Специфика педагогической поддержки младших школьников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для того чтобы оказать профессиональную поддержку младшим школьникам, педагог прежде должен задать себе вопрос «Знаю ли я своего ученика?». Хоть многие учителя считают его странным, но всё же он имеет значительный смысл. Ведь не только в педагогической, но и в любой другой сфере трудно представить человека, не знающего, «с чем работает», «что можно», «каковы возможности», «что нужно сделать, чтобы не испортить и не сломать». Последнее особенно важно, поскольку ребёнок -  сложнейший, быстро и надолго «ломающийся», сугубо индивидуальный, единственный в своём роде «экземпляр». Поэтому нельзя с ним работать, не зная его.

Знание ребёнка – сложная наука, а применение её на практике – мастерство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых «рецептов». Лишь педагог, владеющий им, может видеть сердца и души своих воспитанников, вскрывать порой не знакомые ни им самим, ни родителям ларчики детских особенностей и возможностей. И только такой учитель действительно способен помочь ребёнку, дать стимул его деятельности, не «сломав» и не навредив здоровью. Быть может, такой малыш будет и не очень послушным, но в нем останутся жажда нового, активность, самобытность. У такого педагога не вырастет запуганный «невротик», хронически неуспевающий и ненавидящий школу и учёбу, который никогда уже не сможет поверить в себя, или сможет, но с огромным трудом.

Значит, в основе педагогической поддержки младших школьников должен лежать индивидуальный подход. Но тогда возникает другой вопрос: а что конкретно должен учитывать педагог в своей повседневной работе с малышами?

Во-первых, необходимо знать состояние здоровья ребёнка в широком смысле этого слова, включающее не только физическое, но и психическое состояние ученика, а также его социальное благополучие и социальную адаптированность. То, к каким последствиям может привести игнорирование всего этого, проиллюстрируем примером.

          Катя Ж. поступила в 1й класс в возрасте 6,5лет. Знала буквы, умела считать, была развитым ребёнком, весёлым и активным. Но в первые месяцы учёбы дважды переболела ОРЗ, после чего стала пассивной, слабой, начала допускать ошибки в примерах, плохо писать. После разговора учительницы с мамой, которая тоже жаловалась на вялость и сонливость дочери, было решено заниматься с Катей по вечерам. Обеих волновала успеваемость девочки, они думали, что Катя просто обленилась и потеряла к учёбе интерес. Поэтому данный выход и посчитали единственно верным. Но успехов это не дало, наоборот, состояние девочки ухудшилось, казалось, она даже забыла всё, что знала и умела прежде. А педагог по – прежнему не видел ситуацию и не пытался сделать ничего, чтобы помочь ребёнку. Лишь в конце 2й четверти мама, когда состояние девочки стало близким к критическому, пошла с ней к детскому психиатру. Кате было назначено лечение, организован дополнительный отдых, а во 2м полугодии она была отравлена в санаторно-лесную школу.

Что же произошло с Катей? Очевидно, что хорошо развитая, способная девочка была ослаблена простудными заболеваниями. Поэтому учебная нагрузка оказалась ей не по силам, а школьный ритм жизни начал утомлять её, надрывая нервную систему. Усталость стала нарастать. Но всё ещё можно было бы исправить, если бы учительница не проигнорировала состояние девочки. Увеличение учебной нагрузки и дополнительные занятия по вечерам с ослабленным, уже уставшим ребёнком, работа «через силу», жёсткий «прессинг» со стороны мамы и педагога, их «надо» вопреки Катиному «не могу», неуспехи, накапливающиеся тревоги привели к    нервно – психическому срыву. Соответственно, и здоровье, и успеваемость ребёнка резко снизились. А если взглянуть на ситуацию более глубоко, то становится ясно, что Катя страдала не столько от перегрузки и переутомления, сколько от непонимания, незнания; от того, что вместо снижения нагрузки её добавили, вместо дополнительного отдыха организовали дополнительные занятия, а вместо поддержки и понимания – упрёки и огорчения. А ведь многих проблем и нарушений можно было бы избежать. [1]            

Во-вторых, ни в коем случае недопустимо игнорировать характер, темперамент, особенности интеллекта ребёнка, его внимания и памяти, темпа и ритма его деятельности. Часто бывает так, что, даже видя и зная их, учитель не принимает эти черты во внимание, не понимает их значения, а затем и просто перестаёт замечать. Яркий тому пример – неумелое обращении с так называемыми «медленными» детьми, которые есть практически в каждом классе. И в самом начале обучения это не больные дети – просто таковы особенности их высшей нервной деятельности; они медленно пишут, медленно говорят, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Темп работы в классе им не по силам. Но это только на первых порах: если прибавить вечную неудовлетворённость, неуспехи, постоянное «быстрее», то налицо весь комплекс факторов, приводящих к нарушению здоровья и снижению мотивации к учению, к неуверенности в себе, усталости и апатии. Тетради таких детей пестрят красными чернилами: «Не стараешься!», «Где второе предложение?», «Почему не решил все примеры?», «Грязь!» и др. А ведь степень обучаемости, состояния здоровья детей, функциональное состояние организма определяют в комплексе ту «цену», что «платит» организм за успехи и неудачи. И если она превышает норму, неизбежны срывы и нарушения, чего не должен допускать учитель, тем более в начальных классах.

В-третьих, необходимо делать большой упор на развитие творческого потенциала младших школьников, поощрять и стимулировать их успехи. Ведь ребёнку в этом возрасте, как правило, очень нравится быть «хорошим» и получать положительное подкрепление правильности собственной самооценки: «Я – хороший». Но, к сожалению, на практике часто встречаются дети, страдающие заниженной самооценкой, даже когда объективных причин для этого нет, что зачастую связано с завышенными требованиями к ребёнку, с недовольством уже достигнутыми результатами. Постоянная неудовлетворённость, неверие в возможность успеха очень быстро приводят к апатии и нежеланию учиться. Именно поэтому задача учителя с первых дней – показать малышу не столько его неудачи и трудности, которые ребёнок и сам знает и переживает из – за них, сколько помочь осознать и развить свои возможности, пусть пока ещё «дремлющие», создать условия, в которых он сможет поверить в себя и свои силы. [1]

Младшие школьники очень любят мечтать о своём будущем, при этом стремясь подражать родителям, взрослым, героям любимых фильмов и книг. В большинстве случаев они идеализируют взрослых, стремясь прежде всего от них получить положительное подкрепление: поощрение, одобрение, ласку. Они почти всегда хотят быть добрыми, умными, смелыми. Они гордятся своими достижениями, а неудачи могут расстраивать их до слёз. Вот почему так важна для них поддержка учителя, которая заключается в тактичности и осторожности педагога при оценке деятельности ребёнка в присутствии сверстников, товарищей, одноклассников – ведь для ребёнка на данном этапе очень важны именно мнение и оценка сверстников. Поэтому недопустимо, чтобы учитель настраивал их против конкретного ученика, указывая в присутствии других детей на его недостатки, а тем более – высмеивая его трудности в учёбе. [2]

Всё это свидетельствует о том, что при добром отношении педагога и внимании к детям основная их установка ориентирована на хорошее, которое они видят и в себе, и в других. Но нельзя не сказать о том, что дети того же возраста, выросшие в неблагоприятных социальных условиях, в условиях борьбы за существование и даже за выживание, не столь наивны и непосредственны. Они умеют притворяться и лукавить, могут быть эгоистичными и расчётливыми. Такие дети могут и не понимать происходящего с ними, но их чувства часто опережают разум. Вот почему так важно для учителя с первых дней определить так называемый «контингент риска», т.е. детей, с которыми будет труднее всего, им и уделять особое внимание. С такими учениками важно не запоздать, не упустить времени для педагогической, а иногда и медицинской поддержки или даже коррекции. Нельзя надеяться на чудо – трудности не исчезнут сами собой. Если их не принять во внимание, то они приведут к печальным последствиям.

Чтобы не допускать ошибок младшими школьниками, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Быть внимательным к своим учащимся, отмечать изменения в их поведении и любые отклонения от нормы. Особенно важно заметить резкое изменение в поведении: «вдруг» возникающие отклонения – тревожный сигнал, к которому надо прислушаться.

2. Обращать внимание на работоспособность учащихся: быстро нарастающее утомление, невозможность долго работать умственно без отвлечений и ошибок, жалобы на головную боль, усталость требуют немедленной разгрузки ребёнка и введения щадящего режима.

3. Если учащийся вызывает тревогу, не спешить делать категоричные выводы. Лучше поделиться своими опасениями с родителями, попробовать решить вопрос вместе. И стараться узнать как можно больше о каждом ученике.

4. Проявлять настойчивость, терпение и доброжелательность к «трудному» ребёнку: работать спокойно, без порицаний и упрёков.

5. Не скупиться на похвалу и ободряющие слова даже за самый маленький успех: «Молодец! Вот видишь, сегодня ты написал упражнение уже лучше. Ещё постараешься – будет совсем хорошо!». Внушить ему веру в успех, похвалить его даже тогда, когда он сделал чуть меньше ошибок. Он будет стараться, ему захочется выполнить задание ещё лучше! Выполнять следует одно простое правило: «Хвалить – при всех, ругать – только наедине!».

6. Не спешить сразу увидеть результат! Успех придёт, но лишь тогда, когда ребёнок будет доверять учителю и верить в свои силы.

7. Если необходимо что-то исправить, делать это немедленно. Но избегать слов типа «ты делаешь не так», «плохо» и др.

8. Дать возможность каждому ребёнку проявить свои лучшие качества. Пусть малыш неважно читает и пишет, но зато легко и быстро ориентируется в математике. Может быть, этот прекрасно поёт, а тот – хороший товарищ, этот знает все марки машин, а тот любит животных. Надо помнить: учебные успехи – ещё не всё. Уважение других начинается с уважения себя. Неуспехи могут вызвать чувство неполноценности и недоверия к себе и как следствие – негативное отношение к учёбе, порождающее новые неудачи. Этот порочный круг необходимо разорвать.

9. Быть объективным не только в оценке учащихся, но и в оценке сложившейся трудной ситуации: эмоции и чувства – ненадёжные советчики, под их влиянием решение вопроса будет малоэффективным.

10.Уметь дифференцировать проявления разных трудностей и нарушений в обучении и воспитании ребёнка. Природа многих из них ещё толком не выявлена, поэтому грубейшая ошибка – сразу относить детей, страдающих ими, к категории умственно отсталых. Этим мы обрекаем их на стойкую неуспеваемость и положение изгоев в классе. [1]

В разработке  этих  рекомендаций  нам помогли   труды  педагогов В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, Е. Бондаревской, каждый из которых по-своему уникально решал проблемы педагогической поддержки ребёнка.

Верность теоретических положений по исследуемой проблеме подтвердить может только практика реальной педагогической поддержки, исследование которой представлено в практической части нашей работы.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 259.