ГЛАВА II. Исследование деятельности социального педагога в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Родничок»

Адрес учреждения: ул. Чернышевского, д. 103, г. Калининград, 236000

Директор: Крюкова Наталья Владимировна

Заместитель директора по воспитательной работе: Киселева Елена Ивановна

Социальный педагог: Иванова Марина Семеновна

Краткая историческая справка

В январе 1995 года, в результате реорганизации детского сада № 4 на ул. Шота Руставели г. Калининграда, был создан детский дом «Родничок». Вначале он был рассчитан на детей дошкольного возраста. Затем, при появлении школьников, получил статус муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей смешанного вида. В 1996 году адрес поменялся : детский дом переехал в более удобное и просторное помещение детского сада- ясли №25 по ул. Чернышевского, 103. 

Учредитель детского дома - управление образования мэрии г. Калининграда. Отношения между учредителем и детским домом строятся на основании договора и Устава.

Результаты интервью с социальным педагогом детского дома:

1. Иванова Марина Семеновна

2. Муниципальное образовательное учреждение для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок»

3. Общее количество детей в учреждении – 41 человек.

4. С какими возрастными категориями детей работаете?

- Дети разных возрастных категорий – от 3-х до 18 лет.

5. Цели и задачи педагогического коллектива детского дома.

Цель:

- создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию самостоятельной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности в условиях гуманистического воспитания;

- социальная защита воспитанников, оказание помощи и поддержки в процессе их социализации.

     Задачи:

- воспитание гражданственности, патриотизма через изучение и принятие традиций и культуры народов России;

- формирование у воспитанников положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений, социально-бытовых умений и навыков, способности противостоять асоциальному окружению и следовать принятым в обществе законам;

- формирование познавательных интересов, творческих способностей, навыков самодисциплины и самоорганизации у воспитанников.

6. Цели и задачи социального педагога детского дома

Цель:

- защита, охрана и реализация прав воспитанников, предусмотренных Конституцией РФ, законодательными актами федерального и местного значения. Недопущение их дискриминации, а также восстановление нарушенных прав воспитанников.

     Задачи:

- пополнение банка данных о семьях и детях, их социальном статусе и социальном статусе и социализации в обществе;

- помощь воспитанников в самореализации, выработке своей жизненной позиции, профессиональном ориентировании;

- направленность социальной защиты на выравнивание социального статуса при переходе к самостоятельной жизни.

7. Наличие кабинета для осуществления профессиональной деятельности:

- имеется отдельный кабинет;

- компьютер, ксерокс, принтер;

- мебель;

- документация, методическая литература.

8. Приоритетные направления деятельности:

- подготовка детей к самостоятельной жизни в социуме;

- развитие социальных ориентиров в педагогическом процессе

- ресурсное обеспечение социальных функций детского дома, выраженное в нормативно-правовой форме – требование социального заказа общества и государства.

9. Практическая деятельность социального педагога детского дома:

ü Организационно-диагностическая:

¨ обновить в компьютере банк данных о семьях и детях детского дома по схеме, рекомендованной городской социально-педагогической службой, который включает 22 пункта – совместно с МОУ №4, МОУ №10, МОУ №49, МОУ №50 вести учет педагогически и социально неблагополучных детей, установление контактов с КДН и ЗП, ОППН;

¨ создание условий для безопасности личности воспитанников, охрана их жизни и здоровья;

¨ представление интересов воспитанников в государственных и общественных структурах;

¨ включение специалистов детского дома в социально-педагогическую работу с воспитанниками, участие в подготовке социально-педагогической характеристики воспитанников детского дома.

ü Профилактическая:

¨ проведение социологических исследований и система учета проблем социального становления воспитанников:

¨ усиление социальной ориентации и содержания методов организации учебной деятельности, изменение отношений «учитель-ученик»;

¨ занятия в ходе дополнительного образования и в ходе событий школьной жизни, развивающих социальное чувство и поведение;

¨ медико-социальная поддержка, проведение углубленного медосмотра воспитанников;

¨ создание информационного банка данных по педагогическому, психологическому, правовому просвещению воспитанников.

ü Защитно-охранная:

¨ обеспечение гарантий социальных прав воспитанников;

¨ привлечение государственных и общественных структур для решения проблем воспитанника;

¨ сбор информации о структурах, которые способны оказать помощь воспитаннику;

¨ совершенствование системы опеки и попечительства, подготовка материалов для решения родительских прав;

¨ совершенствование системы контроля всех случаев, конфликтных ситуаций воспитанника с его ближайшим окружением в школе, детском доме и т.д.

¨ подготовка пакета документов для отдела опеки и попечительства – составление актов обследования жилищно-бытовых условий воспитанников;

¨ подготовка документов на оформление гражданства, получение гражданского и заграничного паспорта;

¨ своевременное оформление пенсий по утрате кормильца;

¨ контроль за поступлением алиментов, пенсий;

¨ постоянный контроль за сохранностью закреплнного жилья, сдача жилья поднаем;

¨ восстановление свидетельств о смерти родственников (отца, матери).

10.  С какими специалистами и учреждениями ведете сотрудничество?

- с органами опеки и попечительства Центрального, Октябрьского, Ленинградского, Балтийского, Московского районов, г. Гвардейска, г. Советска, г. Багратионовска, г. Немана, г. Гурьевска.

- с отделом соц. защиты населения: Центрального района, Ленинградского района, Московского района, Балтийского района, Октябрьского района, Багратионовского района, Гурьевского района, Неманского района, Правдинского района.

- с управление Федеральной миграционной службы Центрального, Ленинградского района.

- налоговой службой МРИ ФНС №8 по Калининградской области;

- социальной службой молодежи;

- отделением сбербанка на ул. Красной, 103;

- районным судом;

- областным судом;

- прокуратурой Центрального, Октябрьского района;

- службой судебных приставов всех районо г. Калининграда, г. Багратионовска, г. Гурьевска.

- мировыми судьями;

- отделом спец.Загса, гор.Загса, Загс Агентство, КДН и ЗП Центрального района.

- отделом приватизации Центрального, Московского, Октябрьского района, кадастровой палатой, БТИ, юстицией;

- ЖЭУ -4,8,11,12,14,24,13,3,7,16,20,29,6, ЖЭУ РЭООМС, ЖКХ Чкаловск, ЖКХ-17, ЖКХ-18, Жилсервис, нотариус.

11.  Ваши профессиональные проблемы:

- процедура взыскания алиментов (бродяжничество, уклонение родителей от уплаты алиментов) – нужен семинар, обмен опытом работы;

- необходима учеба по повышению профессионального мастерства, приемам и методам социально-педагогической работы;

- практическая учеба – посещение детских домов для оказания и изучения опыта работы по всем вопросам направления социально-педагогической работы.

Выводы по интервью:

Полученные данные показывают, что наилучшие результаты в работе социального педагога достигаются при наличии тесного сотрудничества всех ведомств, указанных выше, занятых этой деятельностью. Эффективным является введение просветительской работы по разъяснению прав, закрепленных Конвенцией ООН о правах ребенка, рекомендаций, как себя вести, чтобы не попасть в ситуацию риска. Основополагающим принципом работы социального педагога по защите прав ребенка является тесный контакт с ближайшим окружением родственников, семьей. Успешному осуществлению реабилитационной работы способствует тесный контакт со специалистами: медицинскими работниками, дефектологом, психологом, педагогами, воспитателями, которые оказывают социальному педагогу психологическую поддержку и консультируют по практическим вопросам.

Особенность деятельности социального педагога в детском доме «Родничок» определяются рядом аспектов, прописанных в должностных инструкциях.

Социальный педагог решает комплексные задачи по социализации воспитанников, ему приходится сотрудничать со многими государственными и негосударственными учреждениями города и области, для этого в детском доме для социального педагога установлен ненормированный рабочий день по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором детского дома.

В детском доме проживают воспитанники  разных полов и разных возрастных категорий и при работе с каждым ребенком надо осуществлять индивидуальный подход, учитывая проблемы и особенности определенного возраста и пола. В детском доме воспитываются 10 дошкольников, из них девочек – 6 человек, мальчиков – 4 человека; воспитанников школьного возраста – 39 человек, из них девочек – 17 человек, мальчиков – 22 человека.

Так же очень важным аспектом в работе с воспитанниками являются причины, по которым ребенок попал в детский дом. Из 49 воспитанников: детей, чьи родители лишены родительских прав – 30 человек; дети, чьи родители ограничены в родительских правах – 4 человека; дети, чьи родители больны заболеваниями, которые могут причинить вред здоровью ребенка – 4 человека; дети, от которых отказались в роддоме – 1 человек; дети, у которых умерли оба родителя -10. К проблемам, касающимся этого аспекта относятся: поиск родителей, уклоняющихся от выплаты алиментов; судебные процессы по взысканию алиментов и прочее. В частности в   «Родничке» воспитываются брат с сестрой, у которых мать больна открытой формой туберкулеза. Эти дети находятся на учете в Детском Областном Противотуберкулезном Диспансере, а социальный педагог взаимодействует с данным учреждением: контролирует регулярное обследование детей, координирует продвижение лечения матери,  для быстрейшего возвращения детей в семью.

Еще одна проблема профессиональной деятельности социального педагога детского дома «Родничок» связана с особенностями нашей области, так как область находится в отдалении от основной части страны. Приоритетной задачей социального педагога является оформление заграничных паспортов для воспитанников, которые дают им возможность культурно-нравственного развития, изучения истории и достопримечательностей страны в тех количествах, которые получают воспитанники детских домов из других регионов России.   

Особенность профессиональной деятельности социального педагога в детском доме «Родничок» заключается и в личностных характеристиках человека, стоящего на данной должности. Социальный педагог выполняет не только прописанную в должностных инструкциях работу, но и помогает детям решать их личные проблемы, не касающиеся его профессиональной деятельности, исходя из личных мотивов и побуждений. Многие выпускники детского дома, покинув его, обращаются с просьбой о помощи в той или иной ситуации, и социальный педагог старается всеми способами помочь решению конкретной проблемы, независимо от того входят она в его компетенцию или нет.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования было изучение специфики работы социального педагога в детском доме.

В первой главе мы изучили теоретический материал по общей деятельности социального педагога. Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания помощи и защиты своим клиентам – детям, подросткам, семьям.

 Также были раскрыты вопросы о психолого-педагогических характеристиках детей-сирот разного возраста, функциях детского дома в становлении личности воспитанников, общих методах и содержания работы социального педагога в детском доме.

Изучив и проанализировав имеющуюся литературу по теме « Специфика работы социального педагога в детском доме», выявили, что изучению данной проблемы, как одного из социальных процессов, в настоящее время придается большое значение.

Во второй главе проведена исследовательская работа по изучению деятельности социального педагога в МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Родничок» г. Калининград.

В результатах проведенного исследования мы смогли найти подтверждения нашей гипотезы, изучив материалы интервью и должностную инструкцию социального педагога в данном учреждении выяснили:

Детский дом «Родничок» имеет статус муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей смешанного вида, следовательно, стоит проблема создания благополучной атмосферы не только в отношениях «социальный педагог – ребенок», но и внутри коллектива воспитанников.

Причины попадания в детский дом у каждого ребенка различны, специфика деятельности социального педагога в этом аспекте проявляется в координации социально-психологического развития каждого ребенка в отдельности, с целью успешной адаптации воспитанников во внешней среде по выпуску из детского дома.

Особенности нашей области так же оказывают влияние на профессиональную деятельность социального педагога, в данном аспекте приоритетом является оформление заграничных паспортов для всех воспитанников детского дома для выезда на отдых в другие регионы Российской Федерации и страны ближнего зарубежья.

Личные характеристики социального педагога, такие как ответственность, стойкость, серьезное отношение к своей работе, а так же открытость, сострадание, добродушие, честность и терпение приносят свои специфические черты в деятельность социального педагога в детском доме «Родничок».

Специфика психолого-педагогической помощи детям-сиротам, прежде всего, заключается в ее комплексности, коррекционно-развивающей направленности, разработке и реализации индивидуальных программ, скорректированных с учетом возможностей ребенка, рекомендаций психологов и врачей, в целенаправленной работе педагогов.
Как бы хорошо ни было воспитанникам в детском доме, каждый из них мечтает, желает обрести семью, иметь маму и папу. Социальная служба детского дома ведет работу по семейному жизнеустройству воспитанников. В первую очередь ведется работа с кровными семьями, попавшими в трудную ситуацию, по восстановлению их в родительских правах. Анализируется сложившаяся внутрисемейная ситуация, оказывается психологическая, юридическая, моральная поддержка. В случаях, когда возвращение в родную семью невозможно, ведется работа с потенциальными родителями или опекунами.

Сегодня в России проводится масштабная социальная работа по усыновлению, устройству детей в патронатные семьи. Целью этой работы является сокращение до минимума количества детских домов, домов-интернатов, приютов, так как важным обстоятельством для воспитания и развития ребенка является то, что в случае усыновления ребенок обретает именно семью, а не какую-либо ее замену.

Ребенок - это личность с самого рождения, а детство - часть жизни, которая должна оставить самые лучшие и яркие воспоминания. В наших силах сделать все для счастья ребенка. Для этого нужно лишь любить его всем сердцем.


 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992.

2. Брутман, В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей – М.: Педагогика, 1994. – кн.1. – 182 с.

3. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. - М., 2000.

4. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 1992. - №10.

5. Камина И. Работа органов социальной защиты по защите прав ребёнка / И. Камина // Социальное обеспечение. - 2000. - №11.

6. Клемантович И. Культура профессионального мышления социального педагога // Воспитание школьников. М., 2000

7. Кобринский. М.Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений. – Гомель.: Просвещение, 1996. – 160 с.

8. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногор. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с.

9.    Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.– М. 2001

10.   Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. М., 2000

11.    Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2002. – 310 с.

12.  Павленок.П.Д. Методлогия и теория социальной работы. –М.:ИНФРА-М, 2008.-267с.

13. Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми,    оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.

14.    Приказ Минобразования Российской Федерации от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»

15.    Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.

16. Семейный кодекс Российской Федерации. - 4-е изд. - М.: «Ось – 89»,   2000. - 96 с.

17.    Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

18.    Темникова Л.А. Теория и методика социальной работы. – Калуга: Изд-во КГПИ, 1993. – 310 с. 

19.     Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М. 2001.

20.    Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.

21.    Федеральный Закон от 17.07.1999 № 178-Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29.
22.    Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26.
23.    Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав несовершеннолетних в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1999. №33.
24.    Федеральный Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»//Собрание законодательства РФ. 1996. № 52.

25. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.