Потребности и способности человека
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

Группы потребностей:

1. биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.

2. социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.

3. духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

Группы потребностей по А.Маслоу:

Физиологические: потребность в пище, еде, дыхании, движении и т.д.

Экзистенциальные: потребность в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне и т.д.

Социальные: потребность в общении, в заботе о других, в понимании и т.д.

Престижные: потребность в самоуважении, признании, достижении успеха и т.д.

Духовные: потребность в самовыражении, само актуализации.

Потребности каждого человека следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Возможность удовлетворения потребностей связано со способностями человека.

Уровни способностей человека.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, главным образом центральной нервной системы, являющиеся биологическими предпосылками развития способностей.

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Талант – высокий уровень развития способностей.

Высшая степень творческих проявлений личности – гениальность.

 

Особенности межличностных отношений.

 

Отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными.

Самая широкая форма межличностных отношений – знакомства – деловые, личные, приятельские.

Более близкие отношения – отношения товарищества. Более высокий уровень отношений – «дружба». Наиболее часто чувства выражают симпатию, и противоположность ей – антипатию.

В процессе межличностных отношений люди оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений.

 

Функции общения

Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникации бывают следующих видов:

- Материальная – обмен материальными ресурсами;

- Духовная – обмен культурными ценностями;

- Информационная – обмен деловой информацией.

В структуре общения и коммуникации выделяют:

- субъект – тот, кто является инициатором общения;

- предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)

- средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).

Функции общения:

- обмен информацией и материальными ресурсами;

- передача опыта;

- координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;

- удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;

- социализация – становление человека как личности.


 


Малая группа

 

Социальные общности – объединения людей для удовлетворения своих потребностей.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием (семья, школьный класс, дружеская компания и т.д.).

В малой группе возможно личное (неформальное) общение между ее членами.

Признаки группы:

- совместная деятельность;

- единство цели;

- межличностное взаимодействие;

- характер отношений между членами группы.

Статус – положение человека в малой группе – определяет права, обязанности и привилегии человека. В группе человек всегда играет какую-либо роль – роль члена семьи, роль работника, роль ученика и т.д.

Большинство малых групп включает 7 и менее человек.

Значение малой группы

Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов – объединение равно полезных друг другу индивидов.

Формы малой группы

Диада – состоит из двух человек. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости.

Исходный закон межличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность.

Триада — активное взаимодействие трех человек. Триада более стабильна, чем диада. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

Структура малой группы

Лидер – член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающий решения в самых важных ситуациях. Лидера не назначают, он выдвигается благодаря своим личным качествам. Лидер в группе как правило один.

Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии решении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается, аутсайдеров может быть несколько.

Авторитетные лица – на них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее “ядро”.

Малая группа – соединительный мостик между индивидом, большими группами и обществом. Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплина между психологией и социологией.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.