С.А. Белокуренко, Л.В. Кобцева
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С.А. Белокуренко, Л.В. Кобцева

Барнаул 2016

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

С.А. Белокуренко, Л.В. Кобцева

Безопасность жизнедеятельности

 

 

Методические указания

по изучению дисциплины и задание для выполнения

контрольной работы студентами-заочниками по направлению

подготовки: 350306 – «Агроинженерия»

 

 

Барнаул 2016

 

УДК 331.45 65.9(32):331.45

 

Рецензент: д.т.н., заведующий кафедрой «Электрификации и автоматизации сельского хозяйства» А.А. Багаев.

 

Белокуренко С.А., Кобцева Л.В. Безопасность жизнедеятельности: методические указания по изучению дисциплины и задание для выполнения контрольной работы студентами-заочниками по направлению подготовки: 350306 – «Агроинженерия». - Барнаул: Изд-во РИО Алтайский ГАУ, 2016. - 54 с.

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО и учебной программы к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и содержат методические рекомендации по изучению дисциплины, задания для выполнения контрольной работы студентами-заочниками направления подготовки «Агроинженерия».

 

 

Методические указания рекомендованы к изданию учебно-методической комиссией инженерного факультета (протокол № 3 от 1 ноября 2016 г.

 

© Белокуренко С.А., Кобцева Л.В. 2016

© ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, 2016

Введение

 

Безопасность жизнедеятельности человека является серьезной проблемой современности, так как глубокое и всестороннее решение сложных вопросов, порождаемых научно-техническим прогрессом, требует больших капитальных вложений, высокой культуры деятельности человека, участия всех членов общества в решении проблем безопасности во всех видах его проявления, высокого самосознания во имя жизни, самосохранения человека и будущих поколений.

Уровень обеспечения безопасности человека определяется как экономическим развитием и стабильностью государства, так и образованием, воспитанием в этой области, которое осуществляется в большей степени в вузах. Достигнутый в процессе обучения уровень профессионализма специалистов во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредственно в источнике их возникновения.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» была введена в учебные планы высшей школы в 1990 году, которую стали рассматривать как некоторое сочетание охраны труда и гражданской обороны, а затем и охраны окружающей среды (экологии). Предпосылкой такого подхода является значительная общность в указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач. Но в тоже время это новая дисциплина, представляющая систему общих закономерностей возникновения опасных явлений и соответствующих методов и средств защиты человека в любых условиях его обитания на основе новых теоретических положений, концепций, методов исследований. Методологической основой этой учебной дисциплины являются средства познания, рекомендации, и принципы реализации мер безопасности человека в среде обитания, выработанные наукой «Безопасность жизнедеятельности», основная цель которой – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Следовательно, основной образовательной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и любой другой деятельности (производственной, бытовой, природной, социальной), характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Безопасность жизнедеятельности решает три взаимосвязанные задачи: 1) идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количественных характеристик и координат опасности; 2) защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; 3) ликвидация возможных опасностей.

 

Требования к уровню освоения

содержания дисциплины

 

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

Основными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;

способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;

способность обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы.

Для успешного освоения данной дисциплины студент должен владеть знаниями, умениями и навыками, сформированными школьной программной по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», а также дисциплинами ООП бакалавриата: «Право», «Психология», «Философия», «Математика», «Информатика», в частности:

знать:

- основные нормативные правовые документы;

- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- функции и задачи, обеспечивающие планомерное формирование безопасных условий труда на каждом рабочем месте.

уметь:

- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

- оценить условия труда, наличие потенциальных опасностей, степень безопасности машин, оборудования, способ организации труда и уровни травматизма и заболеваемости на производстве.

владеть:

- законодательными и правовыми актами в области безопасности, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности;

- методикой выбора, оценки состояния уровней опасных и вредных факторов производственной среды, методикой расчета показателей оценки безопасности труда.

 

В условиях производства

 

Введение

 

Приступая к изучению курса, следует знать, что жизнедеятельность – это повседневная деятельность человека и его отдых, это способ его существования. Деятельность человека является предметом научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД).

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний.

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Деятельность человека осуществляется в условиях техносферы (зоны деятельности) или окружающей природной среды, т.е. в среде обитания. В научной теории БЖД, таким образом, важнейшими понятиями являются: среда обитания, деятельность, опасность, риск и безопасность.

 

Вопросы для самопроверки

1. Значение курса «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов АПК.

2. Предмет БЖД и его составные части.

3. С какими дисциплинами тесно связана дисциплина БЖД?

 

Жизнедеятельности

 

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности являются базой для изучения всех разделов курса БЖД и включают следующие вопросы:

- система «человек-машина-среда обитания» (производственная, городская, бытовая, природная, социальная). Взаимодействие человека со средой обитания, оценочные параметры, совместимость элементов системы «человек-машина-среда»;

- классификация негативных факторов;

- понятие риска. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности как основа научной проблемы обеспечения безопасности человека. Индивидуальный и коллективный риск, концепция приемлемого (допустимого) риска;

- принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- психология безопасности деятельности. Медико-биологические основы БЖД. Особенности функционирования сенсорных систем человека с точки зрения безопасности. Психические процессы, свойства и состояния. Групповая психология. Психологические причины ошибочных действий;

- социально-экономические аспекты БЖД. Роль социальных факторов в решении проблем обеспечения БЖД. Пути оптимизации взаимоотношений в системе «человек-социальная среда».

Изучение данной темы позволяет сформировать представление об опасных и вредных производственных факторах и принципах их нормирования, влияния физических, химических и биологических факторов на работающих в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда (ССБТ) «Опасные и вредные производственные факторы.

Это в свою очередь позволяет научиться выявлять источники травмирования и причины профессиональных заболеваний, овладевать способами анализа и разрабатывать мероприятия по их предупреждению. Рассматривая эту тему важно усвоить систему «человек-машина-производственная среда», ее основные характеристики; эргономические и психофизиологические основы безопасности труда; основные пути формирования безопасных и безвредных условий труда. Уделяется внимание вопросам психологических возможностей человека и факторов влияющих на безопасность труда. В соответствии с ССБТ и существующими нормативами изучается классификация работ по напряженности и условиям труда, анализируются условия труда в различных подотраслях (растениеводство, животноводство, механизация и др.).

Изучается методика определения материального ущерба от неудовлетворительного состояния охраны труда и оценивается влияние состояния охраны труда на производительность труда.

На основе изучения коллективных договоров и соглашений по охране труда обосновываются необходимые затраты на охрану труда, изучаются источники финансирования и пути эффективного использования средств на охрану труда.

В заключение темы изучают социально-экономические аспекты профилактики травматизма и профессиональных заболеваний.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль системы «человек-машина-окружающая среда» в охране труда?

2. Классификация опасных и вредных производственных факторов и принципы их нормирования.

3. Психофизиологические возможности человека и факторы, влияющие на них.

4. Основные методики определения материального ущерба от неудовлетворительного состояния охраны труда.

5. Принципы затрат на охрану труда и источники финансирования.

6. Основы методики анализа и прогнозирования травматизма и путей его профилактики.

7. Социально-экономические аспекты профилактики травматизма и профессиональных заболеваний.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие основные законодательные акты гарантируют безопасность и безвредность труда?

2. Какие льготы имеют трудящиеся женщины и молодежь?

3. Дайте характеристику системе стандартов безопасности труда.

4. Кто осуществляет надзор по охране труда на сельскохозяйственных предприятиях?

5. Расследование и учет несчастных случаев.

6. Кабинеты охраны труда.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дать понятие производственной санитарии.

2. Какие приборы применяют для контроля микроклимата в производственном помещении, а также для определения запыленности и загазованности воздуха?

3. Как организовать рабочее место с учетом инженерно-психологических и эргономических требований?

4. Какие виды вентиляции применяют в административных зданиях?

5. Виды отопления и требования предъявляемые к нему.

6. Виды освещения, его нормирование.

7. Какие меры борьбы с шумом и вибрацией Вам известны?

8. Допустимые нормы переноски тяжестей.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое опасная зона?

2. Какие знаки безопасности Вы знаете?

3. В чем состоит опасность действия электрического тока на живой организм?

4. Как классифицируются помещения по степени поражения электрическим током?

5. Что такое шаговое напряжение и напряжение прикосновения?

6. Требования техники безопасности при пользовании электронно-вычислительной техникой.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные причины пожаров.

2. Категорирование производств по пожарной опасности технологического процесса.

3. Каковы особенности спасения людей, эвакуации животных и имущества при пожаре?

4. Перечислите основные требования пожарной безопасности при эксплуатации офисных помещений.

5. Назовите основные огнегасительные средства, область и технику их применения.

6. Устройство, принцип действия пенного и углекислотного огнетушителей.

7. Нормирование обеспечения средствами тушения пожаров сельскохозяйственных предприятий.

8. Назовите ответственных лиц за пожарную безопасность в сельскохозяйственном предприятии.

9. Организация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

10. Требования пожарной безопасности при уборке урожая.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чрезвычайная ситуация: определение и виды.

2. Основные задачи гражданской обороны.

3. Характеристика очагов поражения и зон заражения чрезвычайных ситуаций.

4. Радиационная обстановка, ее выявление и оценка.

5. Назначение и подготовка к работе приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля.

6. Методы оценки химической обстановки.

7. Мероприятия, проводимые на сельскохозяйственном объекте в условиях заражения местности химическими и биологическими средствами.

 

Ситуациях

 

Основы защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы и способы защиты населения. Особенности защиты населения в сельской местности.

Организация защиты населения на местности, зараженной радиоактивными веществами от аварии на АЭС и при наземном ядерном взрыве. Режимы радиационной защиты.

Виды и общее устройство защитных сооружений. Краткая характеристика защитных сооружений ВУЗа.

Защитные сооружения, порядок их подготовки и использования.

Методика определения защитных свойств укрытий в наземных зданиях и сооружениях. Порядок приспособления существующих зданий (сооружений) и помещений в них под укрытия. Приспособления под укрытие помещения в подвале (подполье) под укрытие заглубленного в грунт или обсыпного сооружения.

Строительство простейших укрытий. Виды работ по строительству укрытий. Строительство перекрытой щели. Обеспечение условий длительного пребывания людей в укрытии.

Подготовка и проведение эвакуационных мероприятий. Сущность и способы эвакуации. Принципы подготовки и проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации. Эвакуационные органы, создаваемые в сельском районе (загородной зоне) и на сельскохозяйственных объектах.

Основные нормативы для планирования эвакуации населения.

Организация и планирование эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций и их подготовка в мирное и военное время.

Подготовка и применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

Назначение, классификация, порядок накопления, хранение и использование средств индивидуальной защиты на сельскохозяйственном объекте.

Особенности применения СИЗ при авариях на АЭС и на химически опасных объектах. Простейшие средства индивидуальной защиты.

Особенности организации защиты детей и обязанности взрослых по их защите.

Нормативы по практическому применению средств индивидуальной защиты.

Организация защиты населения на территории сельскохозяйственного объекта. Планирование и выполнение мероприятий по защите сельского населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения и действия по ним населения.

Работа начальника и штаба гражданской обороны сельскохозяйственного объекта по организации и выполнению мероприятий по защите населения.

 

Вопросы для самопроверки

1. Основные принципы и способы защиты населения.

2. Защитные сооружения, порядок их подготовки и использования.

3. Сущность и способы эвакуации населения.

4. Применение средств индивидуальной защиты.

5. Организация защиты населения на территории сельскохозяйственного объекта.

6. Сигналы оповещения населения при чрезвычайных ситуациях.

7. Действия начальника и штаба гражданской обороны сельскохозяйственного объекта по организации и выполнению мероприятий по защите населения.

 

 

В чрезвычайных ситуациях

 

Основы устойчивости работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях. Сущность устойчивости работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях, факторы, влияющие на устойчивость работы объекта. Основные направления повышения устойчивости работы объекта. Организационные и инженерно-технические мероприятия, обеспечивающие работу объекта в чрезвычайных ситуациях.

Оценка устойчивости работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях. Последовательность и содержание оценки устойчивости работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях. Определение мероприятий, обеспечивающих функционирование сельскохозяйственного объекта.

Организация и проведение мероприятий по обеспечению устойчивой работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях. Содержание и порядок выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы основных подразделений сельскохозяйственного объекта. Защита работающего персонала. Повышение устойчивости зданий и сооружений. Мероприятия по защите продовольствия, кормов, воды и водоисточников, сельскохозяйственной техники, ремонтно-технической базы, по повышению устойчивости работы коммунально-энергетических систем.

Разработка организационных и инженерно-технических мероприятий по обеспечению устойчивой работы подразделений сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях.

 

Вопросы для самопроверки

1. Основные направления повышения устойчивости работы объекта.

2. Последовательность и содержание оценки устойчивости работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях.

3. Защита работающего персонала.

4. Организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению устойчивой работы подразделений сельскохозяйственного объекта в чрезвычайных ситуациях.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Содержание СНАР и условия их проведения.

2. Методы и способы обеззараживания.

 

Контрольной работы

 

Содержание контрольной работы

 

По учебному плану дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предусматривается выполнение контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Задание на выполнение контрольной работы состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть состоит из пяти вопросов и выполняется по варианту, приведенному в таблице (приложение 1), в которой указываются номера контрольных вопросов. Номер варианта соответствует двум последним цифрам шифра студента.

Практическая часть состоит из четырех заданий:

1. Составить акт по форме Н-1 об одном из несчастных случаев, происшедшем на производстве, где работает студент (приложение 2). Акт заполняется на основании документа «Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» от 11 марта 1999 г. Следует исключить механическое переписывание акта предприятия. Особое внимание студент должен обратить на заполнение пунктов 6, 7, 10 акта Н-1, проверить соблюдение сроков проведения инструктажей и обучения по охране труда на предприятии, их соответствие требованиям нормативных документов, указать вид происшествия, правильно установить причины возникновения несчастного случая и разработать мероприятия по устранению несчастных случаев по аналогичным причинам.

2. Составить годовой отчет по форме № 7-т (травматизм) «Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях и материальных затратах, связанных с ними», утвержденный постановлением Госкомитета России от 28.11.96 г. № 142 (приложение 3).

3. На основании данных отчетов предприятия рассчитать КЧ (коэффициент частоты), КТ (коэффициент тяжести) и КН (коэффициент потерь рабочего времени) за отчетный период.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ

РАБОТЫ

 

Контрольная работа выполняется студентом в межсессионный период на компьютере на одной стороне листов формата А4 (размером 210х297 мм) нелинованной бумаги.

По периметру листа должны быть оставлены поля: вверху и внизу 20 мм, слева – 25 мм, справа – 30 мм (для замечаний рецензента). Высота букв и цифр не менее 2,5 мм (на компьютере размер шрифта – 14), расстояние между основаниями строк не менее 10 мм (или полуторный интервал при выполнении на компьютере). Абзацы в тексте начинаются отступом 15…17 мм.

Номера страниц контрольной работы проставляются арабскими цифрами в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 в центре нижней части листа без точки. Нумерация сквозная, включая титульный лист (на этой странице номер не проставляется, но подразумевается).

Контрольная работа должна иметь титульный лист, на котором указываются: название вуза, направления, предмета, номер шифра зачетной книжки студента, фамилия, имя, отчество исполнителя и его адрес. Титульный лист оформляется на бланке установленной формы (приложение 4).

В пояснительной записке условные буквенные обозначения величин и единицы физических величин должны соответствовать ГОСТ 8.417.

Перед каждым ответом необходимо указать номер и текст вопроса. В конце работы необходимо привести список использованной литературы согласно установленным стандартам, поставить дату и подпись.

Ответы излагать кратко, отвечать по существу на конкретно поставленный вопрос.

Выполненная контрольная работа высылается в университет для рецензирования.

Не зачтенные работы возвращаются студенту для доработки. Все работы в день экзамена (зачета) сдаются преподавателю.

 

Вопросы для контрольной работы

 

1. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»: ее содержание, цель и задачи изучения, связь с другими науками.

2. Вопросы безопасности жизнедеятельности в решениях Правительства РФ.

3. История развития дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Роль отечественных ученых в развитии охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

4. Охрана труда: определение, ее разделы, связь с другими науками.

5. Основные принципы государственной политики в области безопасности жизнедеятельности (на основе Федеральных законов РФ).

6. Государственная политика защиты окружающей среды.

7. Основные формы деятельности человека и их классификация, особенности.

8. Взаимосвязь безопасности труда с элементами трудового процесса.

9. Основные формы деятельности человека и их классификация, особенности.

10. Экономическое значение охраны труда. Методы определения экономической эффективности мероприятий по обеспечению безопасности труда.

11. Особенности функционирования сенсорных систем человека с точки зрения безопасности.

12. Эргономические основы безопасности жизнедеятельности. Характеристика системы «человек-машина-среда», их совместимость.

13. Социальные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности. Пути оптимизации взаимоотношений в системе «человек-социальная среда».

14. Работоспособность человека и ее динамика, роль в обеспечении безопасности.

15. Роль и влияние биологических ритмов на самочувствие и работоспособность человека.

16. Психофизиологические возможности человека и факторы, влияющие на безопасность.

17. Психология человека, роль психологических факторов в обеспечении безопасности.

18. Понятие о риске. Классификация, источники, управление риском.

19. Социально-экономическое значение безопасности труда, понятия, основные направления их оценки.

20. Условия труда, определение, классификация факторов формирующих условия труда.

21. Особенности факторов условий труда в сельском хозяйстве.

22. Основные законодательные акты по охране труда и краткое содержание статей трудового кодекса РФ, определяющих взаимоотношения работодателя и работника.

23. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ, (перечислить названия разделов и статей).

24. Режим труда и отдыха, их значение в трудовом процессе, нормирование.

25. Законодательство об охране труда женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью.

26. Виды надзора и контроля за безопасностью труда. (обосновать законодательными актами).

27. Государственный надзор за охраной труда, его виды, функции.

28. Ведомственный надзор за охраной труда в сельском хозяйстве. Структура, функции.

29. Виды ответственности должностных лиц за нарушение требований охраны труда (обосновать законодательными актами).

30. Виды компенсаций за работу во вредных условиях (подтвердить статьями ФЗ и Трудового кодекса РФ).

31. Классификация опасных и вредных производственных факторов и основные положения по их нормированию.

32. Классификация условий труда по тяжести и напряженности, методы оценки.

33. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), сущность, классификация.

34. Краткое содержание правил внутреннего трудового распорядка предприятия.

35. Коллективный договор: структура и содержание. Порядок его разработки.

36. Сущность и краткое содержание Положения об отраслевой системе управления охраной труда в АПК.

37. Структура службы охраны труда в системе Министерства сельского хозяйства РФ, обязанности и права работников службы.

38. Обязанности руководителя сельскохозяйственного предприятия по охране труда.

39. Обязанности и права по охране труда руководителей отраслей и участков производства.

40. Обязанности и права специалистов по охране труда предприятия.

41. Формирование и организация деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда на предприятиях.

42. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива по охране труда предприятия: организации деятельности, функции и задачи уполномоченных.

43. Перечень необходимых основных документов по охране труда на предприятии.

44. Методы анализа опасностей и вредностей производства.

45. Классификация причин травматизма, профзаболеваний и травмирующих факторов.

46. Понятие о травме и профессиональных заболеваниях, их классификация.

47. Расследование несчастных случаев на производстве: последовательность, порядок составления акта Н-1.

48. Классификация несчастных случаев по тяжести. Порядок расследования тяжелых, смертельных, групповых несчастных случаев и учет.

49. Документация по расследованию и учету несчастных случаев, профзаболеваний.

50. Статистический отчет формы 7-т: содержание, порядок его составления.

51. Порядок расследования и учета профессиональных заболеваний.

52. Законодательные и нормативные документы об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Статьи, определяющие общие положения.

53. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска.

54. Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска, привести примеры.

55. Методика определения интегрального показателя профессионального риска. Перечислить классы профессионального риска отраслей сельскохозяйственного производства.

56. Виды обеспечения страхования от несчастных случаев на производстве; документы, необходимые для назначения страховых выплат.

57. Права и обязанности субъектов страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

58. Формирование средств на осуществление обязательного социального страхования от производственных несчастных случаев и профзаболеваний.

59. Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

60. Обучение безопасным методам труда: формы и виды, порядок обучения, учет.

61. Виды инструкций по безопасности труда. Структура инструкций, порядок разработки.

62. Планирование мероприятий по охране труда. Виды планов, порядок их разработки, контроль за выполнением.

63. Содержание раздела «Охрана труда» коллективного договора, порядок разработки и контроль за его выполнением.

64. Финансирование мероприятий по охране труда: источники финансирования, порядок формирования.

65. Соглашение по охране труда, содержание, порядок разработки.

66. Структура управления охраной труда: сущность, объект, основа, функции и задачи.

67. Определение показателей оценки состояния безопасности условий труда.

68. Методы анализа и прогнозирования травматизма.

69. Специальная оценка условий труда: этапы, порядок проведения, документация.

70. Оценка травмобезопасности рабочих мест.

71. Роль гигиенических факторов в обеспечении безопасности производственной среды. Классификация гигиенических факторов.

72. Воздушная среда: основные требования, оценочные параметры.

73. Классификация вредных веществ и общие требования безопасности, нормирование.

74. Воздействие метеорологических условий на организм человека. Параметры микроклимата.

75. Нормирование, определение и оценка параметров микроклимата.

76. Загрязнение воздушной среды рабочих мест вредными веществами, ПДК в воздухе некоторых из них, оценочные показатели.

77. Определение и оценка запыленности и загазованности производственной среды.

78. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, их взаимосвязь.

79. Санитарно-бытовые помещения: виды, назначение, размещение и требования к ним.

80. Требования безопасности к размещению оборудования и машин в производственных помещениях. Габариты безопасности.

81. Организация рабочего места с учетом инженерно-психологических требований.

82. Действие физической и психологической нагрузки на организм, их нормирование, оценка.

83. Способы оздоровления воздушной среды.

84. Назначение вентиляции и требования, предъявляемые к ней.

85. Классификация систем вентиляции.

86. Назначение и основы расчета естественной вентиляции.

87. Назначение и порядок расчета механической общеобменной вентиляции в производственных помещениях.

88. Виды отопления производственных помещений, требования, предъявляемые к ним, порядок расчета.

89. Освещение: требования к освещенности, виды освещения.

90. Основные светотехнические величины, характеризующие производственное освещение.

91. Нормирование, определение и оценка освещения производственных помещений и рабочих мест.

92. Организация и расчет искусственного освещения производственных помещений.

93. Организация и порядок расчета естественного освещения производственных помещений.

94. Понятие о шуме. Параметры, характеризующие шум, их нормирование.

95. Понятие о вибрации. Параметры, характеризующие вибрацию, их нормирование и определение.

96. Действие шума на организм человека, способы снижения шума.

97. Действие вибрации на организм человека. Способы снижения вибрации машин и оборудования.

98. Приборы, применяемые для измерения параметров шума и вибрации, общее устройство и принцип работы.

99. Средства коллективной и индивидуальной защиты работающих от вредных производственных факторов.

100. Организационно-правовые условия допуска к работе с вредными веществами.

101. Методика расчета потребности в санитарно-бытовых помещениях. Дать оценку обеспеченности санитарно-бытовыми помещениями вашего предприятия.

102. Методика расчета потребности в спецодежде, спецобуви и других средствах индивидуальной защиты. Привести примеры по одному из участков предприятия (по месту работы).

103. Виды излучений. Их воздействие на организм человека.

104. Электромагнитные поля и излучения. Воздействие на человека, нормирование, способы защиты.

105. Требования безопасности к ПЭВМ и условиям работы с ними. Допуск к работе.

106. Особенности воздействия ультрафиолетового и лазерного излучения, нормирование, способы защиты.

107. Ионизирующие излучения: источники, виды, способы защиты.

108. Понятия о техногенных рисках и технической безопасности. Их роль в решении вопросов безопасности жизнедеятельности.

109. Характеристика опасных зон. Расчет границ опасных зон.

110. Классификация знаков безопасности, их значение.

111. Требования безопасности к производственным процессам. Оценка безопасности.

112. Требования безопасности к производственному оборудованию. Оценка безопасности.

113. Нормирование разрывов и габаритов безопасности.

114. Организация хранения и отпуска пестицидов и других агрохимикатов.

115. Требования безопасности к техническому состоянию машинно-тракторных агрегатов.

116. Требования безопасности к территориям и маршрутам движения.

117. Меры безопасности при эксплуатации зерноуборочных комбайнов.

118. Меры безопасности при послеуборочной обработке зерна.

119. Меры безопасности при заготовке грубых кормов.

120. Меры безопасности при силосовании кормов.

121. Требования безопасности к производственному оборудованию для животноводства и кормопроизводства.

122. Меры безопасности при обслуживании мобильных кормораздатчиков.

123. Меры безопасности при обслуживании стационарных кормораздатчиков.

124. Меры безопасности при обслуживании систем навозоудаления.

125. Меры безопасности при обслуживании систем канализации.

126. Меры безопасности при обслуживании доильных установок.

127. Меры безопасности при обслуживании холодильных установок.

128. Меры безопасности при моечных работах.

129. Меры безопасности при слесарно-монтажных работах.

130. Меры безопасности при газосварочных работах.

131. Меры безопасности при электросварочных работах.

132. Меры безопасности при обкатке и испытании машин, агрегатов и сборочных единиц.

133. Меры безопасности при обслуживании и ремонте аккумуляторов.

134. Меры безопасности при выполнении окрасочных работ.

135. Меры безопасности при выполнении вулканизационных работ.

136. Меры безопасности при выполнении деревообрабатывающих работ.

137. Меры безопасности при холодной обработке металлов.

138. Меры безопасности при работе с кузнечно-прессовым оборудованием и нагревательными печами.

139. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов.

140. Организация безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов.

141. Меры безопасности при эксплуатации баллонов со сжатым или сжиженным газами.

142. Меры безопасности при выполнении транспортных работ.

143. Требования безопасности при перевозке людей.

144. Требования безопасности при перевозке грузов гужевым транспортом.

145. Требования безопасности к водным и ледовым переправам.

146. Меры безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

147. Действие электрического тока на организм человека, параметры, влияющие на исход поражения, допустимые значения.

148. Классификация производственных помещений и электроустановок по степени опасности поражения электрическим током и по характеру окружающей среды.

149. Требования безопасности к персоналу, обслуживающему электроустановки и допуск их к работе.

150. Сущность шагового напряжения и напряжения прикосновения.

151. Устройство и назначение защитного заземления электроустановок.

152. Устройство и назначение зануления электроустановок.

153. Способы и средства защиты от поражения электрическим током.

154. Статическое электричество и способы защиты от него.

155. Назначение и конструктивное выполнение молниезащиты зданий и сооружений. Методика расчета молниеотводов.

156. Организация пожарной охраны на предприятии.

157. Классификация строительных материалов по горючести и зданий, сооружений по огнестойкости.

158. Виды горения и условия, необходимые для горения. Понятия о самовоспламенении и самовозгорании.

159. Горючие вещества. Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов.

160. Категории помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.

161. Основные причины пожаров и взрывов в сельском хозяйстве, мероприятия по обеспечению пожаро-взрыво безопасности.

162. Противопожарные требования к планировке и застройке сельскохозяйственных предприятий.

163. Противопожарные разрывы и преграды, виды, их назначение и применение.

164. Требования пожарной профилактики на складах зерна и при производстве витаминной травяной муки.

165. Требования пожарной профилактики в период уборки урожая.

166. Автоматические устройства и системы, обеспечивающие пожарную безопасность технологических процессов.

167. Требования пожарной безопасности в общественных и административных зданиях.

168. Огнегасительные средства, виды, их свойства и применение.

169. Противопожарное водоснабжение, средства подачи воды к пожару. Расчет потребного запаса воды.

170. Устройство и принцип действия пенного и порошкового огнетушителей.

171. Устройство и принцип действия углекислотного и углекислотно-бромэтилового огнетушителей.

172. Передвижные, полустационарные и стационарные технические средства тушения пожаров. Использование сельскохозяйственной техники для тушения пожаров.

173. Метод определения вероятности воздействия опасных факторов пожаров на людей (ГОСТ 12.1.004-91).

174. Технические средства пожаротушения, их применение.

175. Нормы обеспечения средствами тушения пожаров предприятий различного назначения и мобильных агрегатов, машин.

176. Требования пожарной безопасности к электроустановкам и складам нефтепродуктов.

177. Особенности тушения пожаров на животноводческих фермах и в зернохранилищах.

178. Пожарные формирования сельскохозяйственных предприятий. Организация их работы.

179. Расчет эвакуационных путей и выходов при пожаре.

180. Классификация чрезвычайных ситуаций, причины возникновения и характер развития.

181. Основы управления безопасностью и защитой населения, территорий, объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Виды управления.

182. Нормативно-правовая база по обеспечению безопасности населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, основные положения.

183. Система стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях. Структура, классификация.

184. Структура российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

185. Территориальные и функциональные подсистемы и уровни российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

186. Основные принципы и способы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуациях.

187. Стихийные бедствия: их динамика, последствия, прогнозирование.

188. Радиационные и химически опасные объекты, зонирование территорий вокруг них, оценка обстановки.

189. Планирование и финансирование мероприятий по предупреждению, защите и ликвидации чрезвычайных ситуациях.

190. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций.

191. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Основы организации спасательных и других неотложных работ.

192. Определение необходимых объемов работ и состава сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

193. Классификация и назначение приборов радиационной разведки и дозиметрического контроля.

194. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты.

195. Нормирование радиационной безопасности (основные дозовые пределы, допустимые и контрольные уровни безопасности).

196. Химически опасные объекты (ХОО), их группы и классы опасности, меры профилактики аварий на ХОО.

197. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Факторы, определяющие устойчивость функционирования.

198. Особенности и организация эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты.

199. Способы и средства обеззараживания технических средств и территорий при чрезвычайных ситуациях.

200. Организация и средства доврачебной помощи при несчастных случаях. Содержание аптечки первой помощи.

201. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях, вывихе и растяжениях, переломе костей.

202. Первая помощь при обмороке, тепловом и солнечном ударах, обморожении, отравлении угарным газом.

203. Основные приемы оказания первой медицинской помощи при остром заболевании сердца и сотрясении головного мозга.

204. Первая помощь при поражениях электрическим током.

205. Первая помощь при различных ожогах.

206. Рассчитать, какое количество воздуха необходимо удалить из отделения обкатки карбюраторных двигателей для поддержания концентрации угарного газа (СО) в помещении в пределах допустимой нормы. Известно, что в отделении одновременно обкатывается 4 двигателя ЗИЛ-130, часовой расход топлива всех двигателей равен 100 кг/ч, доля СО в отработанных газах равна 4,0%, а доля СО прорывающаяся в помещение из системы газоотвода, составляет 0,05% от общего количества угарного газа в продуктах сгорания.

207. При работе молотковой дробилки КДУ-2 в помещение через неплотности прорывается 0,2 г/с нетоксичной пыли зерновых отходов с примесью двуокиси кремния (Si02) менее 2%. Количество воздуха, удаляемого из помещения L = 0,5 м3/с. Определить, какова при этом будет фактическая концентрация пыли в помещении. Будет ли фактическая концентрация пыли удовлетворять санитарно-гигиеническим нормам, и будет ли она взрывоопасна?

208. Определить, какой должна быть температура приточного воздуха, поступающего в помещение обкатки двигателей, обеспечивающая удаление из помещения всех теплоизбытков. Известно, что в отделении выделяется 140000 Вт избыточного тепла производительность вытяжной вентиляции равна 12000 м3/ч, температура удаляемого воздуха равна +30°С, а плотность приточного воздуха равна 1,205 кг/м3.

209. В отделении мойки деталей в окружающую среду выделяется 0,7 г/с водяных паров. Рассчитать, какое количество воздуха необходимо удалить из помещения для поддержания относительной влажности φ = 60%, при влажности поступающего воздуха 50%, температура удаляемого и поступающего воздуха соответственно равна 25°С и 15°С.

210. Помещение ремонта дизельной топливной аппаратуры оборудовано общей системой искусственного освещения. Система общего освещения рабочих мест осуществляется четырьмя светильниками с лампами накаливания мощностью 150 Вт каждая, коэффициент использования осветительной установки h = 0,47, площадь помещения S = 40 м2. Рассчитать фактическую освещенность рабочих мест (недостающими параметрами задаться самостоятельно, предварительно обосновав их). Сопоставить фактическую освещенность с освещенностью, рекомендуемой СНиП, дать заключение.

211. Помещение ремонта дизельной топливной аппаратуры освещается боковыми светопроёмами. Площадь помещения 37,5 м2 (длина - 7,5 м, ширина – 5 м); площадь светопроемов 9 м2, превышение верхнего края окна над рабочей поверхностью h = 2,5 м; средневзвешенный коэффициент отражения стен, потолка, пола r = 0,4. Рассчитайте фактическую минимальную величину коэффициента естественной освещенности. Сопоставить полученную величину с рекомендованной нормами, дать заключение (недостающими параметрами задаться самостоятельно, предварительно обосновав их).

212. Уровень звукового давления в отделении обкатки двигателей равен 110 дБ. Определить фактическую величину среднего звукового давления.

213. В отделении обкатки двигателей одновременно обкатку проходят четыре двигателя с уровнями шума 105, 103, 100 и 97 дБ. Определить суммарный уровень шума в отделении.

214. Заземление электрооборудования в линии электропередач с глухозаземленной нейтралью выполнено с грубым нарушением: часть оборудования занулена, часть - заземлена. Сопротивление нулевой точки трансформатора (R0) равно сопротивлению заземления (R3) незануленного оборудования и равно 4 Ом. Линейное напряжение в сети равно 380 В, сопротивлением фазного и нулевого провода пренебречь. Рассчитать величину тока, протекающего через человека, прикоснувшегося к зануленному оборудованию при пробое изоляции заземленного оборудования, если известно, что сопротивление человека 1000 Ом. Оценить степень опасности.

215. Рассчитать количество заземлителей в контуре заземления выполненном в суглинистом грунте. Сопротивление растекания тока с контура заземления должно быть менее 10 Ом. Удельное сопротивление грунта равно 4000 Ом·см. В наличии имеются металлические трубы диаметром 5 см, длиной 2,5 м, и металлическая полоса ши­риной 5 см, глубина заложения труб 0,8 м.

216. Ток Iз, = 500 А стекает в землю через стержневой заземлитель круглого сечения, погруженный в землю на глубину l = 3,5 м (рис. 1).

Рис. 1 – Стержневой заземлитель круглого сечения

Определить потенциал точки m на поверхности земли, отстоящей от центра заземлителя на расстояние х = 20 м. Грунт, в котором размещен заземлитель – глина.

217. Ток Iз = 40 А стекает с группового заземлителя, состоящего из трех одинаковых полушаровых электродов (n = 3) радиусом r = 0,5 м, размещенных в вершинах равностороннего треугольника (рис. 2).

Рис. 2 – Групповой заземлитель

Определить значение потенциала группового заземлителя jгр при расстояниях между центрами электродов S = 10 м, грунт – песок (земля однородная).

218. Ток Iз = 150 А стекает в землю через металлический предмет неправильной формы, который может быть условно уподоблен шару с радиусом r = 0,5 м (рис. 3). Предмет погружен в землю на глубину t1 = 2 м; ток к нему подается по изолированному проводу. Грунт – суглинок.

Рис. 3 – К расчету потенциалов методом зеркального отображения

 

Требуется определить потенциал jc на металлическом трубопроводе С, проложенном в земле на глубине t2 = 3,5 м и на расстоянии по горизонтали от центра шара х = 4 м.

219. Ток Iз = 25 А стекает в землю через полушаровой заземлитель. На расстоянии x1 = 2,5 м от места замыкания на землю стоит человек (см. рис. 4). Определить для него напряжение шага, если размер шага а = 80 см. Грунт – супесь, сопротивление растеканию тока основания, на котором стоит человек, равно нулю.

 

Рис. 4 – К определению напряжения шага и прикосновения

 

220. Ток Iз = 35 А стекает в землю через полушаровой заземлитель. На расстоянии x1 = 2,2 м от места замыкания на землю стоит человек (см. рис. 4). Определить для него напряжение шага, если размер шага а = 90 см. Грунт – чернозем, сопротивление растеканию тока основания, на котором стоит человек, не равно нулю, сопротивление растеканию тока с одной ноги человека Rн = 2 кОм, сопротивление тела человека электрическому току Rh = 1 кОм.

221. Ток Iз = 30 А стекает в землю через полушаровой заземлитель. На расстоянии x2 = 4,5 м расположена металлоконструкция (см. рис. 4). Определить напряжение прикосновения для человека, касающегося металлоконструкции и находящегося на расстоянии x3 = 9 м. Грунт – глина, сопротивление растеканию тока основания, на котором стоит человек, равно нулю.

222. Ток Iз = 20 А стекает в землю через полушаровой заземлитель. На расстоянии x2 = 4 м расположена металлоконструкция (см. рис. 4). Определить напряжение прикосновения для человека, касающегося металлоконструкции и находящегося на расстоянии x3 = 8 м. Грунт – песок, сопротивление растеканию тока основания, на котором стоит человек, Rосн = 9 кОм, сопротивление тела человека электрическому току Rh = 1 кОм.

223. Ток Iз = 40 А стекает в землю через полушаровой заземлитель. На расстоянии x2 = 5 м расположена металлоконструкция (см. рис. 4). Определить напряжение прикосновения для человека, касающегося металлоконструкции и находящегося на расстоянии x4 = 25 м. Грунт – суглинок, сопротивление растеканию тока основания, на котором стоит человек, Rосн = 8 кОм, сопротивление тела человека электрическому току Rh = 1 кОм.

224. Определить эффективность зануления, если защита электродвигателя выполнена предохранителями с током плавкой вставки 50А. Сопротивление петли фаза-нуль – 1,5 Ом.

225. Произошел обрыв на землю высоковольтного провода. Ток замыкания на землю Iз = 10 А. Один из работников оказался от упавшего провода на расстоянии х = 0,2 м. Ширина его шага равна 0,6 м. Грунт – супесь, сопротивление человека Rh = 1000 Ом. Определить опасность поражения работника шаговым напряжением.

226. Дать заключение об опасности поражения электрическим током при касании человека к корпусу электродвигателя с поврежденной изоляцией, если:

1) в момент прикосновения он стоял на деревянном полу;

2) в момент прикосновения он стоял на земле;

3) в момент прикосновения он другой рукой держался за трубы отопления.

Сопротивление человека Rh = 1000 Ом, сопротивление пола Rп = 5·105 Ом, сопротивление обуви Rоб = 19000 Ом, грунт – чернозем.

227. Рассчитать радиус зоны защиты одиночного стержневого молниеотвода высотой 10 м на высотах 4, 6, 8 м. Привести расчетную схему.

228. Размеры защищаемого от атмосферного электричества объекта равны: а = 6 м – длина объекта, b = 4 м – ширина объекта, h = 3 м – высота объекта. Рассчитать высоту стержневого молниеотвода на пересечении диагоналей плоскости крыши объекта, обеспечивающего защиту.

229. Определить необходимую высоту молниеотвода, если высота защищаемого объекта – 6 м, ширина – 5 м, длина – 12 м. Молниеотвод расположен по центру крыши здания.

230. Логарифмический уровень виброскорости объекта Lv = 140 дБ (децибел). Определить абсолютное значение величины скорости.

231. Рассчитать теоретический остановочный путь агрегата, состоящего из трактора МТЗ-2121 и груженого прицепа 2ПТС-4 для случая, когда прицеп не оборудован тормозами, при условии что агрегат движется по ровной сухой дороге со скоростью 24,5 км/ч. В момент начала торможения ведущие колеса трактора доводят до юза; масса трактора 3400 кг, масса груженого прицепа 5000 кг, нагрузка приходящаяся на ведущие колеса трактора, составляет 2/3 массы трактора; коэффициент сцепления шин с дорогой равен 0,6.

232. Определить теоретическую скорость, при которой может произойти занос трактора при движении по ровной укатанной грунтовой дороге на повороте с радиусом закругления Rпов = 10 м, коэффициент бокового сцепления шин с грунтом fбок = 0,5.

233. Определить теоретическую скорость, при которой может произойти опрокидывание трактора МТЗ-2121 при движении на повороте дороги с радиусом равным 8 м, при условии, что поперечная база трактора 1,4 м, а высота центра тяжести hц = 1,0 м.

234. Животноводческое помещение оборудовано шестью шахтами, сечением 0,7x0,7 м и высотой 3,5 м. Каждая шахта оборудована заслонкой, позволяющей регулировать сечение шахты. Рассчитать площадь проходного сечения шахты, обеспечивающую удаление 10000 м3/ч воздуха при условии, что температура удаляемого воздуха tвв = 20°C, а температура приточного воздуха tвн = 8°С, коэффициент, учитывающий потерю скорости воздуха в канале шахты ψс = 0,6.

235. Определить количество воздуха, удаляемого из вытяжного шкафа объемом 6 м3, имеющего размеры приемного окна 0,8х0,8 м, если скорость воздушного потока в окне составляет 1,5 м/с.

236. В производственном помещении размерами 8x4 м подвешено 4 лампы накаливания мощностью 60 Вт. Произвести проверку-расчет освещенности в этом производственном помещении (метод удельной мощности).

237. Определить необходимое количество ламп для освещения офисного помещения размерами 5х6 м. Для освещения принято использовать газоразрядные лампы ЛД 80. Высота подвеса светильника – 3 м Коэффициент запаса принять равным 1,3.

238. Площадь участка разборки двигателей мотороремонтного цеха 8×16 = 128 м2. Высота помещения 4,5 м. Рассчитать электрическое освещение для этого отделения.

239. Для подъема автомобильных двигателей с максимальной массой 500 кг применяют несмоленый пеньковый канат диаметром 30 мм. Определить, достаточна ли прочность этого каната для подъема груза массой 500 кг.

240. Рассчитать требуемое количество средств индивидуальной защиты, если в хозяйстве работает 45 трактористов, 12 комбайнеров, 23 шофера, 12 кочегаров. 4 рабочих, занятых на работе с пестицидами, 36 доярок, 100 рабочих, занятых на работе в растениеводстве и 20 рабочих, занятых на работе в животноводстве.

241. Рассчитать требуемое количество средств индивидуальной защиты для тракторно-полеводческой бригады в составе: бригадир – 1, помощник бригадира – 1, 10 трактористов, 5 комбайнеров, 4 рабочих, занятых на работе с пестицидами, 20 рабочих, занятых на работе в растениеводстве, 2 заправщика.

242. Определить потребное количество тепла для создания нормальной температуры внутри одноэтажного жилого дома размерами 5х10 м, высотой 3,5 м, если удельная отопительная характеристика здания g0 = 0,3 Вт/м3·0К, а расчетная наружная температура -12°С.

243. Определить необходимое количество секций нагревательного прибора (площадь поверхности нагрева одной секции 0,2 м2), установленного для создания нормальной температуры внутри производственного здания, если суммарные потери теплоты составляют 30000 Вт, температура воды при входе в нагревательный прибор 363 оК, а на выходе 333 оК. Коэффициент теплопередачи нагревательного прибора принять равным 9,2 Вт/м2·оК.

244. Определить необходимое количество топлива для создания нормального теплового режима на отопительный период года, если объем производственного помещения по наружному обмеру V = 5000 м3, расчетная наружная температура Тн = 253 оК. Для отопления используется каменный уголь с теплотой сгорания 29330 кДж/кг.

245. Определить необходимое количество воды на тушение пожара производственного здания объемом до 4000 м3 и III степени огнестойкости (при этом удельный расход воды на внутреннее тушение пожара 5 л/с, на внешнее – 10 л/с.

246. Рассчитать количество воды для внутреннего и наружного пожаротушения производственного помещения, если длина здания 45 м, ширина – 12 м, высота – 6 м. Степень огнестойкости здания IV.

247. Определить потребное количество огнетушителей для производственного помещения, если площадь его 2200 м2.

248. Рассчитать количество воды для тушения пожара сельского населенного пункта с числом жителей 400 человек и более, если расчетное время пожара 3 часа.

249. Определить дозу облучения людей и животных, пересекающих на автомобилях след облака радиоактивного заражения протяженностью 22 км со скоростью 45 км/ч. Уровень радиации в начале движения Рнач = 1180 мрад/ч, в конце пути движения Ркон = 1290 мрад/ч. Коэффициент ослабления радиации транспортным средством КОСЛ = 3.

250. Определить дозу облучения, которую получит формирование ГО при проведении аварийно-спасательных работ на объекте экономики, если к работе оно приступило через 2 часа (tH) после аварии на АЭС и будет работать 4 часа (1оБЛ). Мощность дозы на 2 часа после аварии Рн = 2,5 рад/час. Коэффициент ослабления радиации на открытом пространстве Косл = 1, коэффициент пересчета мощности дозы время окончания работ Kt = 0,6.

251. Рассчитать кратность ослабления g-излучения двухслойным укрытием состоящим из деревянного перекрытия толщиной 8 см и грунта толщиной 35 см.

252. Определить показатели частоты и тяжести травматизма по предприятию, если за отчетный период произошло 5 несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности 160 дней, 3 несчастных случая – по пути на работу на транспорте предприятия с утратой трудоспособности 65 дней, 1 несчастный случай – при выполнении общественной работы с утратой трудоспособности 9 дней и 3 бытовых несчастных случая – с утратой трудоспособности 62 дня. Указать, какие несчастные случаи следует включить в отчетность по травматизму. Среднесписочное число работающих на предприятии за отчетный период – 510 человек.

253. Определить показатели частоты и тяжести травматизма по хозяйству со среднесписочным числом работающих 620 человек. За отчетный период произошло 4 несчастных случая по пути на работу с утратой трудоспособности 57 день; 3 несчастных случая – при выполнении трудовых обязанностей с утратой трудоспособности 46 дней; 1 несчастный случай – во время субботника с утратой трудоспособности 9 дней; 1 несчастный случай на личном транспорте, при использовании его по договору с администрацией, с утратой трудоспособности 37 дней; 1 несчастный случай – во время дежурства в ДНД с утратой трудоспособности 12 дней; 1 несчастный случай – при выполнении общественных поручений вне предприятия с утратой трудоспособности 8 дней; 3 несчастных случаев – в быту, с утратой трудоспособности 27 дней. Указать, какие несчастные случаи следует включать в отчетность по травматизму.

254. В свинарнике размещено 60 откормочных свиноматок живой массой по 100 кг и 40 – по 200 кг. Животные выделяют углекислоту, которую необходимо удалить естественным вентилированием помещения. Требуется рассчитать такую вентиляцию.

255. В литейном цехе с размерами 12×8 м и высотой 6 м авторемонтного завода при разливке жидкого чугуна выделяется 80 г/час окиси углерода. Рассчитать производительность вентиляторов, необходимую для поддержания в цехе атмосферы с нормальной концентрацией окиси углерода.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие/ Я.Д. Вишняков и др.— 3-е издание, испр. — М.: Академия, 2008. - 304 с.: ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для студентов всех специальностей/ О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. – 5-е изд., стер. – Сб.: Лань, 2002. - 448 с.: ил.

3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: учебник / М.Н. Дудко, Н.И. Локтионов, В.И. Юртушкин и др./ под. ред. Н.К. Шишкина. - М.: Изд-во Гос. ун-та управл., 2000.- 315 с.

4. Белокуренко С.А., Дорохова Н.Д., Кисленко А.К., Кобцева Л.В., Котов Р.А., Медведева Ж.В. Инженерные расчеты по охране труда: учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. - 108 с.

5. Беляков Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: учебник для бакалавров/ Г.И. Беляков – 2 изд. перераб. и дополн. – М.: Юрайт, 2012. - 572 с. – «Бакалавр».

6. Зотов Б.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве /Б.И. Зотов, В.И. Курдюмов : учебник для вузов.- 2 изд. допол и перераб. - М.: Колос, 2006. - 432 с.:ил.

7. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Проектирование и расчет средств обеспечения безопасности. – М.: Колос, 2005. - 216с.

8. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – 4-е изд., перераб.- М.: Академия, 2007.- 336 с.: ил.

9. Сибикин Ю.Д. Охрана труда и электробезопасность.– М.: РадиоСофт, 2007.- 408 с.

10. Сидоров А.И. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009. - 496 с.

 

Федеральные законы

 

1. ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

2. Гражданский кодекс РФ.- М.: «Проспект», 2001.- С.360-367.

3. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон-М.: Юриздат, 1999. – 56с.

4. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: ИКФ Экмос., 2008.- 176 с.

 

Дополнительная литература

1. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса: Руководство Р22.755-99, Издание официальное / Гос. система санэпидем. нормирования РФ, Минздрав. РФ.- М, 1999.- 143 с.

2. Красник В.В. Правила устройства электроустановок. – М.: ЭНАС, 2009. – 512 с.

3. Производственная безопасность: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. техн. наук, проф. А.А. Попова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2013. – 432 с.

4. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности/Т.А. Хван, П.А. Хван.- 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс,2003.- 416 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Номера вопросов контрольной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФОРМА Н-1

 

                                                                                                 Форма Н-1

                                                                Один экземпляр направляется

                                                                      пострадавшему или его

                                                                           доверенному лицу

Утверждаю

________________________________________

(подпись, фамилия, инициалы работодателя

                       (его представителя)

"_______"_______________________ 200_ г.

Печать

 

Акт N ___

о несчастном случае на производстве

1. Дата и время несчастного случая ______________________________

_____________________________________________________________

(число, месяц, год и время происшествия несчастного случая, количество полных часов от начала работы)

2. Организация (работодатель), работником которой является (являлся) пострадавший _____________________________________________

_____________________________________________________________

(наименование, место нахождения, юридический адрес, ведомственная и отраслевая принадлежность/код основного вида экономической деятельности по ОКВЭД; фамилия, инициалы работодателя-физического лица)

Наименование структурного подразделения ______________________

_____________________________________________________________

3. Организация, направившая работника __________________________

(наименование, место нахождения, юридический адрес, отраслевая принадлежность)

4. Лица, проводившие расследование несчастного случая:

_____________________________________________________________

                  (фамилия, инициалы, должности и место работы)

5. Сведения о пострадавшем:

фамилия, имя, отчество _______________________________________

пол (мужской, женский) ______________________________________

дата рождения ______________________________________________

профессиональный статус _____________________________________

профессия (должность) _______________________________________

стаж работы, при выполнении которой произошел несчастный случай ___________________________________________________________

                                  (число полных лет и месяцев)

в том числе в данной организации ___________________________________________________________

                                  (число полных лет и месяцев)

6. Сведения о проведении инструктажей и обучения по охране труда

Вводный инструктаж __________________________________________

                                                             (число, месяц, год)

Инструктаж на рабочем месте /первичный, повторный, внеплановый, целевой/        (нужное подчеркнуть)

по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай _________________________________________

                                                               (число, месяц, год)

Стажировка: с "__"_______________ 20__ г. по "__"_____________ 20__ г.

_____________________________________________________________

                               (если не проводилась - указать)

Обучение по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай: с "__"_________ 20__ г. по "__"__________ 20__ г.

__________________________________________________

                          (если не проводилось - указать)

Проверка знаний по охране труда по профессии или виду работы, при выполнении которой произошел несчастный случай

______________________________________________________

                                       (число, месяц, год, № протокола)

7. Краткая характеристика места (объекта), где произошел несчастный случай_____________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

(краткое описание места происшествия с указанием опасных и (или) вредных производственных факторов со ссылкой на сведения, содержащиеся в протоколе осмотра места несчастного случая)

Оборудование, использование которого привело к несчастному случаю _________________________________________________________

         (наименование, тип, марка, год выпуска, организация-изготовитель)

7.1. Сведения о проведении специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест по условиям труда) с указанием индивидуального номера рабочего места и класса (подкласса) условий труда _____________________________________________________;

7.2. Сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест по условиям труда) (наименование, ИНН) _____________________________________________

__________________________________________________________;

8. Обстоятельства несчастного случая

____________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

(краткое изложение обстоятельств, предшествовавших несчастному случаю, описание событий и действий пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, и другие сведения, установленные в ходе расследования)

8.1. Вид происшествия _______________________________________

8.2. Характер полученных повреждений и орган, подвергшийся повреждению, медицинское заключение о тяжести повреждения здоровья ___________________________________________________

8.3. Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения __________________________________________

____________________________________________________________

(нет, да - указать состояние и степень опьянения в соответствии с заключением по результатам освидетельствования, проведенного в установленном порядке)

8.4. Очевидцы несчастного случая _______________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

(фамилия, инициалы, постоянное место жительства, домашний телефон)

9. Причины несчастного случая _______________________________

___________________________________________________________

(указать основную и сопутствующие причины несчастного случая со ссылками на нарушенные требования законодательных и иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов)

10. Лица, допустившие нарушение требований охраны труда:

_________________________________________________________________________________________________________________________

(фамилия, инициалы, должность (профессия) с указанием требований законодательных, иных нормативных правовых и локальных нормативных актов, предусматривающих их ответственность за нарушения, явившиеся причинами несчастного случая, указанными в п.9 настоящего акта; при установлении факта грубой неосторожности пострадавшего указать степень его вины в процентах)

Организация (работодатель), работниками которой являются данные лица_______________________________________________________

                                        (наименование, адрес)

11. Мероприятия по устранению причин несчастного случая, сроки

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

 

Подписи лиц, проводивших

расследование несчастного случая

                                                        ____________________________

                                                                       (фамилии, инициалы, дата)

                                                        ____________________________

                                                        ____________________________

                                                       ____________________________

                                                       ____________________________

 

 

*Если специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест по условиям труда) не проводилась, в пункте 7.1 указывается "не проводилась", пункт 7.2 не заполняется

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Форма № 7 – травматизм

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Пример оформления титульного листа

 

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

 

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Кафедра: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Дисциплина: БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

НОМЕР ШИФРА 13659

 

 

ВЫПОЛНИЛ: студент 8235 группы

 

Направление: 350306 – Агроинженерия

(технические системы в агробизнесе)

           Петров Василий Иванович

 

Адрес: Алтайский край, Павловский район, с. Арбузовка

 

ПРОВЕРИЛ: доцент Кобцева Л.В.

 

Барнаул 2016

 

Содержание

 

Введение                                                                                              4

1 Требования к уровню освоения содержания дисциплины               5

2 Методические указания по изучению разделов дисциплины           6

2.1.Содержание дисциплины                                                                   7

Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности в условиях

 производства                                                                                  7

Введение                                                                                              7

Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности      8

Методические указания

по изучению дисциплины и задание для выполнения

контрольной работы студентами-заочниками по направлениям

подготовки: 350306 – «Агроинженерия»

 

 

Редактор

Технический редактор

 

Подписано в печать         . формат 60×84/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать ризографная.

Гарнитура «TimesNewRoman» Усл.печ.л. .Уч.-изд.л.

Тираж 100 экз. Заказ №

 

 

РИО АГАУ

656049, г.Барнаул, пр.Красноармейский,98

Тел.62-84-26

С.А. Белокуренко, Л.В. Кобцева

Барнаул 2016

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Дата: 2019-12-10, просмотров: 341.