Программа индивидуальной работы с «трудными» учащимися в процессе нравственного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Зная причины, усугубляющие личностные недостатки «трудного» ученика, можно использовать специальную программу изучения его личности и перевоспитания.

- уровень направленности ученика, ее основное содержание, ведущие интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет, почему; как учится, трудится);

- причины возникновения трудновоспитуемости, ранее оказавшие влияние на подростка и действующие поныне;

- основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются);

- взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует);

- положительные качества, которые могут стать основой для преодоления недостатков;

- самосознание и самооценка подростка (какие свои недостатки и достоинства он осознает, какие не замечает и почему);

- воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодоление недостатков.

На основании полученных данных намечается, как изменить отношения ученика с родителями, затем с педагогом и коллективом; в чем должна заключатся индивидуальная работа с подростком по преодолению основного недостатка.[3, с.17]

Работа с семьей педагогически запущенного подростка требует особого внимания педагогов. В семьях, где сложились конфликтные отношения родителей и ребенка, неправильные педагогические установки взрослых, следует основное усилие направлять на их педагогическое просвещение и формирование ответственных и доброжелательных отношений. Практическая помощь родителей школе, работа в кружках, совместный труд с детьми, участие в туристических походах способствуют взаимопониманию детей и взрослых, снимает напряженность в их отношениях.

В семье, где неблагополучная обстановка связана с ее распадом, алкоголизмом одного из родителей, основную воспитательную работу проводит родительский коллектив. Родителям напоминают об их обязанностях по воспитанию ребенка, разъясняют причины возникновения данной ситуации и действия педагогов по отношению к ним, к их дочери или сыну.[4, с.25]

Отношения «трудных» учеников с коллективом нормализуются в общей деятельности. Организация активной деятельности подростка предусматривает набор нескольких, следующих друг за другом, ответственных поручений, при выполнении которых устраняются те или иные недостатки, или по крайней мере элементы основного недостатка. В процессе работы по установлению контакта ребенка с одноклассниками обращается внимание на то, что собой представляют поступки воспитуемого, как воспринимает коллектив результаты его деятельности, как реагирует на успехи и неудачи.

Индивидуальные беседы с подростком об особенностях проявления его личностных качеств в процессе деятельности и общения, беседы с коллективом о значительных и незначительных положительных изменениях в его поведении, поощрения этих изменений способствуют сближению коллектива и «трудного» ребенка.[3, с.14]

Активность подростка проявляется тогда, когда он составил объективное представление о себе, своих возможностях и понял свои недостатки. В этот момент наиболее эффективно стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в труде и учении. Оно начинается с индивидуальных консультаций и применения следующих приемов работы:

- Мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед учеником раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы его усилий, содержание конкретных видов труда.

- Активация целевой установки. Поставленную учеником цель следует глубже мотивировать, а затем разработать с ним правила повседневного эффективного труда (начатое дело доводить до конца, не браться за несколько дел сразу, прилежно выполнять любого рода работу, оценивать ее результаты, анализировать ошибки).

- Одобрение первых успехов в деятельности. Учитель несколько завышает оценку положительных результатов деятельности подростка с ним, чтобы у него возникло желание совершенствовать выработанные навыки учения и труда.

- Щажение самолюбия. Подростки с проявлением лености очень болезненно реагируют на обнажение их недостатков перед другими. Они отнюдь не равнодушны к своим неудачам, как это принято считать, напротив, они осознают и очень тяжело переживают то, что из-за недостатка воли не могут добиться успехов ни в одной области. Они остро нуждаются в повседневной помощи взрослых, но если вместо нее выслушивают упреки и наставления, то постепенно озлобляются, отказываются делать то, что не получается. Целесообразно поэтому давать таким ученикам специальные задания, опрашивать их отдельно, сообщая классу только положительные результаты до тех пор, пока подростки не почувствуют уверенности в своих силах.

- Подчеркивание неизбежности выполнения задания. Часто ленивый ученик пользуется однотипными мотивами оправдания: «Забыл», «Не знал», «Не успел» и т.д. Обычно учитель на это реагирует так: «Вчера ты не знал, сегодня забыл, завтра еще что-нибудь придумаешь, лишь бы только не работать» и выставляет неудовлетворительную оценку по предмету или поведению. Такая реакция не только не стимулирует волевые усилия, но и надолго подавляет их. Прием подчеркивания неизбежности выполнения задания предполагает точное указание ученику, что делать, когда прийти на консультацию, когда отчитаться по выполненной работе. Более того, благодаря этому методу реализуется принцип сочетания требовательности и доверия.

- Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля. Используя этот прием, учитель стремиться помочь подростку разобраться в его ошибках, предупредить их: «Подумай, прочитай вот это правило. Ошибка здесь. Постарайся ее не повторить в следующий раз».

- Стимулирование усилий на немедленное выполнение задания. Известно, что леность в учении или общественно полезном труде ученик оправдывает рядом мотивов, причем ведущим является мотив самоутешения: «Если захочу, сделаю все, как нужно», «Когда придет время, буду работать не хуже других». Данный прием необходимо направить на перестройку мотива, побуждение выполнить задание тотчас же.[3, с.48]

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 195.