Онтологическая концепция Аристотеля.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира; • существуют только единичные и конкретно определенные веши; • данные веши называются индивидуумы, то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением кото­рой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные па­раметры, а не "идея дома", и т. д.; • индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их матери­альное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на по­ставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характери­стики. Данными категориями являются: • сущность (субстанция); • количество; • качество; • отношение; • место; • время; • положение; • состояние; • действие; • страдание. Иначе говоря, по Аристотелю, бытие это сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю кате­гории — это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя это потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.). Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что: • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой; • изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; • реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; • потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное; • высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек: • по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных; • отличается от животных наличием мышления и разума; • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе). Именно последнее качество - потребность жить в коллекти­ве — приводит к возникновению общества — большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями.

Две тенденции развития философии, сформировавшиеся в античной философии.

Римско-эллинистические философские школы.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.