ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ.. 5

1.1 Содержание и задачи нравственного воспитания педагогически запущенных подростков. 5

1.2 Психологическая характеристика педагогически запущенных подростков 8

1.3 Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков 13

ГЛАВА 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.. 17

2.1 Программа индивидуальной работы с «трудными» учащимися в процессе нравственного воспитания. 17

2.2 Модель воспитательной деятельности учителя с педагогически запущенными учащимися в процессе нравственного воспитания. 20

2.3 Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 35



ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

По данным российских социологов в 90-х годах 20 в. на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах, демонстрируя, прежде всего социальную запущенность, которая часто становится основой педагогической запущенности.

Особенно данная проблема обостряется на переходных этапах развития общества, когда происходит смена идеологий и лежащие в ее основе системы ценностей. Как воспитать нравственную личность, смысл жизни которой был бы тесно связан с судьбой народа, нации, страны? Какие принципы и технологии необходимо для этого использовать? В ответах на эти вопросы и заключается актуальность и научная новизна, которая превращает традиционную проблему нравственного воспитания в насущную педагогическую. Актуальность ее обусловлена противоречием между знаниями и моральной убежденностью учащихся, между школой и жизнью.

Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в настоящее время просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способствует развитию таких качеств как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Значительный вклад в раскрытие нашей темы внесли ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П.

Цель курсовой работы: охарактеризовать и проанализировать поведение педагогически запущенных подростков в процессе нравственного воспитания.

Объект исследования: Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков как психолого-педагогическая проблема в современном образовании.

Предмет исследования: Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков.

В курсовой работе определены следующие задачи:

1. теоретически обосновать данную проблему;

2. охарактеризовать «трудных» подростков;

3. проанализировать формы и методы работы учителя с «трудными» подростками в процессе нравственного воспитания;

Для достижения поставленной цели и решения задач в работе были использованы следующие методы: анализ педагогической литературы; наблюдение; беседа; анкетирование; изучение передового педагогического опыта.



Содержание и задачи нравственного воспитания педагогически запущенных подростков

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis — мораль. «Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[7, c.10]

«Нравственные нормы — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.» [7, c.12]

Нравственное воспитание школьников относится к числу традиционных педагогических проблем. Еще Я.А. Коменский считал, что каждое поколение решает ее по-своему, исходя из определенного круга вопросов.

Суть проблемы нравственного воспитания школьников не только в том, какие ценности в данное время пропагандируются и служат основой целенаправленного воздействия на них с целью вызвать изменение самой мотивации их поведения, но и в том, какие педагогические принципы при этом используются.

Нравственное воспитание — относительно самостоятельные направления воспитательной работы. Оно решает свои специфические задачи, имеет собственные средства и методы. Главным фактором нравственного воспитания является воспитание чувств подрастающего поколения. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные убеждения, взгляды, привычки — все это связано с чувствами. Чувство — это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, впечатлительность души формируется в детские годы — упущенного никогда не наверстаешь».

Нравственные чувства разнообразны по своему содержанию и направленности. Объектом этих чувств являются люди, их социальное поведение, взаимоотношения, помыслы. Нравственные чувства рождаются и развиваются в процессе общения людей.

Процесс формирования нравственных чувств осуществляется как стихийно, по подражанию (ребенок, не отдавая себе отчета, перенимает поведение окружающих), так и сознательно (под руководством старших). Формировать нравственные чувства — значит воспитывать человека в целом. Нравственные чувства возникают и развиваются на основе потребностей личности, синтеза знаний и переживаний: Процесс формирования общественных потребностей личности, ее социальных установок, убеждений и привычек являются вместе с тем формированием чувств. Однако такое представление слишком общее. Дело в том, что чувства не возникают сами по себе, а под воздействием внешней среды, условий, организации и деятельности человека.[7, с.18]

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведет к появлению педагогической запущенности школьников. Что же представляет собой педагогическая запущенность учащихся? Социально-педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок; с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.

Социальная запущенность формируется под влиянием определенного фактора, проявляющегося в конкретной ситуации развития ребенка и деформирующего его как личность. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, дисгармония мотивов поведения. Социальная запущенность противоположна воспитанности, она становится основой трудновоспитуемости учащихся.[1, с.4]

Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности) и воспитанности, характеризующееся отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами и приемами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и слабо выраженную индивидуальность ребенка в учебно-познавательной деятельности.

В педагогике наряду с термином «педагогически запущенный» используется и термин «трудный» ребенок. Рассмотрим сущность этих понятий. Педагогическая запущенность демонстрирует отсутствие необходимого внимания к ребенку со стороны взрослых и характеризует историю его воспитания. Трудный — это уже результат такого воспитания. Педагогически запущенные дети с течением времени, как правило, становятся трудными. Труднообучаемость и трудновоспитуемость же не всегда являются следствием педагогической запущенности. Иногда это результат проявления индивидуально-психологических особенностей ребенка. Тем не менее, оба эти термина часто используются в педагогической практике как синонимы, означающие учащегося с большим отставанием в учебно-познавательной деятельности и демонстрирующего отклоняющееся поведение (систематическое нарушение общепринятых норм поведения).

Позиция многих педагогов — ученых и практиков, строится на том, что эффективность работы с педагогически запущенными учениками зависит от правильности определения причин и факторов, вызывающих данную проблему, и своевременности их устранения.[1, с.11]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11.c.7]

По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем:

В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.

В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности.

В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельные ребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительности положения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительном круге общения. Своеобразной формой бездуховности является уход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние «балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств. Наиболее опасной формой безнравственного состояния некоторых школьников является нравственное лицемерие, практическое использование двух-трехстепенной морали: одна внешняя, показная — для школы; другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третья подлинная—для своего круга общения и для себя.

Обострение всех жизненных противоречий ведет к появлению педагогической запущенности школьников. Педагогическая запущенность это один из факторов, питающих правонарушения и преступность несовершеннолетних. Предупреждение и профилактика педагогической запущенности – одно из главных направлений борьбы с преступностью.

В организации системы профилактики правонарушений, воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися должны быть обязательно учтены их социально-групповые и индивидуально-психологические особенности.

Центром воспитательно-профилактической работы с учащимися является учебный класс, а ее организаторами – учитель и классный руководитель. Знание ими личности педагогически запущенного учащегося, умение ее диагностировать, выявлять уровни педагогической запущенности, программировать, осуществлять и контролировать процесс воспитательно-профилактической работы – важные условия повышения ее эффективности.

В ходе исследования темы «Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков» мы выявили для себя главное – воспитательная работа с такими учащимися должна быть индивидуальной. Все методы педагогического воздействия хороши лишь в том случае, если они используются вместе.

В процессе исследования мы пришли к выводу, что на данном этапе развития человечества нравственное воспитание педагогически запущенных подростков просто необходимо.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алемаснин М.А., Морозова Т.А. Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в СПТУ. - М.: Просвещение, 1986.

2. Борисов Г.Б. В мире подростка. - М.: Медицина, 1982.

3. Вертинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. – Мн.: Народная асвета,1983.

4. Волкова Е.С. Трудные дети или трудные родители. – М.: Профиздат., 1992.

5. Высоцкий А.Н. Анализ приемов, применяемых подростком при самовоспитании. – М.: Просвещение, 1967.

6. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. – М.: Народная асвета, 1985.

7. Гавриловец К.В. , Казимирская И.И. Нравственно – эстетическое воспитание школьников. – М.: Народная асвета, 1988.

8. Гончаров Н.К. Дифференциация и индивидуализация образования и воспитания в современных условиях. – М.: Народная асвета, 1971.

9. Еремин В.А. Улица – подросток – воспитатель. – М.: Просвещение, 1992.

10.Кочетов А.И. Мастерство перевоспитания. – Мн.: Народная асвета, 1980.

11. Кочетов А.И. , Вертинская Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.

12. Личко А.Е. Эти трудные подростки. – М.: Просвещение, 1986.

13. Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания школьников. – М.: Народная асвета, 1971.

14. Рувинский Л.И. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1981.

15.Станчиц М.А. Уроки нравственности. – М.: Народная асвета, 1991.

16. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1973.

17. Тарас А.Я. Индивидуальная работа с тяжелыми для воспитания подростками. –Мн.: Народная асвета, 1983.

18.Тонков Е.В. Теория управления процессом нравственного воспитания. – Курск: Профиздат., 1974.

19. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. – М.: Педагогика, 1978.

20. Ширвиндт Б.Е. Классный руководитель и пионерский отряд. – М. 



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ.. 5

1.1 Содержание и задачи нравственного воспитания педагогически запущенных подростков. 5

1.2 Психологическая характеристика педагогически запущенных подростков 8

1.3 Особенности нравственного воспитания педагогически запущенных подростков 13

ГЛАВА 2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.. 17

2.1 Программа индивидуальной работы с «трудными» учащимися в процессе нравственного воспитания. 17

2.2 Модель воспитательной деятельности учителя с педагогически запущенными учащимися в процессе нравственного воспитания. 20

2.3 Система работы педагога по устранению отклонений в поведении учащихся 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 35



ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

По данным российских социологов в 90-х годах 20 в. на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах, демонстрируя, прежде всего социальную запущенность, которая часто становится основой педагогической запущенности.

Особенно данная проблема обостряется на переходных этапах развития общества, когда происходит смена идеологий и лежащие в ее основе системы ценностей. Как воспитать нравственную личность, смысл жизни которой был бы тесно связан с судьбой народа, нации, страны? Какие принципы и технологии необходимо для этого использовать? В ответах на эти вопросы и заключается актуальность и научная новизна, которая превращает традиционную проблему нравственного воспитания в насущную педагогическую. Актуальность ее обусловлена противоречием между знаниями и моральной убежденностью учащихся, между школой и жизнью.

Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в настоящее время просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую личность, способствует развитию таких качеств как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях таких философов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Значительный вклад в раскрытие нашей темы внесли ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П.

Цель курсовой работы: охарактеризовать и проанализировать поведение педагогически запущенных подростков в процессе нравственного воспитания.

Объект исследования: Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков как психолого-педагогическая проблема в современном образовании.

Предмет исследования: Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков.

В курсовой работе определены следующие задачи:

1. теоретически обосновать данную проблему;

2. охарактеризовать «трудных» подростков;

3. проанализировать формы и методы работы учителя с «трудными» подростками в процессе нравственного воспитания;

Для достижения поставленной цели и решения задач в работе были использованы следующие методы: анализ педагогической литературы; наблюдение; беседа; анкетирование; изучение передового педагогического опыта.



ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

Содержание и задачи нравственного воспитания педагогически запущенных подростков

Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как moralis — мораль. «Нравы — это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[7, c.10]

«Нравственные нормы — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.» [7, c.12]

Нравственное воспитание школьников относится к числу традиционных педагогических проблем. Еще Я.А. Коменский считал, что каждое поколение решает ее по-своему, исходя из определенного круга вопросов.

Суть проблемы нравственного воспитания школьников не только в том, какие ценности в данное время пропагандируются и служат основой целенаправленного воздействия на них с целью вызвать изменение самой мотивации их поведения, но и в том, какие педагогические принципы при этом используются.

Нравственное воспитание — относительно самостоятельные направления воспитательной работы. Оно решает свои специфические задачи, имеет собственные средства и методы. Главным фактором нравственного воспитания является воспитание чувств подрастающего поколения. В.А. Сухомлинский писал: «Нравственные убеждения, взгляды, привычки — все это связано с чувствами. Чувство — это, образно говоря, живительная почва для высоконравственных поступков. Там, где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди. Чуткость, впечатлительность души формируется в детские годы — упущенного никогда не наверстаешь».

Нравственные чувства разнообразны по своему содержанию и направленности. Объектом этих чувств являются люди, их социальное поведение, взаимоотношения, помыслы. Нравственные чувства рождаются и развиваются в процессе общения людей.

Процесс формирования нравственных чувств осуществляется как стихийно, по подражанию (ребенок, не отдавая себе отчета, перенимает поведение окружающих), так и сознательно (под руководством старших). Формировать нравственные чувства — значит воспитывать человека в целом. Нравственные чувства возникают и развиваются на основе потребностей личности, синтеза знаний и переживаний: Процесс формирования общественных потребностей личности, ее социальных установок, убеждений и привычек являются вместе с тем формированием чувств. Однако такое представление слишком общее. Дело в том, что чувства не возникают сами по себе, а под воздействием внешней среды, условий, организации и деятельности человека.[7, с.18]

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Обострение всех этих жизненных противоречий ведет к появлению педагогической запущенности школьников. Что же представляет собой педагогическая запущенность учащихся? Социально-педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок; с одной стороны, он должен обладать социальной активностью, с другой — воспитательное окружение сдерживает его.

Социальная запущенность формируется под влиянием определенного фактора, проявляющегося в конкретной ситуации развития ребенка и деформирующего его как личность. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, дисгармония мотивов поведения. Социальная запущенность противоположна воспитанности, она становится основой трудновоспитуемости учащихся.[1, с.4]

Педагогическая запущенность — это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности) и воспитанности, характеризующееся отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами и приемами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и слабо выраженную индивидуальность ребенка в учебно-познавательной деятельности.

В педагогике наряду с термином «педагогически запущенный» используется и термин «трудный» ребенок. Рассмотрим сущность этих понятий. Педагогическая запущенность демонстрирует отсутствие необходимого внимания к ребенку со стороны взрослых и характеризует историю его воспитания. Трудный — это уже результат такого воспитания. Педагогически запущенные дети с течением времени, как правило, становятся трудными. Труднообучаемость и трудновоспитуемость же не всегда являются следствием педагогической запущенности. Иногда это результат проявления индивидуально-психологических особенностей ребенка. Тем не менее, оба эти термина часто используются в педагогической практике как синонимы, означающие учащегося с большим отставанием в учебно-познавательной деятельности и демонстрирующего отклоняющееся поведение (систематическое нарушение общепринятых норм поведения).

Позиция многих педагогов — ученых и практиков, строится на том, что эффективность работы с педагогически запущенными учениками зависит от правильности определения причин и факторов, вызывающих данную проблему, и своевременности их устранения.[1, с.11]

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 236.