I.4. Функции детского дома в становлении личности воспитанников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В связи с обозначенными выше проблемами в развитии детей-сирот важными функциями детских домов всех типов кроме развития, образования и воспитания должны стать коррекция реабилитация адаптация социализация воспитанников.

Адаптивная функция призвана помочь ребенку приспособиться к новым для него условиям жизни в интернате при отрыве от семьи переходе из дома ребенка в детский дом поступлении в школу в процессе постинтернатного становления.

Реабилитационная функция детского дома заключается в создании реабилитационного пространства вокруг ребенка воспитывающегося вне семьи в восстановлении с помощью средств «педагогической реабилитации» частично утраченных или ослабленных свойств и функций организма личности ребенка отдельных ее сторон в целях максимально полного развития его индивидуальных возможностей. Реабилитация при этом осуществляется как целевая программа оказания помощи и поддержки ребенку в разрешении проблем его личностного развития путем целенаправленного применения психолого-педагогических средств и приемов с использованием прикладных медицинских знаний.

Таким образом, функция социализации, реализуемая социальными работниками учреждения, направлена на оказание детям-сиротам помощи в преодолении трудностей социального становления и реализуется через создание благоприятных условий для их включения в систему социальных отношений принятия социальных ценностей и постинтернатной интеграции в общество. На первом этапе пребывания ребенка-сироты в детском доме для него наиболее значимы являются адаптивная, реабилитационная, коррекционная, компенсаторная функции. Если учреждение не выполняет данные функции дальнейшее полноценное развитие ребенка-сироты его социализация и эффективная деятельность, направленная на принятие ребенком различного рода ценностей будут существенно затруднены, а в отдельных случаях невозможны.

 

I.5. Общие методы и содержание работы социального педагога в детском доме

Педагогические методы обучения и воспитания детей – сирот

Формирование личности детей-сирот происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из, безусловно, желаемых условий формирования личности – семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы, обуславливающих, в конечном итоге, социальную и психическую деятельность человека. Спектр обнаруживаемых социальных, психологических, физиологических, педагогических проблем адаптации детей-сирот чрезвычайно велик.

Преодоление депривации и негативного влияния детского дома педагогическими методами, а также с помощью приемной семьи может быть эффективным при условии решения соответствующих материальных, экономических, психологических, морально-нравственных, социокультур-ных проблем.

В связи с тем, что индивидуальная социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и подростками неразрывно связана с оказанием социальной, педагогической, психологической поддержки самим детям, то спектр методик этой работы достаточно широк.

Классифицировать основные методы, используемые социальным педагогом, социальным работником можно по схеме:

 

 

             
 
- методы социальной диагностики; - методы социальной профилактики; - методы социального контроля; - методы социальной реабилитации; - социально-экономические методы; - организационно-распорядительные методы; - метод как эксперимент социального воспитания
 
- психодиагностические методы; - психокоррекционные методы; - методы психического консультирования; - методы психотерапии; - методы психического воздействия
 
- организационные методы; - методы педагогической диагностики; - методы обучения; - методы воспитания; - методы организации социально-педагогического взаимодействия

 

 


Социальная терапия ((греч.) – «забота, уход, лечение») – систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе детей и подростков в урегулировании чувств, импульсов, мыслей, отношений. Терапия выполняет ряд важных функций социально-педагогической поддержки ребенка и подростка из неполных семей, в том числе:

ü лечебную (оказание помощи ребенку в решении его проблем совместно с медиками);

ü  социального развития (включение его в активную групповую деятельность, организация процесса «совместного развития», положительно влияющего на социальное здоровье ребенка);

ü  отстаивания интересов (разъяснение нужды притесняемых или социально уязвимых детей обществу, организациям).

Социальная терапия, таким образом, может рассматриваться как метод «социального лечения», как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией, как инструмент социального контроля, как средство коммуникации. К задачам социальной терапии мы относим:

ü исправление, корректировку поведения;

ü  предупреждение дисфункций;

ü  обеспечение нормального социального развития ребенка;

ü  самоутверждение личности.


Содержание работы социального педагога в детском доме

Рассмотрим социально-педагогическую деятельность в детском доме

как наиболее типичном учреждении государственного попечения детей, оставшихся без родителей.

Потребность и необходимость социально-педагогической деятельности постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем  и отсутствия у детей должного социального опыта.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 300.