ТЕМА 8. Проблема человека в философии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а по- этому у него нет ничего общего с животным?

 

2. Как Вы относитесь к суждению: «Человек обнаруживает, что, когда он изменяет свое отношение к вещам и к другим лицам, они тоже изменяются по отношению к нему?»

 

3. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?

 

4. Прав ли Сократ, сказавший, что до тех пор, пока человек не познает себя, он не может познать сущности остального мира?

 

5. «Человек есть разумное существо, субъект труда, соци альных отношений и общения». Можно ли отнести это опреде ление к ребенку?

8. Проанализируйте приведенные ниже определения сущ ности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия?

а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель).

б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б. Франклин).

в) «Человек — не статистический центр мира, как он дол- го полагал, а ось и вершина эволюции» (П. Тейяр де Шарден).

 

9. Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен?

 а) Человек и личность — это тождественные понятия.

б) Человек — это антропологическое понятие, а личность — социальное.

в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание.

д) Личность — это общественно развитый человек.

 

10. Каково соотношение между понятиями «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»?

 

11. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С.

а) Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека?

б) Кого имел в виду К. Маркс: «индивида», «личность» или «человека» — как родовое понятие?

 

13. Проанализируйте данные высказывания: а) «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.И. Ленин). б) «Нет такого поступка, который не затрагивал бы другого человека... Абсолютных личностей не существует. Тот, кто отчуждается от общности, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других» (Сент-Экзюпери).

 

14. Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений личности:

а) Личность — это социальное существо.

б) Личность — это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практи- ческую деятельность.

в) Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои взаимо- отношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

г) Личность — это органическое единство биологической и социальной эволюции.

д) Понятие «личность» тождественно понятию «я».

 

15. Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе:

а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под со- противлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключе- ние не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о сво- боде человека, которая состоит в том, что он не встречает пре- пятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т. Гоббс).

б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П. Сартр).

в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).

г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б. Спиноза).

 

16. «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» — эта сентенция принадлежит Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал великим символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Как бы Вы решили эту дилемму? Аргументируйте свое решение.

 

17. Выберите верное определение.

а) Личность — это конкретный реальный человек во всей совокупности своих физических и духовных качеств.

б) Личность — это индивид с неповторимо своеобразными чертами, отличающими его от других людей.

в) Личность — это продукт общественных отношений.

г) Личность — это выдающийся представитель своего народа, класса, общества.

 

21. Какое из определений, по Вашему мнению, является правильным?

а) Общество — это совокупность индивидов.

б) Общество — это способ взаимного приспособления людей.

в) Общество — это самостоятельное образование, не связанное с деятельностью людей.

г) Общество — это исторически изменяющаяся форма жиз- недеятельности людей.

 

22. Известный английский писатель и философ А. Кестлер объясняет острые и неразрешимые социальные конфликты изъянами в генетических механизмах человека. Не исключено, пи- сал он, что человек есть жертва погрешностей в конструирова- нии и просчетов в организации нервной системы, которые толкают его к агрессивности, маниакальным идеям и в конечном счете — к самоуничтожению (см.: Кeстлер А. Человек — ошибка эволюции? // Диалоги. М., 1979. С. 140—142). Можно ли согласиться с А. Кeстлером?

 

23. Разъясните смысл влияния общественной среды на лич- ность из следующей мысли Г.В. Плеханова: «Каждая личность своей особой походкой идет по дороге протеста. Но куда ведет эта дорога — это зависит от общественной среды, окружающей протестующую личность».

 

24. Русский социолог П.Л. Лавров писал, что человек без убеждения — это нравственный урод, это вещь, за которой мы признаем только зоологическое достоинство... Человек без решимости — это урод другого вида... Прокомментируйте это выс- казывание.

 

27. Едва ли найдется человек, который не согласился бы со всеобъемлющей формулой «брать от жизни все». Возможны, по крайней мере, три интегрированных ответа на этот вопрос:

1) брать больше, чем вкладывать;

2) не брать и не вкладывать;

3) брать меньше, чем вкладывать. Прокомментируйте эти ответы.

 

28. «Фрейд показал, что разум — ценнейшее... из качеств человека — сам подвержен искажающему воздействию страстей, и только понимание этих страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума...» (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990. С. 147 ).Можно ли считать такие явления, как немотивированная жестокость в поведении подростков, массовые проявления ре- лигиозного фанатизма, агрессивные националистические выступления и т. п., подтверждением идей З. Фрейда о том, что человеческое сознание управляется страстями?

 

Тема 9. Природа и общество

 

1. Укажите, какое из определений понятия «природа» наиболее точное.

Природа — это:

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера Земли;

в) вся материальная действительность;

г) та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей;

д) биосфера и ноосфера;

е) наша бесконечная Вселенная.

 

2. «Создание из биосфера ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» (Вернадский В.И. Размышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 32).

 

Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имел в виду, когда писал о требовании проявления человечества как единого целого? В этой связи ответьте на вопрос: «Входит ли в содержание понятий «природа», «природная среда» то, что В.И.Вернадский назвал «ноосферой»?

 

3. Что общего между законами природы и законами общества?

 

4. Дайте анализ следующему положению: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1947. С. 171).

И в этой связи ответьте:

а) Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?

б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?

 

5. Дайте философскую оценку следующей точки зрения:

«Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

 

6. Некоторые современные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений? Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?

 

7. Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающаяся система?

 

8. Обоснуйте актуальность следующих мыслей Ф. Энгельса: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер?

 

10. Как Вы понимаете положение К. Маркса о том, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню?

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 654.