Тема 19. Внешняя политика в конце Х1Х – начале ХХ вв.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Международная обстановка в начале ХХ в.

А) Основные направления внешнеполитической деятельности России.

Б) Отношения российского общества к русско–японской войне.

 

2. Внешняя политика в 1905 – 1914 гг.

а. Положение России после заключения Портсмутского мира.    

б. Деятельность российской дипломатии.

в. Боснийский кризис.

г. Дипломатическая линия России после Боснийского кризиса.

д. Внешняя политика России в период Балканских войн.

 

3.Внешняя политика России в 1914 – 1917 гг.

а. Положение России накануне Первой мировой войны.

б. Дипломатическая борьба перед Первой мировой войной.

В.Российская дипломатия в годы войны.

 

Источники

1. Борьба правящих кругов России по вопросам внешней политики во время Боснийского кризиса // Исторический архив. 1962. № 5.

2. Будник И.В., Турилова С.Л. Архив внешней политики Российской империи // Новая и новейшая история 1994. №4, 5.

3. Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Сер. 2.Т.4-5.

4. История дипломатии. - М., 1963. Т. 2.

5.

Литература

1. Бовыкин В.И. Очерки истории внешней политики России. М., 1960.

2. Бовыкин В.И. Из истории возникновения Первой мировой войны. Отношения России с Францией в 1912-1914 гг. М., 1961.

3. Виноградов К.Б. Боснийский кризис 1909-1909 г.г. М., 1964.

4. Виноградов В.Н. Еще раз о новых подходах к истории Первой мировой войны // Новая и новейшая история. 1995..№ 5.

5. Георгиев А.В. Царизм и российская дипломатия накануне Первой мировой войны // Вопросы истории. 1988. № 3.

6. Ефремов П.Н. Внешняя политика России 1907 –1914 гг.

7. Емец В.А. Очерки внешней политики России в период Первой мировой войны.- М., 1977.

8. Игнатьев А.В. Русско–английские отношения накануне Первой мировой войны (1908-1914 гг.). М., 1962.

9. Игнатьев А.В. Своеобразие российской внешней политики на рубеже ХIХ – ХХ веков // Вопросы истории 1988, № 8.

10. История внешней политики России. Конец ХIХ – нач. ХХ вв. (от русско–французского союза до Октябрьской революции).

11. Киняпина Н.С. Болгария в балканской политике России (1886-1896 гг.) // Отечественная история. 1992. №2.

12. Первая мировая война. М., 1962.

13. Писарев Ю.А. Тайны Первой мировой войны. Россия и Сербия в 1914 – 1915 гг. М., 1990.

14. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за тысячу лет в именах, датах, фактах. Вып. 1,2.

15. Рыбаченок И.С. Россия и Гаагская конференция по разоружению 1899 г. // Новая и новейшая история. 1996. № 4.

16. Сергеев Е.Ю. Международная конференция «Причины мировых войн ХХ в. Сравнительный анализ» // Новая и новейшая история. 1997. № 2.

 

Тема 20. Россия в 1917 г.

Политическая ситуация в России весной 1917 г.

1. Создание Советов.

2. Отречение Николая II.

3. Образование Временного правительства.

4. Первый правительственный кризис.

 

Обстановка в России летом 1917 года

1. Первый Всероссийский съезд Советов.

2. Второй правительственный кризис.

3. Августовские события.

Осень 1917 года в России

1. Кризис власти. Демократическое совещание.

2. Расстановка политических сил в Октябре 1917 года.

3. II съезд Советов. Решение вопроса о власти.

4. Г. Парвус и русская история начала XX в. (дискуссия, презентация)

 

Источники

  1. Архив русской революции. В 22 т. М., 1991. (Репринтное воспроизведение издания 1922 г.).

2. Белоэмигранты о большевиках и пролетарской революции: Февральская революция в воспоминаниях придворных, генералов, монархистов и членов Временного правительства. Пермь, 1991. Кн. 1.

3. Бухарин Н.И. Памяти Ильича 21 января 1925г.// Бухарин Н.И. Избранные произведения. М.,1988.

4. Бьюкенен М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

5. Врангель П.Н. Записки (ноябрь 1916-ноябрь 1917 гг.): В 2 кн. М.,1991. Кн. 1.

6. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

7. Жильяр П. Император Николай II и его семья. - М.,1991. (Репринтное воспроизведение издания 1921 года).

8. Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1911-1919.- М.,1991.

9. Октябрьская революция. Мемуары. М.,1991. / революция и гражданская война в описаниях белогвардейцев/ (Репринтное воспроизведение издания 1926 года).

10. Октябрьский переворот: Революция 1917 года глазами ее руководителей. Воспоминания русских политиков и комментарии западного историка. - М., 1991.

11. От первого лица: Сб.-М.,1992.

12. Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М.,1991. (Репринтное воспроизведение).

13. Суханов Н.Н. Записки о революции: В 3 т.-М.,1991

14. Троцкий Л. Моя жизнь. - М.,1991. (Репринтное воспроизведение издания).

15. Шляпников А.Г. Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. В 3-х т. Т.1: Канун семнадцатого года. - М.,1992. Т.2: Семнадцатый год. - М.,1992.

16. Шульгин В.В. Дни. - М., 1989. (Репринтное воспроизведение издания 1920 г.).

Литература

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.,1990.

2. Бухарин Н.И. О характере нашей революции и о возможности победоносного социалистического строительства в СССР 1926 г. // Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М.,1988.

3. Из глубины: Сб. статей о русской революции. - М., 1990.

4. Ленин В.И. Тезисы об Учредительном собрании // ПСС. Т. 7.

 



Формы и методы обучения

Лекции, практические занятия, семинары (проблемные, проектировочные, дискуссионные, тренинговые), внеаудиторная самостоятельная работа. Подготовка рефератов, эссе, проектов, курсовых работ, ВКР.

Аудиторные занятия предусматривают использование следующих активных и интерактивных техник: беседа, обсуждение проблемных вопросов, изучение примеров, дискуссии и дебаты, различные типы игр, работа в группах, работа с фильмами, учебный проект, решение психолого-педагогических задач и т.п.

Внеаудиторная самостоятельная работа предусматривает изучение литературы и источников в библиотеках, в сети интернет, подготовка докладов и мультимедийных презентаций, учебные проекты и т.п.

Предусматривается использование разнообразных информационно-коммуникационных технологий, в том числе работа с источниками и литературой в сети университета, мультимединые презентации, Интернете и т.д.

Предусматривается использование различных средств промежуточного оценивания, в том числе устные ответы студентов, участие в работе на практических занятиях, проверка подготовленных материалов, тестирование, в том числе, компьютерное.

 


7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

 

7.1. Методические рекомендации студентам

Изучение курса предполагает систематическую самостоятельную работу студентов по использованию учебной и учебно-методической литературы, исторических источников и современных информационных технологий. Студент должен выработать навыки конспектирования лекций и исторических источников в своей рабочей тетради по отечественной истории (возможно конспектирование с использованием компьютера); вести глоссарий (словарь непонятных слов и выражений по тематике дисциплины с их толкованием).

Условия освоения лекционного курса в сложившейся практике элементарны. Нужно не пропускать лекций, иметь навыки конспектирования и как можно более подробно лекции записать. До лекции желательно прочесть материал данной темы по учебнику. В течение трех дней после нее – тщательно вычитать конспект, вставить пропущенные фрагменты, восстановить или удалить непонятные места. Пропущенные лекции восстановить по учебной литературе и конспектам хорошо успевающих однокурсников. Получаемую в дальнейшем дополнительную информацию вставлять на поля или, с соответствующей отметкой на полях, в конец тетради. Перед сдачей зачетов и экзаменов, тестированием следует обязательно полностью прочитать все имеющиеся записи. Заметим, что при подготовке к зачету или экзамену наличие конспекта сбережет массу времени.

Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокое изучение и усвоение материала курса, формирование навыков исследовательской работы путем:

- конспектирования источников и другой учебной и научной литературы;

- проработки учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовки докладов на семинарах и практических занятиях, участия в тематических дискуссиях;

 - поиска и обзора научных публикаций и электронных источников информации, подготовки заключения по обзору;

- выполнения контрольных работ, творческих (проектных) заданий;

- написания рефератов (эссе);

       - работы с тестами и вопросами для самопроверки.

Самостоятельная работа студента должна носить систематический характер. Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (на зачете и экзамене). Промежуточный контроль знаний преподавателем может осуществляться проведением тестирования, заслушиванием докладов, проверкой письменных работ (презентаций и т.п.).

При изучении истории советской России необходимо учитывать особенности этого периода, для которого характерно развитие модернизационных процессов в условиях тоталитарного режима.

Изучение истории предполагает не только чтение учебной и теоретической литературы, но и углубленное исследование многообразных источников. Основным предметом анализа на семинарах является исторический документ, который следует осмыслить. Кроме того, практические занятия предполагают столкновение точек зрения по наиболее важным и болезненным проблемам изучаемого периода, вызывающим дискуссии как профессиональных историков, так и широких слоев общества. Это нацеливает на внимательное прочтение документов, на поиск новых и новых фактических и логических обоснований различных позиций и их оценку.

При подготовке к семинарским занятиям следует использовать подготовленные для студентов планы семинарских занятий и литературу к ним, пользоваться историческими картами, прилагаемых к учебникам для вузов или для школ. Можно воспользоваться методическими материалами к семинарским занятиям, включающими в себя наиболее важные документы по изучаемой проблеме, а также некоторые избранные научные и публицистические статьи. Методические материалы находятся в читальном зале библиотеки ПГГПУ. 

Следует обратить внимание, что значительная часть учебного материала должна быть освоена в результате самостоятельной работы по разделам и темам, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, а по некоторым темам требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый в курсе материал.

 

Темы для самостоятельного изучения Виды и содержание самостоятельной работы
Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) Изучение учебного материала по предложенной литературе.
Культура России XVIII в. Подготовка подборки фактического материала для коллоквиума.
Россия на рубеже XVIII-XIX вв. Изучение учебного материала по предложенной литературе.
Международное положение и внешняя политика в первой половине XIX в. Создание мультимедйных презентаций
Культура России в первой половине XIX в. Подготовка подборки фактического материала для коллоквиума.
Общественное движение и духовная жизнь в России в пореформенный период. Изучение учебного материала по предложенной литературе.
Внешняя политика во второй половине XIX в. Изучение учебного материала по предложенной литературе.
Культура России во второй половине XIX в. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже ХХ столетия. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Внешняя политика России 1890 – 1917 гг. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Россия в 1917 г. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете.
Русская культура конца ХIХ – начала ХХ вв. Изучение источников и литературы по теме. Поиск материалов в Интернете. Создание мультимедийных презентаций

 


7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины



Наименование раздела

дисциплины

Формы самостоятельной работы

(ак. час. / зач. ед.)

Общая трудоемкость

 (ак. час. / зач. ед.)

Конспектирование в рабочей тетради Написание реферата Работа с монографией Написание эссе Составление аналитических таблиц Изучение кейс-материалов Исследовательская (курсовая) работа Тренировочная работа с тестами 1 Россия в первой четверти XVIII в. Начало эпохи модернизации 1       1 5 4 1 12 2 Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) 1       1 7 4 1 14 3 Просвещенный абсолютизм Екатерины II 1 4     1 4 4 1 14 4 Россия на рубеже XVIII-XIX вв. Итоги социально-экономического и политического развития к началу XIX в. 1     4 1 4 4 1 14 5 Культура России XVIII в. 1                   Итого 3-й семестр: 5 4 - 4 4 20 16 4 54 6 Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. 1   4   1 7 4 1 18 7 Эволюция государственного строя России, основные проблемы внутренней и внешней политики России в первой половине XIX в. 1 4 4   1 5 4 1 20 8 Официальная идеология и общественная жизнь в первой половине XIX в. 1   4 4 1 5 4 1 20 9 Культура России в первой половине XIX в. 1   6   1 7 4 1 20 10   Внутренняя политика во второй половине XIX в. 1   4   1 8 4 1 19 11   Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века. 1   4   1 8 4 1 19 12 Общественное движение и духовная жизнь в России в пореформенный период. 1   4 4 1 8 4 1 19 13 Внешняя политика России во второй половине XIX века. 1   4   1 8 4 1 19 14   Культура России во второй половине XIX в. 1   4 4 1 8 4 1 19   Итого 4-й семестр: 9 4 22 4 5 32 20 5 90 15   Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже ХХ столетия 1   4   1 8 4 1 19 16 Россия в период думской монархии 1   4   1 8 4 1 19 17 Внешняя политика России 1890 – 1917 гг. 1   4   1 8 4 1 19 18 Россия в 1917 г. 1   4 4 1 8 4 1 19 19 Русская культура конца ХIХ – начала ХХ вв. 1   4 4 1 8 4 1 19   Итого 5-й семестр: 5 4 22 4 5 32 20 5 50

7.3. План-график самостоятельной работы студентов

П /п

Формы

самостоятельной

Работы

Раздел

дисциплины курса

Вид сам.

Работы

Сроки

(неделя семестра)

Форма

Контроля

Обязат. Допол.
1. Конспектирование разделы 1-19   19     По Проверка конспектов
2. Написание реферата По выбору студента   18   графику Выступления на семинарах
3. Работа с монографией разделы 1-19, по списку   22   прохождения Собеседование
4. Написание эссе разделы 4, 7, 14, 15, 18,19   18     курса Проверка работ
5. Составление аналитических таблиц разделы 1-19   19     Проверка конспектов
6. Изучение кейс-материалов разделы 1-19   52     Выступления на семинарах
7. Исследовательская (курсовая) работа По выбору студента   36     Проверка работ
8. Тренировочная работа с тестами Введение, разделы 1-19   10     Проверочное тестирование
  Итого:   194      

Дата: 2019-12-22, просмотров: 232.