Деятели культуры эпохи Возрождения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Область культуры Деятель культуры Основные произведения, идеи

Задание № 8.

1. В средневековом тракте «Семь свободных искусств» говорилось:

«Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторики, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку».

2. Проанализировав этот отрывок, охарактеризуйте развитие образования в эпоху Средневековья.

Задание № 9.  Письменно ответьте на вопросы.

1. Какое значение в эпоху Возрождения придавалось чело­веческой личности?

2. Какие требования к ней предъявлялись?

3. Чем такое отношение к личности отличалось от средневеково­го?

4. Какой была «обратная» сторона индивидуализма?

5. Считаете ли вы появление индивидуализма положительным результатом развития духовной жизни Европы?

ТЕМА 4. ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Практическое занятие № 8

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КРЕЩЕНИЕ РУСИ: ПРИЧИНЫ, ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ, ЗНАЧЕНИЕ

Цель: -развитие способности осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления, связанные с созданием и становлением государства Киевская Русь.

Виды деятельности:

– характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований;

– раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства;

– объяснение и применение в историческом контексте понятий «князь», «дружина», «государство».

– актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах;

– оценка значения принятия христианства на Руси.

 

Ход работы

Задание № 1. Заполните таблицу.

Происхождение славян

Ветви славян Территория расселения Потомки
     
     
     

Задание № 2. Соотнесите названия племен с местностью, где они жили.

Название племени Местность
1. Древляне а) болота
2. Дреговичи б) поля
3. Ильменские словене в) леса
4. Полочане г) река Полота
5. Поляне д) озеро Ильмень

Задание № 3. Заполните таблицу.

Теории возникновения государства у восточных славян

Название теории Представители Содержание
Норманнская    
Центристская    
Славянская    

Задание № 4. Соотнесите слова с именем человека, которые их сказал.

Высказывание Имя
1. «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае — там середина земли моей» 2. «Это (Киев) будет мать городам русским» 3. «Идите с данью домой, а я возвращаюсь и пособираю еще» А. Олег Б. Игорь В. Святослав

Задание № 5. Заполните схему:

Предпосылки возникновения государства у восточных славян.

1. Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой.

2. Появление излишков продукции.

3. Переход от коллективного труда к индивидуальному.

4. Появление возможности эксплуатировать чужой труд.

5. Возникновение противостоящих друг другу интересов у членов общества.

6. Появление вождей и дружин.

7. Необходимость поддержания в обществе порядка.

8. Переход от родовой общины к соседской.

9. Возникновение неравенства.

 


Задание № 6. Соотнесите имя славянского бога со сферой его покровительства.

Бог Сфера покровительства
1. Велес (Волос) А. Божество весеннего плодородия
2. Даждьбог Б. Бог ветра, простирающий свое покровительство над миром
3. Перун В. Бог грома (грозы), покровитель князя и его дружины
4. Ярило Г. Бог солнца, дающий удачу
5. Стрибог Д. Бог, покровительствующий домашним животным

 

Задание № 7. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.

1.Какие славянские племена упоминаются в тексте? Выпишите их названия.

2.Почему автор «Повести…» по-разному описывает обычай полян и всех остальных славянских племен?

3.Каким было вероисповедание славян?

4. Каким было вероисповедание автора?

5. Какой обычай отличал полян от других племен?


Повести временных лет

…Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай… А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц и воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены…

 

Задание № 8. Отметьте факторы, способствующие созданию государства.

1.  Переход от матриархата к патриархату.

2.  Совершенствование орудий труда и появление излишков продуктов.

3.  Появление социального неравенства и выделение среди общинников вождей, старейшин, дружинников.

4.  Переход от соседской общины к родовой.

5.  Экономический подъем.

6.  Языческая религия.

Задание № 9. Определите, какое событие описано в данном фрагменте летописи.

«В тот год сказала дружина: “Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам”. И послушал их (князь) — пошел за данью… и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад, — поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще”. И послали к нему (послов от этого племени), говоря “Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань”. И не послушал их (князь); и (они), выйдя из города Искоростеня, убили (князя и дружину его…)»

Задание № 10. Соотнесите понятие с определением.

Понятие Определение
1. Полюдье A. Натуральный или денежный сбор, взимавшийся с побежденных в пользу победителя
2. Погосты Б. Денежный штраф в пользу князя, налагавшийся за убийство свободного человека
3. Вервь В. Место сбора дани с X века
4. Дань Г. Территориальная община в Древней Руси
5. Вира Д. Объезд князя с дружиной своих владений с целью сбора дани

Задание № 11. Соотнесите кочевое племя с его описанием.

1.  Печенеги.

2.  Половцы.

3.  Хазары.

А. Они появились на южных рубежах Руси в начале X века. В 968 году они организовали поход на Киев, обороной города руководила княгиня Ольга. В 972 году на днепровских порогах их князь Куря одержал победу над киевским князем, из черепа которого приказал сделать окованную золотом чашу. Разбить этих кочевников удалось князю Ярославу Мудрому.

Б. В IX–X веках они кочевали в степях Прииртышья и Восточного Казахстана, в начале XI века появились в Поволжье, а в 1050-х гг. — у границ Руси. Совершали набеги на русские земли, в период княжеских усобиц выступали на стороне то одного, то другого князя. Воевали на стороне Руси с Венгрией, Польшей и другими государствами. В 1103, 1109, 1111, 1116 годах русские князья нанесли им тяжелые поражения.

В. Их держава, образовавшаяся в VII века, стала первым крупным государственным образованием в Восточной Европе. В 862 году поляне и северяне платили им дань. Киевских князей по примеру их правителей называли каганами. Хозяйство у них носило как земледельческий, так и кочевой характер. Князь Святослав разгромил этих грозных соседей, и с конца X века о них перестали упоминать в летописях.

Задание № 12. Определите, когда произошло описываемое событие.

«Повелел (князь) опрокинуть идолы — одних изрубить, других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы… и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Когда влекли Перуна к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще святого крещения… На следующий день вышел (князь) с послами… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ…»

Задание № 13. Разгадайте цифровой кроссворд. В выделенной вертикальной строке появится ключевая дата. Напишите, что произошло в этом году.

1. Год смерти князя Святослава.

2. Год создания Древнерусского государства с центром в Киеве

3. Год начала правления князя Владимира.

  1
  2
3  
       

Задание № 14. Напишите, кому из исторических деятелей соответствуют следующие действия:

1)  Предупреждал: «Иду на вы!»

2)  В первой четверти XII века ввёл дополнения в закон Русской правды, облегчавший уплату процентов и выплату долга.

3)  Осуществил крещение Руси.

Задание № 15. Соотнесите понятие с определением.

Понятие Определение
1. Купа А. Изящный остроконечный шлем
2. Холоп Б. Княжеский дружинник
3. Шишак В. Денежная единица на Руси
4. Гривна Г. Долг
5. Мечник Д. Наиболее неполноправный из всех слоев населения

Задание № 16. Расставьте события в хронологическом порядке.

1. Поход Игоря на древлян.

2. Крещение Руси.

3. Любечский съезд.

4. Призвание Рюрика в Новгород.

5. Появление Русской Правды.

Задание № 17. Отметьте последствия принятия христианства на Руси.

1.  Развитие культуры (письменности, архитектуры, искусства).

2.  Сближение с Византией.

3.  Государственная раздробленность.

4.  Борьба с Византией за влияние на Балканах.

5.  Укрепление международного авторитета Руси.

6.  Создание государства.

7.  Изменения в быту.

8.  Укрепление княжеской власти.

Задание № 18. Напишите даты правления киевских князей:

1) Ярослава Мудрого;

2) Святослава;

3) Олега;

4) Владимира Красное Солнышко;

5) Владимира Мономаха;

6) Игоря;

7) Ольги.

Задание № 19. Расшифруйте даты в «Повести временных лет».

1.  «В год 6370 ________________. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владети, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву”».

2.  В год 6393 ________________. Послал Олег к радимичам, спрашивая: “Кому даете дань?” Они ответили: “Хазарам”. И сказал им Олег: “Не давайте хазарам, но платите мне”».

3.  В год 6423 ________________. Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю…»

4.  В год 6562 ________________. Преставился великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям своим, сказав им: “Вот я покидаю мир этот, сыновья мои, имеете любовь между собой, потому что вы все братья, от одного отца и от одной матери”».

5.  В год 6559 ________________. Поставил Ярослав Иллариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов».

Задание № 20. Обозначьте, какие действия и события соответствует каждому из представленных деятелей.

Деятели Действие (событие)
1. Борис и Глеб а) автор письменных произведений
2. Илья Муромец б) вымышленная личность
3. Нестор в) причислен к лику святых
4. Ярослав Мудрый г) был князем
  д) совершал военные походы

Практическое занятие № 9

Дата: 2019-12-10, просмотров: 307.