Модель     индивидуальной     педагогической      поддержки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Е. В. Бондаревской

Для того чтобы изучить вопрос педагогической поддержки более полно, необходимо обратиться к её современным моделям и концепциям. Автором одной из них является Е.В. Бондаревская. В этой главе мы приведем наиболее интересные на наш взгляд положения ее опыта педагогической поддержки [6].

Е.В. Бондаревская считает необходимым учитывать, что одинаковые требования разные дети могут выполнять при помощи различных приёмов и способов. Каждый субъект деятельности выбирает такие методы и пути, которые оптимально соответствуют его индивидуальным особенностям, потребностям и способностям. Отсюда встаёт вопрос об индивидуальной педагогической поддержке.

Поддержка, согласно Е.В. Бондаревской, выражает существо гумани-стической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, ищущих у педагога помощи и защиты; это понимание их беззащитности и осознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие. Все средства поддержки, используемые учителем на уроке, Е.В. Бондаревская делит на 2 группы:

1 группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создаёт необходимый для этого фон доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к учащимся, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений и т.д.

2 группа средств направлена на оказание индивидуальной поддержки, предполагая диагностику индивидуального развития ребенка, его обученности и  воспитанности, выявление его личных проблем, отслеживание процессов развития ребёнка. Важное значение имеет при этом дозирование педагогической помощи, основанное на знании и понимании физической и духовно-нравственной природы ребёнка, обстоятельств его жизни и судьбы, особенностей характера,   поведения, а также свойственного ему темпа учебной работы. Особую роль в индивидуальной поддержке, по Бондаревской, необходимо придавать ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных «вкладов» в решение общих задач.

В такой поддержке очень важен, считает Е.В. Бондаревская, принцип «здесь и сейчас». Его формулировка включает в себя следующее: «здесь и сейчас сделай то, что ты говоришь», «здесь и сейчас скажи то, что ты считаешь нужным или что ты хотел бы сказать человеку», «здесь и сейчас исправь то, что нужно было бы сделать на этой земле, а то не успеешь»…

Образность формулировки этого принципа придала ему особую привлекательность. Поэтому даже в слабом своём воплощении он уже обещает успех, т. к. предполагает следующее: слова педагога окрашиваются эмоциональными красками и влекут за собой практические действия детей, пробуждают интерес к деятельности, веру в себя и свои силы.

Важно поддержать не только всякое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, хорошее настроение, но и стимулировать желание учащихся преодолеть себя и помочь ему перешагнуть через свою робость, застенчивость, зависть к успехам других детей, болтливость и другие недостатки. Особенно важно поддержать волю ученика и его способность к саморегуляции.

Такова сущность точки зрения Е.В. Бондаревской относительно индивидуальной поддержки в саморазвитии и становлении личности.

Из сказанного ясно, что есть разные подходы к оказанию педагогической поддержки и разные пути решения связанных с ней проблем. Они были предложены выдающимися педагогами. И во время преддипломной практики мы попытались апробировать некоторые рекомендации по оказанию педагогической поддержки учащимся. 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 415.