МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические указания к практическим занятиям (семинарам)

По истории Древнего Востока

 

Работа студентов на практических занятиях способствует более глубокому изучению материала курса «История Древнего Востока» и дает целый ряд специальных и полезных навыков. В ходе практических занятий прививается умение работать с историческими источниками и специальной литературой, а также проявляются полученные в лекционном курсе знания конкретных фактов.

По своему характеру и содержанию письменные источники Древнего Востока весьма разнообразны: законы (кодексы), хозяйственная и административная документация, литературные произведения эпического и дидактического характера, религиозные гимны, записи военных походов (анналы) и победные надписи царей, а также многое другое. Материал предложенного курса построен таким образом, чтобы дать студентам представление о различных по характеру происхождения, бытования и функциональной принадлежности источниках восточной древности. Вместе с тем, наибольшее внимание уделено законодательным источникам (Законы Хаммурапи, Среднеассирийские законы). При изучении древневосточных источников могут возникнуть определенные трудности. В древности люди применяли сложные логографические системы письма (египетская иероглифика, шумерская и аккадская клинопись, китайская иероглифика) или алфавитные системы со сложной синтетической грамматикой (индийский санскрит). Нередко доподлинно неизвестно как именно древние люди произносили то или иное слово. Иным, нежели в новое и новейшее время, был и сам стиль изложения материала. В настоящее время ученым с огромным трудом удалось расшифровать большинство древних письменностей, прочитать и понять написанные в древности документы (при этом степень понимания того или иного текста может различаться). Новый перевод того или иного источника может отличаться от более раннего. Это связано с тем, что источник исследовался после дополнительного изучения языка и на более высоком уровне развития исторической и филологической науки. При подготовке к практическим занятиям студента не должно смущать то обстоятельство, что в разных хрестоматиях и в литературе можно встретить различные написания имен собственных (имена персонажей, названия местностей и пр.).

Начинать подготовку к практическим занятиям следует с изучения соответствующих глав рекомендованного учебника (или учебников). Затем необходимо ознакомиться с научно-исследовательской литературой (монографиями и статьями), указанной в списке рекомендуемой литературы (список литературы приводится после плана занятия). При этом может возникнуть необходимость использовать справочные материалы, в т.ч. картографические. В процессе этой работы все имеющиеся сведения по каждому пункту плана практического занятия должны быть письменно зафиксированы. Форма записей может быть различной (выбирается студентом самостоятельно). Но в записях обязательно должны указываться автор и название произведения (рекомендуется также указывать год и место издания, которое было использовано; при цитировании следует указывать номер цитируемой страницы или параграф текста). Особое внимание следует обратить на выводы исследователей, которые могут не во всем совпадать друг с другом или даже принципиально расходиться. В этом случае необходимо прояснить аргументацию авторов, их трактовки того или иного источника. Только после изучения специальной литературы можно перейти к работе с источником, которая также должна сопровождаться выписками. Анализ источников целесообразно проводить в хронологическом порядке, начиная с более ранних. При работе с источником необходимо указывать перевод какого исследователя был использован. Полезно сравнить несколько переводов одного и того же источника (при наличии).

Приступая к изучению источника, необходимо обратить внимание на его характер, время, место и цель составления, установить степень достоверности содержащихся в нем сведений (т.е. осуществить процедуру внешней критики). Так, например, при работе над темой «Особенности социального развития Индии» необходимо учитывать, что “Законы Ману” и “Артхашастра” существенно отличаются по своему характеру от других источников. Они создавались и редактировались в течение ряда веков и дошли до нас в более поздних редакциях. Это означает, что эти источники отражают общественные отношения длительного периода развития с наслоением различных эпох.

После этого можно переходить к внутренней критике источника, предполагающей выявление всей содержащейся в нем информации социально-экономического, идейно-политического, государственно-правового и/или культурно-цивилизационного характера.

Работа на практических занятиях может носить как индивидуальный, так и коллективно-распределительный характер. В последнем случае студентам в процессе подготовки рекомендуется заблаговременно распределить задания таким образом, чтобы каждый имел возможность подготовить соответствующий вопрос. При этом необходимо заранее (накануне практического занятия) ознакомить друг друга с полученными результатами. Ответ на каждый вопрос должен в обязательном порядке строиться на следующих принципах: точность (корректность формулировок и понимание сути вопроса), четкость (логическая упорядоченность, тезисность ответа), добросовестность (корректный отбор и изложение материала), полнота (степень раскрытия вопроса, логичность и последовательность выводов). Рекомендуется также вести конспект практических занятий, чтобы фиксировать поднимаемые в ходе практического занятия проблемные вопросы и способы их решения. Устный ответ на практических занятиях по курсу «История Древнего Востока» также предъявляет определенные требования к студентам. Ответ должен быть корректным по форме, точным в формулировках, четким по структуре и аргументированным по существу. Устный ответ предполагает умение студентов выражать свои мысли правильным литературным русским языком. Кроме того, в ходе практических занятий студенты должны освоить профессиональный язык историка, умение владеть категориально-понятийным аппаратом исторической науки и востоковедения.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 240.