Общество индивид потребность межнациональный
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Человек и общество

Общество индивид потребность межнациональный

1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.

2. Человек, индивид, личность.

3. Потребности и способности человека.

4. Особенности межличностных отношений.

5. Малая группа.

6. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.

7. Исторический процесс и его участники.

8. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

9. Цивилизация и формации.

10. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

11. Целостность современного мира, его противоречия.


 


Понятие общества. Основные сферы общественной жизни

Общество с социологической точки зрения – некая группа людей, которых объединяют общие интересы и цели. Исторический подход к пониманию общества – выделение конкретного этапа в историческом развитии народа или страны.

Этнографический смысл – внимание акцентируется на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей.

Характеристики общества:

- общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;

- определённое количество людей нельзя назвать обществом: для этого их должны объединять в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;

- любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;

- связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).

Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.

Подсистемы (или сферы) общественной жизни:

- экономическая (материальное производство и отношения, которые возникают между людьми процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);

- социальная (структура общества, состоящая из классов, социальных слоёв, наций, взята в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом);

- политико-правовая (политика, государство, право, их соотношение и функционирование);

- духовно-нравственная (различные формы общественного сознания: религия, наука, нравственные нормы, образование, искусство и т.д.).

Каждая сфера представляет собой сложное, динамическое образование, состоящее из многих частей и элементов.

Институты общества:

- семья;

- производство;

- государство;

- образование;

- религия.

Социальный институт – это:

< объединение людей для удовлетворения той или иной конкретной и важной потребности;

<чёткое разграничение функций и полномочий каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий;

<следование образцам, стандартам поведения, основанным на определённых нормах и ценностях;

<наличие правовой основы этих способов деятельности и социального контроля за ними.

Определённые явления в обществе влекут за собой как следствие другие явления (причинные связи); отдельные элементы выполняют определённую роль в функционировании всего общества (функциональные связи).

 

Человек, индивид, личность

 

Человек представляет собой высшую ступень живых организмов на Земле, являясь субъектом общественно-исторической деятельности и культуры. Он неотделим от природы.


Этапы антропогенеза:

1. Дриопитек – 14-20 млн. лет назад.

2. Рамапитеки – 10-14 млн. лет назад.

3. Homo habilis (Хомо хабилис – человек умелый) – около 2,5-3 млн. лет назад

4. Питекантропы

5. Неандертальцы

Кроманьонцы – человек современного физического типа (примерно 30-40 тыс. лет назад), Homo sapiens (Хомо сапиенс – человек разумный).

Индивид – это человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Личность – человеческий индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые он реализует в общественной жизни. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

Социальный уровень человека – включает в себя социальный статус, мировоззрение, образование, уровень дохода, характер и т.д.

Социальный статус – это положение в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей.

 


Функции общения

Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникации бывают следующих видов:

- Материальная – обмен материальными ресурсами;

- Духовная – обмен культурными ценностями;

- Информационная – обмен деловой информацией.

В структуре общения и коммуникации выделяют:

- субъект – тот, кто является инициатором общения;

- предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)

- средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).

Функции общения:

- обмен информацией и материальными ресурсами;

- передача опыта;

- координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;

- удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;

- социализация – становление человека как личности.


 


Малая группа

 

Социальные общности – объединения людей для удовлетворения своих потребностей.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием (семья, школьный класс, дружеская компания и т.д.).

В малой группе возможно личное (неформальное) общение между ее членами.

Признаки группы:

- совместная деятельность;

- единство цели;

- межличностное взаимодействие;

- характер отношений между членами группы.

Статус – положение человека в малой группе – определяет права, обязанности и привилегии человека. В группе человек всегда играет какую-либо роль – роль члена семьи, роль работника, роль ученика и т.д.

Большинство малых групп включает 7 и менее человек.

Значение малой группы

Принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов – объединение равно полезных друг другу индивидов.

Формы малой группы

Диада – состоит из двух человек. Они постоянно встречаются, проводят вместе досуг, обмениваются знаками внимания и символами. У них формируются устойчивые межличностные отношения, основанные прежде всего на чувствах — любви, ненависти, доброжелательности, холодности, ревности, гордости.

Исходный закон межличностных отношений в диаде — эквивалентность обмена и взаимность.

Триада — активное взаимодействие трех человек. Триада более стабильна, чем диада. В ней меньше интимности и эмоций, но лучше развито разделение труда. Более сложное разделение труда придает больше независимости индивидам. Двое объединяются против одного в решении одних вопросов и меняют состав коалиции в решении других. В триаде попеременно все меняются ролями и в результате никто не доминирует.

Структура малой группы

Лидер – член группы, пользующийся наибольшими симпатиями и принимающий решения в самых важных ситуациях. Лидера не назначают, он выдвигается благодаря своим личным качествам. Лидер в группе как правило один.

Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии решении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается, аутсайдеров может быть несколько.

Авторитетные лица – на них опирается лидер, навязывая группе свои решения. Они формируют общественное мнение группы и составляют ее “ядро”.

Малая группа – соединительный мостик между индивидом, большими группами и обществом. Проблемы малых групп изучает социальная психология — пограничная дисциплина между психологией и социологией.

 

Цивилизация и формации

 

Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройку.

Базис – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребление материальных благ.

Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Тип надстройки определяется характером базиса.

В некоторых трудах К. Маркса выделены только две большие формации — первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

Формационный подход основывается на постулатах:

представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;

необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Понятие «цивилизация» — уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.

Все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные.

Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев.

Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

 

Человек и общество

общество индивид потребность межнациональный

1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни.

2. Человек, индивид, личность.

3. Потребности и способности человека.

4. Особенности межличностных отношений.

5. Малая группа.

6. Нации и межнациональные отношения в современном обществе.

7. Исторический процесс и его участники.

8. Прогресс и регресс. Критерии прогресса.

9. Цивилизация и формации.

10. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

11. Целостность современного мира, его противоречия.


 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.