НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ ОБЩАЯ ХАР-КА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налог. сист. – совокупн. налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке. Она начала склад в 1992 г. Цель налоговой системы: создание усл. д/эффективных воспроизводственных процессов в народном хоз-ве РФ, создание предпосылок д/решения социальн. проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах, создание усл. д/осущ-ния внешнеэкономич. деят-ти. Налог. сист. вкл. в себя: установление прав и обязанностей налогоплат-ков, установление прав и обязанностей налог. органов, устан-ние объектов налогообложения, постановку на учет налогоплат-ков и присвоение им идентификационного номера, установление налогов и льгот, установление стр-ры налог. органов. Налог. сист. строится на принципах всеобщности, определенности, удобства, обязательности, соц. справедливости, стабильности, эфф-ти и гласности. Принцип всеобщности предполаг., что все источники дох. д. облагаться налогами (за нек-рым исключением, опред-ным в налог. законод-ве). Нал. система Р. вкл. след. эл-ты: взаимосогласованная совокупн. налогов, сборов и платежей, исп. в той или иной стране для финан-ния госуд-ного бюджета и внебюджетн. фондов; сист. зак-ов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налог. платежей. В завис от хар-ра гос устройства нал. сист. м. вкл. федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальн. образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Законод-во, регулирующее взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налог. в бюджет, в настоящее время вкл. 3 категории норматив. актов различного статуса: 1) группа зак-ов, регулирующих осн. положения в процессе взаимодействия налогоплат-ков и гос-ва (в лице налог. органов) по поводу уплаты налогов. (центр. эл-том явл НК РФ). 2) группа зак-в субъектов РФ, к-рые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативн. акты, к-рые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральн. налогам в части, предусмотренной федер. законод-вом (напр., ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в дох. бюджета субъекта Федер., и дополнит. льготы по данному налогу). 3) В-третьих, это группа подзаконных норматив. актов. Эта группа вкл инструкции нал службы и Мин-ва финансов, детально описывающие предусмотренный закон-вом порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые фин органами субъектов Федерац., определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов. Стр-ра нал. сист. м. рассм с т.зр: соотношения прямых и косвен. налогов; распределения налог. нагрузки на физ и юр лиц; роли отдельных налогов в формировании общей величины дох. бюджет. сист.; распределения налог. дох. м/д уровнями бюджетн. сист. (налог. дох. фед. бюджета, нал. дох. бюджетов субъектов Федерации, нал доходы местных бюджетов).

Принципы налогообложения . Принципы установления налогов: 1) принцип равенства, предпол., что все граждане обязаны платить законно установлен. налоги и запрещают дискреминацию налогопл-ка; 2) принцип законности в соотв. с кот-ым налоги устанавлив. т. путем принятия спец. закона и только высшим представительным органом гос. власти (т.е. парламентом); 3) принцип обоснованности, в соотв. с кот-ым налоги не м.б. произвольными, не д. нарушать единое экономич. пространство РФ и не д. препятствовать реализации налогоплат-ка своих прав; 4) принцип полноты в соответ. с кот-ым в Налогом з-не д.б. установлены все эл-ты налогов, а именно объект обложения налогоплательщ., ставка, налог. период, сроки уплаты и бюджет в кот-ом налог д. поступить.Нарушение эл-та налог счит. неустановленным; 5) принцип призункции невиновности. налогоплат. не обязан док-ть свою не виновность в совершении нал правонарушения, док-ть его вину обязаны контролир органы законными способами.

Классификация налогов: Прямые и косвенные налоги, их соотношение. 1 По источнику уплаты: прямые налоги, уплачив за счет собствен. ср-в налогоплат-ка; косвенные налоги уплачив. за счет ср-в получаемых от потребителей продукции налогоплат-ка. 2 По уровню бюджета: Налоги с юр и физ лиц, федер, областные, мест налоги и сборы. фед налоги устанавл. и вводятся в действие фед. з-нами и дейст. на всей терр РФ. К ним относят: НДФЛ, НДС, налог на приб. орг-ции, акцизы, налог на добычу полезн. ископаемых, водый налог, гос. пошлина, сбор за пользование объектами живот мира (охота); регион налоги устанавлив. фед. законом, а вводятся в действие з-ом субъекта РФ. К ним относят: налог на имущ. орган-ий, трансп налог, налог на игор бизнес; мест налоги устанавл. фед. з-ом и вводятся в действие нормативн. актом органом местного самоуправления. Относят: налог на имущ-во физ. лиц, зем налог.

Понятие налога и его элементы Налог – обязательный индивид. безвозмездн. платеж взимаемый с установлен. лиц в форме отчуждения от части их имущ-ва д/финн. обеспечения деят-ти гос-ва. Сбор – обяз. платеж уплата которого явл. одним из условий совершения в интересах плательщика юрид. и значимых действий включая сдачу док-тов. Выдел. 2 осн. фун-ции налогов: 1) фискальная, в процессе ее реализ. формируется доходная часть бюджетов различных уровней (федеральн.); 2) регулирующая, с ее помощью гос-во оказывает влияние на различные социально-экономич. процессы.

Права и обязанности Фед налог службы РФ и налогоплательщиков. Налог. органы-предст. собой един. централизованную сист. инспекционных органов гос. упр-я обеспечивающих полноту и своевременность исчисления и уплаты налогов. Налог. органы имеют право: проводить налог. проверки; право требовать у налогоплат-ка док-ов связ. с исчислением и уплатой налогов; приостанавлив. операции по счетам налогоплат. кред. учреждения на срок до 30 дн.; проводить осмотр имущ-ва, в т.ч. и помещений используемых д/получения дохода; изменять срок уплаты налога. Обяз-ти налоговых органов: контролировать и самим соблюдать налоговое законод-во; обеспечивать налоговую тайну к которой относится любая инфор-ия о налогопл-ке за исключен. ИНН, его название, размеры устанав. капитал, место нахождения, информац. о нарушении нал. закон-ва; вести учет налогоплат-ов; вести учет поступающих налогов; обеспечивать своевремен. возврат излишних уплаченных или излишне изысканных налогов, пеней, штрафов; вручать налогоплат. по результ. налоговых проверок 3 док-та: копия акта проверки, копия решения по факту, требов. об уплате налога и пени. Налогоплат-щик – юр. и физ лица на кот-ых налоговым з-ом возложена обязанность своевременно и в полном объеме платить налоги в случае возникновения у них объектов налогооблажения. Права налогоплат-ка: присутствовать при проведен. выездной налог. проверке; представл. свои интересы (лично, или по доверенности); пользоваться налог. льготами; требовать от налог. органов соблюдения налог. закон-ва; не выполнять не законные требования налог. органов; требовать возмещения ущерба нанесенного незаконными действиями налог. органов; получать от налог. органов акт проверки, решение по акту и требов. по уплате налогов(налог. орган обязан вручить док. а налогоплат. получить их). Обяз-ти налог-ка: уплата законно-установлен. налогов; встать на налоговый учет(регитсрация, ИНН);вести учет своих дох., расх., объектов обложения; обеспечивать сохранность док-ов бухг. и налог. учета в течен. 4 лет; сообщать в налог. орган о послед. событиях: о принятии решения о ликвидации орган-ии в теч. 5 дн; о созд. филиала ли представительства в теч. 30 дн.; об участии в деят-ти др. орг-ций в теч. 30 дн. и в случае изменения местонахождения в теч. 3 дн.

Налог. контроль-установлен. законод. совок. способов деят-ти компетентных органов обеспеч. соблюдение налог. зак-ва.Виды налог. контроля: 1 По проверяемому периоду: оператив нал контроль, предст собой проверку отражения в учете налогоплат. конкретн. хоз-ые опрерации; периодический налог. контроль, в этом случ проверяется отражение всех опрераций налогоплат. за опред. налогов., отчетн. период. 2 По источникам инфор-ции: документальный нал. контроль, проверка на основании дан. содержащих в док-тах бух. и налог. учета налогоплат.; фактич. нал. контроль, проверка провод. на основ. дан. проверяющими в процессе осущ. спец. мероприят. нал. контроля (инвентариз. имущ-ва налогоплат., осмотр его помещений, показания свидетелей, контрольн. закупка, контр. взвешивание, проведение встречн. проверок). Осн формой осущ. налог. контроля явл. осущ. проведен. налог. проверок, право осущ. кот-е имеют только нал. органы.

Налог. правонарушен.- виновное, противоправное деяние выражающееся в не надлежащем исполн. налог. обяз. за совершен. кот-го установлена налог. отв-ть. Налог. отв-ть – применен. спец. финн. санкций к лицам виновным в совершен. налогового правонарушения уполномоченными органами. Д/применения налоговой ответствен. д. б. совокупные 3-х оснований: 1 юридическое основание т.е.д. существовать налогов. зак-н за нарушение норм кот-го установлено конкретная налогов. отв-ть; 2 фактическое основание т.е налогоплат-к д. совершить действия прямозапрещенные налоговым з-ном; 3 процессуальное обоснование, противоправные действ. налогоплат. д.б. зафиксированы уполномочены должностным лицом налогового органа и в установленной форме. Если хотя бы 1 не соблюдено, то использ. налогов. отв-ть не вправе. Усл. привлечения к налогов. отв-ти: 1) привлечь к налог. отв-ти возможно только в порядке установлен. НК в РФ; 2) запрещено дважды привлекать к налог. отв-ти за одно и то же нарушение; 3) применять налог. отв-ть к юр. лицу возможно только в том случае если его действия не содержат признаков налогового преступления; 4)привлечение юр. лица к налог. отв-ти не освобождает его должностных лиц от др. видов отв-ти; 5) привлечение к отв-ти не осовбождает от обязан. заплатить налог; 6) действует презульция невиновности. Основной формой осущ-я налогов. отв-ти явл. презентаты налоговых проверок.

Определение цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения в соответствии со ст. 40 Налогового кодекса РФ. Для целей налогообложения принимается цена товар., работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполаг., что эта цена соответствует ур. рыноч. цен. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых эк (комм) условиях. Рыночная цена опред с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);потерей товарами качества или иных потреб свойств;истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.