О местах князей-избирателей в процессиях и кому надлежит вести инсигнии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для определения же порядка следования в процессиях (светских) князей-избирателей в присутствии шествующего императора и римского короля, о чем мы упомянули выше, мы постановляем, чтобы всякий раз, как на торжественном императорском собрании князьям-избирателям придется вместе с императором или римским королем шествовать в процессиях при каких-либо актах или торжествах, и нужно будет нести императорские инсигнии, — герцог саксонский, несущий императорский или королевский меч, должен шествовать непосредственно перед императором или королем и находиться между ним и архиепископом трирским; а пфальцграф рейнский, несущий императорскую державу, должен шествовать от герцога саксонского с правой стороны, маркграф же бранденбургский, несущий скипетр,— с левой по прямой линии; король же Богемии должен следовать непосредственно за самим императором или королем, не имея никого посередине.

 

Задание № 3. 1.Прочитайте текст из учебника Пичета В. И. История Чехии.

1.Ян Гус и чешская реформация.Ян Гус родился на юге Чехии, в местечке Гусинец, в крестьянской семье. Он получил образование в Пражском университете, где достиг учёных степеней бакалавра и магистра свободных искусств. С 1398 г. Ян Гус стал преподавателем Пражского университета.. Ян Гус был сторонником учения Виклефа, который оказал значительное влияние на мировоззрение и взгляды самого Гуса. (…)Гус стал признанным вождём чешского мещанства, главой бюргерской оппозиции, подобной оппозиции Виклефа в Англии. (…) Основная мысль Яна Гуса заключалась в том, что священное писание — основа религии, является тезисом Матвея Янова. Эта мысль красной нитью проходит через учение Яна Гуса.Ян Гус и Иероним Пражский просили короля дать им преобладание в университете и жаловалась на засилие немцев. 18 января 1409 г. король издал декрет о реформе университета.(…)Чехи при решении всех дел получали в университете 3 голоса, а немцам был оставлен один голос. Это было большой победой чехов. Пражский университет после реформы превратился в национальное чешское учебное заведение. Он стал центром реформационных идей. (…)Среди придворных было много почитателей Яна Гуса. Им нравилась проповедь Гуса о том, что духовенство должно быть бедным, как в первоначальной христианской церкви. Они надеялись использовать реформацию для секуляризации церковных имуществ.(…)

В 1412 г. дело дошло до открытого разрыва Гуса с католической церковью. (…)Победа идей реформации в Чехии, распространение их за границей вызывали тревогу католического духовенства и государей других стран Европы. Чешская реформация угрожала католической церкви во всей Европе. Поэтому, когда на 1414 г. был назначен церковный собор в Констанце, главной его задачей стала борьба с «чешской ересью», как говорили тогда. Император Сигизмунд пригласил Гуса прибыть на собор для изложения своих взглядов и обещал ему охранную грамоту. Друзья собрали ему деньги на дорогу; Гуса предупреждали об опасностях, ожидающих его во время пути по немецкой земле и на соборе, но он бесстрашно отправился в Констанц, уверенный в своей правоте. В конце ноября 1414 г. его арестовали(…) он был осуждён как еретик, лишён сана священника и 6 июля 1415 г. сожжён на костре.

 2.Гуситские войны и их последствия. Мученическая смерть Яна Гуса глубоко взволновала чехов. Феодалы послали протест Констанцкому собору против «сожжения справедливого священника». (..)Пражские мещане громили дома противников Гуса. Началось изгнание из страны немецкого католического духовенства. (…) Уже 25 февраля 1419 г. в Праге вспыхнули волнения. Гуситы захватили ряд пражских церквей и школ, принадлежавших немецкому католическому духовенству. В июне того же года на холм, называвшийся библейским именем Табор, собралось до 42 тыс. человек. Сюда пришли крестьяне, ремесленники, городской плебс, мелкие феодалы. (…) Лагерь сторонников гусизма был неоднороден по социальному составу и по программным требованиям. В нём образовались две группировки — умеренная и революционная. К умеренным — чашникам — принадлежали магистры Пражского университета, средние и мелкие феодалы, чешские мещане. Чашники требовали причащения под обоими видами (от этого их название), секуляризации церковных земель. (…)

В этой программе имущих классов ярко выражено стремление к созданию дешёвой церкви и к уничтожению церковного землевладения. Осуществление этой программы сделало бы дворянство монопольным земельным собственником и укрепило бы его политическое положение против крупных землевладельцев. Феодальные отношения они оставляли неприкосновенными. Программа чашников была сформулирована в так называемых пражских статьях, составленных в 1420 г.

К революционному лагерю гуситов, известных под именем таборитов, принадлежали крестьяне, городской плебс, ремесленники, разорённые феодалы. (…) Они отрицали необходимость королевской власти, отвергали частную собственность, отрицали всякую обрядность и догматы католической церкви. Это была антифеодальная программа, защищавшая интересы закрепощаемого крестьянства. (...)

Как чешская реформация, так и гуситские войны были не только местным движением. Они вызвали тревогу европейской феодальной и католической реакции. Поэтому папа поддержал Сигизмунда (император Священной римской империи) в его намерении силой подавить гуситское движение, а феодалы ряда европейских стран пришли ему на помощь. Папа Мартин V объявил крестовый поход против чехов, и летом 1420 г. Сигизмунд во главе стотысячного феодального войска вторгся в Чехию. Больше всего в армии крестоносцев было немцев, но здесь можно было услышать и шведскую, и испанскую, и английскую, и польскую речь.

Перед угрозой внешней опасности объединились силы умеренных и революционных гуситов. Основное их ядро составляла народная армия, созданная в Таборе. Её организатором был разорившийся рыцарь Ян Жижка из Троцнова (1378–1424), участник известной битвы между Грюнвальдом и Танненбергом 15 июля 1410 г. Он был выдающимся полководцем своего времени. Его народная армия, составленная главным образом из крестьян южной Чехии, была прекрасно дисциплинирована. (…)Участники крестового похода, уверенные в своей победе, дошли до Праги. 14 июля 1420 г. Ян Жижка разгромил крестоносные войска, и ополчение Сигизмунда рассеялось. Победа Жижки под Прагой вызвала новый подъём революционного движения. Народные массы обрушились на своих врагов. Они захватывали королевские имения и имения панов, разрушали храмы, монастыри, замки.(…) Второй крестовый поход против гуситов кончился неудачей.

Тем не менее, Сигизмунд не отказался от своих планов покорения Чехии и уничтожения гуситов. Ян Жижка отразил и третий поход крестоносцев. В 1424 г. Жижка умер от моровой язвы. Память о великом полководце, не знавшем поражений на поле брани, навсегда сохранилась в чешском народе.

После смерти Жижки руководство военными силами таборитов перешло к Прокопу Голому, известному под именем Прокопа Большого, который в битве при Усти на Лабе 16 июня 1426 г. отразил четвёртый крестовый поход.(…)

В марте 1431 г. был провозглашён пятый крестовый поход, и в августе стотысячная армия вторглась в Чехию. Под Домажлицами (к юго-западу от города Пльзен) крестоносцы в пятый раз были наголову разбиты.

Убедившись в невозможности победить гуситов на поле боя, папа Евгений IV и Сигизмунд вынуждены были вступить в переговоры с гуситами. Им удалось разъединить умеренных чашников и революционных таборитов, до этого времени выступавших единым фронтом против внешней опасности. Первоначально переговоры велись в Базеле, а затем послы Собора прибыли в Прагу и 30 ноября 1433 г. заключили с чашниками так называемые компактаты на следующих условиях:

1) Признание причащения под обоими видами( не только хлебом, но и вином),

2) уничтожение уголовной юрисдикции духовенства,

3) признание свободы церковной проповеди,

4) духовенство получает право владеть земскими и управлять церковными имениями.

Пражские компактаты отвечали интересам землевладельцев и городского патрициата, желавших только дешёвой церкви и опасавшихся осуществления социальных требований таборитов. Против соглашения выступили табориты, спасшие Чехию от крестоносцев. Началась борьба между обеими партиями. Победа осталась за чашниками. 30 мая 1434 г. при Липанах табориты потерпели поражение. В битве пал и Прокоп Большой. Это было началом конца таборитского движения.(…)

После падения Табора революционные элементы были разбиты, но традиции таборитов продолжали сохраняться. В новых общественно-политических условиях возникла организация «Общины чешских братьев». Поражение таборитов отразилось на их социально-политической программе. Она была лишена того боевого духа, которым были проникнуты табориты. Первые «Общины чешских братьев», состоявшие из крестьян и ремесленников, появились ещё при Юрии Подебраде. Их основателем был магистр Григорий. Они пользовались чешским языком при богослужении, избирали священников и епископов из светских людей. Основным в богослужении они считали проповедь. Они признавали равенство всех людей, не занимали государственных должностей и отказывались вступать в войско. Они не признавали власти государства, однако выполняли все государственные обязанности. Особенное внимание «чешские братья» обратили на организацию школ, которая стояла у них на высоком уровне. Высшая власть принадлежала синоду, т. е. собранию делегатов всех верующих.(…)

Огромны были национальные и социально-политические последствия гуситских войн. Они прекратили проникновение немцев в Чехию. Чешский язык получил преобладание во всех областях жизни. Стала развиваться самостоятельная чешская национальность. Но антифеодальная программа крестьянства и городского плебса не осуществилась, несмотря на ряд одержанных ими блестящих военных побед. Их победы использовали для удовлетворения своих классовых интересов прежде всего феодалы. Чешские паны осуществили секуляризацию церковных имуществ в свою пользу и стали основной руководящей политической силой. В их руках был сосредоточен огромный земельный фонд.

2.Опираясь на таблицу и текст выше, ответьте на вопрос: каковы причины противостояния Римской Курии и последователей чешской Реформации?

Вопросы для сравнения

Дата: 2019-12-10, просмотров: 386.