Сущность и функции денег. Эволюция денег и демонетизация золота и дематериализация денег.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФИНАСЫ И КРЕДИТ

Бумажные и кредитные деньги, их сущность и отличие.

Различают бумажные деньги и кредитные деньги.

Бумажные деньги - денежные знаки (знаки стоимости), наделенные принудительным курсом (номиналом), обычно неразменные на металл, которые являются знаками золота и серебра, и являются законченной формой знака стоимости. Сущность бумажных денег как законченной формы знака стоимости в том, что неполноценные деньги и не имеют самостоятельной стоимости, а приобретают представительскую стоимость лишь в процессе обращения и устанавливаемый государством принудительный курс (номинал) имеет значение только в пределах данной страны. Поскольку бумажные деньги не имеют собственной стоимости, они не могут самостоятельно выполнять функцию меры стоимости, сокровищ и мировых денег. Но они всегда выполняют функцию средства обращения и платежа.

Бумажные деньги  появились как заместители находившихся в обращении золотых монет. В России с 1769 г. право выпуска бумажных денег принадлежит государству. Особенностями свойствами бумажных денег являются их неустойчивость и обесценение?, которые могут быть вызваны следующими причинами:

1. Избыточный выпуск денег в обращение.

2. Бумажные деньги обесцениваются вплоть до отказа принимать их в платежи по номиналу, в случае потери доверия населения к правительству.

3. Неблагоприятный платежный баланс.

4. Падение курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Обесценение денег - это нарушение специфического закона бумажно-денежного обращения. Выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно бы обращалось символически представленное золото. Эмитентами бумажных денег являются либо государство, либо ЦБ. В первом случае государство прямо использует выпуск бумажных денег для покрытия своих расходов, во втором случае оно это делает косвенно, т.е. ЦБ выпускает неразменные банкноты и предоставляет их на свои бюджетные расходы. Разность между номинальной стоимостью бумажных денег и стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход государства, что является существенной частью государственных доходов.

 Свойства кредитных денег? При простом товарном производстве обращение было отделено от производства, что характеризовалось формулой Т-Д-Т; капиталистический способ производства характеризуется формулой Д-Т-Д. Кредитные деньги вырастают не из обращения как товар - деньги, а из производства, из кругооборота капитала. Появление кредитных денег связано с функцией денег как средства платежа, где деньги являются обязательством, которое должно быть погашено через определенный срок действительными деньгами. Изначальное экономическое назначение этих денег - сделать денежный оборот более эластичным, способным отражать потребности товарооборота в наличных деньгах, поскольку кредитные деньги стали выражать отношение денежного капитала (Д-Т-Д), поэтому денежный капитал стал выступать в форме кредитных денег.

Кредитные деньги - это бумажные знаки стоимости, возникшие взамен золота на основе кредита. В отличие от бумажных денег - это не только знак золота, но и кредита, следовательно, они отражают движение ссудного капитала между кредитором и заемщиком.

Его экономическое значение

Виды инфляции : в зависимости от темпов роста цен различают инфляцию следующих видов (ползучая, рост цен 3-10 % в год; галопирующая, рост цен 20-100% и до 200%; гиперинфляция, рост цен более 1000 %);  зависимости от причин - инфляция спроса и инфляция предложения.

Инфляция спроса – спрос на товары превышает предложение (много денег), производство не удовлетворяет потребности. Следствие – рост цен. Обусловлена: милитаризацией экономики; дефицитом бюджета и ростом государственного долга - дефицит покрывается эмиссией денег, государственными займами; кредитной экспансией банков – увеличение кредитных орудий обращения; притоком иностранной валюты, т.е. увеличением денежной массы без увеличения объема товаров.

Инфляция издержек производства (предложения). – расходы на производство возрастают быстрыми темпами под влиянием специфики развития производства, деятельности государства, политики профсоюзов. Повышение издержек производства ведет к росту цен. Причины: снижение производительности труда; расширение сферы услуг – рост оплаты труда, рост цен на услуги; рост заработной платы; высокие косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины) – это ценообразующин факторы, используемые государством для наполнения доходами бюджета. Итог – рост цен.

Социально-экономические последствия инфляции . Главное социальное последствие – перераспределение богатства и дохода. Перераспределение ВВП и НД происходит между: разными сферами производства, отраслями хозяйства, регионами страны; населением и государством – инфляционный налог; между дебиторами и кредиторами, слоями и классами населения.

Экономические последствия: снижение объема производства (неясны перспективы развития); перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции (быстрее оборот, больше прибыли, легче уклониться от налогов); расширение спекуляции, ограничение кредитных операций (никто не верит в долг), обесценивание финансовых ресурсов государства.

Главная цель – сделать инфляцию управляемой.

Цели и функции центрального банка. Цели проведения денежно-кредитной политики. Объекты денежно-кредитного регулирования. Методы проведения денежно-кредитной политики (прямые и косвенные, общие и селективные). Основные инструменты проведения денежно-кредитной политики. Влияние кредитно-денежного регулирования на состояние денежного оборота экономики.

ЦБ РФ является юридическим лицом, однако не регистрируется в налоговых органах и освобождается от уплаты налогов. Как юридическое лицо ЦБ РФ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, но получение прибыли не является целью деятельности ЦБ. Банк России самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависит от органов государственного управления, однако подотчетен Государственной Думе.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются:

1) обеспечение устойчивости национальной валюты;

2) укрепление и развитие банковской системы;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Функции ЦБ РФ:

1) по организации и регулированию денежно-кредитной политики;

2) по обслуживанию счетов правительства (бюджетов);

3) по банковскому обслуживанию коммерческих банков;

4) по надзору и контролю за деятельностью коммерческих банков;

5) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль.

Бюджетное устройство России. Бюджетная классификация РФ.

Бюджетная система страны и ее структура. Трехуровневое построение бюджетной системы. Принципы организации бюджетной системы страны. Роль и назначение бюджетной классификации Российской Федерации. Объекты бюджетной классификации. Бюджетный процесс в Российской Федерации и его организация.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Трехуровневое построение основано на Конституции РФ Закона “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ” и конституциях республик в составе РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом:

1 уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2 уровень – региональные бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3 уровень – местные бюджеты (муниципальных образований: районов, городов).

Помимо этих бюджетов в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (ПФ, ФСС, ГФЗН, ФОМС).

Согласно Бюджетному Кодексу принципы бюджетной системы сформулированы следующим образом:

1) единство бюджетной системы РФ (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единой социально-экономической и налоговой политикой);

2) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3)  самостоятельность бюджетов (наличие собственных источников доходов и правом определить направление их использования);

4) полноты отражения доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов (в каждом звене доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме);

5) сбалансированность бюджета (расходы = доходы и поступления);

6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;

7) общее покрытие расходов бюджетов (объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; нижестоящему бюджету для покрытия расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах - они называются регулирующие доходы);

8) гласность (публикации утвержденных бюджетов, а также отчетов об их исполнении, сводного отчета, консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территорий, а также бюджетного послания президента РФ);

9) достоверность бюджета (надежность показателей);

10) адресность и целевой характер бюджетных средств (финансирование определенных целей в адрес конкретных получателей).

Бюджетная классификация – группировка по однородным признакам бюджетных доходов и расходов, расположенных и зашифрованных в установленном порядке. Они классифицируются в целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов, а также их сопоставимости (роль?). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. В Федеральном законе “О бюджетной классификации” №115-Ф3 от 15.08.96г. отмечается, что БК включает:

· классификацию доходов бюджетов РФ;

· функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

· экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

· классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

· классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

· классификацию видов государственных внутренних долгов  РФ и субъектов РФ;

· классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

· ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Объекты бюджетной классификации? Доходы – напр. налоговые доходы, расходы бюджетов – напр. социальная политика, источники финансирования внутренних дефицитов – напр. государственные ц.б. и ,внешних дефицитов – напр. кредиты международных финансовых организаций.

Бюджетный процесс – совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.

Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования и прогнозирования.

1 этап: сводное финансовое планирование и прогнозирование. Система финансовых планов: перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы. Разрабатываются в Мин. эконом. развития и торговли РФ с участием Мин. фин. РФ на основе макроэкономических показателей.

2 этап : процесс составления проекта бюджета. Разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами по поручению правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.

3 этап: Рассмотрение и утверждение проекта бюджета Правительством и Государственной Думой;

4 этап: Исполнение бюджета – действия по мобилизации и использованию бюджетных средств;

5 этап: Контроль исполнения бюджета осуществляется представительными органами власти, Счетной Палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, финансовыми и налоговыми органами;

6 этап: анализ бюджета по окончании годового цикла и в ходе бюджетного года центральными и территориальными финансовыми органами.

 

По уровню защищенности?

Ведомственная классификация – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

1 уровень – перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому присвоен код.

2 уровень – классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации. Например: «содержание депутатов ГД и их помощников»: обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ, закупки вооружения и военной техники и др.

3 уровень – детализирует направление финансирования по целевым статьям. Например: «Денежное содержание членов Верховного Суда РФ»: эксплуатация и ремонт зданий и сооружений; информационное обеспечение и т. д.

Формы бюджетного финансирования. Используются для сбалансирования территориальных бюджетов.

Трансферты - средства, поступающие из федераль­ного и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной правительст­вом методике и формуле.

Дотации - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенцuя - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвоз­мездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на усло­виях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит- форма финансирования бюджетных расходов, которые предусматривают предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.

 

Внебюджетные фонды РФ.

Роль внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды - это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ.

В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на:

- централизованные или государственные - используются для решения общегосударственных задач, в составе: ПФ, ФСС, ФОМС, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд социальной поддержки населения и др.; Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

- децентрализованные формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач (фонды НИОКР, Фонд конверсии и др.).

Источники формирования внебюджетных фондов . Источник – НД, созданный трудоспособными гражданами и прошедший распределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

 1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных органов власти; За счет сумм ЕСН (взноса), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг); ЕСН=26%: ФОМС=2,8% (ФФОМС=0,8%, ТФОМС=2%), ФСС=3,2%, 20%- Федер.бюджет из них 14% на ОПС). 2) добровольные взносы юридиче­ских и физических лиц; 3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами-юридическими лицами; 4) другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами

Пенсионный фонд РФ создан в 1990 г. Деятельность регулируется Положением о Пенсионном фонде. ПФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ, является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

Средства ПРФ формируются за счет: страховых взносов работодателей и работающих; ассигнований из федерального бюджета; пени и финансовые санкции; добровольные взносы юр. и физ. лиц.

Ставки: 28% - для работодателей, 20,6% - для работодателей занятых в с/х, 5% - крестьянские хозяйства, 1% от дохода – работающие.

Функции ПФ:

 1) целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;

2) организация работы по взысканию с работодателей и гра­ждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3) капитализация средств фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

4) контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и ра­циональным расходованием его средств;

5) проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

6) разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

Направления расходования. Средства ПФ финансируют программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства ПРФ используются на выплаты государственных пенсий, выплату пособия для детей от 1,5 лет, оказание органами социальной защиты материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, предоставление льгот в части пенсий и др.)

Пенсионная реформа в РФ,

 

Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) в соответствии с Законом РСФСР “Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР” от 28.06.93г. созданы: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (субъектов РФ); Цель – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование осуществляется в 2 видах – обязательное и добровольное. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование устанавливается Правительством РФ и утверждается Федеральным Собранием РФ. В 1999 г. он установлен в размере 3,6% к величине начисленной оплаты труда, в том числе в фе­деральный фонд - 0,2%, в территориальные фонды - 3,4%.

Направления расходования.

Обязательное является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования (гарантируют оказание медицинской и лекарственной помощи : “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства). Всем гражданам выдается страховой полис.

Добровольное обеспечивает получение добровольных мед. услуг сверх установленных программами обязательного. Создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи.

Функции фондов медицинского страхования:

1.выбор медицинских учреждений для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования;

2. установление размеров страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию;

3.принятие участия в определении тарифов на ме­дицинские услуги;

4.контроль объема, сроков и качества ме­дицинской помощи в соответствии с условиями договоров;

5.защита интересов застрахованных.

В России источниками финансирования здравоохранения стали:

1) средства федерального, региональных и местных бюджетов;

2) средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйственных субъектов;

3) личные средства граждан;

4) безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования.

Фонд социального страхования (ФСС РФ) создан в 1990 г. в целях управления средствами государственного социального страхования. Функции:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при ро­ждении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

2) участие в разработке и реализации государственных про­грамм охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) разработка совместно с Министерством труда и социаль­ного развития Российской Федерации и Министерством финан­сов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

4) организация по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по ? социального страхования.

Функции кредита

1. Перераспределительная функция. В условиях рыночной экономики кредит перемещает денежный капитал (разные товарно-материальные ценности) из одних сфер хозяйственнрй деятельности в другие, обеспечивая последним более высокую прибыль. Этот перераспределительный процесс затрагивает не только стоимость валового продукта и национального дохода, но также и национального богатства в отдельные периоды.

Кредит выступает стихийным регулятором на макроэкономическом уровне, перераспределяя стоимость, временно высвобожденную между отраслями, территориями.

2. Функция экономии издержек обращения. Предприятие Нередко обращается к кредиту, чтобы обеспечить себя нужным количеством оборотных средств. В результате ускоряется оборачиваемость капитала у хозяйствующего субъекта. В целом обеспечивается экономия об­щих издержек обращения.

З. Функция замещения наличных денег кредитными. Кредит ускоряет не только товарное, но и денежное обращение, вытесняя из него наличные деньги. В сфере денежного обращения возникают такие кредитные инструменты, как векселя, чеки, кредитные карточки. В результате – ускоряется денежный оборот.

4. Функция ускорения концентрации капитала. Развитие производства сопровождается процессом концентрации капитала. Заемный капитал дает возможность предпринимателю расширить масштабы производства и дополнительную прибыль. Несмотря на необходимость платить проценты за кредит, привлечение капитала на условиях займа всегда выгодно. Сосредоточение капитала даже в небольших масштабах приносит положительные экономические результаты и в российских условиях.

5. Стимулирующая функция. Кредитные отношения, предпо­лагающие возврат временно позаимствованной стоимости с приращением в виде процента, побуждают заемщика к более рациональному использованию ссуды, к более рациональному ведению хозяйства при получении ссуды. Кредит не заставляет заемщика осуществлять инновации в форме внедрения в производство научных разработок и новых технологий. В целом кредитные отношения ускоряют научно-технический прогресс.

 

 Международный кредит – ссуда, предоставляемая государством, банками, юридическими и физическими лицами, международными экономическими организациями одних стран другим. функционирует на международном уровне.

Существует в форме коммерческого и банковского кредита, осуществляя движение ссудного капитала между странами.

Формы : Выпуск внешнего облигационного займа (еврооблигации) и от имени РФ и размещение внешних облигационные займов субъектов РФ (органов исполнительной власти г. Москва, С-Пб. И др.).

Г осударственными кредитами, предоставляемыми РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по ко­торым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед РФ как кредитором. Такие государственные кредиты формируют внешние активы РФ.

Внутренние кредиты. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать: бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия; юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями; органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов. Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.

Например, осенью 1999 г. администрация Санкт-Петербурга предоставила беспроцентный займ северо-запад­ному филиалу ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кре­дитованию». Средства выделили из бюджета Петербурга.

Формы: Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которые предусматривают предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Коммерческий кредит – ссуда, предоставляемый функционирующими, хозяйствующими субъектами друг другу при продаже товаров с рассрочкой платежа.

Банковский кредит – кредит, предоставляемый банками и другими денежными субъектами заемщикам в виде денежных ссуд для текущей инвестиционной деятельности, обеспечивается товарно-материальными, золото-валютными ценностями или ценными бумагами, долговыми обязательствами.

Потребительский кредит – действует при целевом кредитовании физических лиц в товарной или денежной формах.

Ипотечный кредит – долгосрочная ссуда, предоставляемая под залог недвижимости (земли, строений).

Государственный кредит – ссуда, предоставляемая государством или государству. Участие в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика (государственный долг).

Лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа лизингополучателем.

Факторинг – предоставление банками денежных средств клиентам в форме предоплаты их денежных требований к третьим лицам (переуступка прав требований), вытекающим из предоставления товаров, выполнения работ или оказания услуг.

 

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) являются некоммерческими организациями, действующие по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению клиентом пенсионного возраста. Свободные средства пенсионных фондов могут инвестироваться в финансовые активы, приносящие доходы.

Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет работнику предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника либо третьих лиц в его пользу. Оно осуществляется независимо от системы государственного пенсионного обеспечения.

Виды коммерческих банков

По организационно-правовой форме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные. Последний вид делится на два подвида: акционерные банки открытого типа и акционерные банки закрытого типа.

По степени специализации банки делятся на специализированные и универсальные.

Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг. В российской банковской системе преобладают универсальные банки. После кризиса 1998 г. банки стали стремиться расширить круг своих операций. Так, Сберегательный банк России, стал активно привлекать на обслуживание юридических лип. Тенденция к универсализации российских банков вполне объяснима. В условиях неустойчивости российского рынка она позволяет банкам покрывать потери, возникшие в одном сегменте деятельности, доходами, полученными в других.

Специализированные банки выбирают определенное направление деятельности:

1. ипотечные банки, которые занимаются выдачей кредитов под залог недвижимости;

 

2. сберегательные банки, которые представлены Сберегательным банком России; Занимает лидирующие позиции практически по всем показателям банковской деятельности – капиталу, вложениям в государственные бумаги и др. сохраняет тесные связи с государством. В настоящее время Банк России контролирует около 64% капитала Сбербанка, а в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» в банках, где доля государства в уставном капитале составляет более 50%, оно гарантирует сохранность и возврат вкладов физических лиц в порядке, предусмотренном федеральными законами. В настоящее время Сбербанк является универсальным как по кругу клиентуры, так и по характеру выполняемых операций.

 

 

3. инвестиционные банки, например Российский банк развития, решение о создании которого было принято в 1999 г.;

 

4. сельскохозяйственные

 

Расчетно-кассовые операции - ведение счетов юридических и физических лиц и осуществление расчетов по их поручению. Кассовое обслуживание предполагает, что банк выдает и принимает от клиента наличные деньги.

Гарантийные операции Банковская гарантия - банк берет на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить его кредитору (бенефицару) за своего клиента, если клиент не сделает это сам.

Трастовые (доверительные) операции по управлению средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами) клиента, осуществляемые банком от своего имени, но по поручению клиента и на основании договора с ним.

Трастовые услуги юридическим лицам - трастовые услуги для юридических лиц. Различают:  управление пенсионными фондами корпораций; участие в прибыли; выпуск облигаций; образование фондов погашения задолженности; выпуск обеспеченных ценных бумаг, хранящихся в банке на условиях траста.

Трастовые услуги для физических лиц. При персональном трасте собственность на имущество может переходить доверенному лицу. Различают: завещательный траст; безотзывный траст, оформляемый договором, по которому сторона-доверитель не может его расторгнуть и изъять назад доверенную собственность, кроме как с согласия бенефициара; отзывной траст, оформляемый договором, который может быть расторгнут доверителем в любой момент; краткосрочный траст, оформляемый договором на конкретное время с использованием доходов от активов, переданных в доверительное управление, на определенные цели.

Институциональные трастовые услуги - трастовые услуги, оказываемые:

- либо на основании договора между эмитентом долгосрочных долговых обязательств или залогодателем и юридическим лицом, управляющим этими обязательствами;

- либо на основании договора между юридическим лицом-собственником и трастовой компанией, предлагающей квалифицированные услуги по управлению собственностью и услуги типа мастер траст.

Факторинг - финансовая комиссионная операция, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой компании с целью: - незамедлительного получения большей части платежа; и - гарантии полного погашения задолженности; и - снижения расходов по ведению счетов.

Обычно клиентом является поставщик, уступающий факторинговой компании право получения платежа за поставленные товары или оказанные услуги. Факторинговая компания сразу оплачивает клиенту от 70 до 90% требований в виде кредита, а остаток (за вычетом процента за кредит и факторинговой комиссии за услуги) предоставляется после взыскания всего долга. Первоначально факторинг возник как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования.

Открытый факторинг – должник уведомлен о том, что поставщик переуступил требование посреднику. Должник производит платеж посреднику. Закрытый факторинг – должник не уведомлен, производит платеж поставщику.

Форфейтинг - форма кредитования экспорта банком (или финансовой компанией) путем покупки без оборота на продавца векселей и других долговых требований по внешнеторговым операциям);

В отличии от факторинговых компаний форфейтинговые предоставляют кредит на всю сумму предоставляемого товара. Они принимают на себя весь коммерческий риск неплатежа со стороны потребителя. В схеме форфейтинга участвует банк, который авалирует векселя, используемые для расчетов, т.е. он гарантирует оплату предоставляемого товара. Форфейтинговая компания предоставляет кредиты под средне- и долгосрочные договоры между поставщиком и потребителями.

Лизинг - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа лизингополучателем.

Финансовый лизинг - операция по специальному приобретению имущества в собственность и последующей сдачей его во временное владение и пользование на срок, приближающийся по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей стоимости имущества. В течение срока договора лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки. Фактически финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредитования.

Внешние займы.

 - задолженность перед официальными кредиторами – коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Большая часть – кредиты Парижского (20 государств) клуба.

- кредиты, предоставляемые коммерческими банками самостоятельно без государственных гарантий. Кредиты Лондонского (600 коммерческих банков) клуба.

- кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Междунаодный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития.

- кредиты, предоставленные западными коммерческими структурами (поставка товаров и оказание услуг).

- долги перед бывшими членами СЭВ (Венгрия, Чехия, Словакия)

- валютный долг российским предприятиям и банкам.

Формы долговых обязательств. Выпуск внешнего облигационного займа (еврооблигации) и от имени РФ и размещение внешних облигационные займов субъектов РФ (органов исполнительной власти г. Москва, С-Пб. И др.)

Государство как гарант

Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого РФ или субъект РФ – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе.

Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим (под эффективные инвестиционные проекты) лицам гарантий. Общая сумма гарантии РФ включается в состав государственного внутреннего долга, а в иностранной валюте – внешнего государственного долга.

Государство гарантирует: вклады населения в Сберегательный банк, на вклады а организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования, восстанавливаемые ценные бумаги (целевые долговые обязательства облигации Государственного внутреннего выигрышного займа, государственные казначейские обязательства СССР) – корректировка осуществляется при помощи коэффициента деноминации.

Государство как кредитор.

Основная сфера государственного кредитования – капиталовложения:

– финансирование сельского хозяйства;

– финансирование жилищного строительства;

– финансирование отраслей экономической и социальной инфраструктуры.

Институциональный инвестор - юридическое лицо, активно вкладывающее средства в акции и другие финансовые инструменты. Институциональными инвесторами являются: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, взаимные и благотворительные фонды.

Инвестиционный фонд - акционерное общество открытого типа, деятельность которого заключается: в привлечении средств за счет эмиссии акций и в инвестировании этих средств в банковские вклады, ценные бумаги государства и других эмитентов. В зависимости от типа инвесторов инвестиционные фонды делятся на специальные и публичные. Первые привлекают капитал только определенных групп институциональных инвесторов, а вторые доступны для любого вкладчика. Фонды подразделяются также по основным объектам вложений капитала. К наиболее крупным группам можно отнести фонды по управлению ценными бумагами и недвижимостью. С точки зрения расширения активов – открытые и закрытые. Первые могут без ограничений расширять число и размеры вкладов, поэтому у новых вкладчиков есть возможность покупки долей капитала фонда. У закрытых же такая возможность исключена.

Паевой инвестиционный фонд - инструмент коллективного инвестирования, который дает инвесторам возможность объединить свои сбережения (паи) под управлением профессиональной управляющей компании. По законодательству РФ существует два типа паевых фондов: открытые и интервальные. Данный фонд не является юридическим лицом. Доверительное управление им в интересах инвесторов осуществляет управляющая компания паевого инвестиционного фонда.

Согласно российскому законодательству ПИФ может быть открытым или интервальным. В открытом управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, не превышающий 15 дней с даты его предъявления. В интервальном – выкуп проводится не реже одного раза в год.

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая финансовая организация, действующая по сберегательно-накопительной схеме, когда размер пенсии пропорционален накопленной сумме, либо по принципу фиксированной выплаты пенсии по достижению клиентом пенсионного возраста. Свободные средства пенсионных фондов могут инвестироваться в финансовые активы, приносящие доходы.

Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет работнику предприятия или иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольных пенсионных или страховых взносов самого работника либо третьих лиц в его пользу. Оно осуществляется независимо от системы государственного пенсионного обеспечения.

 

Участники биржи

В торговле на бирже принимают участие представители членов биржи, имеющие «место» на бирже, а также штатные работники биржи. Члены биржи или их представители могут выступать на бирже в качестве брокера или дилера.

Брокер действует в качестве поверенного или комиссионера, т.е. он заключает сделку от имени клиента или от своего имени и за счет клиента.

Дилер осуществляет куплю-продажу ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам. Основная функция дилера - поддержание фондового рынка путем формирования цен.

Брокер или дилер могут действовать в качестве маркетмейкера, т.е. осуществлять поддержку постоянных котировок на покупку и продажу ценной бумаги в пределах минимального спрэда (разницы между ценой покупки и ценой продажи).

Участником торгов также является маклер. Это, как правило, штатный работник биржи, который ведет торг и оформляет сделки. Маклер должен соблюдать устав биржи и правила торговли на бирже. Все заключенные с участием маклера сделки регистрируются в специальном журнале или с помощью компьютера. После биржевой сессии участникам сделки вручаются маклерские записки или компьютерные распечатки, в которых отмечаются наименование, коли­чество и цена купленных или проданных ценных бумаг.

Организация торгов на бирже . Два основных способа проведения биржевых торгов:

1) Открытые аукционные торги, когда происходит непрерывное сопоставление цен на покупку и цен на продажу. Продавец постепенно снижает цену, а покупатель постепенно ее повышает. Сделка совершается тогда, когда цены покупателя продавца сходятся.

2) Торговля по заказам. Суть этого метода заключается в том, что брокеры оставляют маклерам письменные заявки на покупку и продажу с указанием цены и количества ценных бумаг. Все заказы с указанием времени поступления заказа заносятся в маклерскую книгу. В определенный момент времени прием заказов прекращается, после чего маклер сопоставляет все принятые заказы на покупку и продажу и производит оформление сделок. В настоящее время торговля по заказам осуществляется с использованием современной электронной техники. В зависимости от механизма организации биржевой торговли сделки совершаются на основе переговоров или записок.

Совершение сделок проходит четыре этапа:

1) само совершение сделки;

2) сверка параметров и заключение сделки;

З) клиринг (многосторонний клиринг);

4) исполнение сделки.

 

ФИНАСЫ И КРЕДИТ

Сущность и функции денег. Эволюция денег и демонетизация золота и дематериализация денег.

Эволюция форм стоимости. Деньги существовали так же давно, как и человеческая цивилизация. В процессе эволюции товарного обращения форму всеобщего эквивалента принимали самые разнообразные товары. Каждый хозяйственный уклад выдвигал собственный эквивалент. Для натурального хозяйства было характерно производство натуральных продуктов для собственного потребления, и обмен касался только излишков продукции.

Поэтому первое крупное разделение труда вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда. Эволюция обмена товаров предполагала и развитие форм стоимости.

Простая (случайная), где меновая стоимость колебалась во времени и пространстве. Однако уже здесь были заложены основы будущих денег. При данной форме стоимости топор являлся формой для выражения стоимости овцы и т.д.

Полная (развернутая) появилась с развитием производства, когда один товар уже встречался со многими товарами.

Когда товар стал главной целью производства, появилась 3-я всеобщая форма стоимости. Каждый производитель стремится получить товар, который нужен всем.

У каждого народа к тому времени уже появляется свой всеобщий эквивалент: на юге - это слоновая кость, на севере – изделия из железа. Но все эти товары не удовлетворяли требованиям товарного обращения. В результате развития товарного обмена всеобщим эквивалентом становится один товар, который и определил появление 4-ой формы стоимости – денежной, для которой характерно:

 1) один товар на протяжении длительного времени становится всеобщим эквивалентом; Сущность денег как всеобщего зквивалента проявляется в том, что с помощью денег определяется стоимость любого товара и обеспечивается обмен одних товаров на другие. Обладая свойством всеобщей непосредственной обмениваемости на все другие товары, деньги раз­решают заключенные в товаре противоречия и становятся самостоятельной экономической категорией.

2) натуральная форма товара срастается с его эквивалентной формой; С появлением денег экономические отношения в обществе усложнились. Натуральный обмен между производителями товаров был за­менен двумя самостоятельными актами: 1) Т-Д - реализация товара за деньги; 2) Д - Т - приобретение товара за деньги. В условиях ры­ночной экономики особенно трудным оказался первый акт - реализа­ция товара за деньги, поскольку преимущественное положение на рын­ке занимает покупатель. Приобретая или отвергая товар, он с помо­щью денег от имени общества контролирует количество, качество и ассортимент товаров. Товары, не соответствующие требованиям по­купателей, или остаются непроданными, или продаются по снижен­ным ценам. Производители несут соответствующие убытки. Подчи­няясь законам рынка, производители вынуждены сокращать производство ненужных товаров, улучшать их качество и разнообразить ассортимент. В этом прежде всего и проявляется активная роль денег и организация общественного производства.

3) для превращения товара в деньги необходимо:

- общее признание этого факта как покупателем, так и продавцом;

- наличие особых физических свойств у товара-эквивалента;

- длительное выполнение товаром роли всеобщего эквивалента.

Таким образом, деньги возникли стихийно и по своему происхождению это товар. На протяжении веков деньги изменялись, и на сегодня их состояние не является заключительной фазой.

Деньги по своему происхождению - это товар. Они также обладают двумя свойствами товара:

n потребительной стоимостью это способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека или общества;

n  меновой стоимостью, в широком смысле - способность товара или услуги обмениваться на другие товары или услуги.

Деньги - это особенный товар:

n кроме потребительной стоимости они обладают всеобщей потребительной стоимостью, поскольку с помощью денег человек может удовлетворить любую потребность;

n стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на рынке, тогда как стоимость обычного товара скрыта и проявляется только в момент покупки-продажи, т.е. если товар покупается, то труд, затраченный на его производство, признается обществом, становится общественно необходимым; следовательно, товар обладает стоимостью.

Вывод: деньги - это товар, особенность которого заключается в том, что:

-это стихийно (исторически) выделившийся за счет своих физических свойств товар;

-это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

-это товар, объединяющий в себе две экономические категории: потребительную стоимость и стоимость ( в отличии от других товаров).

Три основных свойства денег, раскрывающих их сущность. Деньги обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На них покупается любой товар; Деньги выражают меновую стоимость товара. Через них определяется цена товара, что позволяет количественно сравнивать разные по потребительной стоимости товары; Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-необходимого рабочего времени, заключенного в товаре.  

Функции денег в системе экономических отношений Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу содержания денег. Деньги выполняют следующие функции:

1-ая функция – деньги как мера стоимости характеризует способность денег измерять стоимость всех товаров. Сами деньги цены не имеют. Вместо нее они обладают покупательной способностью, которая выражается в абсолютном количестве товаров. Таким образом, цена любого товара измеряется определенным количеством денежных единиц. Однако для определения цены товара необходим масштаб цен. Он нужен для сравнения цен товаров.

Масштаб цен это определенный вес золота (или серебра), зафиксированный в качестве единицы измерения.

Таким образом, для сравнения цен государства устанавливали масштаб цен, т.е. то количество золота или серебра, которое принято в разных странах за денежную единицу. В связи с отменой золотого содержания на Ямайской валютной конференции, официальный масштаб цен утратил свою силу и в настоящее время заменен фиктивным (или фактическим), который складывается под влиянием спроса и предложения.

2-ая функцияденьги как средство обращения. Цена товара реализуется лишь при реальном обмене товара на деньги. Для выполнения данной функции деньги всегда должны быть в наличии, т.е. эту функцию могут выполнять только реально существующие деньги. Кроме того, эту функцию могут выполнять знаки стоимости – бумажные и кредитные деньги. Чтобы деньги выполняли функцию средства обращения необходимо соблюдение одного условия: движение денег и товара должно осуществляться одновременно, т.к. товарное обращение предполагает два самостоятельных акта:

товар – деньги и деньги – товар.

3-ая функция – деньги как средство платежа. В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги, поэтому возникает необходимость купли-продажи товаров в кредит. Характерными признаками этой функции является одностороннее движение денег, и наличие разрыва во времени. Операция купли-продажи выглядит следующим образом:

товар – долговое обязательство, долговое обязательство – деньги.

Здесь нет встречного движения денег и товара, и погашение долгового обязательства является завершающим этапом в процессе купли-продажи.

4-ая функция – деньги как средство накопления. Так как деньги – это воплощение богатства, то возникает стремление к их накоплению. Но функцию сокровища способны выполнять только полноценные и реальные деньги – золото и серебро, а также денежный металл: слитки и изделия из золота. Чтобы осуществить данную функцию необходимо, чтобы произошел разрыв в кругообороте денег и товаров.

Деньги в функции сокровищ стихийно регулируют денежное обращение. Современные деньги не могут выполнять функцию образования сокровищ, так как это знаки стоимости и собственной стоимости они не имеют и накопление их – это накопление права на определенную стоимость. Если количество бумажных денег превышает потребности экономики, то они обесцениваются и не могут выполнять функцию средства накопления.

5-ая функция мировые деньги, возникла в докапиталистические формы, но полное развитие получила с созданием мирового рынка. В 1867 г. Парижским соглашением золото было признано единственной формой мировых денег. Мировые деньги имеют следующее назначение:

1) служат всеобщим платежным средством;

2) служат всеобщим покупательным средством;

3) являются средством перенесения богатства из одной страны в другую.

Эволюция мировых денег повторила эволюцию национальных денег, т.е. вначале были слитки золота, затем золотые монеты, затем кредитные деньги, которые сменились международными платежными средствами.

Золото и серебро как 1 форма полноценных денег. Различные формы денег свидетельствуют о степени развития производства. Примитивные формы денег не обладали стоимостью. С развитием и распространением металлических денег укреплялась весовая система счета, и вскоре стали появляться слитки с особым знаком, удостоверяющим вес и состав. Из процесса функционирования металла в качестве денег постепенно развились металлические монеты. В роли денег выступали различные товары, но наиболее выгодными оказались драгоценные металлы: золото и серебро, т.к. они обладали теми качествами, которые необходимы для товара-эквивалента: портативность; делимость; сохранность.

Полноценные деньги - когда номинальная и реальная стоимость денег совпадает. Объективная возможность обращения заместителей действительных денег возникла из особенностей функции денег как средства обращения.

Свойства полноценных денег : 1) соответствие номинала реальной стоимости; 2) неподверженность обесценению; 3) возможность физического использования, как и любого другого товара. Они абсолютно ликвидны.

Заместители действительных денег - это неполноценные монеты, бумажные деньги, кредитные деньги, которые постепенно входили в обращение. Этот процесс был очень длительным и охватывал следующие этапы:

1 этап - стирание монет, в результате полноценная монета превращается в знак стоимости.

2 этап - сознательная порча металлических монет государственной властью, т.е. снижение их металлического содержания с целью получения чистого дохода в казну.

3 этап - выпуск казначейством бумажных денег с принудительным курсом, с получением эмиссионного дохода.

Бумажные деньги – представители действительных денег, изготовленные из специальной бумаги и выпускаемые государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов. Появление этих денег обусловлено особенностями функции денег как средства обращения. По сравнению с золотыми деньгами они имели ряд преимуществ: их легче хранить, они более удобны в расчетах при мелких сделках. Функции бумажных денег: средство обращения и средство платежа. Сущность в том, что они выступают знаками стоимости, выпускаемыми государством для покрытия дефицита бюджета, обычно они не разменны на золото и наделены господствующей властью принудительным курсом.

Кредитные деньги появились с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля-продажа стала осуществляться с рассрочкой платежа (в кредит). Изначально экономическое значение кредитных денег выражалось:

1. в создании эластичности денежного оборота, способности при необходимости расширяться и сужаться;

2. в экономии наличных (золотых) денег;

3. в развитии безналичных расчетов.

С развитием товарно-денежных отношений сущность кредитных денег претерпела изменения. В условиях господства капитала кредитные деньги выражают не взаимосвязь между товарами на рынке (Т-Д-Т), а отношение денежного капитала (Д-Т-Д). Денежный капитал стал выступать в форме кредитных денег. Свойства неполноценных денег?

Кредитные деньги – деньги, изготовленные на специальной бумаге, порожденные развитием кредитных связей и выражающие отношения между кредитором и заемщиком:

Вексель – письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте.

Чек – денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате его держателю обозначенной суммы.

Банкнота – кредитные деньги, бессрочное гарантийное обязательство, выпускаемые и гарантируемые центральным (государственным) банком.

Варрант – залоговое обязательство, складское свидетельство, удостоверяющее сдачу на хранение товаров на биржевой склад.

Облигация – ценная бумага, свидетельствующая о ссуде, которая может быть представлена на различных условиях государству или частным юридическим фирмам. Содержит обязательство погашения суммы займа в указанный срок и выплаты %.

Акция – ценная бумага, удостоверяющая право собственности владельца акции на определенную долю акционерного капитала и право его участия в прибыли (дивиденд).

Аккредитив – обязательство банка производить по поручению клиента и за его счет платежи физическому или юридическому лицу в пределах суммы и на условиях, указанных в поручении.

Электронные деньги – деньги, используемые для перевода между кредитными организациями в форме электронных сигналов.

Кредитные карточки – деньги, выпущенные кредитными учреждениями при наличии счета клиента с нанесенной на ней микросхемой для покупки товаров в розничной сети или получения наличных денег в банкоматах.

Результат эволюции денег. Демонетизация –уход золота из обращения По мере развития товарного обмена полноценные деньги превращаются в знаки стоимости. По мере развития денежной системы бумажные и кредитные деньги, функционирующие внутри страны и выполняющие функции средства обращения и платежа, перестают размениваться на золото. В международных торговых отношениях также валюты ведущих стран мира, и, в первую очередь, доллар США, стали функционировать как международное платежное, покупательное и резервное средство. Золотые запасы при этом выполняют роль ликвидных активов для получения резервных валют и др. Средств международных расчетов.

Отход от металлического базиса - одна сторона эволюции денег, другая - тенденция к сохранению сросшегося с золотом всеобщего эквивалента. Драгоценный металл продолжает играть роль денег в функции сокровища в качестве страхового фонда Процесс дематериализации денег пришел к завершению с появлением безналичных денег, которые определяются в виде записи по банковским счетам.

   

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 307.