧСС 130—140 уд/мин. Проводится в основном занятие 2 раза в неделю с постепенным увеличением времени бега от 10—15 мин в первом занятии до 2—3 ч в конце двух месяцев тренировки. Бег можно заменять ходьбой на лыжах (3—4 ч), ездой на велосипеде (1 - 2 ч) или бегом на коньках (20—30 мин непрерывно). В утренней ежедневной тренировке используется бег в равномерном темпе.

13. Общеразвивающие подготовительные упражнения с предметами (гантели, скакалки, набивной мяч, палка и др.) и без них. Непрерывное выполнение комплекса упражнений (поточным и круговым методом) со средней интенсивностью в течение 5—15 мин 5 раз в неделю в утренней тренировочной зарядке. Включаются также в основные занятия 3 раза в неделю после разминки.

14. Упражнения в своем виде спорта (лыжный, гребля, велосипедный и т.п.) или его варианты или только бег, выполняемые по возможности непрерывно с малой и средней интенсивностью в течение 10—30 мин. Включаются в разминку в основных занятиях.

Кроме того, могут выполняться в течение 45—60 мин непрерывно на вечерней прогулке 3 раза в неделю.

15. Плавание 30—60 мин эпизодически в свободное время. Используется для активного отдыха.

V. Главная задача — развитие общей гибкости. Сопутствующие задачи: а) повышение эластичности мышц; б) улучшение координации движений. Средства:

16. Упражнения с большой амплитудой во всех суставах и во всех направлениях (наклоны, повороты, вращения, сгибания, размахивания и т.п.) на снарядах, с предметами и без них. Каждое упражнение выполняется в виде серии из 4—6 повторений с увеличивающейся амплитудой. 2—3 серии с интервалами отдыха 10—20 сек. На все упражнения отводится 8—10 мин. Выполняются ежедневно в утренней тренировочной зарядке. При плохой гибкости повторять упражнения вторично вечером.

VI. Главная задача — улучшение координации движений и развитие ловкости.

Сопутствующие задачи: а) развитие способности к проявлению «взрывной» силы; б) воспитание смелости и решительности; в) развитие гибкости; г) повышение эластичности мышц; д) укрепление мускулатуры.

Средства:

17. Акробатические упражнения (кувырки, перевороты, сальто и др.). Упражнения на подкидной доске и батуте. Выполнять повтор, но затрачивая 15—25 мин на все упражнения, включая интервалы отдыха. Включать в основные занятия раз в неделю.

18. Упражнения на гимнастических снарядах (опорные прыжки, размахивания, перевороты, подъемы и т.д. ,на брусьях и перекладине). Выполнять повторно с интервалами отдыха 1—2 мин, затрачивая 15—30 мин на все упражнения. Включать в основные занятия 3 раза в неделю.

19. Горнолыжный спорт. Заниматься в свободное время 1-2 часа.

20. Прыжки в воду (8—12 прыжков, а после овладения элементарной техникой больше). Заниматься в свободное д время, соединяя с плаванием.

Необходимо как можно более эффективнее использовать время занятий. В частности, в интервалах отдыха можно выполнять упражнения, требующие меньших усилий (например, сжимание теннисного мяча кистью) или иной направленности (например, отработка техники какого-либо движения или разучивание нового).

Все время в занятиях может уделяться ОФП только в первый месяц подготовительного периода. Обычно же ОФП занимает значительное место в первые 1 —2 месяца подготовительного периода в полугодичном цикле подготовки и в первые 3—4 месяца в годичном цикле. Надо крепко усвоить, что ОФП — обязательная часть подготовки спортсмена на протяжении всех лет его занятий спортом.

План – конспект занятия

Части урока и их продол- жительность Содержание Дозировка упражнения Методические указания
Вводная часть (5 минут) 1. Построение, рапорт, объяснение задач урока 2. Повороты на месте и перестроения, заканчивающиеся построением в колону по два 2-3 минуты 2-3 минуты Обратить внима-ние на внешний вид и осанку зани-мающихся
Подготови- тельная часть (30 минут) 1. Спортивная ходьба и спокойный бег с переменой направления 2. Прыжки на одной ноге 3. Прыжки вверх толчком двумя ногами, прогнувшись, с отведением рук вперед, назад 4. Прыжки в длину с места толчком двумя ногами 5. Кувырки вперед 6. Кувырки назад 7. Исходное положение (и. п.) – основная стойка.1 – руки за голову. 2 – руки вверх, поднять левую ногу назад и потянуться. 3 – руки за голову, приставить ногу. 4- и. п. 8. И. п. - основная стойка, руки перед грудью. 1 – 3 – пружинистые разведения рук в стороны. 4 –и. п. 9. И. п. - основная стойка, держа набивной мяч за головой. 1 – наклон туловища вперед. 2 – и. п. 10. И. п. – то же. 1 – наклон туловища влево. 2 – и. п. 3 – наклон туловища вправо. 4 – и. п. 11. И. п. - основная стойка.1 – упор присев. 2 – выпрямляя ноги, упор согнувшись. 3 – выпрямиться, руки к плечам. 4 – и. п. 12. И. п. – упор лежа с опорой руками о гимнастическую скамейку. 1 – согнуть руки. 2 – отжаться до исходного положения. 13. И. п. – лечь на спину, руки вдоль туловища. 1 – понять ноги вверх до касания носками ковра за головой. 2 – и. п. 14. И. п. – лежа на спине, поднять ноги на 450. 1 – 10 – быстрые скрестные движения ног вниз-вверх.1 – 10 – тоже влево-вправо 15. И. п. – то же. 1 – 4 – большой круг ногами влево. 1 – 4 – то же вправо. 16. Соревнования по толканию набивных мячей: левой, правой и двумя руками 17. И. п. – в парах, стоя на коленях, взаимно захватить набивной мяч руками крест-накрест. По сигналу – борьба за овладение мячом. 18. Сводные махи ногами вперед и назад. 3-4 минуты По 10 раз на каждой ноге 7-8 раз 3-4 раза 4-5 раз 4-5 раз 6-8 раз 6-8 раз 5-6 раз 6-8 раз 5-6 раз 2 подхода 5-6 раз 2-4 серии 8-10 раз По 1 разу 3 раза (до результата) 10-20 секунд По сигналу мгно-венно менять на-правление бега по-воротом на 1800 Прыгать как можно дальше Начало силовых упражнений делать быстрым, взрывным движением Обратить внимание на технику выпол- нения Правую и левую ногу отводить поочередно При разведении не опускать руки ниже груди При наклоне не сгибать ноги В каждом подходе выполнять максимально возможное для себя количество отжиманий. Отдых между подходами 1-2 минуты Ноги в коленях не сгибать, носки вытянуть При выполнении движений ноги должны быть вытянуты   Вес мячей не более 3-4 кг Стараться овладеть мячом не столько силой, сколько ловкостью
Основная часть (45 минут) 1. Специальные упражнения для развития мышц шеи и спины: а) наклоны головы вперед, назад и в стороны б) повороты головы в стороны в) круговые движения головы влево и вправо г) в упоре согнувшись головой и ногами в ковер – сгибание шеи вперед, назад, в стороны и круговые движения д) встав на мост – движения вперед и назад е) из упора головой и ногами в ковер – забегания вокруг головы в обе стороны. 2. Повторить ранее изученный бросок через бедро. 3. Соревнования на лучшее техническое выполнение броска через бедро. 4. Изучение броска через бедро с забеганием и с захватом под лопатку. 5. Совершенствование перевода в партер рывком за руку. 6. Прослушивание какого-либо инте-ресного случая из соревновательной практики тренера. 7. Учебные схватки в партере на закрепление изученного приема 8. Движения вперед назад на мосту 20 секунд 15-20 секунд 30секунд 40-60 секунд 10-15 раз По 5 раз 3-5 минут По 3 по-пытки 10-12 минут 4 минуты 3 минуты 3 минуты 10 раз Преодолевая удерживающие усилия партнера, держащего рукой за голову Последние движения делать с поочередными поворотами головы налево и направо Обратить внимание на правильность захвата С партнером равного веса Выполнять прием в обе стороны
Заключительная часть (10 минут) 1. В висе на перекладине повороты туловища в стороны 2. Спокойная ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. Упраж-нения на расслабление мышц рук и ног. 3. Разбор проведенных схваток. 4. Задание на дом. 8-10 раз 2.5 минуты 5 минут 1-2 минуты С привлечением к критическому обсуждению всех занимающихся

 

Методика развития силы

Мышечная сила зависит от физиологического поперечника и эластичности мышц, биохимических процессов, происходящих в них, энергетического потенциала и уровня техники. Ведущую роль в проявлении мышечной силы играет деятельность центральной нервной системы, концентрация в волевых усилиях. Все эти стороны силовых возможностей улучшаются и совершенствуются в процессе тренировки.

Мы уже говорил вам о развитии силы при изложении программы ОФП. Здесь добавим, что общая сила или, точнее сказать, общая силовая подготовленность характеризуется разносторонним развитием мускулатуры, повышенной способностью к проявлению силы в различных режимах, многообразных движениях. Как вы видели из программы, она приобретается посредством выполнения разнообразных физических упражнений в процессе ОФП и становления общего фундамента. Теперь речь пойдет о специальной силе. Такое деление на общую и специальную силу довольно условно, но оно подчеркивает направленность процесса развития силы и определяет выбор упражнений. Воспитание специальной силы осуществляется с наибольшим успехом на базе приобретенной ранее общей физической подготовленности и образовательного специального фундамента. Специальная силовая подготовленность характеризуется очень высокой способностью эффективно проявлять силу мышц в режимах и уровнях.

Обычно считают, что в борьбе сила должна быть очень большой. Это правильно, но надо знать, что спортсмен проявляет силу и большую и малую, медленную и быструю, да к тому же в разных режимах работы мышц и оптимальном сочетании.

В связи с этим коротко о режимах. Сила может быть проявлена спортсменом в динамическом или статическом (изометрическом) режимах. При этом динамическая работа мышц происходит либо в преодолевающем режиме, либо в уступающем. В первом случае работающие мышцы сокращаются и укорачиваются (например, при выжимании штанги), во втором — находясь в напряженном состоянии, они растягиваются и удлиняются (например, при амортизационном сгибании ног в момент приземления после прыжка). Кроме того, динамическая работа может происходить с разной скоростью, с различными ускорениями и замедлениями, а также с равномерным проявлением силы. Последнее при разной скорости движения называют изотоническим режимом, а при постоянной скорости движения — изокинетическими. В статическом режиме напряженные мышцы не изменяют своей длины. Надо еще учесть баллистический характер работы мышц, с чем постоянно связаны движения спортсмена. К тому же в большинстве случаев действия спортсмена обусловлены работой многих мышц, могущих одновременно находиться в различных, мгновенно меняющихся режимах и показывать различные величины напряжения, скорости сокращения и расслабления.

Различают силу абсолютную и относительную. Абсолютная сила — проявление максимальной силы (динамической и статической) мышечными группами при выполнении тех или иных движений. Относительная сила — проявление максимальной силы в пересчете на 1 кг веса спортсмена, прекрасный показатель способности проявлять силу. Показатели абсолютной и относительной силы играют важную роль в контроле за ходом приобретения спортивной подготовленности.

Разумеется, в процессе выполнения упражнения все компоненты силы органически взаимосвязаны. Однако можно так подбирать средства и методы и такие режимы тренировки, которые обеспечат повышение способности проявлять, а значит, и развивать силу в большей мере за счет того или иного компонента.

Представление о методах и преимущественной направленности упражнений, развивающих силу, а также примерных величинах тренировочной нагрузки дано в таблице 5.

Таблица 5 Примерные величины тренировочной нагрузки с преимущественной направленностью упражнений на развитие силы

Назва-ние ме-тода Приему- ществен- ная задача Характер выполне- ния упражне- ния Величи-на уси-лий в % от мак-сималь-ного уровня Число повто-рений в одном подходе Продол-житель-ность интер-вала отдыха Число под-ходов   Число заня-тий в неде-лю
Повтор-ный метод Совершенст-вование нервно-мышечной координации Повторение упраж-нений на одном уровне усилий Повторение упраж-нения со сменой уровня усилий 50-60   50-80 20-30     5-15 1-2 ми-нуты     2-3 минуты 5-6   3-5 3 под-ряд, день от-дыха; 2 под-ряд, день отдыха То же
Метод до «от-каза» Увеличение мышечной массы Укрепление мышц и уме-ренное уве-личение их масссы Повторение упражнения для больших мышечных групп Повторение цикли-ческого упражнения 60-80     80-85 До «от-каза» До «от-каза» 1-2 минуты 2-10 минут 2-3   1-3 3 - че-рез день отды-ха 3 - че-рез день отды-ха
Метод боль-ших усилий Воспитание способности проявлять силу и совер-шенствова-ние нервно-мышечной координации Повторение упраж-нения с постепен-ным повышением уровня усилий в каждом подходе 80-95 2-3 3-4 минуты 3-6 3 - че-рез день отды-ха
Метод макси-маль-ных усилий Воспитание способности проявлять наибольшую силу Выполнения броска передняя подножка Выполнение броска передняя подножка с сопротивлением Выполнение спе-циальных упраж-нений с отягоще-нием Выполнения спе-циальных упраж-нений со встречным сопротивлением 100   100 и выше   100     100 и выше 1   1     10-20     1-5 2-5 минут 2-5 минут   2-5 минут   2-5 минут 2-3   10-12     6-12     3-6 2 - 3   1 - 2     5     2
Изомет-ричес-кий метод Воспитание способности проявлять максималь-ную силу в статических упражнениях Воспитание способности проявлять си-лу и увеличе-ние попереч-ника мышцы Статические усилия, направленные на преодоление внеш-него сопротивления и проявляемые в определенной позе Статические усилия, направленные на преодоление внеш-него сопротивления и проявляемые в определенной позе   100   60-85 Продол-житель-ность 2-6 секунд   Продол-житель-ность 10-15 секунд 2-3 минуты     1-3 минуты 2-3   6-8 1-2     3 - че-рез день отдых
Воле-вой метод Воспитание способности управлять си-ловыми про-явлениями мышц Воспитание способности проявлять си-лу Медленные движе-ния с волевым сокращением мышц     Медленные движе-ния с волевым сокращением мышц 60-80     90-100 5-6     2-3 10-12 секунд   2-3 минуты 2-3     10-12 4-5     3 – через день отдыха
Баллис-тичес-кий метод Улучшение упругости мышц и спо-собности про-являть силу с возможно большей ско-ростью Быстрые движения с преодолением сопротивления и с проявлением значительной силы 100 и более 1 1-2 минуты 10-12 3-4
Изото-ничес-кий метод Укрепление силы и спо-собности про-являть ее в разных уров-нях, но при заданной рав-номерности Силовое напряже-ние с преодолением сопротивления 60-90 6-8 2-5 минут 10-12 3-5
Изоки-нети-ческий метод Укрепление силы и вос-питание уме-ния прояв-лять ее на требуемом уровне с за-данной рав-номерностью То же на заданном уровне проявления силы и требуемой равномерности 40-80 6-8 2-5 минут 12 3-5

 

Прежде чем выводить спортсменов на более высокий уровень силы в новом упражнении, желательно сначала обратить внимание преимущественно на образование слаженной системы процессов, определяющих нервно-мышечную координацию. Речь идет об овладении правильной техникой упражнения, в котором требуется значительная сила. Затем следует переходить к упражнениям, преимущественно увеличивающим и укрепляющим мышечную массу. А теперь надо эти же и другие упражнения выполнять с целью повышения способности проявлять силу, особенно максимальную. В конечном счете волевые усилия, психическая установка спортсмена, концентрация его внимания становятся решающим фактором в проявлении силы на максимальном уровне.

В сокращении мышцы обычно участвуют на все волокна. Но чем сильнее волевое усилие, тем интенсивнее возбуждение мышцы и тем большее число ее волокон принимает участие в сокращении. Считают, что наибольшая сила может быть проявлена лишь при включении в работу всех волокон мышц. Для того чтобы приобрести эту возможность, нужна тренировка в упражнениях с различными отягощениями и сопротивлениями, в которых надо проявлять максимальные и близкие к ним (85 – 100%) волевые и физические усилия.

В физиологии давно установлено, что сила мышцы при прочих равных условиях пропорциональна ее физиологическому поперечнику. Во всех многообразных изменениях, происходящих в мышцах, отражаются особенности применяемых силовых упражнений.

Морфологические и другие изменения в мышцах, значительно улучшающие их работоспособность, могут не дать увеличения поперечника. Это объясняется недостаточным воздействием упражнений, выполняемых продолжительно, но без больших проявлений силы. Обычно же под влиянием силовых упражнений увеличение мышечной массы наблюдается у всех, поскольку «функция строит орган». Другое дело, что величина прироста у разных лиц может быть различной.

Естественно, что наибольшего прироста мышечной массы и силы удастся достигнуть тем, кто с особой целеустремленностью и не боясь труда будет выполнять упражнения с большими нагрузками.

Разумеется, беспредельно утолщаться мышцы не могут: когда они достигнут некоторого предела, соответствующего особенностям выполняемых упражнений, поперечник их увеличиваться перестанет.

Самбисты должны заниматься развитием силы на протяжении всех лет тренировки. Это нужно для того, чтобы поперечник мышцы не уменьшался.

Для увеличения мышечного поперечника применяются такие упражнения, которые бы «включали» в работу по возможности все волокна мышцы и доводили ее до утомления. В этом случае более активно происходит и увеличение веса спортсмена.

Можно не опасаться, что из-за наращивания мышечной массы увеличение веса тела станет замедлять проявление силы в быстрых движениях. Обычно при увеличении поперечника мышц сила возрастает более значительно, нежели собственный вес.

Сила мышц может быть значительно повышена за счет использования их эластичности. Как известно в проявлении силы и быстроты движений очень большую роль играют баллистические свойства мышц. Обладая отличной упругостью, мышца, предварительно растянутая (до определенного оптимума), сокращается быстрее и сильнее.

Эффективность баллистического режима работы повышается еще и потому, что при растягивании мышц в них возникает рефлекторное усиление напряжения (рефлекс на растяжение). При этом чем быстрее было произведено растяжение, тем сильнее рефлекс на растяжение и, следовательно, эффект работы мышц выше. Важно, что этот рефлекс, как и вся баллистического характера работа мышц, в особенности усиливается за счет растягивания напряженных мышц, а не расслабленных. В связи с этим серьезное обстоятельство было подчеркнуто В.С. Фарфелем: «Если растянуть в мышцу на какую-то величину, продолжать удерживать ее в этом положении, то ее сопротивление растяжению уменьшается», — а следовательно и снижается эффективность работы.

Биомеханический анализ спортивных упражнений показывает, что в каждом из них используется в большей или меньшей мере баллистический характер работы мышц. В особенности надо видеть это в ведущих движениях, определяющих успех спортсмена, и соответственно улучшать баллистические возможности мышечных групп и их волевого использования, используя для этого соответствующие упражнения.

Однако работа мышц в баллистическом режиме не происходит сама собой, лишь за счет использования эластичности мышц и рефлекторного возникновения напряжения в них. Решающую роль в эффективной работе мышц, в проявляемой ими силе и быстроте сокращения играют импульсы ЦНС, настройка на предстоящее действие, волевые усилия и, разумеется, рациональная координация движений.

В борьбе самбо используют упражнения для развития силы применительно к требованиям ее проявления с возможно большей скоростью. Такие упражнения, а также величины отягощений и количество повторений даны в таблице 6.

 

Таблица 6

Упражнения для развития силы применительно к скоростному ее проявлению, примерные величины отягощений и количество повторений.

Упражнения Для малоподготов- ленных Для среднеподго- товленных   Для хорошо- подготовленных Число повторений Число подходов Число занятий в неделю
Подскоки на двух ногах с отягощением и без него 5 кг 1 минута 2 минуты 10 кг 2 минуты 3 минуты 15 кг 3 минуты 5 минуты   - -   5-10 5-10   5-6 5-6
Упругие прыжки на двух ногах со штангой на плечах 20-30% своего веса 40-50% своего веса 60-70% своего веса 20-50 2-3 3
Прыжки с гирей, стоя на двух скамейках , ноги врозь 16 кг 32 кг 32 кг 10-15 3-5 2-3
Прыжки с отягощением вверх с двух ног, стараясь коснуться головой подвешенного мяча 20-30% своего веса 40-50% своего веса 60-70% своего веса 20-50 2-3 3
То же со штангой на плечах 50-60% своего веса 70-80% своего веса 90-100% своего веса 5-10 2-3 3
Прыжки с отягощением вверх с 3-5 шагов разбега отталкиваясь одной ногой, стараясь коснуться подвешенного мяча Пояс или жилет 5 кг Пояс или жилет 8-10 кг Пояс или жилет 10-20 кг 20-30 2-3 3
Прыжковые упражнения вверх по лестнице с отягощением и без него 10-15 м 5-8 кг 30 секунд 15-20 м 10-15 кг 40-50секунд 15-20 м 12-20 кг 50-60 секунд -     2-5   3-6 2-3   2-3
Спрыгивание с высоты 40-100 см на одну или две ноги с последующим мгновенным отталкиванием для прыжка в высоту (60-120 см) или в длину 40-60 см 60-80 см 60-80 см 80-100 см 80-100 см 100-120 см 10-20 - 4-5
То же, с отягощением (гантели, жилет) 2,5 и 5 кг 5 и 10 кг 5 и 10 кг 6-12 - 4-5
Быстрое поднимание бедром отягощения, стоя на одной ноге 10 кг 15 кг 20 кг 20-30 2-3 3-4
Выполнение соревновательного упражнения с отягощением 75-85% интен-сивности от максималь-ной 85-100% интенсив-ности от максималь-ной От 100% интенсив-ности      

 

Расчеты показателей

Частота сердечных сокращений:

контрольная группа х1 = (74+73+72+73+74+72+72+70+73+72)/10=72,5

эксперементальная группа х2 = (71+70+73+69+73+67+70+71+72+70)/10=70,6

контрольная группа ơ1 = (74-70)/3,08=1,29

экспериментальная группа ơ2 = (73-67)/3,08=1,95

контрольная группа m1 = 1,29/√10-1=0,43

экспериментальная группа m2 = 1,95/√10-1=0,65

критерий Стьюдента t = 72,5-70,6/√0,432+0,652=2,44

САД:

контрольная группа х1 = (100+105+95+95+105+110+100+105+

95+100)/10=100,1

экспериментальная группа х2 = (100+100+95+105+110+95+105+110+100+

100)/10=103,0

контрольная группа ơ1 = (110-95)/3,08=4,87

экспериментальная ơ2 = (110-95)/3,08=4,87

контрольная группа m1 = 4,87/√10-1=1,62

экспериментальная группа m2 = 4,87/√10-1=1,62

критерий Стьюдента t = 103,0-100,1/√1,622+1,622=1,4

ДАД:

контрольная группа х1 = (60+65+65+60+65+59+60+65+65+55)/10=61,9

экспериментальная группа х2 = (55+60+60+60+65+50+55+60+65+55)/10=58,5

контрольная группа ơ1 = (65-55)/3,08=3,25

экспериментальная ơ2 = (65-50)/3,08=4,87

контрольная группа m1 =3,25/√10-1=1,08

экспериментальная группа m2 = 4,87/√10-1=1,62

критерий Стьюдента t = 61,9-58,5/√1,082+1,622=1,74

Проба Штанге:

контрольная группа х1 = (45+47+47+46+43+42+41+52+47+44)/10=45,4

экспериментальная группа х2 = (59+56+57+58+60+67+68+65+62+61)/10=61,3

контрольная группа ơ1 = (52-41)/3,08=3,57

экспериментальная ơ2 = (68-56)/3,08=3,89

контрольная группа m1 = 3,57/√10-1=1,19

экспериментальная группа m2 = 3,89/√10-1=1,29

критерий Стьюдента t = 61,5-45,4/√1,192+1,292=9,03

Проба Генче:

контрольная группа х1 = (12+12+11+13+15+16+13+13+14+12)/10=13,1

экспериментальная группа х2 = (23+24+23+22+25+26+27+25+23+25)/10=24,3

контрольная группа ơ1 = (16-11)/3,08=1,62

экспериментальная группа ơ2 = (27-22)/3,08=1,62

контрольная группа m1 =1,62/√10-1=0,54

экспериментальная группа m2 =1,62/√10-1=0,54

критерий Стьюдента t = 12,3

Динамометрия правая кисть:

контрольная группа х1 = (23,7+24,7+23,6+24,5+24,9+24,7+25,0+24,8+

24,6+24,1)/10=24,46

экспериментальная группа х2 = (30,1+29,6+31,4+31,6+32,1+33,2+32,6+

31,4+32,7+33,0)/10=31,77

контрольная группа ơ1 = (25,0-23,6)/3,08=0,45

экспериментальная группа ơ2 = (33,2-29,6)/3,08=1,17

контрольная группа m1 = ,045/√10-1=0,15

экспериментальная группа m2 = 1,17/√10-1=0,39

критерий Стьюдента t = 17,4

Становая динамометрия:

контрольная группа х1 = (73,9+74,1+73,8+74,2+74,9+75,7+80,4+84,6+

82,4+85,0)/10=77,9

экспериментальная группа х2 = (87,3+87,1+89,4+89,1+86,9+90,4+93,8+

87,9+96,5+93,4)/10=91,18

контрольная группа ơ1 = (85,0-73,8)/3,08=3,64

экспериментальная группа ơ2 = (96,5-86,9)/3,08=3,57

контрольная группа m1 = 3,64/√10-1=1,21

экспериментальная группа m2 = 3,57/√10-1=1,19

критерий Стьюдента t = 91,18-77,9/√1,212+1,192=7,86

Прыжок в длину с места:

контрольная группа х1 = (150+140+150+165+190+195+190+190+

190+195)/10=175,5

экспериментальная группа х2 = (190+145+140+160+165+210+200+

205+190+205)/10=181,0

контрольная группа ơ1 = (195-140)/3,08=17,86

экспериментальная группа ơ2 = (210-140)/3,08=22,7

контрольная группа m1 = 17,86/√10-1=5,95

экспериментальная группа m2 = 22,7/√10-1=7,57

критерий Стьюдента t = 181,0-175,5/√5,952+7,572=0,57

Удержание ног в положении угла 90о:

контрольная группа х1 = (10+8+11+9+9+10+12+11+12+12)/10=10,8

экспериментальная группа х2 = (16+11+19+10+13+18+20+14+15+16)/10=15,2

контрольная группа ơ1 = (12-8)/3,08=1,29

экспериментальная группа ơ2 = (20-11)/3,08=3,25

контрольная группа m1 = 1,29/√10-1=0,43

экспериментальная группа m2 =3,25/√10-1=1,08

критерий Стьюдента t = 15,2-10,8/√0,432+1,082=4,37

Подтягивание:

контрольная группа х1 = (4+7+7+9+4+9+9+5+6+7)/10=6,7

экспериментальная группа х2 = (10+15+13+16+20+17+19+18+15+16)/10=15,9

контрольная группа ơ1 = (9-4)/3,08=1,62

экспериментальная группа ơ2 = (20-13)/3,08=3,25

контрольная группа m1 = 1,62/√10-1=0,54

экспериментальная группа m2 = 3,25/√10-1=1,08

критерий Стьюдента t = 15,9-6,7/√0,542+1,082=7,67

 

Группы и показатели по методике Стьюдента

 

ЧСС

АД

Проба

Штан-

ге

Проба

Генчи

Динамо-

метрия

правая

 кисть

(кг)

Стано-

вая

дина-

момет-

 рия (кг)

Прыжок в длину

(см)

Удер-

жание

 ног в поло-

жении

угла 90о

Подтя-

гива-

ние

САД ДАД
Эксперимен-тальная группа, х1 70,6 103,0 58,5 61,3 24,3 31,77 91,18 181,0 15,2 15,9
Контрольная группа, х2 72,5 100,1 61,9 45,4 13,1 24,46 77,9 175,5 10,8 6,7
Эксперимен-тальная группа, ơ1 1,95 4,87 4,87 3,89 1,62 1,17 3,57 22,7 3,25 3,25
Контрольная группа, ơ2 1,29 4,87 3,25 3,57 1,62 0,45 3,64 17,86 1,29 1,62
Эксперимен-тальная группа, m1 0,65 1,62 1,62 1,29 0,54 0,39 1,19 7, 57 1,08 1,08
Контрольная группа, m2 0,43 1,62 1,08 1,19 0,54 0,15 1,21 5,95 0,43 0,54
Критерий Стьюдента, t 2,44 1,4 1,74 9,03 12,3 17,4 7,86 0,57 4,37 7,67

Выводы

 

В нашей исследовательской работе мы поставили цель, которая достигалась поставленными задачами. В процессе исследования мы достигли нашей цели и теперь можно сделать следующие выводы:

1. Одним из наиболее существенных резервов повышения эффективности современной методики тренировки, безусловно, является улучшения качества проведения комплексного контроля.

2. В процессе подготовки спортсменов к соревнованиям был осуществлен оперативный, текущий и этапный контроль, что позволило вести постоянное наблюдение за тренировочным процессом и оценить динамику физического развития детей под влиянием физических нагрузок.

2. Наиболее информативными и приемлемыми средствами и методами комплексного контроля детей 11 – 12 лет являются следующие показатели: частота сердечных сокращений, артериальное давление, показатели динамометрии, показатели в тесте - прыжок в длину с места, в тесте на подтягивание в висе на перекладине и в тесте удержание ног в положении угла 90о в висе на перекладине.

3. Занятия борьбой самбо оказывает позитивное влияние на динамику развития основных физических качеств детей 11-12 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в параметрах, характеризующих скоростно-силовые возможности организма, менее выраженные — в показателях общей и силовой выносливости.

4. Занятия борьбой самбо в возрасте 10-12 лет вызывают некоторое ускорение физического развития, достоверно повышают силовые возможности организма, не стимулируя при этом прироста массы тела, и в определенной степени способствуют экономизации функции сердца.

5. Возрастной период 11-12 лет оптимален для организации целенаправленной начальной спортивной подготовки. Такая подготовка позволяет в полной мере использовать растущие физические и функциональные возможности организма школьников при освоении сложных в координационном отношении двигательных действий самбиста и в процессе совершенствования физических качеств.

6. В ходе исследования мы сравнили полученные результаты в контрольной и экспериментальной группах и выяснили, что занятия спортом, в частности борьбой, положительно влияют на динамику прироста физических качеств функциональных возможностей организма в целом.



Список используемой литературы

1 А.Г. Дембо Врачебный контроль в спорте,Москва,«Медицина»,1988г.

2. Т. Ю. Курцевич Общие основы теории и методики физического воспитания, том 1, Киев, «Олимпийская литература», 2003 г.

3. С. Ф. Матвеев, О. К. Наухатько Самбо: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, Киев,2001 г.

4. Л. В. Волков Обучение и воспитание юного спортсмена. Киев «Здоровье», 1984 г.

5. Л. П. Матвеев Основы общей теории и системы подготовки спортсменов. Киев «Здоровье», 1977 г.

6. С. Ф. Борьба самбо. Киев «Здоровье», 1977

7. А. А. Новиков, Н. Н. Каргин Ежегодник Спортивная ходьба, Москва «Физкультура и спорт», 1983 г.

8. И. В. Аулик Определение физической работоспособности в клинике и спорте Москва «Медицина», 1979

9. Н. А. Фомин Физиология человека Москва «Просвещение», 1982 г.

10. В.П. Филин, Н.А. Фомин Основы юношеского спорта, Москва, 1980

11. Н.Г. Озолин Настольная книга тренера, Москва, «АСТ Астрель», 2003 г.

12. Л. П. Матвеев Основы спортивной тренировки, Москва, «Физкультура и спорт», 1977 г.

13. В. И. Дубровский Спортивная медицина: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-издание. Москва, «Владос», 2002 г.

14. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева Детская спортивная медицина, Москва, «Медицина», 1980 г.

15. В. М. Зациорский, Физические качества спортсмена, Москва, «Физкультура и спорт», 1970 г.

Содержание

 

Введение

ГЛАВА I Оперативный, текущий и этапный контроль за уровнем физической подготовки спортсмена (на примере одного вида спорта) (анализ литературных данных

Раздел 1 Содержание и организация комплексного контроля

1.1 Этапный, текущий и оперативный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

1.2 Основные критерии осуществления комплексного контроля

1.3 Основные показатели используемые в комплексном контроле

Раздел 2 Комплексный контроль в выбранном виде спорта – борьба самбо

2.1 Морфо-физиологические особенности детей при отборе для занятий борьбой самбо

2.2 Самбо как вид спорта

2.2.1 Техника борьбы самбо

2.2.2 Правила борьбы

2.2.3 Судейство

2.2.4 Проведение турниров

Раздел 3 Комплексный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

3.1 Структура тренировочного процесса

3.2 Содержание различных сторон подготовки самбистов

3.3 Общая и специальная подготовка самбистов

3.4 Специфика осуществления комплексного контроля в борьбе самбо

ГЛАВА 2 Собственная исследовательская работа

Раздел 1 Общая характеристика обследуемых

Раздел 2 Методы проведения исследования

2.1 Основные методы спортивной подготовки

2.1.1 Повторный метод

2.1.2 Игровой метод

2.1.3 Соревновательный метод

2.1.4 Методы воспитания

2.1.5 Методы обучения

2.1.6 Методы тренировки

2.2 Программа ОФП

2.3 Методика построения занятий для начинающих спортсменов

2.3.1.План-конспект занятия

2.5 Методика развития силы

2.6 Математико-статистический метод обработки данных, полученных в ходе эксперимента по Стьюденту

Раздел 3 Ход проведения исследования

Раздел 4 Оценка проведенного исследования

4.1 Статистический анализ полученных результатов

4.2 Оценивание результатов исследования

Выводы

Список используемой литературы



Введение

Двигательная активность, рациональное питание, закаливание способствуют укреплению здоровья человека, повышают его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни и повышенных требований, которые предъявляются к работникам всех сфер труда.

Велико значение физической культуры и спорта в профилактике преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний.

В связи с тем, что физкультурой и спортом у нас в стране занимаются миллионы людей, поэтому имеет место система управления тренировочным процессом.

Совершенствование системы управления на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом общих закономерностей становления спортивного мастерства в избранном виде спорта является одним из перспективных направлений совершенствования системы спортивной подготовки.

Один из важнейших элементов системы управления подготовкой спортсменов - комплексный контроль, под которым понимается совокупность организационных мероприятий для оценки различных сторон подготовленности спортсменов, реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки, эффективности тренировочного процесса, а также учета адаптационных перестроек функций организма спортсменов. Комплексный контроль в спорте предусматривает практическую реализацию различных видов контроля (этапного, текущего, оперативного), применяемого в структурных звеньях тренировочного процесса для получения объективной разносторонней информации о состоянии спортсмена и его динамике с целью управления процессом спортивной подготовки. В нашем регионе существует большое количество спортивных школ по разным видам спорта, например, футбол, баскетбол, теннис, велосипедный спорт, волейбол, легкая атлетика, борьба, плавание и так далее. Более детальное рассмотрение всех видов контроля мы будем проводить на виде спорта – борьба самбо. В Украине этим видом спорта занимается очень много людей, особенно дети. Донецкая область находится на втором месте в стране по итогам соревнований за 2005 – 2006 учебный год. В городе Горловке существует четыре спортивные школы. Каждый год происходят наборы юных спортсменов в секции борьбы самбо и постоянно проводятся соревнования, поэтому контроль на разных этапах подготовки спортсменов имеет огромное практическое значение.

Таким образом, объектом исследования являются юные самбисты. Предмет исследования – это развитие качеств, которые необходимы в данном виде спорта, то есть качество силы и выносливость.

Целью проведенного нами исследования было осуществление системы комплексного контроля и управления подготовкой спортсменов на основе использования современных информационных методик.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние вопроса в отечественной и зарубежной литературе.

2. Осуществить этапный, текущий и оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям.

3. Определить наиболее приемлемые средства и методы комплексного контроля.

4. Оценить необходимые качества для самбистов.

5. Исследовать качество силы и скоростно-силовые качества.

6. Сравнить показатели физических качеств школьников возрастом 11 – 12 лет и самбистов этого же возраста в динамике.

7. Провести анализ полученных результатов.



ГЛАВА 1 ОПЕРАТИВНЫЙ, ТЕКУЩИЙ И ЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ВИДА СПОРТА)

 

Раздел 1 Содержание и организация комплексного контроля

 

Основным источником получения информации при подготовке спортсменов к соревнованиям является комплексный контроль их состояния после выполнения определенных нагрузок. Возрастающее значение методологии комплексного контроля подготовленности спортсменов и управления тренировочным процессом обусловлено многими характерными для современного спорта причинами, среди которых значительное усложнение системы подготовки спортсменов; отставание качества комплексного контроля от требований по организации спортивной тренировки как управляемого процесса; увеличение числа измеряемых показателей, регистрируемых в процессе тренировок и соревнований; повышение требований к метрологическому обеспечению сбора и анализа информации о подготовленности и готовности спортсменов.

Контроль со стороны тренера, осуществляемый соответственно его профессиональным функциям, называется педагогическим.

 Педагогический контроль проводится с целью оценки динамики физического развития, уровня общей и специальной подготовленности, функционального состояния организма, адекватности тренировочных нагрузок возможностям занимающихся. Важной составляющей контроля являются параметры тренировочных и соревновательных нагрузок.

 

1.1 Оперативный, текущий и этапный контроль при подготовке спортсменов к соревнованиям

Для эффективного управления процессом подготовки спортсменов чрезвычайно важны регулярный контроль за состоянием спортсменов, их работоспособностью, ходом восстановления переносимости нагрузки, адаптационных возможностей, приведением к высшей спортивной форме.

Для этого необходимо проводить три вида контроля: оперативный, текущий и этапный.

Оперативный контроль в процессе подготовки спортсменов предполагает оценку реакций организма занимающегося на физическую нагрузку в процессе занятия и после него, а также мобильные операции, принятие решений в процессе занятия, коррекцию заданий, основываясь на информации от занимающегося.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и занятия в целом. Важно определить величину и направленность биохимических сдвигов в организме спортсмена, установив тем самым соотношение между параметрами физической и физиологической нагрузки тренировочного упражнения.

При организации оперативного контроля одни показатели регистрируются только до и после тренировки, другие – непосредственно в процессе тренировки.

Непосредственно в процессе тренировки (независимо от специфики выполняемых нагрузок) обычно анализируются только:

· внешние признаки утомления;

· динамика частоты сердечных сокращений;

· значительно реже – показатели биохимического состава крови.

До и после тренировки целесообразно регистрировать срочные изменения:

а) при выполнении нагрузок, направленных на развитие выносливости:

· массы тела;

· функционального состояния сердечно-сосудистой системы;

· функционального состояния системы внешнего дыхания;

· морфологического состава крови;

· биохимического состава крови;

· кислотно-щелочного состояния крови;

· состав мочи;

б) при выполнении скоростно-силовых нагрузок:

· функционального состояния центральной нервной системы;

· функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

в) при выполнении сложнокоординационных нагрузок:

· функционального состояния центральной нервной системы;

· функционального состояния нервно-мышечного аппарата;

· функционального состояния максимально задействованных при выполнении избранного вида нагрузок анализаторов.

Текущий контроль проводится для регистрации и анализа текущих изменений функционального состояния организма (каждодневных, еженедельных). Важнейшей его задачей является оценка степени утомления и восстановления спортсмена после предшествующих нагрузок, его готовности к выполнению запланированных тренировочных нагрузок, недопущение переутомления.

Текущий контроль может осуществляться:

· ежедневно утром (натощак, до завтрака; при наличии двух тренировок – утром и перед второй тренировкой);

· три раза в неделю (1 – на следующий день после дня отдыха, 2 – на следующий день после наиболее тяжелой тренировки и 3 – на следующий день после умеренной тренировки);

· один раз в неделю – после дня отдыха.

При проведении текущего контроля, независимо от специфики выполняемых тренировочных нагрузок, обязательно оценивается функциональное состояние:

· центральной нервной системы;

· вегетативной нервной системы;

· сердечно-сосудистой системы;

· опорно-двигательного аппарата.

Этапный контроль проводится как правило дважды в году (в начале и в конце сезона). На основе сопоставления результатов повторных исследований с первичными данными делают выводы о направленности адаптационных изменений в функциональных системах ив деятельности целостного организма под воздействием составленных программ занятий. Его задачами являются: 1) определение изменения физического развития, общей и специальной подготовленности занимающегося; 2) оценка соответствия годичных приростов нормативным с учетом индивидуальных особенностей темпов биологического развития; 3) разработка индивидуальных рекомендаций для коррекции тренировочного процесса и перевода занимающегося на следующий этап многолетней подготовки. Назначение этого вида контроля – интегрально, целостно оценить систему занятий в рамках завершенного этапа, периода, цикла контролируемого процесса, сверить намеченное и реализованное, получить необходимую информацию для правильной ориентации последующих действий.

При проведении этапного контроля определяют кумулятивные изменения, возникающие в организме спортсмена в процессе тренировочных занятий.

Регистрируются:

· общая физическая работоспособность;

· энергетические потенции организма;

· функциональные возможности ведущих для избранного вида спорта систем организма;

· специальная работоспособность.

 

Основные критерии осуществления комплексного контроля

Для получения информации об этапах подготовки спортсменов к соревнованиям используют субъективные и объективные критерии контроля.

К субъективным критериям, свидетельствующим о достижении предельно допустимой нагрузки, относят: одышку, покраснение или побледнение кожных покровов, тошноту, головокружение, боль и чувство тяжести в области затылка, шум в ушах, боль за грудиной, под лопаткой, отдающая в левую руку. Появление бессонницы, беспокойства, ухудшения настроения, нежелания заниматься свидетельствуют о перенапряжении. Все это тренер может определить визуально или путем опроса.

О положительных изменениях под влиянием занятий свидетельствует улучшение самочувствия, появление бодрости, чувства радости.

К объективным критериям относят параметры морфофункционального состояния физической работоспособности и подготовленности.

Так, развивающееся утомление проявляется в количественных характеристиках выполняемого упражнения (скорость, частота шагов, темп, амплитуда движений, координация).

Для контроля интенсивности нагрузок в спорте используют показатели частоту сердечных сокращений, артериальное давление, ориентируясь на их динамику в процессе занятия.

Комплексный контроль в процессе занятия учитывает также изменение внешних условий окружающей среды: понижение температуры воздуха, изменения направления ветра, появления дождя, снега, что приводит к необходимости внесения изменений в содержание занятий, распределение средств, методов и так далее.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.