По истории Древней Греции и Древнего Рима
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовку к практическому занятию по курсу «История Древней Греции и Древнего Рима» необходимо начинать с внимательного ознакомления с предложенным планом занятия и списком рекомендованных источников и научно-исследовательской литературы. Ознакомившись с поставленными в плане вопросами и осуществив подбор необходимых материалов, наиболее целесообразно начать работу с изучения соответствующего раздела рекомендованного учебника (учебников). Это даст общее понимание изучаемого периода, основных черт социально-экономического и политического развития эпохи, акцентирует внимание на важнейших событиях, способствует уяснению их хронологии. Затем следует перейти к изучению рекомендованной научно-исследовательской литературы (список литературы приводится после плана занятия). Начинать лучше с трудов обобщающего характера, которые формируют достаточно целостное представление о проблеме и периоде, и в то же время способствуют уяснению некоторых частных вопросов, усложняя общую картину, предлагаемую в учебниках. После ознакомления с монографической литературой можно переходить к работе с научно-исследовательскими статьями, которые, как правило, посвящены более частным проблемам или их отдельным аспектам. При этом важно обратить внимание на оценки, выводы ученого-исследователя, их аргументацию. В научной литературе высказываются различные оценки, предлагаются авторские гипотезы и концепции, тем или иным образом интерпретирующие материал источников. Важно уяснить логику каждого исследователя, внимательно рассмотреть его аргументацию, сравнить с аргументами других исследователей, предлагающих иную интерпретацию того же материала, сделать выводы. Изучение специальной литературы должно сопровождаться выписками или записями, форма которых может быть различной, но обязательно должна содержать точную ссылку на использованные издания. На последнем, третьем этапе подготовки к практическому занятию необходимо перейти к изучению источников по теме. Изучение источников следует осуществлять в хронологическом порядке – от более ранних к более поздним. При этом работа с трудами античных авторов имеет некоторые особенности (в том числе специфическое внутреннее членение на книги (как правило, пронумерованы римскими цифрами), параграфы, абзацы). Такой подход позволяет изучить поступательное развитие античной истории и историографии, восстановить последовательность исторических событий.

Важной проблемой, решаемой на практических занятиях, является характеристика исторического источника (этому вопросу посвящены первые разделы соответствующих тем), которая традиционно подразумевает его внешнюю и внутреннюю критику. Внешняя критика предполагает получение информации о происхождении источника: определение времени и места его составления и находки, авторства текста, оценки степени сохранности, установление существующих редакций, копий, списков, переводов. Целью внешней критики является определение подлинности источника и степени правомерности его использования в историческом исследовании при рассмотрении конкретного вопроса. Внутренняя критика источника направлена на характеристику его содержания, что способствует определению научной ценности источника. Исследование языка и стиля источника, его структуры, композиции, принципов отбора и организации материала являются ключом к изучению содержания источника. Учитывая зачастую неполный и противоречивый в содержательном плане характер античных источников, следует группировать сведения по тем или иным проблемам, сравнивать сообщения и оценки различных древних авторов, тщательно обдумывать и критически оценивать полученную информацию. Ни в коем случае нельзя принимать на веру любые сведения античных авторов; критическое восприятие и «перекрестный допрос» источников должны стать важнейшими принципами работы с древними текстами. Важно определить степень достоверности, точности и полноту сведений, заключенных в источнике. Этому способствует учет этнической принадлежности, социального происхождения и политической позиции автора источника, его общего мировоззрения и методологических установок работы, степени осведомленности автора о сообщаемых им событиях (источники источника), анализ биографических данных. Для корректного понимания античного сочинения необходимо иметь представление о времени жизни автора, особенностях его эпохи, учитывать общественно-политическую обстановку в которой создавалось исследуемое произведение, окружение автора, характер аудитории, на которую он ориентировался. Чрезвычайно важна обозначенная выше проблема источников древних авторов (источники источника): являлись ли они современниками и очевидцами описываемых событий или отделены от них значительным хронологическим и культурно-историческим промежутком. Следует помнить, что античная историография отличается ограниченным кругом источников (документальные материалы привлекаются античными авторами редко), индивидуальным характером исторического исследования, а также – для позднеантичной историографии – компилятивностью.

По мере изучения трудов античных авторов необходимо установить, какие труды могут рассматриваться как основные, несущие наиболее полную и наименее искаженную информацию, а какие – как второстепенные, относительно исследуемого вопроса (например, наиболее полные сведения о географическом и этническом характере Аттики содержатся в трудах Геродота, Страбона, Павсания). Для историка также крайне важно сопоставление данных различных источников по одной и той же проблеме, анализ этих данных и их синтез (например, сопоставление данных, которые приводят о «килоновой смуте» Геродот, Фукидид и Плутарх, позволяет более полно охарактеризовать цели заговорщиков, отношение к заговору демоса и аристократии, причины поражения Килона и его сторонников). Синтез исторических данных надо понимать не как простое суммирование и обобщение, а как воспроизведение процесса развития через систему причинно-следственных связей и внутренних закономерностей (такой подход, например, позволяет на основании источников проследить три этапа в борьбе за установление в Афинах демократического строя: реформы Солона, тиранию Писистрата и его сыновей, реформы Клисфена). Особое значение имеют труды авторов – очевидцев или участников описываемых событий (например, речи и письма Цицерона, «Записки» Цезаря и т.п.). 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.