ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЁТКОЙ ИГРОВОЙ МОДЕЛИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЁТКОЙ ИГРОВОЙ МОДЕЛИ

Риск в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Риски возникают в ситуациях, условия наступления которых при принятии решений связаны с:

♦ альтернативностью, которая предполагает не­обходимость выбора из нескольких возможных вариантов решения (если нет выбора, рисковая ситуация не возникает);

♦ неопределённостью будущей ситуации (отсутс­твие однозначности или незнание истинного значения параметра, влияющего на результат решения). Риск возникает, если ход реальных событий отличается от ожидаемого, что обуслов­ливает как выигрыш, так и потери.

Мы рассматриваем задачу принятия решения об участии в инвестиционном проекте в условиях риска на основе нечёткой игровой модели. Такие задачи достаточ­но часто рассматриваются в литературе [1—3], при этом в качестве моделей, отражающих риск, используются классические матричные игровые модели с поиском ре­шения в классе смешенных стратегий, то есть на осно­ве вероятностного подхода. Он, однако, предполагает выполнение вероятностных предпосылок, в частности, повторяемости опытов. В условиях инвестиционных проектов повторяемость может трактоваться только как возможность осуществления многих однородных проектов на протяжённом временном интервале при неизменных условиях [3]. Вряд ли это возможно в реальной практике, поэтому мы рассматриваем модель, учитывающую уни­кальность каждого проекта (и уникальность связанного с ним решения).

Возьмём инвестиционный проект, который может быть 1) реализован полностью и принести инвестору некоторый доход а,; 2) может быть выполнен частично и принести доход (или потери) а2\ 3) может быть не реали­зован, и тогда речь может идти только о потерях а} для ин­вестора (значения дохода будем учитывать со знаком «+», потерь — со знаком «—»). Предполагается, что числовые значения (или, по крайней мере, их оценки) величин аь а2, а} известны. Предполагается, что проект уникален.

Инвестор может выбрать одну из двух стратегий поведения:

1) участвовать в предлагаемом проекте;

2) не участвовать в проекте.

Требуется выбрать такую стратегию поведения инвестора, при которой его выиг­рыш от участия в проекте был бы, но крайней мере, не отрицательным, то есть чтобы в наихудшем случае потери инвестора были бы равны нулю.

Алгоритм решения. Описываемую ситуацию можно отобразить матрицей выигры­шей игрока А (инвестора) матричной игры двух игроков (табл.).

Таблица

Матрица выигрышей инвестора

Ai ^ч В, В2 Вз
Л, а, а2 а3
А2 0 0 0

В таблице через at и А2 обозначены альтернативы поведения инвестора (Л, — учас­твовать в проекте, А2 — не участвовать), а через Bj — ситуации по реализации проекта (В\ — проект полностью реализован, В2 реализован частично, Въ — не реализован). Элементы верхней строчки таблицы - значения выигрыша (потерь) игрока А (инвес­тора) при выборе им альтернативы А, в зависимости от стратегии игрока В, то еЛ. значения яь а2, а}. Элементы нижней строчки — нули, поскольку при отказе от участия в проекте инвестор скорее всего ничего не теряет и не приобретает.

Приведём такую матричную модель % нечёткому [4, 5] виду, полагая, что экс­пертным путем [6, 4] можно определить степени принадлежности для альтернатив «природы», то есть числа уь у2, у3. Смысл числа у )( j = 1, 2, 3; 0 < уу < 1) — это степень уверенности, что «природой» будет выбран вариант Bj (сумма этих чисел не обязательно равна единице).

Интерпретация модели в случае выбора игроком А альтернативы А{ отражается в этом случае набором нечётких продукционных правил:

П,: если х есть В\, то у есть аь

П2: если х есть В2, то у есть а2,

П3: если х есть В3, то у есть а}.

Здесь переменная х отображает состояние игрока В («природы»), а у — выигрыш (потери) игрока А (инвестора).

Степень истинности предпосылки первого правила (П|) равна, очевидно, у,, второго — У2, и третьего — у3.

При этом набор приведённых нечётких правил вместе с принятыми условиями образуют модель нечёткого логического вывода Ванга—Менделя [7], согласно которой чёткое значение переменной вывода (в рассматриваемом случае — значение выигрыша Q|) определяется по формуле

 

При выборе игроком А стратегии А2, очевидно, выигрыши (потери) инвестора равны нулю ft = 0.

Вопрос о выборе стратегии решается теперь проверкой неравенства:

0, > 02 или > 0                   (2).

Если это неравенство выполняется, то в проекте следует участвовать, если не выполняется — отказаться.

Изложенное позволяет предложить следующее представление алгоритма принятия решения в условиях риска:

1) формируется перечень {Bj} стратегий «природы», то есть возможных исходов, связанных с проектом;

2) экспертным путем определяются соответствующие степени принадлежности fy};

3) определяются величины выигрыша (потерь) Ц} для каждой стратегии «приро­ды» в случае участия инвестора в проекте;

4) по формуле (1) рассчитывается ожидаемое значение выигрыша 0,;

5) проверяется неравенство (2); если оно справедливо, принимается решение об участии в проекте.

Пусть участие в инвестировании проекта даёт инвестору в случае полной реализа­ции проекта прибыль в 3 млн руб., при частичной — в 1 млн руб., а при провале про­екта — убытки в размере 10 млн руб. Пусть далее степени уверенности для альтернатив «природы» таковы: у] = 0,9, у2 = 0,4, Уз = 0,2. При этом в соответствии с (2) имеем

30,9 + 1-0,4-10-0,2

U,=--------------- = 0,733 [млн руб. .

1 0,9 + 0,4 + 0,2

Неравенство (2) при этом выполняется, и в проекте можно участвовать. Замечу (это — отличие от вероятностного подхода), что 0, — не ожидаемый средний выигрыш (потери), а просто некоторая, вообще говоря, нечёткая величина, знак которой опре­деляет выбор той или иной альтернативы.

Рассмотренный подход к принятию решений по инвестированию проектов в ус­ловиях неопределённости, использующий аппарат нечёткой (размытой) логики, хотя и основан на опасности экспертных оценок исходов «природы», представляется всё же более адекватным для решения поставленной задачи по сравнению с подходом, осно­ванным на методах теории вероятностей. Его простота и определённая математическая строгость, базирующаяся на нечётком логическом выводе, позволяют рекомендовать данный подход для применения на практике.

,            Литература

1. Моделирование рисковых ситуаций в экономике / А.М.Дубров, Б.А.Лагоша, Е.Ю. Хру- сталёв, Т.П. Барановская. — М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

3.Радаев Н.Н., Боридько С.И. Оценка риска при принятии решений в рисковых ситуациях // Измерительная техника. — 2005. — № 9. — С. 27—29.

4. Круглое ВВ., Дли М.И., Голунов Р.Ю. Нечёткая логика и искусственные нейронные сети. - М.: Физматлит, 2001.

5.Круглое В В. Нечёткая игровая модель с единичным экспериментом // Нейрокомпью­теры: разработка и применение. — 2003. — № 8-9. — С. 24—28.

6.Осовский С. Нейронные сети для обработки информации. — М .: Финансы и статистика,

2002.

7. Теория выбора и принятия решений / И.М.Макаров, Т.И.Виноградская, А.А.Рубчинский, В.Б.Соколов. - М.: Наука, 1982.

Статья поступила в редакцию 21 ноября 2005 г.

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Механизмы контроля

Приватизация была эпохой передела собственности. Собственность доставалась сильнейшему. Вместе с тем проходящее время и уходящие силы заставляют собствен­ников бизнеса искать пути его сохранения. Эпоха передела собственности сменяется эпохой создания институтов её сохранения. Механизмы контроля и системы управления принадлежат к числу таких институтов.

Механизмы контроля опираются на:

♦ прозрачность потоков: материально-финансовых; информационно-аналити­ческих; административно-управленческих;

♦ распределение полномочий;

♦ баланс полномочий и ответственности.

Прозрачность потоков, точнее их истинность, подтверждается аудиторской проверкой. Аудиторы должны подчиняться акционерам, а не исполнительной власти — в противном случае аудиторы не стимулируются защищать интересы собственников.

Достигается прозрачность путем реинжиниринга. Бизнес-процессы должны быть осмысленными и доступными пониманию, пусть даже путём разбиения на подпроцес­сы. Любое «слепое» или тёмное пятно следует рассматривать как потенциальное место размытия прибыли. Распределение полномочий исключает чрезмерную концентрацию власти. Баланс полномочий и ответственности позволяет спрашивать за принимаемые решения.

Литература

1) Тренёв Н.Н. Управление финансами. — М.: Финансы и статистика, 2000.

2) Леонтьев С.В., Масютин С.А., Тренёв В.Н. Стратегии успеха. Обобщение опыта реформирования российских промышленных предприятий. — М: Новости, 2000.

3) Тренёв Н.Н. Стратегическое управление. — М.: ПРИОР, 2000.

4) Тренёв Н.Н. Предприятие и его структура. — М.: ПРИОР, 2000.

 

Литература

8. O'Donnel D., Henriksen L.B. and Vorlpel S.C. Becoming critical on intellectual capital // Journal of Intellectual Capital. 2006. №7.

9. Hunter L., Webster E., Wyatt A. Measuring Intangible Investement. 2005.

10. Arrow K.J. The Economic Implications of Learning by Doing // Review of Economic Stud­ies 29. 155-173. 1962.

11. Лев Б. Нематериальные активы: управление, измерение, отчётность. — М.: Квинто- консалтинг, 2003.

12. Roos G., Pike, S. and Fernstrom L. Valuation and reporting of intangibles — state of the art in 2004. // Learning and Intellectual Capital 2. 21-48. 2005.

13. Luthy D. Intellectual Capital and its Measurement. / In: Asian Pacific Interdisciplinary Research in Accounting Conference (APIRA). — Osaka , 1996.

14. Bontis N. Assessing knowledge assets: a review of the models used to measure intellectual capital // International Journal of Management Reviews. 2001. №3. 41—60.

15. Edvinsson L., Malone M. Visualizing Intellectual Capital in Scandia. — Scandia , 1994.

16. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Roots. — New York : HarperCollins Publishers, 1997.

17. Andriesson D. Implementing the KPMG Value Explorer // Journal of Intellectual Capital. 2005. №6. 474-488.

 

 

IS 09004:2000. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

п.4.1. Успешное руководство и управление организацией требует система­тического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребностей заинтересованных сторон1. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества. Принципы менеджмента качества IS 09004:2000

Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации.

Л. Ориентация на потребителя ( Customer focus ). Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

Б. Лидерство руководителя ( Leadership ). Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддержи вать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

В. Вовлечение работников (Involvement of people). Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность орга­низации с выгодой использовать их способности.

Г. Процессный подход ( Process approach ). Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

Д. Системный подход к менеджменту ( System approach to management ). Выяв­ление понимания и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносит вклад в результативность и эффективность организации при достижении целей.

Е. Постоянное улучшение ( Continual improvement ). Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как её неизменную цель.

Ж. Принятие решений, основанных на фактах ( Factual approach ). Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

3. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (Mutually beneficial supplier re­lationship). Организация и её поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Достаточно часто приходится сталкиваться с мнением, что системы менеджмента качества (СМК), основанные на стандартах серии IS09000:2000, имеют отношение только к техническим вопросам производственного процесса. Такое мнение распро­странено как среди высшего руководства, так и на всех уровнях управления пред­приятиями. И хотя в самих стандартах серии IS09000:2000 прямо указано на то, что система менеджмента (СМК) не имеет никакого отношения к техническим условиям и стандартам производимой продукции, все чаще на упаковке товаров можно видеть гордую надпись: «Наша продукция полностью сертифицирована по международному стандарту качества IS09001:2000». Ещё одной ошибкой является мнение, что стандарты IS09000:2000 распространяют свое действие только на производственные компании и не могут быть распространены на компании, оказывающие услуги.' Видимо, эти заблуждения основываются на одностороннем понимании словосочетания «система менеджмента качества» и незнании того, что стандарты IS09000:2000 применяются для упорядочивания и совершенствования бизнес-процессов, происходящих в ор­ганизации1, а значит, применимы для компаний, работающих в различных сферах экономики и направлениях бизнеса. Чтобы избежать этих ошибок, в последнее время все чаще находит применение термин «система качественного управления».

Неполные модели

К неполным моделям управления мы отнесли моде­ли, в которых со стороны руководителя и исполнителя не обеспечен хотя бы один из этапов (процессов) — плани­рование, бюджетирование, исполнение, контроль. Такие модели малоэффективны, вероятность достижения целей при их использовании низка. К моделям этого класса относится, например, опекающая модель. В ней слабо развиты процедуры планирования и контроля. Системы с опекающей моделью управления развиваются естест­венным (не целевым) образом.

Если обеспеченность процессов управления высока на всех этапах (полные модели), то и вероятность достижения конечной цели высока. В качестве базовой в классе полных моделей можно рассматривать авторитарную модель управления. Она отличается доминированием роли руководителя во всех процессах управления — пла­нирование, бюджетирование и контроль. Даже исполнение (назначение исполнителей и процессный контроль) полностью контролируется авторитарным руководителем. Инициатива исполнителей низка. Они не участвуют в управлении, не заинтересованы и часто не могут проявлять инициативу.

Коллегиальная модель управления отличается от авторитарной большим до­верием руководителя к исполнителям в вопросах, связанных с исполнением (кол­легиальное распределение задач и индивидуальная ответственность за результаты исполнения). Исполнение становится умеренно инициативным. Рамки инициативы определяются критериями выполнения задач (KPI, [2]) в области индивидуальной ответственности.

Поддерживающую модель управления можно рассматривать как развитие авто­ритарной (или коллегиальной) модели управления в области планирования. Испол­нители получают возможность активно участвовать в постановке задач и высокую самостоятельность в выполнении. Растёт их ответственность за итоговые результаты. Если в коллегиальной модели ответственность ограничивается поставленными руко­водителем задачами, то в поддерживающей модели исполнители берут на себя часть ответственности за достижение целей.

Развивающая модель может рассматриваться как совершенствование коллеги­альной и поддерживающей моделей. В развивающей модели ключевые отношения между руководителем и исполнителем смещаются в область ресурсного (финансового) обеспечения. Наиболее яркая форма согласованного обеспечения деятельности — бюд­жетирование. Роль исполнителей поднимается до участия в развитии и эффективного использования капиталов. В предельном случае (финансовая самостоятельность) испол­нители полностью обеспечивают (развивают) свою деятельность и приносят доходы.

Гармонизирующая модель — предельная модель развития отношений между ру­ководителем и исполнителем. В этой модели управления руководитель доверяет ис­полнителю большую часть контрольных функций. За руководителем остаются только функции определения стратегических целей и укрупнённый контроль. На последнем этапе развития гармонизирующей модели исполнитель готов занять место руководителя и контролировать все процессы управления самостоятельно (авторитарная модель).

В классе полных моделей управления возможны смешанные варианты (например, развитие бюджетирования в авторитарной модели), но они встречаются реже.

Формы управления

Генеральная последовательность развития моделей управления тесно связана с изменением уровня влияния руководителя и формой управления. Правильный выбор формы управления и действий, стимулирующих активность и лояльность сотрудников, во многом определяет успех и выполнение миссии компании. Излишне жёсткое уп­равление отталкивает сотрудников и снижает их инициативность. Слабое управление' не позволяет эффективно организовать производство и выполнять задачи бизнеса. Важно сочетать интересы развития компании и интересы сотрудников, реализующих её развитие.

Введём нормированный (в диапазоне от 0 до I) параметр уровня влияния руково­дителя — d. Если значение параметра приближается к I, то управление жёстко авто­ритарное, процессы планирования, бюджетирования и контроля идут исключительно «сверху вниз». Если d—>0, то планы и бюджет формируются снизу, ответственность за результаты и процессный контроль распределены между подчинёнными. Можно ввести классификацию форм управления в зависимости от значений d ( табл. I [I]).

Таблица 1

Мотивирование сотрудников

При любой форме управления очень важно правильно определить стимулы, обес­печивающие качественное и эффективное исполнение сотрудниками функциональных обязанностей. Заработная плата является основным, регулярно реализуемым стиму­лом. Однако даже очень большая зарплата не может удовлетворить все потребности работников.

Взвешенное применение мотиваторов должно учитывать стремление человека к повышению качества жизни. Качество жизни — это удовлетворение; доминирующих в соответствующей социальной нише потребностей. Для обеспечения качества жизни необходимо свободное личное ((,) время и средства (s). Как и классическую производс­твенную функцию, качество жизни { F „) можно количественно оценить по формуле:

 

 

(1)

где F 0 нормирующий коэффициент, а, р — эластичность, или весовой коэффициент важности фактора в формировании качества жизни. В (1) учтены только два основ­ных фактора качества жизни — личное время и средства. Другие факторы влияют на качество жизни значительно слабей, и мы их учитывать не будем.

Средства работник может получить, продавая свой труд. Поэтому

• s = atp ,                               (2)

где tp — время работы, a — тариф оплаты труда.

Считаем, что время работы и личное время нормированы долевым образом так, что 1р + t „ = 1. По соображениям подобия на единицу нормированы и степенные по­казатели в соотношении (1):

а + р = 1.                         (3)

1 Разумеется, ситуация идеализирована, поскольку речь идёт только о легальном вознаграж­дении. — Ред.

Такая нормировка имеет простой социальный смысл. Если увеличить время и средства на отдых в два раза, то качество жизни, как и классическая производственная функция, должно возрасти в два раза. Например, за два месяца и две цены путёвки можно два раза по месяцу отдохнуть в санатории.

Учитывая (1)—(3), получим

F,=F0(l-tprC^.                        (4)

Зависимость качества жизни (на фиксированном уровне социальных потребнос­тей) от времени, потраченного на работу, представлена на рисунке.

Рис. Качество жизни в зависимости от времени работы и степенного показателя a (важность денежных средств в формировании качества жизни)


 

Максимальное качество жизни работник получит при lp = 1 — a, t„ = а. Работ­нику выгодно работать ровно столько, сколько нужно, чтобы заработать на требуемое качество жизни. При больших деньгах мало личного времени, при малом времени работы не хватает средств.

Человек всегда сам определяет — как и сколько работать. Если время работы фиксировано административно, то количество вложенного труда регулируется качес­твом или интенсивностью деятельности. Производственная функция для компании, учитывающая рабочее и личное время сотрудников как основной фактор производи­тельности, выглядит подобно (4):

(5)

где у — обоснованная норма отдыха (доля времени на отдых), позволяющая работнику восстановиться для эффективного труда.

Компания заинтересована в том, чтобы сотрудник работал больше и эффективно использовал рабочее время, то есть трудился максимально производительно. Оптималь­ные время и интенсивность работы лично для сотрудников и для компании различны. Ясно, что чаше а > у, то есть сотрудники в основном считают, что они должны работать меньше, чем это выгодно компании. Таким образом, эффективное управление состоит в построении системы стимулирования, увеличивающей производительность труда работников и повышающей желание сотрудников работать больше (то есть системы, смещающей личные показатели (1 - а) в сторону увеличения, точнее, в сторону по­казателя (1 — у), выгодного компании).

Эта цель достигается действиями двух типов. Во-первых, работники компании поощряются за эффективный и производительный труд повышением заработной платы (премии, повышение тарифов) и дифференцированным предоставлением социальных и иных льгот. Во-вторых, в сотрудниках развиваются личные потребности (преиму­щественно нематериального характера), стоящие в иерархии Маслоу на более высоком уровне. Желание удовлетворить эти потребности формирует инициативу работать больше и с лучшим качеством. Уменьшение личного времени при этом компенсируется услугами, обеспечивающими высокое качество жизни.

Проведение политики индивидуального стимулирования изменяет функцию оценки качества жизни. Кроме тарифной оплаты в числе средств, направляемых на обеспечение качества жизни сотрудников (см. (2)), теперь следует учесть средства, реализуемые через систему стимулирования (/(a, tp)) и систему социального обеспе­чения (С):


 

(6)


 

(7)

Для анализа в качестве нелинейной функции стимулирования интенсивного труда использована функция вида f(a,t ) = g(a)tp

Анализ смещения точки оптимальных трудозатрат для работника показывает, что недифференцированные инвестиции, направленные на социальное обеспечение, повышают статус работника предприятия относительно работников других предпри­ятий. но снижают желание трудиться эффективно, так как социальное обеспечение предоставляется в любом случае. Дифференцированные доплаты и льготы прямо свя­заны с результатами труда и повышают желание сотрудников трудиться интенсивно и эффективно. Значимый эффект наблюдается начиная с 30—40% размера целевого стимулирования от общего объёма заработной платы.

Реализация теории в деятельности предприятий

В компании ООО «Тюментрансгаз» авторитарные модели управления доми­нируют на всех уровнях управления. Руководство компании поставило перед собой задачу построения такой модели управления, которая обеспечит надёжное целевое функционирование компании. Для этого частные модели управления должны быть приспособлены к текущим требованиям деятельности компании. Коротко говоря, в каких группах управленческих процессов сконцентрированы основные проблемы, ту модель управления и следует развивать.

По отношению к заместителям генерального директора, главному инженеру ком­пании, главному бухгалтеру следует ориентироваться на применение гармонизирующей модели. По отношению к руководителям подразделений с самостоятельным финан­совым обеспечением (строительные управления, оказание платных услуг населению) выгодно применять развивающую модель управления. По отношению к руководителям филиалов компании, концентрирующимся на производственных задачах, эффективно развивать поддерживающую модель управления с заданными параметрами эффектив­ности [9, Ю]. Для центрального аппарата, среднего звена управления и автономных бригад, занятых в исполнении важных задач, лучше подходит коллегиальная модель с индивидуальной ответственностью за результат. Для основной массы рабочих, ори­ентированных более на личные цели, чем на конечные цели организации, наиболее подходит авторитарная форма управления. Для задач взаимодействия с муниципаль­ными и региональными администрациями (социальное обеспечение и управление тер­риториями), которые не выполняют производственных функций компании, допустимо использование опекающей модели.

Таким образом, в деятельности компании ООО «Тюментрансгаз» могут быть задействованы различные модели управления, ориентированные на функциональную эффективность выполняемых процессов. Базовой моделью управления может остаться авторитарная модель, дополняемая моделями, обеспечивающими развитие работников в зависимости от их роли и вклада в управление компанией.

ООО «Информационные бизнес-системы» концентрируется на оказании ин­теграционных и консалтинговых услуг в области информационных технологий. Его высокоинтеллектуальный коллектив существенно отличается от производственного коллектива ООО «Тюментрансгаз». Большая часть сотрудников компании находятся на 3—5-м уровнях развития потребностей, по Маслоу. Их поведение во многом опре­деляется нематериальными стимулами. Индивидуальные мотиваторы сосредоточены в области чувства принадлежности, уважения и самоактуализации.

В отношениях между специалистами, консультантами, менеджерами проектов, сейлз-менеджерами и линейными руководителями среднего звена преобладают кол­легиальная и поддерживающая модели управления. На уровне руководителей подраз­делений и топ-менеджеров используются развивающая и гармонизирующая модели. Используются демократические и координирующие формы управления.

Минимально необходимая централизация управления сосредоточена на кор­поративном уровне и направлена на решение общих и стратегических задач. Это финансовый учёт, управление персоналом, обучение и развитие, информационное и хозяйственное обеспечение. Бизнес-активность сконцентрирована в финансово неза­висимых подразделениях.

Сложившееся организационное поведение и бизнес-культура соответствуют реша­емым задачам. Ответственность за проектное исполнение, планирование и бюджетное управление действительно вынесены на средний и нижний уровень управления. Во мно­гих случаях оперативный контроль также делегируется. Эффективность использования рабочего времени значительно выше, чем в средней российской компании. Специфика корпоративной культуры ООО «Информационные бизнес системы» — интенсивное обучение персонала (которое ежегодно охватывает практически каждого сотрудника), открытая и объективная (формализованная) система карьерного роста (аттестационный процесс), высокая внутренняя коммуникативность и активность персонала, значимый пакет социального и страхового обеспечения.

Как видим, выбор частных моделей управления зависит от решаемых задач и концентрации управленческих проблем. Формы управления зависят от уровня раз­вития фокусной группы. В реальной практике оптимальными могут оказаться как авторитарные, так и демократические формы управления.




Литература

Завальный П.Н., Силантьев А. Ю. Оптимизация форм управления крупной газо­вой компании. Информационные бизнес-системы. Системные проблемы надежности, качества, информационных и электронных технологий. Часть 3. — М.: Радио и связь, 2004. С. 24-31.

Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. — М.: Дело, 2003.

Ньюстром Дж. В., Дейвис К. Организационное поведение. — СПб., 2000.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 2002.

Maslow A. Motivation and personality. Rev. ed. — New York : Harper and Row,

1970.

Maslow A. The father reaches of human nature. — New Yolk: Viking, 1971.

Чернавский Д. С., Суслаков Б.А., Силантьев А.Ю. Социально-экономическое положение России, 2000 год. — М.: ФИАН им. П.Н. Лебедева. №15. 2000.

Силантьев А.Ю. Структурная оптимизация систем управления. Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных и электрон­ных технологий. Ч. 2. Социально-экономические системы. — М.: Радио и связь, 2003. С. 65-75.

СУ ПХД. Положение об организации системы управления производственно- хозяйственной деятельностью филиалов ООО «Тюментрансгаз». 1 уровень. — Югорск, 2002.

СУ ПХД. Положение об организации системы управления производственно- хозяйственной деятельностью филиалов ООО «Тюментрансгаз». 2 уровень. — Югорск, 2002.

♦ Статья поступила в редакцию 28 октября 2005 г.

 

 

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕЧЁТКОЙ ИГРОВОЙ МОДЕЛИ

Риск в той или иной мере влияет на методологию разработки любого управленческого решения. Риски возникают в ситуациях, условия наступления которых при принятии решений связаны с:

♦ альтернативностью, которая предполагает не­обходимость выбора из нескольких возможных вариантов решения (если нет выбора, рисковая ситуация не возникает);

♦ неопределённостью будущей ситуации (отсутс­твие однозначности или незнание истинного значения параметра, влияющего на результат решения). Риск возникает, если ход реальных событий отличается от ожидаемого, что обуслов­ливает как выигрыш, так и потери.

Мы рассматриваем задачу принятия решения об участии в инвестиционном проекте в условиях риска на основе нечёткой игровой модели. Такие задачи достаточ­но часто рассматриваются в литературе [1—3], при этом в качестве моделей, отражающих риск, используются классические матричные игровые модели с поиском ре­шения в классе смешенных стратегий, то есть на осно­ве вероятностного подхода. Он, однако, предполагает выполнение вероятностных предпосылок, в частности, повторяемости опытов. В условиях инвестиционных проектов повторяемость может трактоваться только как возможность осуществления многих однородных проектов на протяжённом временном интервале при неизменных условиях [3]. Вряд ли это возможно в реальной практике, поэтому мы рассматриваем модель, учитывающую уни­кальность каждого проекта (и уникальность связанного с ним решения).

Возьмём инвестиционный проект, который может быть 1) реализован полностью и принести инвестору некоторый доход а,; 2) может быть выполнен частично и принести доход (или потери) а2\ 3) может быть не реали­зован, и тогда речь может идти только о потерях а} для ин­вестора (значения дохода будем учитывать со знаком «+», потерь — со знаком «—»). Предполагается, что числовые значения (или, по крайней мере, их оценки) величин аь а2, а} известны. Предполагается, что проект уникален.

Инвестор может выбрать одну из двух стратегий поведения:

1) участвовать в предлагаемом проекте;

2) не участвовать в проекте.

Требуется выбрать такую стратегию поведения инвестора, при которой его выиг­рыш от участия в проекте был бы, но крайней мере, не отрицательным, то есть чтобы в наихудшем случае потери инвестора были бы равны нулю.

Алгоритм решения. Описываемую ситуацию можно отобразить матрицей выигры­шей игрока А (инвестора) матричной игры двух игроков (табл.).

Таблица

Матрица выигрышей инвестора

Ai ^ч В, В2 Вз
Л, а, а2 а3
А2 0 0 0

В таблице через at и А2 обозначены альтернативы поведения инвестора (Л, — учас­твовать в проекте, А2 — не участвовать), а через Bj — ситуации по реализации проекта (В\ — проект полностью реализован, В2 реализован частично, Въ — не реализован). Элементы верхней строчки таблицы - значения выигрыша (потерь) игрока А (инвес­тора) при выборе им альтернативы А, в зависимости от стратегии игрока В, то еЛ. значения яь а2, а}. Элементы нижней строчки — нули, поскольку при отказе от участия в проекте инвестор скорее всего ничего не теряет и не приобретает.

Приведём такую матричную модель % нечёткому [4, 5] виду, полагая, что экс­пертным путем [6, 4] можно определить степени принадлежности для альтернатив «природы», то есть числа уь у2, у3. Смысл числа у )( j = 1, 2, 3; 0 < уу < 1) — это степень уверенности, что «природой» будет выбран вариант Bj (сумма этих чисел не обязательно равна единице).

Интерпретация модели в случае выбора игроком А альтернативы А{ отражается в этом случае набором нечётких продукционных правил:

П,: если х есть В\, то у есть аь

П2: если х есть В2, то у есть а2,

П3: если х есть В3, то у есть а}.

Здесь переменная х отображает состояние игрока В («природы»), а у — выигрыш (потери) игрока А (инвестора).

Степень истинности предпосылки первого правила (П|) равна, очевидно, у,, второго — У2, и третьего — у3.

При этом набор приведённых нечётких правил вместе с принятыми условиями образуют модель нечёткого логического вывода Ванга—Менделя [7], согласно которой чёткое значение переменной вывода (в рассматриваемом случае — значение выигрыша Q|) определяется по формуле

 

При выборе игроком А стратегии А2, очевидно, выигрыши (потери) инвестора равны нулю ft = 0.

Вопрос о выборе стратегии решается теперь проверкой неравенства:

0, > 02 или > 0                   (2).

Если это неравенство выполняется, то в проекте следует участвовать, если не выполняется — отказаться.

Изложенное позволяет предложить следующее представление алгоритма принятия решения в условиях риска:

1) формируется перечень {Bj} стратегий «природы», то есть возможных исходов, связанных с проектом;

2) экспертным путем определяются соответствующие степени принадлежности fy};

3) определяются величины выигрыша (потерь) Ц} для каждой стратегии «приро­ды» в случае участия инвестора в проекте;

4) по формуле (1) рассчитывается ожидаемое значение выигрыша 0,;

5) проверяется неравенство (2); если оно справедливо, принимается решение об участии в проекте.

Пусть участие в инвестировании проекта даёт инвестору в случае полной реализа­ции проекта прибыль в 3 млн руб., при частичной — в 1 млн руб., а при провале про­екта — убытки в размере 10 млн руб. Пусть далее степени уверенности для альтернатив «природы» таковы: у] = 0,9, у2 = 0,4, Уз = 0,2. При этом в соответствии с (2) имеем

30,9 + 1-0,4-10-0,2

U,=--------------- = 0,733 [млн руб. .

1 0,9 + 0,4 + 0,2

Неравенство (2) при этом выполняется, и в проекте можно участвовать. Замечу (это — отличие от вероятностного подхода), что 0, — не ожидаемый средний выигрыш (потери), а просто некоторая, вообще говоря, нечёткая величина, знак которой опре­деляет выбор той или иной альтернативы.

Рассмотренный подход к принятию решений по инвестированию проектов в ус­ловиях неопределённости, использующий аппарат нечёткой (размытой) логики, хотя и основан на опасности экспертных оценок исходов «природы», представляется всё же более адекватным для решения поставленной задачи по сравнению с подходом, осно­ванным на методах теории вероятностей. Его простота и определённая математическая строгость, базирующаяся на нечётком логическом выводе, позволяют рекомендовать данный подход для применения на практике.

,            Литература

1. Моделирование рисковых ситуаций в экономике / А.М.Дубров, Б.А.Лагоша, Е.Ю. Хру- сталёв, Т.П. Барановская. — М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.

3.Радаев Н.Н., Боридько С.И. Оценка риска при принятии решений в рисковых ситуациях // Измерительная техника. — 2005. — № 9. — С. 27—29.

4. Круглое ВВ., Дли М.И., Голунов Р.Ю. Нечёткая логика и искусственные нейронные сети. - М.: Физматлит, 2001.

5.Круглое В В. Нечёткая игровая модель с единичным экспериментом // Нейрокомпью­теры: разработка и применение. — 2003. — № 8-9. — С. 24—28.

6.Осовский С. Нейронные сети для обработки информации. — М .: Финансы и статистика,

2002.

7. Теория выбора и принятия решений / И.М.Макаров, Т.И.Виноградская, А.А.Рубчинский, В.Б.Соколов. - М.: Наука, 1982.

Статья поступила в редакцию 21 ноября 2005 г.

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

Дата: 2019-12-22, просмотров: 282.