Европейское право и сохранение культурного наследия народов Европы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1.1. Краткая статистическая справка

Европа, исторически будучи одной из трех частей Старого Света, а также одной из шести частей Света в целом, занимает пространственную территорию равную приблизительно 10 млн. кв. км. или 7 % земной суши. В Европе проживает ок. 727 млн. человек или 12 % жителей Земли.

В Европе также частично или полностью расположены 47 государств мирового сообщества.

1.1.2. Определения культуры, культурных ценностей и культурного наследия (достояния)

Говоря о сохранении культурного наследия Европы нельзя не сказать о культуре как таковой. В современной культурологии насчитывается более 500 различных определений понятия "культура".

При таком количественном и, что более существенно, качественном разнообразии научно-методологических подходов к теории культуры различных школ и исследователей в целом, и к теории культурных ценностей, в частности, сложно прийти к единому универсальному знаменателю, хотя к нему необходимо стремиться.

Анализ существующих ныне в культурологии концепций не входит в задачу данного обзора, сравнительное исследование официальных дефиниций культурных ценностей, закрепленных в еще б?льшем количестве различных международно-правовых актов универсального и регионального характера, в рамках настоящей статьи также не представляется возможным, а потому ограничимся формулами некоторых фундаментальных исходных положений, дабы уважаемый читатель легко представил себе позицию автора.

Пожалуй, до сих пор никто лучше, более четко и точно, действенно и утонченно, кратко и ёмко не сказал о культуре, чем Николай Константинович Рерих: "Культура есть истинное просветленное познавание. Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа".

Предстоя у Высшего первоисточника, будучи общепризнанным мировым лидером Культуры, стоя во главе движения Знамени Мира в XX веке, именно он создал основы современной международной охраны памятников культурного наследия человечества. По абсолютно справедливым словам скульптора С.Коненкова, "нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права".

Иногда бывает очень полезно обратиться к первоистокам, чтобы понять глубинную суть и ценность того или иного земно-человеческого явления или процесса. Предваряя изложение подлежащего исследованию материала и вторя древней мудрости Екклесиаста, можно по праву сказать, что "нет ничего нового под cолнцем".

Практически все основополагающие определения, подходы, доктрины и концепции, закрепленные в договорных и обычных нормах современного международного права в сфере охраны культурных ценностей, анализ некоторых из которых дан нами ранее, представляются лишь развитием, а иногда и просто слабым отражением той первозданной сокровенной Красоты, Цельности и Целостности Знания Единого, к которым прикасаешься и осознаешь, читая строки Н.К.Рериха о Культуре.

Складывается впечатление, что многие из тех идейных первооснов, которые были объективно заложены в фундамент международной системы охраны памятников культурного наследия человечества до сих пор остаются неосмысленными и неосвоенными не только политиками, юристами, чиновниками, законодателями, специалистами-практиками в сфере международных отношений, но и научным сообществом.

Обращаясь к первоистокам, припомним, что изначально, Культура, в понимании Рериха, есть почитание Света. Она есть синтез и триединство Искусства, Науки и Религии. По другому яркому символическому определению, Культура это "Прошлые, Настоящие и Будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности".

Стараясь приложить эти формулы в действии и мыслить в сознании Культуры синтетически и аналитически одновременно, мы исходим из признания взаимообусловленной дифференциации и единства каждой национальной культуры в культуре земного человечества в целом. Другими словами, можно говорить о принципе целостности и разнообразия мировой культуры вследствие уникальной неповторимости каждой национальной культуры человечества.

Чем более непохожа и своеобразнее культура народа, тем большую ценность она представляет для человечества в целом. Для земного человечества в его историческом развитии в целом культура малого этнического сообщества может быть столь же важна и равновелика как и культура великого народа.

С другой стороны, мысленно перекинув мостик от глобалистики к конкретике - от проблематики наций и народностей к человеку как проявленному носителю культуры, нужно сказать, что далеко не каждое отличие одного человека от другого является свидетельством его культурной неповторимости и уникальности, но только то, которое делает его выше, чище, сильнее.

По нашему убеждению, именно на вышеизложенных постулатах построена философия правового регулирования защиты культурных прав и культурного наследия народов, национальных меньшинств, а также культурных прав человека в системе современного международного права.

Культурные ценности как системные объекты бытия, носят как материальный, так и духовный характер. При этом именно зачастую непроявленная связь с духовным бытием, с субъектом, всегда является их сущностным признаком. Именно эта связь с Высшим превращает простую бытовую вещь в произведение искусства, а человек ее создающий становится подобным Творцу, перешагивая тем самым в Вечность и Бесконечность.

Благодаря этой невидимой нити, до того грубое косное вещество оживает и превращается в живую суть.

Только культурным ценностям, вслед за их создателями, в отличие от обыденных предметов и проявлений материального бытия, суждено преодолеть ограничения пространства и времени.

Итак, от философско-культурологических основ и прозы перейдем к определениям международного европейского права.

Предваряя изложение подлежащего исследованию материала и не вдаваясь в детальный анализ дефиниций, необходимо отметить, что определения культурных ценностей и культурного наследия (достояния), даваемые в многочисленных источниках современного европейского права, немногим отличаются от соответствующих определений, закрепленных в международно-правовых источниках универсального характера и, прежде всего, в конвенциях и иных правовых актах, принятых под эгидой ООН и ЮНЕСКО.

Это вполне объяснимо в силу онтологических свойств международного права как регулятивной нормативно-правовой системы и иерархии его источников.

Пожалуй, одним из самых универсальных определений термина “культура”, носящим международный характер, является определение культуры как “совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу, - закрепленное в Декларации Мехико о политике в области культуры, - Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры”.

Автору также близко понимание культуры как "сотворенной человеком материальной и духовной среды обитания, а также процессов создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества", с одной оговоркой, что любая культурная ценность как и культура в целом не может быть "воспроизведена" в силу ее единственности, уникальности и неповторимости в принципе. Любой повтор есть подделка или просто копия. И слово "производство-воспроизводство" сюда не подходит. Оно не от культуры, оно - от цивилизации, носящей конечный и преходящий характер.

Необходимо также отметить, что во внутреннем законодательстве России универсальная концепция культурных ценностей нормативно-практически впервые закреплена в ст.3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г.:

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты.

 

1.1.3. Количественные характеристики европейского культурного наследия

Несмотря на то, что Европа вполне общепризнанно считается крупнейшим мировым пространственным центром сосредоточения культурных памятников и институтов в мире, насколько мы знаем, комплексные статистические исследования о совокупных количественных параметрах объектов культурного наследия, расположенных в Европе и подлежащих охране, в первую очередь, государствами, в границах территориальной юрисдикции которых они находятся, еще не проводились.

Результаты отдельных попыток, предпринятых в отношении некоторых видов культурных ценностей, в частности, Советом Европы – в отношении архитектурного наследия 27 государств-членов, и опубликованных в соответствующих докладах, не позволяют на сегодняшний день хоть как-нибудь целостно оценить общую картину.

А посему обратимся к общедоступным и надежным источникам, которые дадут нам хотя-бы косвенное представление о европейском культурном наследии, к таким, например, как Список всемирного наследия ЮНЕСКО, учрежденный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Из 721 недвижимого объекта, внесенного по состоянию на декабрь 2001 г. в Список всемирного наследия, 342 находятся в условных территориальных границах европейских государств. Эта цифра составляет 47 % от общего числа охраняемых памятников всемирного наследия.

Предваряя логично вытекающий из оценки такого неравновесного положения упрек, нужно заметить, что причиной такого смещения в сторону европоцентризма в географическом распределении памятников всемирного наследия, на наш взгляд, является не столько протекционизм соответствущих европейских структур, а их лучшая технико- технологическая, документационная оснащенность и осведомленность в силу исторически обусловленной лучшей доступности и изученности памятников, находящихся именно в этой части Старого Света.

Согласно статистическим исследованиям, проводившимся Европейским Союзом, в Западной Европе расположено около 40 процентов всех музеев мира. В культурном секторе государств ЕС в настоящее время занято около 7,2 млн. человек, а на общеевропейском рынке производства и предоставления услуг, связанных с технико-технологическим обеспечением культурной сферы работают около 1000 компаний.

Именно в Западной Европе действуют основные торговые операторы на рынке купли-продаж движимых культурных ценностей, антиквариата, предоставления и потребления культурных услуг. Вспомним хотя-бы всем известные названия аукционных домов "Кристи'с и Сотби'с", имеющие свои штаб-квартиры и работающие большей частью в Европе.

Согласно данным, приведенным в докладе Статистического института ЮНЕСКО "Международный оборот отдельных товаров культурного назначения в 1980-98 гг.", на общем фоне новых международных экономических группировок Европейский Союз особо выделяется, обеспечив в 1998 г. совместно с Организацией экономического сотрудничества стран Азии и Тихого океана (APEC) 91 % мирового импорта и 94 % экспорта товаров культурного назначения.

Из 4 главных мировых экспортеров (53,8 % экспортных поставок) таких товаров, наряду с Японией и США, два - Германия и Великобритания - расположены в Европе. К 4 государствам, концентрирующим мировой импорт (47 %), наряду с США, относятся 3 европейские государства - снова Германия, Великобритания и Франция.

1.1.4. Качественные характеристики

Народная мудрость гласит: “О вкусах не спорят”. Дабы не быть глупыми, не будем спорить и мы. Хотя несколько слов о поддающихся определению квалитативных юридических аспектах памятников европейского культурного наследия все-таки сказать просто жизненно необходимо.

Справедливости ради нужно заметить, что в настоящее время на европейском уровне нет ни одного списка объектов культурного наследия общеевропейской значимости, нет ни одной институциональной структуры, которая бы такой список составляла, мало того, ни в одном известном нам источнике европейского права не установлены качественные формально-юридические и материальные критерии отнесения той или иной культурной ценности к объектам культурного наследия Европы.

Несмотря на вышеизложенное, опираясь на утвердившуюся в современном универсальном международном праве концепцию культурного наследия народов, а также исходя из практики деятельности Комитета всемирного культурного наследия ЮНЕСКО по включению в свои списки соответствующих объектов исключительно общенационального значения, все-таки считаем целесообразным презюмировать, что, по аналогии с вышеприведенным правилом Комитета всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, принимая во внимание логику развития международного права в данной сфере и эффективность фактической охраны памятников, к общеевропейскому культурному наследию на данном этапе развития могут быть отнесены памятники культуры исключительно национальной значимости (не ниже).

 

1.1.5. Современные региональные институты международного сотрудничества и охрана памятников культурного наследия в Европе

Понимая, что невозможно в рамках одной статьи объять необъятное, остановимся на анализе законодательства двух, на наш взгляд, основных международных структур функционально делающих упор в своей деятельности на сохранении культурных ценностей, защите культурных прав человека и международной регламентации культурной деятельности.

По иронии судьбы, право Совета Европы в настоящий период в России еще не вошло в учебный курс "Европейское право".

Полностью концептуально разделяя подход многих исследователей и относя к "европейскому праву" в широком смысле право всех европейских организаций, а не только право Европейского Союза, заметим, что именно право Совета Европы является, на наш взгляд, методологической основой правовой охраны памятников культурного наследия в Европе. И посему остановимся на его обзоре подробнее.

1.1.6. Совет Европы и сохранение культурных ценностей

По самым скромным подсчетам, в настоящее время в рамках Совета Европы или под его эгидой принято немногим более 150 правовых актов, регулирующих юридический статус культурных ценностей и регламентирующих культурные права коренных народов, национальных меньшинств, а также культурные права человека.

Это конвенции; декларации, рекомендации, резолюции Комитета Министров (CM); рекомендации, резолюции, и приказы Консультативной – Парламентской Ассамблеи (PACE); декларации, резолюции, рекомендации и мнения Конгресса местных и региональных властей (CLRAE); резолюции и рекомендации пяти состоявшихся до сего времени конференций министров, ответственных за культурное наследие.

Все эти акты имеют разную правовую природу, отличаются механизмом принятия, степенью юридической обязательности, порядком вступления в силу и образуют определенную иерархическую структуру.

Конвенция, будучи международным договором, в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., обладает обязательной силой для государств, являющихся ее участниками. Государства-члены Совета Европы вправе свободно решать становиться им или нет ее участниками, даже если они принимали участие в ее разработке.

В рассматриваемой сфере необходимо выделить 10 следующих международных договоров (конвенций):

- Европейская конвенция по культуре от 19.12.1954 г. (Серия Европейских договоров, №18),

- Европейская конвенция об охране археологического наследия от 6.05.1969 г. (Серия Европейских договоров, №66),

- Европейская конвенция по правонарушениям, связанным с культурными ценностями 1985 г. (Серия Европейских договоров, №119),

- Конвенция об охране архитектурного наследия Европы от 3.10.1985 г. (Серия Европейских договоров, №121),

- Европейская конвенция о трансграничном телевидении (Страсбург, 5.V.1989) (Серия Европейских договоров №132) с поправками Протокола 1988 г. (ETS №171),

- Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная, Валлетта, 16 января 1992 года) (Серия Европейских договоров №143),

- Европейская конвенция о совместном кинематографическом производстве от 2.10.1992 г. (Серия Европейских договоров №147),

- Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (Страсбург, 5.11.1992 г.) (Серия Европейских договоров №148),

- Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1.02.1995 г.) (Серия Европейских договоров №157),

- Европейская конвенция по ландшафтам (Флоренция, 20. X.2000) (Серия Европейских договоров №176),

Особо также следует указать на Проект Европейской конвенции об охране аудиовизуального наследия и проект Протокола об охране телевизионных программ к проекту Европейской конвенции об охране аудиовизуального наследия, которые будучи разработаны по инициативе Совета по культурному сотрудничеству (CDCC) и его Комитета по культуре (CC-Cult) в 2000 г. на момент написания настоящего обзора еще не приняты и не вступили в силу.

Комитет культурного наследия (Cultural Heritage Committee – CC-PAT) несет ответственность за мониторинг выполнения Европейской конвенции об охране археологического наследия 1969 г., Конвенции об охране архитектурного наследия Европы 1985 г., пересмотренной Европейской конвенции об охране археологического наследия 1992 г., а в случае с Европейской Конвенцией по ландшафтам разделяет соответствующие полномочия с Комитетом по деятельности в области биологического и ландшафтного разнообразия (CO-DBP).

Рекомендации и резолюции Комитета Министров являются актами Совета Европы в силу его правосубъектности как международной организации согласно ст.15 Устава Совета Европы.

Комитет Министров вправе принимать рекомендации государствам-членам по предметам, которые отнесены к вопросам “общей политики”. Они адресованы всем государствам-членам, но не обладают обязательностью.

Согласно ст.20 Устава принятие рекомендации требует:

- единогласное голосование всех присутствующих представителей;

- большинство, обладающих правом голоса.

Однако, на своей встрече 519 bis (ноябрь 1994 г.) заместители министров решили сделать процедуру своего голосования более гибкой и заключили “джентельменское соглашение” не применять правило единогласия в отношении рекомендаций.

Некоторые резолюции принимаются Комитетом Министров в порядке выполнения своих функций, в частности, в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека (ст.ст. 32 и 54).

Другие резолюции имеют своим предметом сугубо внутренние административные дела. Бюджет, например, принимается как раз в форме ряда резолюций.

Вплоть до 1979 года, и рекомендации, и резолюции Комитета Министров назывались одним словом - “резолюции”.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 218.