Результаты первого этапа эксперимента: WAP-анкетирование
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прежде всего активность респондентов при заполнении WAP-анкеты следует признать крайне низкой. Свои ответы на вопросы прислали всего 38 человек — по 19 в каждой точке опроса. Таким образом, уровень отклика респондентов составил всего 3,2%.

При этом необходимо подчеркнуть, что приводимый показатель рассчитан с учетом респондентов, заполнивших анкету уже после телефонного контакта с интервьюером. Если же говорить об анкетах, заполненных непосредственно после рассылки SMS, то таковых оказалось всего 7, а «чистый» уровень отклика, таким образом, был равен 0,6%.

Подробный анализ причин столь плохого возврата анкет приводится в разделе, посвященном второму этапу исследования. Здесь же отметим, что 5,2% анкет были «потеряны» из-за наличия в базе неиспользуемых номеров. Действительно, из 1200 разосланных SMS-приглашений было получено подтверждение о доставке 1137 (94,8%). При этом SMS-запрос на получение анкеты отправили 120 человек (10,0%) — 50 (8,3%) в Москве и области, 70 (11,7%) в Оренбурге и области.

Если рассматривать только респондентов, отреагировавших непосредственно на SMS (то есть до начала телефонного обзвона), среднее время от получения приглашения до запроса ссылки на анкету составило 11 часов 38 минут, а от получения ссылки на анкету до отправки результатов — 6 минут.

Таблица 2. Отклик респондентов на WAP-анкету

ВСЕГО В Москве и области В Оренбурге и области
Разослано приглашений (абс.) 1200 600 600
Доставлено приглашений (абс.) 1137 569 568
Доставлено приглашений (% от разосланных приглашений) 94,8 94,8 94,7
Скачано анкет (абс.) 120 50 70
Скачано анкет (% от разосланных приглашений) 10,0 8,3 11,7
Заполнено анкет (абс.) 38 19 19
Заполнено анкет (% от разосланных приглашений) 3,2 3,2 3,2
Заполнено анкет (% от скачанных) 31,7 38,0 27,1
Заполнено анкет до телефонного звонка (абс.) 7 3 4
Заполнено анкет до телефонного звонка (% от разосланных приглашений) 0,6 0,5 0,7

В связи с небольшим количеством проведенных WAP-интервью анализ частотного распределения полученных ответов не имеет смысла (дважды в статье подобная информация приводится для справки). Поэтому остановимся на таких аспектах анкетирования с использованием мобильных телефонов, как качество собираемой информации, состав участников исследования и содержание звонков по «горячей линии».

Поскольку база рассылки SMS-сообщений была собрана из внутренних источников, представляется вполне вероятным, что состав получателей SMS исходно не соответствовал социально-демографическому составу населения изучаемых регионов. Чтобы проверить данное предположение, сопоставим сведения о половой принадлежности и дате рождения респондентов, полученные в рамках SMS-опроса и телефонных интервью (см. таблицы 3 и 4).

Таблица 3.Распределение респондентов по полу среди заполнивших WAP-анкеты и ответивших на вопросы в рамках телефонного интервью

Год рождения респондента

База телефонных интервью (CATI)

База заполненныых WAP-анкет

Абс. % Абс. %
Мужской 325 42,5 18 52,9
Женский 440 57,5 16 47,1
ВСЕГО 765 100 34 100

Таблица 4. Распределение респондентов по году рождения среди заполнивших WAP-анкеты и ответивших на вопросы в рамках телефонного интервью

Год рождения респондента

База телефонныых интервью (CATI)

База заполненныых WAP-анкет

Абс. % Абс. %
До 1960 16 2,1 0 0,0
1960–1969 63 8,2 1 2,9
1970–1979 159 20,8 4 11,8
1980–1989 437 57,1 23 67,6
1990–1999 89 11,6 6 17,6
2000+ 1 0,1 0 0,0
ВСЕГО 765 100 34 100

Как мы уже отмечали, 34 респондента — недостаточная выборка для того, чтобы сделать статистически значимое заключение о наличии различий между двумя базами. И тем не менее мы считаем целесообразным обратить внимание на два факта. Во-первых, база рассылки несколько смещена в сторону женской аудитории, тогда как мужчины отвечали на вопросы WAP-анкеты несколько чаще. Во-вторых, респонденты 1980 года рождения и позднее более активно отреагировали на предложение заполнить WAP-анкету, чем представители более старших возрастных групп. Таким образом, полученные результаты укладываются в существующие представления о том, что в исследованиях с использованием технических средств коммуникации более активно участвуют именно эти социально-демографические группы. В то же время вопрос, бесспорно, нуждается в более детальном изучении.

Оценка качества полученной информации проводилась с использованием двух типов верификации данных. Во-первых, по таким параметрам, как пол и дата рождения респондента, осуществлялось сравнение данных WAP-анкеты и телефоYного интервью. Во-вторых, по таким параметрам, как оператор мобильной связи, услугами которого пользуется абонент, и марка мобильного телефона, с которого заполняется анкета, производилось сопоставление данных WAP-анкеты и автоматически собираемых сведений.

Проведенный анализ позволяет признать, что по уровню достоверности собранной информации WAP-анкетирование не уступает другим методам сбора информации. По каждому из четырех вопросов было получено не более двух несовпадений.

Наконец, скажем несколько слов о результатах работы «горячей линии». За первый день полевых работ — 2 апреля — поступило 40 звонков от 29 абонентов. Из них продолжительность 26 соединений составляла менее 60 секунд, а 14 соединений — от 60 секунд и более; средняя продолжительность разговора — 76 секунд. 22 абонента, звонившие на «горячую линию», воспользовались мобильными телефонными номерами, по которым производилась рассылка. Еще 7 — мобильные или квартирные номера, по которым рассылка не производилась. К сожалению, протоколы от 3 апреля по техническим причинам оказались недоступны.

Основные вопросы, интересовавшие респондентов, были связаны с компанией «ГфК-Русь», от лица которой проводился опрос («Чем занимается «ГфК»?», «Кто вы такие?»), с тематикой и методикой опроса («Почему мне это прислали?», «Чему посвящен опрос?»), с предполагаемым вознаграждением («Что мне за это будет?», «Каково вознаграждение?», «Зачем я буду отвечать?»). Некоторые респонденты желали убедиться, что такая компания действительно существует и проводит исследование. Только один из звонивших попросил оказать ему техническую помощь, связанную с настройкой WAP.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.