Сравнительный анализ практической части.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По результатам предварительного исследования подростков было выявлено, что достаточный уровень успеваемости составляет у подростков с нарушением интеллекта 20% (Николай С., Андрей К.); 30% имеют средний уровень в диапазоне 3 и 4 (Светлана П., Екатерина К., Михаил П.); 50% низкий уровень обученности, т.е. 3 и ниже (Андрей Н., Анна П., Алексей Б., Кирилл С.Сергей К.).

Диагностика ценностных ориентиров по методике Н.Е. Щурковой, выявила, что 50 % обследуемых подростков имеют неустойчивые ценностные ориентиры (друзья, ум, семья, здоровье, это Андрей Н., Анна П., Алексей Б., Светлана П., Михаил П.); 30 %  – имеет достаточно устойчивые ценностные ориентиры (Родина, семья, дом - Андрей К. Екатерина К. Николай С.); остальные 20 %  –  низкий уровень ценностных ориентиров (красивая одежда, физическая сила, веселая жизнь - Сергей К., Кирилл С.).

Таким образом, ценностные ориентиры и отношение к ним выступает важным фактором мотива поведения подростка (как несформировавшиеся личность), лежат в основе поступка, влияет на процесс личностного воспитания.

Опрос подростков о родителях представляет следующие результаты: 80% имеют проблему во взаимоотношениях с родителями (Андрей Н., Андрей К., Анна П., Алексей Б., Светлана П., Кирилл С., Сергей К., Николай С.). При этом 40 % подростков отмечают у своих родителей нетерпимость, враждебность по отношению к ним (Сергей К., Андрей Н., Андрей К., Николай С.); 10 % стремиться к власти в семье (тиранство - Кирилл С.); 30 % выделяет родительское безразличие, равнодушие, нежелание помогать им в возникших проблемах (Анна П., Алексей Б., Светлана П.); только 20 % отметили положительное отношение к родителям (Михаил П., Екатерина К.).

С помощью методики Н.Е. Щурковой «В пространстве мое Я», определили круг общения подростков – 40 % подростков предпочитают общаться с педагогами, родителями, одноклассниками (Андрей К., Светлана П., Екатерина К., Михаил П.); 60 % - предпочитают неформальное общение (Андрей Н., Анна П., Алексей Б., Кирилл С., Николай С., Сергей К.).

Данные обследования по восьмицветовому тесту Люшера, выявили, что часто подростки на первую позицию предпочитают выбирать черные - 80 %, синие - 80 % фиолетовые - 60 % цвета. Это свидетельствует об эмоциональной неустойчивости, проявление ранимости с агрессивностью, обидчивостью и раздражительностью, так же о низкой роли самосознания (результат несформированности личности).

После проведения вышеуказанных приемов, подростки с нарушением интеллекта при контрольном опросе показали следующие данные: уровень успеваемости у подростков выше среднего остался на прежнем уровне 20% (Николай С., Андрей К.); средний уровень в диапазоне 3 и 4 поднялся на 40% (Анна П., Светлана П., Екатерина К., Михаил П.); низкий уровень составил 40% (Андрей Н., Алексей Б., Кирилл С.Сергей К.), т.к. укрепилась способность к  самоанализу и самоконтролю.

 Поменялись ценностные ориентиры. У обследуемых подростков, имеющих неустойчивые ценностные ориентиры (друзья, ум, семья, здоровье) снизилась до 40 % (Андрей Н., Алексей Б., Светлана П., Михаил П.); у 40 %  закрепились устойчивые ориентиры (Родина, семья, дом - Андрей К. Анна П., Екатерина К. Николай С.); остальные 20 %  – так и остались на низком уровне (красивая одежда, физическая сила, веселая жизнь - Кирилл С., Сергей К.).

Повторный опрос подростков о родителях показал, что отношения в семьях стали намного лучше. Подростки и родители стали более терпимо относиться друг к другу, хотя результаты в процентном соотношении остались на прежнем уровне: 50 % подростков отмечают у своих родителей нетерпимость (Сергей К., Андрей Н., Андрей К., Николай С., Кирилл С.); 30 % выделяет родительское безразличие, равнодушие (Анна П., Алексей Б., Светлана П.); у 20 % положительное отношение к родителям (Михаил П., Екатерина К.).

Поднялся авторитет семьи, взрослого – 50 % (Андрей К., Анна П., Светлана П., Екатерина К., Михаил П.); и снизилось влияние на подростков друзей и группировок до 50 % (Андрей Н., Алексей Б., Кирилл С., Николай С., Сергей К.).

Данные по восьмицветовому тесту Люшера, показали, что подростки на первую позицию предпочитают выбирать: синие цвета 60 %, зеленый 70 %, серый 50% (приложение 4).

В результате проведений работы можно сделать следующие выводы, подросток:

ü овладевает способностью к самоанализу;

ü развивает адекватную самооценку;

ü проявляет социальную восприимчивость;

ü проявляет способность планировать свои поступки и вступает во взаимоотношения с другими;

ü развивает умения передавать свою позицию.

Заключение.

Рассмотрены актуальные проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Проанализированы  их причины, заключающиеся в различных дефектах социально-психологических сторон личности подростка. Дан анализ факторов окружающей среды, отрицательно влияющих на формирование личности подростка (неблагоприятная семья, алкоголизм взрослых и т.д.), осложняющих пути предупреждения правонарушений несовершеннолетних.

Проведенное исследование подтверждает правомерность гипотезы и можно сделать следующие выводы:

1. Анализ научно-методической литературы показал, что для эффективного решения коррекционно-развивающих задач по предупреждению правонарушений подростков специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида необходимо создавать условия, обеспечивающие эффективность профилактики правонарушений, учитывая качественное своеобразие познавательной и поведенческой деятельности умственно отсталых учащихся.

2. Опытно-экспериментальное исследование показало, что при использовании специальных приемов по коррекции отрицательных качеств личности, мотивов поведения, коррекции ценностных ориентиров и раскрепощения положительных качеств личности во внеурочное время, способствуют повышению эффективности учебного процесса по предупреждению правонарушений подростков с нарушением интеллекта и появлению способности к самостоятельной и адекватной самооценке. Они  стали проявлять терпимость по отношению к окружающим их людям, появилась способность отстаивать свою позицию в спорных для них вопросах с друзьями, одноклассниками, родителями, педагогами и т.д. Изменились ценностные ориентиры, они стали более устойчивыми, появились некоторые цели в жизни.

3. Исследования показали целесообразность обеспечения педагогического процесса, совокупностью комплексных условий, обеспечивающих позитивно-формирующее воздействие на умственно отсталого подростка, способствующего его социальному развитию в различных сферах его жизнедеятельности.

Поэтому, данные приемы при долгосрочном и целенаправленном применении дают положительные результаты по формированию у подростков социально-адекватных норм поведения. А социально-адекватные нормы поведения у несовершеннолетних с нарушением интеллекта и есть основа профилактики правонарушений.

 

 

Список литературы.

1. Артюхова И. С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Первое сентября, 2002. – 208 с.

2. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

3. Башкирова Ю. Эмоциональные сферы //Школьный психолог. – 2003 – 5 июня.

4. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме чёрного: Книга для родителей. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 32 с.

5. Богданова О. С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение, 1979. – 111 с.

6. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. – М.: 1982. – 45, 207 с.

7. Багажнокова И. М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология, 2004, № 3 – с. 51

8. Волков Б. С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

9. Воронова Е.В. Комплексные условия пропедевтики и коррекции отклоняющегося поведения у подростков. – Рязань. РГПУ., 2004. – 210-236 с.

10. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /под ред. М. И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

11. Внучков Ю. Искусство жить. – М.: Политиздат, 1989. – 288 с.

12. Вайзман Н. П. Психомоторика детей – олигофренов. – М., 1976. – 104 с.

13. Власова Т. А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. – 207 с.

14. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе./под ред. В. В. Воронковой – М.: Школа-пресс, 1994. – 15,124 с.

15. Гражданские права человека: современная теория и практика. /под ред. .М.: МИР, - 2006, 141 с.

16. Гонеев А. Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ. А. Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; /под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 212, 280 с.

17. Грабаров А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. – М., 1961. – 196 с.

18. Гарифуллин Р. Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

19. Долгобородова Н. П., Лялин Н. А., Пик И. Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. – М., 1968. – 144 с.

20. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1981. – 22 с. 

21. Ерёменко И. Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. – 198 с.

22. Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л. Для тебя и о тебе: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

23. Захаров Н. П. Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости. – М.: ДеЛи принт, 2004. – 288 с.

24. Зюбин Л. М. Психолгия воспитания: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 96 с.

25. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.

26. Зюзько М. В. 5 шагов к себе: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992. – 173 с.

27. Забрамная С. Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. – 111 с.

28. Забрамная С. Д., Шостак Б. И., Пикулин С. Д., Безрукова Е. А. Отбор детей во вспомогательные школы. – М., 1971. – 96 с.

29. Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей./под ред. М. Н. Перовой – М., 1984. – 214 с.

30. Игры – обучение, тренинг, досуг… /под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

31. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1992 с. 8-28.

32. Конин Н.М. Административное право. М., 2005. – 12 с.

33. Коломинский Н. А. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1978. – 87 с.

34. Корабейников И. А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М., 2002. – 191 с.

35. Коррекционная педагогика. // «Педагогическое образование» Кукушина В.С. – Ростов-на-Дону, Март, 2002 – 304 с.

36. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001. – 96 с.

37. Каминер А. М., Майорова Е. А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодёжи: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 83 с.

38. Катаева-Венгер А. А. Трудный возраст: подростки сегодня. Пособие для учителя и родителей. – М.: Школьная пресса, 2002. – 112 с.

39. Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.

40. Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003. – 136 с.

41. Клейнберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособия для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.

42. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся.– М.: Народное образование, 1994.–144 с.

43. Литвак О. Я. Право на полноценную жизнь: Международное и Российское законодательство о правах особого ребёнка. - Иваново, 2003. – 216 с.

44. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.

45. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

46. Михайловская И. Б., Вершинина Г. В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.

47. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001. – 10 с.

48. Морозова Г.Н. Формирование познавательных процессов у аномальных детей. – М., 1969.– 9 с.

49. Макаренко А. С. Педагогические сочинения Т. 3. – М., 1990 с. 158.

50. Натанзон. Э. Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.

51. Опыт учебно–воспитательной работы во вспомогательной школе./под ред. Н. Ф. Кузьминой – Сыромятниковой. – М., 1963. – 80 с.

52. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития /под ред. Б.П. Пузанова. – М.Академия: 2003 - 55, 272 с.

53. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы./ под ред. Ж. И. Шиф – М., 1965. – 198 с.

54. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

55. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.

56. Панков Д. Д. И др. Медицинские и психологические проблемы школьников-подростков: Разговор учителя с врачом. – М.: АПК и ПРО, 2001. – 239 с.

57. Петрынин А. Г., Григорова В. К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективного творческого воспитания: Учебное пособие. – М., 2002. – 132 с.

58. Психолого-педагогическая диагностика./под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия. – 2003. – 155-156 с.

59. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: Метод. разработки занятий. – М.: Новая школа, 1993. – 49 с.

60. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста: Метод. разработки занятий социально-психологического тренинга. – М.: Новая школа, 1993. – 47 с.

61. Прутченков А. С. Школа жизни. Метод. разработки социально-психологических тренингов. – М.: Новая цивилизация, 2000. – 192 с.

62. Певзнер М. С. Дети – олигофрены. – М., 1959. – 486 с.

63. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2004. – 30-156, 160 с.

64. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. – М. Педагогика: 1968.

65. Программы специальной (коррекционной) школы 8-го вида. 5-9 класс /под ред. Воронковой - М. Владос: СПб., 2001 – 69-84 с.

66. Процкая Т. И. Из опыта работы воспитателя вспомогательной школы. – М., 1984. – 176 с.

67. Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. – М., 2003. – 272 с.

68. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника.– М., 1970. – 199 с.

69. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского - М.: Академия:, 2003 - 464 с.

70. Смирновская З.Н. Коррекционно-развивающее направление обучения и воспитания умственно отсталого ребенка /под ред. М.Н. Перовой - М., 1987. – 35 с.

71. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб., 2001 – 112 с.

72. Смирнова А. Н. Коррекционно–воспитательная работа учителя  вспомогательной школы. – М., 1965. – 140 с.

73. Справочник врача-психиатра./ под ред. Т. С. Кононова. - Киев, 1990. – 352 с.

74. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. / под ред. С. Ю. Циркина. – СПб., 2001. – 750 с.

75. Стаденко Н. М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1980. – 143 с.

76. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000. – 208 с.

77. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. – М.: Академия, 1996. – 320 с.

78. Тиганов А. С. Патология психического развития.– М.,2000.,–75 с.

79. Трофимова Н.М., Руванова С.П. Основы специальной педагогики и психологии. – СПб., Питер: 2005. - 304 с.

80. Умеете ли Вы общаться?: Кн. для учащихся /И. Н. Горелов, В. Ф. Итников, М. В. Зюзько, Л. А. Шкатова. – М.: Просвещение, 1991. – 144 с.

81. Харченко В. К. Поведение от реального к идеальному. – Белгород: Изд-во Белгородск. гос. ун-та, 2005. – 197 с.

82. Фрейеров О. Е. Лёгкие степени олигофрении. М., 1964. – 224 с.

83. Шевченко С. Г. Коррекционно–развивающее обучение. Организационно–педагогические аспекты. – М., 2001. – 136 с.

84. Шипицына Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. - СПб. Речь., 2005, - 12-22, 77 с.

85. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2001. – 94 с.

86. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М.: МГУ В.И. Ленина, 1992. – 3 – 16 с.

 

Варианты поведения.                  Приложение 1

 

 

Классификация правонарушений                                            Схема 2

 

 

 

 


указаны в уголовном кодексе РФ

 

административные

 

гражданские

 

дисциплинарные

 

материальные

 

процессуальные

 

                                                                                                   

Приложение 2                                                                                          

Характеристика группы испытуемых.

 

 

 


Общий анамнез

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 252.