Теория и методика математического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чувашской Республики

«Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

(ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии)

 

 

УТВЕРЖДАЮ                              

Директор колледжа

___________ __________2018

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по МДК.03.04 Теория и методика
математического развития

 

ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

Форма обучения Очная

 

 

Автор-составитель

преподаватель колледжа

 Т.В. Мурашкина

Чебоксары 2018



СОДЕРЖАНИЕ

 

  1 Введение   2 Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов        3   5
  Методические указания по выполнению самостоятельной работы:  
  3 Методические указания по подготовке конспектов 4 Методические указания по подготовке рефератов 5 Методические рекомендации для студентов при подготовке сообщений 6 Методические рекомендации по составлению конспекта  НОД 7 Методические указания по подготовке к семинарским занятиям 8 Методические рекомендации для студентов по оформлению презентационного материала 9 Методические рекомендации для студентов при подготовке сравнительного анализа содержания математического развития дошкольников  в современных программах 10 Разъяснение для студентов при подготовке рекомендаций для родителей. 11 Методические рекомендации по подготовке к экзамену 12 Рекомендуемая литература     7 7 11 12 16 17   19     19   20 48
     

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по МДК.03.04.  Теория и методика математического развития детей представляют собой пошаговую инструкцию по выполнению самостоятельной работы студентам специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Материал будет полезен студентам, обучающимся в средних профессиональных заведениях по программам ФГОС и преподавателям, работающих с ними.

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК03.04. Теория и методика математического развития детей являются частью ППССЗ по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского Минобразования Чувашии.

Методические указания адресованы студентам очной формы обучения.

       Цель данных методических указаний – оказать помощь студентам в подготовке и выполнении самостоятельных работ.

В процессе выполнения самостоятельной работы у обучающихся формируются общие компетенции:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовать и контролировать их роботу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы ориентировано ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии с ФГОС СПО и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

 

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников
ПК 3.4. Анализировать занятия
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Настоящие методические указания освещают виды и формы самостоятельной работы обучающихся по МДК03.04. Теория и методика математического развития и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения данной дисциплины. В данной работе подробно разъясняется ход выполнения самостоятельной работы, требования по их оформлению, критерии оценок за выполненную работу.

Таким образом, выполнение самостоятельной работы по МДК 03.04. Теория и методика математического развития способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать.

1. Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК03.04



Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 03.3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование разделов, тем Виды и тематика внеаудиторной самостоятельной работы студентов Кол. часов
Раздел ПМ 1
Тема 1.1 Теория и методика математического развития как наука. Раскрыть опыт зарубежных исследователей в области математического развития детей дошкольного возраста (Я.А. Коменский, Песталоцци, М. Монтессори, Фребель). Современные исследования в области математического развития детей дошкольного возраста (Оформление таблицы с названиями трудов). 2
Тема 1.2 Значение и содержание пред математической подготовки детей дошкольного возраста. Законспектировать дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики (Е.И.Щербакова Методика обучения математике в детском саду). 2
Тема 2.3 Организация центра (модуля) математического развития детей в ДОО. Проанализировать содержания математического модуля в группе ДОО, используя Шкалы ECERS-R. (Хармс,Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях .ECERS-R : переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер, - М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. – 136с.) . 2

Тема 3.3 Формирование количественных представлений и счетной деятельности в средней группе.

Сделать анализ программных задач по разделу «Количество и счет» примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех». 2
Законспектировать статью «Развитие понятия числа, письменной нумерации (Е.И.Щербакова «Методика обучения математике в детском саду»). 2
Тема 3.6 Обучение составлению и решению арифметических задач. Дать оценку ответам детей в предложенной педагогической ситуации. Определить возраст детей. Предложить способы коррекционно-развивающей работы с детьми данного возраста, имеющими трудности в составлении арифметических задач. Начиная работу по обучению дошкольников составлению арифметических задач, воспитатель просит детей повторить предложенную задачу. Коля повторяет задачу так: «У Ларисы было 3 кубика, один она отдала Серёже. У Ларисы осталось 2 кубика». Света повторяет эту же задачу так: «У Ларисы были кубики, и она отдала один Серёже. Сколько кубиков стало у Серёжи?». 2

Тема 4.1 Содержание и методы работы по формированию представлений детей о величине как признаке предмета.

Проанализировать программные задачи по разделу «Величина» примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех». 2
Проанализировать в ДОУ материал для измерительной деятельности: протяженности. Сыпучие и жидкие вещества.  
Тема 5.1 Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой предмета. Проанализировать программные задачи по разделу ознакомление с геометрической фигурой и формой предмета примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех». 2
Тема 5.2 Использование занимательных игр при ознакомлении с геометрической фигурой. Составить эскизы головоломок. Разнообразие головоломок. Классификация головоломок. Иры на воссоздание образных и сюжетных изображений из геометрических конструкторов. Логические блоки Дьенеша. Выкладывания из геометрических фигур предметов, окружающей действительности, использование счетных палочек в преобразовании геометрических фигур 2
Тема 5.3 Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе. Подготовить материал для презентации: «ТСО и их применение в образовательном процессе». 2
Тема 6.2 Дидактические игры и упражнения по обучению детей ориентировке в трехмерном пространстве. Составить реферат на тему «Дидактическая игра и её использование в работе с детьми по развитию математических понятий» 2
Тема 7.1. Содержание и приемы работы по формированию у детей представлений о частях суток в сутках. Спроектировать конспект проведения развивающей игры, направленной на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста». 2
Тема 7.4 Виды документации, требования к ее оформлению. Составить реферативное сообщение «О роли педагога в процессе математического развития дошкольников» и составить картотеку малых форм фольклора, в которых представлены свойства, отношения предметов   2

Тема 7.5 Математическое развитие детей в семье.

Подобрать литературный материал к НОД способствующий закреплению знаний о размере, весе, как например, «38 попугаев». Остер. 2
Придумать сказку (историю), в основе сюжета которой лежит углубление и расширение детских представлений о пространственных (временных) отношениях 2
Составить реферативное сообщение «Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью». 2
Итого 32

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

1. Методические указания по подготовке конспектов

Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется преподавателем.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Оценка «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Примерная тематика рефератов:

1. Опыт зарубежных исследователей в области математического развития детей дошкольного возраста (Я.А.Коменский, Песталоцци, М.Монтессори, Фребель).

2. Вклад А.М. Леушиной  и Е.И. Тихеевой в разработку проблем математического развития детей дошкольников.

3. Анализ содержания математического модуля в группе ДОО, по Шкалам ECERS-R.

4. Логические блоки Дьенеша - как проблемно - игровая технология.

Роль педагога в процессе математического развития дошкольников.

5. Дидактическая игра и её использование в работе с детьми по развитию математических понятий.

6. Методика формирования количественных представлений в средней группе (ознакомление с числом и обучение счету).

7. Методика формирования количественных представлений в старшей группе (ознакомление с количественным составом числа из единиц в пределах пяти, порядковое значение числа, деление целого не части).

8. Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе.    

9.  Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач.

10. ТСО и их применение в  математическом образовательном процессе ДОО.

11.  Палочки Кюизенера, как средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.

12.  Анализ альтернативных общеобразовательных программ «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Программа по системе Марии Монтенссори» по разделам РЭМП.

13. Преемственность в математическом развитии детей детского сада и школы.

14. Математическое развитие детей в семье.

15. Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью дошкольника.

(поля 2 см)
Образец оформления титульного листа реферата:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чувашской Республики

«Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В.Никольского»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

(шрифт №14, жирный, интервал одинарный)

(ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии)

(шрифт №14)

 

(поля 3,0 см)


(поля 1,5 см)
Реферат

(шрифт №20, жирный)

 

 




I. Выбор темы

Подготовка начинается с выбора темы будущего выступления.

1. Тема выступления должна соответствовать познаниям и интересам студента. Здесь очень важен внутренний психологический настрой.

2. Не следует выбирать слишком широкую тему сообщения. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Сообщение должен быть рассчитан на 10 – 15 минут. За такой промежуток времени докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного – двух вопросов.

3. Сообщение должно вызвать интерес у слушателей. Оно может содержать какую-либо новую для них информацию или изложение спорных точек зрения различных авторов по освещаемой проблеме.

II. Подбор материалов

Работа по подбору материалов для сообщения связана с изучением психолого-педагогической литературы. Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников. Это позволит получить общее представление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа включает монографии, научные сборники, справочники. Ко второй группе относятся материалы периодической печати – журнальные и газетные статьи. К третьей ресурсы Интернет. Материалы официального характера из Интернет-ресурсов должны браться только из официальных сайтов (информация на других сайтах может быть устаревшей). Прямой перенос в работу текстовых фрагментов из Интернет-ресурсов (кроме коротких цитат классических работ по теме) запрещен. 

III. Составление плана доклада, сообщения.

Работа над текстом. После того, как работа по подбору источников завершена и имеется определенное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее и наиболее сложному и ответственному этапу подготовки доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.

Приступая к работе над текстом доклада, сообщения следует учитывать структуру его построения. Сообщение должно включать три основные части:

вступление,

основную часть,

заключение.

Вступление представляет собой краткое знакомство слушателей с обсуждаемой в докладе проблемой. Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2 – 3 минуты).

Основная часть является логическим продолжением вопросов, обозначенных автором во введении. Именно в этой части сообщения предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).

Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступления. Его, как и весь сообщение необходимо подготовить заранее. В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, прозвучавшие в основной части доклада.

IV. Оформление материалов выступления

Подготовленный доклад и будущее выступление в аудитории направлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополнительные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Однако одновременно следует успешно использовать способность слушателей ВИДЕТЬ. Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, используя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения в презентации. Но, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:

1. целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слушателей;

2. презентация готовится заранее, изображения, представленные в презентации, должны быть видны всем. Сложным статистическим таблицам следует придать доступную форму диаграмм или графиков;

3. наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не самому себе;

4. тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных материалов;

5. чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно переходить к демонстрации других материалов;

6. необходимо делать паузу в выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.

V. Подготовка к выступлению

Работу необходимо выполнять на компьютере на листах стандартного формата А-4, размер шрифта 12-14, при ширине междустрочного интервала 1,5, поля со всех сторон по 1,5 см. Страницы работы должны быть пронумерованы. Оформляется титульный лист и согласно требованиям.

Примерная структура доклада и сообщения:

1. Титульный лист.

2. Текст работы

3. Список использованной литературы.

 

Критерии оценки доклада, сообщения:

1. Новизна и самостоятельность в постановке проблемы.

2. Наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.

3. Составление плана теме доклада, сообщения.

4. Умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал.

5. Умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.

6. Грамотность и культура изложения.

7. Владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы.

8. Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей.

 

3. Методические рекомендации для студентов при подготовке планов-конспектов НОД ( непосредственно-образовательной деятельности)

На титульном листе в центре указываются вид НОД, его тема, для какой возрастной группы данный конспект. В правом нижнем углу пишется, кто составил конспект (Ф.И.О. полностью, должность, возрастная группа детей, номер группы, номер детского сада).

В верхней части титульного листа указывается название организаций, в ведомстве который находится детский сад.

В нижней части титульного листа указывается город и год, написания.

На первом листе конспекта информация размещается в следующем порядке:

В верхней части листа указывается тип, вид, тема НОД, возрастная группа детей.

1).Составляется программное содержание, куда включаются:

· Образовательные  задачи (пишется, чему детей будем учить на данном занятии).

· . Развивающие задач (пишется, что будем закреплять, уточнять, не забывая о развитии психических функций и различных свойств).

· Воспитывающие задачи (какие нравственные, эстетические, морально-волевые качества будут формироваться на данном занятии).

· Речевые задачи в соответствии с возрастом и уровнем математического развития детей.

 Следует помнить, что каждая новая задача пишется с новой строчки. Указать интеграцию задач образовательных областей ( определить дозировку и сочетания разных задач, а в конспекте подобрать игры и упражнения для реализации поставленных задач)

2)Когда задачи будут сформулированы, необходимо указать, какое оборудование будет использовано на данном НОД (например: мультимедийная техника,  магнитофон, фланелеграф, мольберт, настенная доска, кубы, подставки и т.д.).

3) Далее указывается демонстрационный материал, где перечисляются не только все пособия, но и указываются их авторы, количество, размеры.

4) Описывая раздаточный материал, на каждого ребенка, обязательно перечисляется, какой берется материал с указанием размера и количества,

 5) Далее необходимо описать предшествующую работу воспитателя по подготовке к НОД: что оформили, что изготовили, что составили, изучили, написали и т.д.

После этого указывается предварительная работа с детьми, весь объем фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

6) После этого пишется, какую индивидуальную работу, с кем (указываются имена и фамилии детей) в какой части НОД планируется провести. Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали.

7) Далее описывается методические приемы, используемые в НОД.

 8) И, наконец, начинается описание хода НОД. Ход НОД пишется в прямой речи, где следует продумать начало занятия, его ход и окончание.

· Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя в каждой из структурных частей занятия.

· Предусмотреть логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную длительность.

·  Продумать разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития сенсорикии речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной деятельности дошкольников.

·  Важно предусмотреть индивидуально-дифференцированный подход к детям на занятии( варьирование заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др.

· Если па ходу НОД воспитателю нужно выполнить какие-то действия, это указывается в конспекте.

· НОД завершается словами анализа.

 

Составить план-конспект по развитию элементарных математических представлений  детей (возрастная группа на выбор студента) по ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие».

 .

 

Оформление слайдов

Стиль необходимо соблюдать единый стиль оформления; нужно избегать стилей, которые будут отвлекать от самой презентации; вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки) Фон для фона выбираются более холодные тона (синий или зеленый) Использование цвета на одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста; для фона и текста используются контрастные цвета; особое внимание следует обратить на цвет гиперссылок (до и после использования) Анимационные эффекты нужно использовать возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде; не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами; анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации следует использовать короткие слова и предложения; время глаголов должно быть везде одинаковым; следует использовать минимум предлогов, наречий, прилагательных; заголовки должны привлекать внимание аудитории Расположение информации на странице предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Шрифты для заголовков не менее 24; для остальной информации не менее 18; шрифты без засечек легче читать с большого расстояния; нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации; для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа; нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные). Способы выделения информации Следует использовать: рамки, границы, заливку разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов Объем информации не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде. Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, с таблицами, с диаграммами.

6. Методические рекомендации для студентов при подготовке сравнительного анализа содержания математического развития дошкольников
в современных программах

Составить сравнительный анализ содержания подготовки математического развития дошкольников в современных программах.

В рамках предложенной темы проанализируйте современные программы «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», выделите содержание работы по каждой программе.

Анализ содержания отразите в таблице по следующим показателям по каждой возрастной группе.

 

Название программы группа Формирование количественных представлений. Обучение счетной и вычислительной деятельности Формирование представления о величине предметов и способах её измерения Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов Формирование у детей временных представлений Формирование у детей пространственных представлений

 «Детство»

Мл.          
Ср.          
Ст.          
Подг.          

 «Истоки»

Мл.          
Ср.          
Ст.          
Подг.          

«От рождения до школы»

Мл.          
Ср.          
Ст.          
Подг.          

 

7. Разъяснение для студентов при подготовке рекомендаций для родителей

1. Составить рекомендации для родителей по математическому развитию ребенка

Формы работы ДОУ с семьей разнообразны. В практике используется:

· Индивидуальные формы работы:

- изучение опыта семейного воспитания (посещение семьи);

- индивидуальные беседы;

- индивидуальные консультации;

- индивидуальные поручения родителям и т.д.

· Коллективные формы работы:

- массовые (со всеми родителями воспитанников детского сада)

- групповые (с родителями воспитанников одной из возрастных групп)

Это могут быть: родительские собрания, консультации, лекции, конференции, вечера вопросов и ответов, субботники и др.

· Наглядные формы работы:

- выставки, фотомонтажи;

- показы детских работ;

- папки-передвижки;

- дни открытых дверей и др.

Каждая форма организации работы с родителями имеет свою цель, структуру, требования к её подготовке и проведению. При подготовке разных форм организации используются словесные, наглядные и практические методы работы.

 

8. Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины «Теория и методика математического развития» завершается экзаменом. Экзамен (с оценкой) является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарских, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к пройденному учебному материалу. При этом они не только скрепляют полученные знания, но и получают новые.

Подготовка студента к зачету включает в себя три этапа:

-аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие экзамену по темам курса;

-подготовка к ответу на вопросы.

Литература для подготовки к зачету рекомендуется преподавателем либо указана в учебно-методическом комплексе.

Основным источником подготовки к экзамену является конспект лекций, где учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения его детализируются, подкрепляются современными фактами и информацией, которые в силу новизны не вошли в опубликованные печатные источники. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

1. Методы предматематической подготовки.

2. Средства формирования элементарных математических представлений у детей в д/с.

3. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.

4. Развитие у детей представлений о множестве.

5. Развитие у детей дошкольного возраста представлений о числе.

6.Методика формирования количественных представлений во второй младшей группе.

7.Методика формирования количественных представлений в средней группе (ознакомление с числом и обучение счету).

8.Методика формирования количественных представлений в старшей группе (ознакомление с количественным составом числа из единиц в пределах пяти, порядковое значение числа, деление целого на части).

9.Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе (ознакомление детей с составом числа из двух меньших чисел).

10. Виды арифметических задач, используемые в работе с дошкольниками.

11. Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач.

12.Методика формирования геометрических представлений во второй младшей группе.

13.Методика формирования геометрических представлений в средней группе.

14.Методика формирования геометрических представлений в старшей группе.

15.Методика формирования геометрических представлений в подготовительной к школе группе.

16. Восприятие пространства детьми раннего возраста.

17.Методика формирования пространственных представлений во второй младшей группе.

18.Методика формирования пространственных представлений в средней группе

19.Методика формирования пространственных представлений в старшей группе.

20.Методика формирования пространственных представлений в подготовительной к школе группе.

21. Методика формирования величинных представлений во второй младшей группе.

22. Методика формирования величинных представлений в средней группе.

23. Методика формирования величинных представлений в старшей группе.

24. Методика формирования величинных представлений в подготовительной к школе группе.

25.Методика обучения измерению длин и объемов (вместимости сосудов, жидких и сыпучих веществ) условными мерками.

26. Формирование у детей дошкольного возраста знаний об общепринятых мерах длины и объема.

27.Формирование у детей дошкольного возраста представлений о массе и способах ее измерения.

28. Методика формирования временных представлений во второй младшей группе.

29. Методика формирования временных представлений в средней группе.

30. Методика формирования временных представлений в старшей группе.

31. Методика формирования временных представлений в подготовительной к школе группе.

32. Методика формирования временных представлений (ознакомление с частями суток).

33. Методика формирования временных представлений (ознакомление с календарем).

34.Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

35.Формирование понимания отношений временной последовательности.

36. Планирование и учет работы по развитию элементарных математических представлений.

37. Методическое руководство работой по развитию математических представлений у детей в дошкольных учреждениях. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе РЭМП

38. Преемственность в математическом развитии детей д/с и школы.

39. Особенности организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада.

40. Математическое развитие детей в семье.

41. Методические подходы к организации и проведению НОД по математике.

42.Современные программы математического образования дошкольников.

43. Математическое моделирование.

 


ВОПРОС 2

Предложить варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке» и раскрыть этапы руководства предложенными вариантами экспериментально - исследовательской деятельности.  

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Экспериментально - исследовательская деятельность направлена на самостоятельный поиск и приобретение детьми новой информации. Это - один из вариантов проблемно-игровой технологии, который соответствует всем её признакам:

- Взрослый создаёт мотивацию, предлагает проблему.

- Исключаются показ и подробное объяснение достижения результатов.

- Ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении.

- Ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его, но может принять частичную подсказку взрослого.

Я хочу предложить варианты экспериментально - исследовательской деятельности для математического развития детей старшего дошкольного возраста по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке».

То, что Вы здесь видите – образец! Шесть этапов руководства должны быть обязательно такими же, как в образце! Но на экзамене следует предложить свои варианты!

Этапы руководства Математика на кухне Математика на прогулке
1. Создание педагогом проблемной ситуации, мотивирование и постановка цели У меня есть только 1 бублик и 1 пряник (в форме прямоугольника). Ко мне в гости пришли 2 куклы. Все вместе мы будем пить чай. Как же нам поровну разделить бублик и пряник? Сколько одинаковых частей бублика и сколько одинаковых частей пряника нам нужны? Сколько разрезов ножом я должна сделать? У меня 2 ведёрка – одно высокое и узкое, другое низкое и широкое. Спорят 2 куклы, каждая считает, что из песка в её ведёрке больше куличиков получится! Как же куклам разобраться. Кто прав, кто виноват?
2. Выдвижение детьми предположений о результатах, их обоснование Дети выдвигают предположения – 2 или 3 части, но быстро приходят к общему мнению – 3 участника чаепития. Разные мнения о разрезах. Дети выдвигают разные предположения, подводим к мысли – наполним ведёрки песком и будем делать из песка куличики одинаковыми формочками.
3. Проведение эксперимента Используются или настоящие бублики – пряники, или бумажные модели, или рисунки на доске, или рабочие листы и простые карандаши и т.д. Считаем участников чаепития и экспериментальным путем находим правильное количество разрезов. Дети делятся на 2 команды. Педагог следит за выполнением правил – наполнение формочек полностью, не накладывание песка в них с верхом.
4. Фиксация результатов, их обсуждение с помощью педагога Считаем количество частей бублика и пряника при разных вариантах, поясняем сколько разрезов необходимо сделать и каким образом (разные варианты тоже обсуждаются) Считаем куличики, фиксируем – одинаковое количество.
5. Общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей) Вывод – чтобы поделить бублик на 3 равные части, надо сделать 3 разреза; чтобы поделить пряник на 3 равные части, надо сделать 2 разреза, причём это можно сделать двумя способами. Куклам не надо ссориться. У них ведёрки одинакового объёма!
6. Самостоятельная экспериментально – исследовательская деятельность В развивающую среду вносятся всевозможные рабочие листы с аналогичными заданиями. Дети при помощи карандашей производят деление кольца и прямоугольника на 3 равные части. Если дети самостоятельно владеют ножницами – аппликации! Дети обеспечиваются на прогулке разнообразными песочными наборами для возможности сравнивания объёмов при помощи УМ.

ПРИМЕЧАНИЕ

Приготовьте заранее дидактические материалы (иллюстрации, фото Вашего проведения экспериментальной деятельности, о которой Вы рассказываете и т.д.) для организации своих вариантов экспериментально - исследовательской деятельности по темам «Математика на кухне» и «Математика на прогулке»! Ваш ответ будет выглядеть эффектно!

 

_______________________________________________________________________________

ВОПРОС 3

Продемонстрировать варианты использования блоков Дьенеша для освоения логической операции классификация в старшем дошкольном возрасте на основе создания игровой проблемной ситуации (с учётом этапов усложнения).

Приложение - блоки Дьенеша, карточки с обручами, мелкие игрушки, символы свойств блоков Дьенеша.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский профессор, математик, психолог, создатель авторской методики «Новая математика», в основе которой лежит обучение математике посредством увлекательных логических игр, песенок и танцевальных движений. Он придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – свободно развиваться в игре, но содержанием игры может быть вполне серьезная и сложная научная тема. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал логические блоки.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, которые различаются тремя свойствами (тремя признаками):

1. Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные.

2. Цветом - красные, желтые, синие.

3. Величиной - большие и маленькие, толстые и тонкие.

Я покажу, как возможно использовать блоки Дьенеша для освоения детьми логической операции «классификация» - распределения предметов по группам на основании общих признаков.

Классификация включает 2 логических действия: выделение общего признака (основание классификации) и деление на группы по основанию классификации. При помощи блоков Дьенеша возможно классифицировать по цвету, форме и величине с учётом усложнения – увеличения признаков классификации.

ДАЛЕЕ ВЫ ПОЯСНЯЕТЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ СИСТЕМУ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЙ ОПЕРАЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ С УЧЁТОМ ЭТАПОВ УСЛОЖНЕНИЯ.

ВОПРОС 4

Предложить варианты использования интеграции образовательных областей ФГОС ДО с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Согласно ФГОС ДО всестороннее развитие детей дошкольного возраста должно происходить в 5 образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно-эстетическое развитие

- физическое развитие

Особенность организации современного образовательного процесса с детьми дошкольного возраста такова, что невозможно осуществлять развитие лишь в одной из образовательных областей, предполагается их постоянная интеграция.

Согласно разработанной Анной Михайловной Леушиной методике формирование количественных представлений на различных возрастных этапах дошкольного детства можно разбить на 3 периода:

- Дочисловая деятельность

- Счётная деятельность

- Вычислительная деятельность

Я предлагаю варианты использования интеграции ФГОС ДО с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста на этапе счётной деятельности (не менее 3 вариантов)

 

ЭТО МОГУТ БЫТЬ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАБОЧИХ ЛИСТОВ ИЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

НАПРИМЕР:

ВОПРОС 5

Предложить варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Приложение: палочки Кюизенера.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

     Палочки Кюизенера придумал и разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер. Их часто называют «числами в цвете», цветными палочками, они являются универсальным дидактическим материалом для развития у детей математических способностей.

     В комплекте 116 палочек 10 разных цветов, длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.

Цветные палочки Кюизенера возможно использовать во все периоды формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста:

- Дочисловая деятельность

- Счётная деятельность

- Вычислительная деятельность

Я предлагаю варианты игровых упражнений с палочками Кюизенера с целью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста (не менее 5 вариантов).

НАПРИМЕР:

Игровое упражнение «Дорожки»

Дидактическая задача - закрепить навыки отсчёта, количественного счёта и представление о составе числа из единиц в пределах 10.

Игровая задача – выложи дорожку из белых кирпичиков (их будет столько, сколько я назову!), а рядом приложи цветную дорожку такой же длины!

Игровые действия - дети выкладывают заданное количество белых палочек (1) и подбирают палочку такой же длины, какой получилась дорожка. Вывод: палочка – число совпадает с количеством палочек – единиц.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

1. Вы можете заранее приготовить в Портфолио дидактические материалы (иллюстрации, фото) для ответа на экзамене! Это облегчит Вам ответ на экзамене и сделает его более эффектным!

2. Помните, что игровое упражнение - это практические действия детей с целью закрепления сформированных математических представлений. Его структура – дидактическая задача, игровая задача, игровые действия.

ВОЗМОЖНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС (если отвечаете неуверенно!)

- Возможно ли использовать палочки Кюизенера для других целей математического развития?

-        Да! Цветные палочки Кюизенера возможно использовать не только для развития

количественных представлений дошкольников, но и для решения других задач математического развития:

- представление о величине (условные мерки - палочки меньшей величины для измерения палочек большей длины и различных предметов, сериационные ряды из палочек и т.д,)

- представление о форме (построение различных геометрических фигур и т.д.)

-   представление о пространстве (моделирование с определением местоположения палочек)

- представление о времени (развитие чувства времени при выполнении определённых заданий)

- развитие внимания, памяти, логического мышления

ВОПРОС 6

Раскрыть возможности использования сказки Григория Остера «38 попугаев» с точки зрения математического развития старших дошкольников. Предложить способ организации совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на её основе.

Приложение: иллюстрация к мультфильму «38 попугаев», полоски - условные мерки (оранжевая - Удав, серая - Слоненок, коричневая - Мартышка, красная – Попугай), простой карандаш и набор счётных палочек.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Используем проблемно – игровую технологию, создадим экспериментально – исследовательскую ситуацию на основе мультфильма «38 попугаев» для решения следующих задач математического развития:

- Закрепление практических навыков измерения длины с помощью условной мерки.

- Закрепление представления об обратной функциональной зависимости между результатом измерения и величиной условной мерки.

ВОПРОС 8

Предложить варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

  

 Я предлагаю следующие варианты развивающих игр математической направленности для развития логического мышления и закрепления представлений о форме предметов и о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

1. Что лишнее?

2. Найди отличие?

3. Найди одинаковое!

4. Найди пару!

5. Продолжи ряд фигур!

5. Чего не хватает?

Примеры развивающих игр математической направленности:

ПРИМЕЧАНИЕ

 

1. При ответе на вопрос Вы пользуетесь дидактическими материалами из своего Портфолио. Каждая игра – отдельный лист формата А 4. 

2. Вы обязательно должны рассказать обо всех 6 вариантах развивающих игр математической направленности в нужной последовательности! Будет проще отвечать, если на обратной стороне Вы подпишете названия игр и пронумеруете их последовательность.

3. Вы не должны при ответе на данный вопрос предлагать игровые упражнения и дидактические игры, чтобы избежать вопросов экзаменационной комиссии по поводу отличия от них развивающих игр математической направленности!

_________________________________________________________________________________

ВОПРОС 9

Определить назначение представленных игровых упражнений для математического развития детей дошкольного возраста. Предложить свои варианты с целью решения подобных задач математического развития.

Приложение: описание игровых упражнений

 

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

Представленные в билете игровые упражнения предназначены для различных этапов развития «чувства времени» у детей старшего дошкольного возраста:

 «Чувство времени» — способ­ность мысленно оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени.

Формировать у детей «чувство времени» целесообразно в старшем дошкольном возрасте на основе их личного опыта. Детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять длительность разнообразных видов их деятельности. 

Лучше всего для этих целей использовать временные промежутки – 1 минута, 3 минуты, 5 минут. Можно также познакомить детей и с самым коротким для них промежутком времени – 1 секунда.

  1. Восприятие времени по песочным часам – учить определять промежутки времени по песочным часам. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
  2. Восприятие времени по часам – учить определять промежутки времени по часам. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
  3. Оценка промежутка времени без часов для выполнения работы – учить определять объём работы на определённый промежуток времени. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)
  4. Выполнение работы за определённый промежуток времени без часов - учить оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Я могу предложить свои варианты игровых упражнений (1-2 варианта!)

ПРИМЕЧАНИЕ

Если Вы заранее подготовите и вложите в Портфолио наглядный дидактический материал, Ваш ответ на экзамене будет выглядеть эффектно!

_______________________________________________________________________________

ВОПРОС 10

Предложить варианты игровых упражнений для решения образовательных задач по формированию пространственных представлений на различных возрастных этапах дошкольного детства.

ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ

 

      Пространство – философская категория; это протяженность и объём предметов, расстояние между ними, это - всеобщее свойство материальных тел занимать определенное место и особым образом располагаться среди других материальных тел.

       Начиная с раннего возраста, детей учат ориентироваться в пространстве.

Освоение каждой следующей ориентировки в пространстве базируется на прочном знании предыдущей:

1) 2 - 3 года - ориентировка на себе

    Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…

2) 3 – 4 года - ориентировка на других объектах

    Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…

3) 3 – 4 года - о риентировка от себя:

- направление от себя

- объект относительно себя

- движение в заданном направлении

     Я предлагаю такие варианты игровых упражнений…

4) 4 – 5 лет - ориентировка от других объектов:

- своё положение относительно других объектов

     Я предлагаю такой вариант игрового упражнения…

5) 4 - 7 лет - определение взаимного расположения объектов

- объект относительно других объектов

- местоположение объекта относительно другого лица

     Я предлагаю такие варианты игровых упражнений…

6) 4 - 7 лет - ориентировка на плоскости листа

     Я предлагаю такой вариант игрового  упражнения…

ПРИМЕЧАНИЕ

 

1. При ответе на экзамене необходимо знать и рассказать 6 этапов формирования пространственных представлений у дошкольников, предлагая варианты игровых упражнений для каждого этапа.

2. Отвечать на данный вопрос будет намного легче, если Вы заранее подготовите дидактические материалы в Портфолио – иллюстративный материал к проведению игровых упражнений (ещё проще будет, если Вы подпишете иллюстрации).    

 

   

 

  

 

    

 

 

    

_______________________________________________________________________________

 

Критерии оценки студента на экзамене

Результат зачета Критерии
«отлично», повышенный уровень   - раскрыты и точно употреблены основные понятия; - сущность вопросов раскрыта полно, развернуто, структурировано, логично; - использованы при ответе примеры, иллюстрирующие теоретические положения; - представлены разные точки зрения на проблему; - выводы обоснованы и последовательны; - диалог с преподавателем выстраивается с обоснованием связи сути вопросов билета с другими вопросами и разделами учебной дисциплины; - полно и оперативно отвечает на дополнительные вопрос;
«хорошо», пороговый уровень   - частично раскрыты основные понятия; - в целом материал излагается полно, по сути билета; - использованы при ответе примеры, иллюстрирующие теоретические положения; - выводы обоснованы и последовательны; - выстраивается диалог с преподавателем по содержанию вопроса; - ответил на большую часть дополнительных вопросов;
«удовлетворительно», пороговый уровень   - раскрыта только меньшая часть основных понятий; - не достаточно точно употреблял основные категории и понятия; - не достаточно полно и не структурировано отвечал по содержанию вопросов; - не использовал примеры, иллюстрирующие теоретические положения; - не рассматривал разные точки зрения на проблему; - диалог с преподавателем не получился; - возникли проблемы в обосновании выводов, аргументаций; - не ответил на большинство дополнительных вопросов;
«неудовлетворительно», уровень не сформирован   - не раскрыто ни одно из основных понятий; - не знает основные определения категорий и понятий дисциплины; - допущены существенные неточности и ошибки при изложении материала; - практическое отсутствие реакции на дополнительные вопросы по билету.

 

 

9. Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. 1.Белошистая, А. В. Теория и методика математического развития детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред.           проф. образования /А.В. Белошистая. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 272 с. ил., [16] с. цв. вкл.

2 Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст]: учебное пособие/ А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.

3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. Математика это интересно. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоения математических представлений, .программа «Детство» - С-П, Детство-пресс 2008.

4. Волина В.В. Праздник числа [Текст]: книга для учителей и родителей/ В.В. Волина. – Москва: Знание, 1993. – 288 с.

5. Новикова, В.П., Тихонова, Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера для работы с детьми 3-7 лет - М, Изд-во Мозаика-синтез, 2010 год

6. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду [Текст]: практические, семинарские и лабораторные занятия для студентов средних педагогических заведений/ В.В. Данилова. - М.: Просвещение, 1998 - 160 с.

7. Дёмина Е.С. Развитие элементарных математических представлений [Текст]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», специалистов ДОУ / Е.С. Дёмина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

8. Ерофеева Т.И., Павлова, Л.И. Математика для дошкольников [Текст]: книга для воспитателя детского сада/ Т.И. Ерофеева, Л.И. Павлова. – Москва: Просвещение, 1992. – 191 с.

9. Метлина Л.С. Математика в детском саду [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984.- 256 с.

10. Медведева, О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика. – М, Изд-во БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

11. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие/ З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая.- М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

12. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 304 с.

13. Степанова Г.В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении [Текст]: методическое пособие/ Г.В. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с

14.Смоленцева. А.А., Пустовойт О.В. и др. Математике до школы. М., Изд-во: «Детство-Пресс», 2010.

15. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А.Столяра.- М.: Просвещение, 1988.-303 с.

16. Фрейлах Н.И. Методика математического развития [Текст]: учебное пособие/ Н.И Фрейлах. – М.: Форум, 2006. – 208 с.

17..Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г, № 1155

18. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Е.И. Щербакова. - М.: Издательство НПО МОДЭК, 2005. – 392 с.19. Хармс,Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях.ECERS-R : переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер, - М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. – 136с.

Дополнительная литература:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст]: учебное пособие / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение,1985. - 175 с.

2. Злобенко М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие/ М.П. Злобенко. – Волгоград: Учитель, 2011. - 110 с.

3. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику [Текст]: методическое пособие / Т.И. Ерофеева. – М.: Просвещение, 2007. – 80с.

4. Козлова В.А. Обучение дошкольников и младших школьников математике [Текст]: методические рекомендации для родителей и воспитателей/ В.А. Козлова – М.: Школьная пресса, 2002г. – 112с.

5. Моргачёва И.Н. Ребёнок в пространстве [Текст]: методическое пособие/ И.Н. Моргачёва. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –212 с.

6. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников [Текст]: методическое пособие/ Е.А. Носова - М.: Владос, 2005.- 56 с.

7. Новикова В.П. Математика в детском саду [Текст]: методическое пособие/ В.П. Новикова – М.: ТЦ Сфера, 2000г. – 70с.

8. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие/ Р.Л. Непомнящая. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. –64 с.

9. Попова Г.П. Занимательная математика [Текст]: методическое пособие/ Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 141 с.

10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. [Текст]: учебное пособие/ А.К. Бондаренко - М.: Просвещение,1985. - 175 с.

 

Интернет-ресурсы:

1. http://www.academia-moscow.ru/ Издательский центр «Академия»

2. http://www.academia-moscow.ru/ Издательский центр «Академия»

3.http://window.edu.ru/window.

4.http://mimimotik.ru/metodic/matematika/Методика математического развития

5.http://doshkolnik.info/metod/fmat.htm/ Методика математического развития

6.http://www.firo.ru/ Программы дошкольного образования

 

Чувашской Республики

«Чебоксарский профессиональный колледж им. Н.В. Никольского»

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

(ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии)

 

 

УТВЕРЖДАЮ                              

Директор колледжа

___________ __________2018

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по МДК.03.04 Теория и методика
математического развития

 

ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

Форма обучения Очная

 

 

Автор-составитель

преподаватель колледжа

 Т.В. Мурашкина

Чебоксары 2018



СОДЕРЖАНИЕ

 

  1 Введение   2 Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов        3   5
  Методические указания по выполнению самостоятельной работы:  
  3 Методические указания по подготовке конспектов 4 Методические указания по подготовке рефератов 5 Методические рекомендации для студентов при подготовке сообщений 6 Методические рекомендации по составлению конспекта  НОД 7 Методические указания по подготовке к семинарским занятиям 8 Методические рекомендации для студентов по оформлению презентационного материала 9 Методические рекомендации для студентов при подготовке сравнительного анализа содержания математического развития дошкольников  в современных программах 10 Разъяснение для студентов при подготовке рекомендаций для родителей. 11 Методические рекомендации по подготовке к экзамену 12 Рекомендуемая литература     7 7 11 12 16 17   19     19   20 48
     

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по МДК.03.04.  Теория и методика математического развития детей представляют собой пошаговую инструкцию по выполнению самостоятельной работы студентам специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Материал будет полезен студентам, обучающимся в средних профессиональных заведениях по программам ФГОС и преподавателям, работающих с ними.

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК03.04. Теория и методика математического развития детей являются частью ППССЗ по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование Чебоксарского профессионального колледжа им. Н.В. Никольского Минобразования Чувашии.

Методические указания адресованы студентам очной формы обучения.

       Цель данных методических указаний – оказать помощь студентам в подготовке и выполнении самостоятельных работ.

В процессе выполнения самостоятельной работы у обучающихся формируются общие компетенции:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовать и контролировать их роботу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих её правовых норм.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы ориентировано ППССЗ по специальности 44.02.01 Дошкольное образование в соответствии с ФГОС СПО и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

 

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников
ПК 3.4. Анализировать занятия
ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Настоящие методические указания освещают виды и формы самостоятельной работы обучающихся по МДК03.04. Теория и методика математического развития и содержат методические рекомендации по отдельным аспектам освоения данной дисциплины. В данной работе подробно разъясняется ход выполнения самостоятельной работы, требования по их оформлению, критерии оценок за выполненную работу.

Таким образом, выполнение самостоятельной работы по МДК 03.04. Теория и методика математического развития способствует проявлению инициативы, создает возможность действовать без руководства, посторонней помощи, проявлять творческую активность, импровизировать.

1. Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК03.04



Теория и методика математического развития

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. 03.3

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Наименование разделов, тем Виды и тематика внеаудиторной самостоятельной работы студентов Кол. часов
Раздел ПМ 1
Тема 1.1 Теория и методика математического развития как наука. Раскрыть опыт зарубежных исследователей в области математического развития детей дошкольного возраста (Я.А. Коменский, Песталоцци, М. Монтессори, Фребель). Современные исследования в области математического развития детей дошкольного возраста (Оформление таблицы с названиями трудов). 2
Тема 1.2 Значение и содержание пред математической подготовки детей дошкольного возраста. Законспектировать дидактические принципы обучения дошкольников элементам математики (Е.И.Щербакова Методика обучения математике в детском саду). 2
Тема 2.3 Организация центра (модуля) математического развития детей в ДОО. Проанализировать содержания математического модуля в группе ДОО, используя Шкалы ECERS-R. (Хармс,Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях .ECERS-R : переработанное издание / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер, - М.: Изд-во «Национальное образование», 2016. – 136с.) . 2

Тема 3.3 Формирование количественных представлений и счетной деятельности в средней группе.

Сделать анализ программных задач по разделу «Количество и счет» примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех». 2
Законспектировать статью «Развитие понятия числа, письменной нумерации (Е.И.Щербакова «Методика обучения математике в детском саду»). 2
Тема 3.6 Обучение составлению и решению арифметических задач. Дать оценку ответам детей в предложенной педагогической ситуации. Определить возраст детей. Предложить способы коррекционно-развивающей работы с детьми данного возраста, имеющими трудности в составлении арифметических задач. Начиная работу по обучению дошкольников составлению арифметических задач, воспитатель просит детей повторить предложенную задачу. Коля повторяет задачу так: «У Ларисы было 3 кубика, один она отдала Серёже. У Ларисы осталось 2 кубика». Света повторяет эту же задачу так: «У Ларисы были кубики, и она отдала один Серёже. Сколько кубиков стало у Серёжи?». 2

Тема 4.1 Содержание и методы работы по формированию представлений детей о величине как признаке предмета.

Проанализировать программные задачи по разделу «Величина» примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех». 2
Проанализировать в ДОУ материал для измерительной деятельности: протяженности. Сыпучие и жидкие вещества.  
Тема 5.1 Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой предмета. Проанализировать программные задачи по разделу ознакомление с геометрической фигурой и формой предмета примерные основные общеобразовательные программы «От рождения до школы», «Истоки», «Детство», «Успех». 2
Тема 5.2 Использование занимательных игр при ознакомлении с геометрической фигурой. Составить эскизы головоломок. Разнообразие головоломок. Классификация головоломок. Иры на воссоздание образных и сюжетных изображений из геометрических конструкторов. Логические блоки Дьенеша. Выкладывания из геометрических фигур предметов, окружающей действительности, использование счетных палочек в преобразовании геометрических фигур 2
Тема 5.3 Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе. Подготовить материал для презентации: «ТСО и их применение в образовательном процессе». 2
Тема 6.2 Дидактические игры и упражнения по обучению детей ориентировке в трехмерном пространстве. Составить реферат на тему «Дидактическая игра и её использование в работе с детьми по развитию математических понятий» 2
Тема 7.1. Содержание и приемы работы по формированию у детей представлений о частях суток в сутках. Спроектировать конспект проведения развивающей игры, направленной на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста». 2
Тема 7.4 Виды документации, требования к ее оформлению. Составить реферативное сообщение «О роли педагога в процессе математического развития дошкольников» и составить картотеку малых форм фольклора, в которых представлены свойства, отношения предметов   2

Тема 7.5 Математическое развитие детей в семье.

Подобрать литературный материал к НОД способствующий закреплению знаний о размере, весе, как например, «38 попугаев». Остер. 2
Придумать сказку (историю), в основе сюжета которой лежит углубление и расширение детских представлений о пространственных (временных) отношениях 2
Составить реферативное сообщение «Приемы руководства самостоятельной математической деятельностью». 2
Итого 32

 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

1. Методические указания по подготовке конспектов

Письменный конспект – это работа с источником или литературой, целью которой является фиксирование и переработка текста.

Прежде чем приступить к конспектированию книги, статьи и пр., необходимо получить о ней общее представление, для этого нужно посмотреть оглавление, прочитать введение, ознакомиться с ее структурой, внимательно прочитать текст параграфа, главы и отметить информационно значимые места. Основу конспекта составляют план, тезисы, выписки, цитаты.

При составлении конспекта материал надо излагать кратко и своими словами. Наиболее удачно сформулированные мысли автора записываются в виде цитат, чтобы в дальнейшем их использовать.

Основными требованиями к содержанию конспекта являются полнота – это значит, что в нем должно быть отображено все содержание вопроса и логически обоснованная последовательность изложения. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Дата: 2019-12-09, просмотров: 445.