Специализированные уполномоченные по правам человека в России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специализированный институт уполномоченного – это государственный орган защиты прав и свобод человека, представляющий и отстаивающий интересы лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, а также интересы коренного населения, людей других национальностей, женщин, детей и иных уязвимых групп. Данный институт способствует осуществлению государственной или социальной политики, направленной на защиту одной или нескольких таких групп. Действуя в рамках своей компетенции, специализированные уполномоченные расследуют случаи дискриминации, нарушений прав и законных интересов отдельных лиц этой группы или группы в целом. Специализация уполномоченных обусловлена необходимостью повышения эффективности их деятельности в более узкой сфере.

В научной литературе высказываются предложения о необходимости введения военного омбудсмена, который стал бы эффективным механизмом реализации и обеспечения прав российских военнослужащих. Эта идея была выдвинута в 1992 г. Ю.И. Мигачевым, в настоящее время ее поддерживает ряд российских ученых, в частности В.В. Бойцова, Н.Ю. Хаманева, А.В. Коровников.[5] На втором всероссийском совещании по вопросам социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, проведенном Государственной Думой в мае 1996 г., был одобрен проект закона «Об уполномоченном по правам военнослужащих в Российской Федерации». При разработке проекта широко использовался зарубежный опыт, так как военный омбудсмен создан во многих зарубежных государствах, например, в Швеции, Норвегии, Израиле, ФРГ, где он играет важную роль в защите прав военнослужащих.

Уполномоченный по обороне, отмечает К.Б. Трумпель, играет все более ощутимую роль в жизни немецкой армии. Благодаря этому институту Бундестагу и правительству ФРГ удалось извлечь немало армейских «болячек», что играет определенную роль в укреплении боеспособности бундесвера (заслугой омбудсменов можно считать и тот факт, что за 20 лет военное жалование увеличилось в 6 раз).[6]

На мой взгляд, в связи с реформированием Вооруженных сил Российской Федерации, нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, проблемами «дедовщины», неразрешенными социальными проблемами назрела необходимость в действенном механизме защите прав военнослужащих. Принятие федерального закона «Об уполномоченном по правам военнослужащих» если не кардинально изменит ситуацию в Вооруженных силах, то создаст условия для реальной защиты прав военнослужащих.

В Государственной Думе Российской Федерации также находится проект закона, который предусматривает учреждение на федеральном уровне специализированного института уполномоченного Федерального собрания Российской Федерации по правам народов России. Законопроектом предполагается создать новую структуру, которая защищала бы права различных этнических общностей.

Проблемы национальных меньшинств для нашего государства, в котором, по статистическим данным, создано почти 300 национально-культурных автономий, являются актуальными. Учреждение уполномоченного станет определенным показателем зрелости гражданского общества, в котором соблюдаются права всех лиц, восприятия принципов демократии.

В мировой практике подобные институты существуют на международном уровне (верховный комиссар ОБСЕ по национальным меньшинствам) и на национальном уровне (в Венгрии в 1993 г. создан коллегиальный орган, в состав которого входят избираемые Государственным собранием Венгрии по одному представителю от каждой организации национального меньшинства).

В настоящее время также обсуждается вопрос о создании федерального уполномоченного по правам ребенка. Это связано с тем что, дети – едва ли не самая незащищенная группа населения, для защиты и обеспечения прав которых требуются независимые механизмы. Экономическое и политическое бесправие детей, делающее их беззащитными перед эксплуатацией, жестоким обращением, требует чтобы в Российской Федерации на федеральном уровне был создан независимый орган, сосредотачивающий свою деятельность исключительно на защите интересов детей. Учреждение института уполномоченного по правам ребенка, как говорит А.А. Бегаева, будет служить свидетельством не только обязательства государства обеспечить права детей, но и готовности нести ответственность за исполнение этого обязательства.[7]

Проект Федерального закона «Об уполномоченном по правам ребенка» был рассмотрен Советом Государственно Думы 21.05.2002г. Предлагаемый законопроект определяет порядок назначения и освобождение от должности федерального уполномоченного по правам ребенка, которое должна осуществлять Государственная Дума. Устанавливаются основные задачи уполномоченного:

1. рассмотрение жалоб на нарушения прав и свобод ребенка;

2. осуществление контроля за соблюдением государственных минимальных стандартов основных показателей качества жизни детей;

3. осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В современной России отсутствует развитый институт уполномоченного по правам ребенка, он находится лишь на стадии становления. Только в четырех субъектах Российской Федерации (Кемеровская, Самарская области, г. Москва, Краснодарский край) приняты законы об уполномоченных по правам ребенка.

На мой взгляд, создание специализированных уполномоченных будет являться важным шагом в защите прав и законных интересов наиболее уязвимых категорий лиц. Введение специализированных государственных институтов, нацеленных на реализацию указанного в статье 2 Конституции принципа является на сегодняшний день необходимым шагом в развитии правового государства.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 254.