Структура приемов по коррекции нарушенного поведения умственно отсталых подростков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Что понимается под нарушенным (девиантным) поведением? В широком смысле – все формы отклонений в поведении человека от установленных в его социальной группе норм (социальных норм, психических реакций, правовых норм и т.д.);

В узком смысле нарушенное поведение сводится к тем нарушениям поведения, которые несут в себе заряд асоциальности, осуждаются обществом и влекут определённые меры воздействия на подростков пьянство, наркомания, преступности (противоправность) и т.д.

Поэтому основной задачей решения данной проблемы по профилактике поведения подростков являются меры по предупреждению девиации и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция [13.c,207].

Коррекция нарушенного поведения является комплексом социально-педагогическим и психологическим взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х годах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапевтические [31, с. 55-58].

Педагогические методы:

1. Метод общественного влияния (коррекция активно-волевых дефектов, коррекция страхов, метод игнорирования, метод культуры здорового смеха, коррекция навязчивых мыслей и действий, коррекция бродяжничества, самокоррекция).

2. Специальные или частнопедагогические методы (коррекция недостатков поведения, коррекция нервного характера)

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы:

1. Внушение и самовнушение.

2. Метод убеждения.

3. Психоанализ.

В основу премов легло положение гуманистического подхода, а так же общедидактические и специальные принципы в педагогике: принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; единство диагностики, коррекции и развития; единство возрастно-психологического и индивидуального в развитии; создание зоны ближайшего развития; тренировка уже имеющихся способностей; деятельностный принцип осуществления коррекции; нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи; понимание и сочувствие; учёт объёма и степени разнообразия материала и др.

Гуманистический подход развития исходит из признания любого ученика – человеческой личностью. К этому относится концепция личностно-ориентировпнного обучения и воспитания подростка, равивает его положительные личнотсные качества, несущие пользу ему самому и обществу.

Ученые призывают педагогов, к тому, что таких побростков следует сначала узнать в действительности, со всеми их слабостями и достоинствами, а затем предъявлять определенные требования. Специалисты работающие с проблемными подростками должны иметь представления о том, какими они бывают в семье, среди сверстников, в социуме и наедине с самим собой.

Цель этих подходов не подавлять подростка, а создать вокруг него атмосферу принятия, что способствует уменьшению в поведении неадекватной (защитной) реакции до минимума. Поэтому профилактика нарушенного поведения предполагает нейтрализацию прямых и косвенных асоциальных влияний на умственно отсталого подростка со стороны ближайшего круга общения [34.c,191]. Профилактическая работа может проходить по трем этапам:

1. комплексно воздействовать на формирование устойчивых, положотельных форм поведения подростка;

2. подростки относящиеся к пограничному уровню нарушенного поведения (которые нарушают общественные нормы поведения, но это еще не стало стериотипом поведения);

3. профилактика рецедивов в пртивоправных поступках.

Эта профилактика реализуется на школьном уровне, в виде: информационно-просветительской работы; формирования положительных, адекватных личностных установок; психическо-педагогическая и медико-социальная поддержки.

Таким образом, осознание подростком своих поступков должно осуществляться не только через внешний мир, но и через самого себя, через свои ощущения, представления, чувства.

Основой работой с умственно отсталыми подростками должна стать методика, направленная на  коррекцию нарушенного поведения (девианта).

Что понимается под коррекцией? Коррекция (лат. correctio)  поправка, частичное исправление или изменение – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков в поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Основная задача психологического воздействия состоит в том, чтобы при недостаточном развитии подростка с органическим поражением ЦНС сформировать у него определенные психологические качества [42.c,144].

В то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса. В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность умственно отсталого подростка с отклонениями в поведении. Она направлена как на изменение познавательных способностей, улучшение индивидуальных личностных качеств. Следует отметить, что учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у подростков.

Однако, как свидетельствует статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности подростка с нарушением интеллекта. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения учебной программы, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростов). Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.

Таким образом, образовательно-коррекционная деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятельности, проявляющуюся в выполнении учебных заданий, но и внутреннюю, выражающуюся в отношении учащихся к учебному предмету вообще и в школе в частности.

Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др.

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что подросткам с проблемами в поведении предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, и наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения [47.c,10].

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку не только свободы выбора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки, определённых эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельности формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстетических требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формирует основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиантного поведения подростков.

А.Д. Гонеев отмечает, что «сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осуществимыми» [17, с. 280].

Исходя из вышесказанного, профилактика правонарушений подростков с органическим поражением ЦНС заключается не только в просветительной работе о противоправных проступках на уроках, а в основном коррекционно-воспитательной работе по предупреждению нарушенного поведения подростков как результат правонарушений. Поэтому, цель приемов заключается в коррекции нарушенного поведения умственно отсталых подростков.

Реализуемые задачи в экспериментальной работе:

ü коррекция отрицательных качеств личности, их мотивов, целей, поведения, ценностных ориентиров;

ü восстановление и раскрепощение положительных качеств личности;

ü вовлечение в коллективную деятельность;

ü развитие стремления компенсировать недостаток и реализовать себя в социальной среде.

Принципы организации работы в группе.

1. Принцип учёта психофизиологических особенностей подростков.

2. Принцип доверительного стиля и искренности в общении.

3. Принцип безоценочного отношения участников друг к другу.

4. Принцип стимулирования самостоятельных выводов и выборов.

5. Принцип «обратной связи».

6. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет ограничить групповую дискуссию событиями, происходящими в данной группе и в данный момент).

7. Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).

8. Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состояния).

9. Принцип доверительности.

10. Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в группе за её пределами).

11. Принцип «Стоп!» (даёт право члену группы не отвечать на какой-либо вопрос или не участвовать в работе).

Предлагаемые приемы предназначены для работы с умственно отсталыми подростками имеющие некоторые нарушения в поведении. Она состоит из 13 заданий.

Основные этапы организации работы:

1. Предварительный этап:

- ознакомление с запросом учителя, родителя на реабилитационную и абилитационную работу;

- наблюдение, беседа с учениками.

2. Этап первичной диагностики:

- диагностика по методикам.

3. Этап реализации коррекционно-развивающих мероприятий: беседы; проблемно-ориентированные тренинги; упражнения по саморегуляции;

4. Заключительный этап:

- итоговая диагностика подростков;

Структура занятия:

Каждое занятие имеет 4 этапа:

Первый этап – разминка 10 минут. Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе атмосферы доверия.

Второй этап – основной. Его продолжительность – 20-25 минут. Цель: данный этап занятия направлена на решение задач, поставленных в данной программе.

Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в методике и практическая часть, состоящая из упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного состояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.

Третий этап – заключительный  5-10 минут. Цель последнего этапа: подведение итогов работы. Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания.

Четвертый этап не обязательный, но возможный элемент – получение домашнего задания.

Общее в организации занятий.

Из-за необходимости адаптации занятий к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие имело логически завершённую структуру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.

Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что интересного произошло в их жизни и т. п.

Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделить время на рефлексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).

Во время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рекомендуется использовать игры-разминки. В ходе проведения занятий ведущий должен чётко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении.

Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (ведущему) необходимо встретиться с будущими участниками. В доступной для учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно оговорить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече нужно у будущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным нагрузкам. Оговаривается и периодичность дальнейших встреч[61.c,192], (приложение 5).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 261.