ТЕМА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Контрольные вопросы для самопроверки

       1. Могла ли возникнуть философия до появления мира и религии?

       2. В чем специфика мифологического мышления?

       3. Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука –

       духовные истоки философии?

       4. Что является объектом изучения философии?

       5. Что составляет предмет философии?

       6. В чем различие философского и научного знаний?

       7. Что есть философское мировоззрение?

       8. Какова сущность материалистического мировоззрения?

       9. Каковы причины идеалистического мировоззрения?

       11. Как называется учение о нерасчлененности всех форм мышления?

       12. Как называется учение об одушевленности природы?

       13. Как называется учение о первичности материи и вторичности        сознания?

       14. Как называется религия, возводящая в культ древних        фантастических предков?

Задачи

1. "Миф как и религия, рождаются не из непонимания человеком мира, и не из-за того, что человек был запуган непонятными силами природы. Перед ним и не стояла проблема понимания… Мир мифа был для человека понятен и осмыслен. И лишь появление науки и философии впервые вносит в мир непонятное…", – говорит М. Мамардашвилли.

Лосев А. утверждает, что мир есть способ духовно-практи­ческого освоения мира, "способ преобразования мира в воображении и при помощи воображения".

 

Как вы понимаете: это однозначное или принципиально разное толкование сущности мифического сознания?

 

2. Правомерно ли в мифе и в мифическом сознании искать постановку и ответ на вопрос: "Люди так живут, потому что они так думают или люди так думают, потому что они так живут?"

 

Обоснуйте свой ответ.

 

3. О сущности религии и её происхождении учёные высказывают много различных мнений:

а) У. Джемс, крупный психолог-религиовед начала XX века, считал

религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное.

б) Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов.

в) Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи.

г) 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию.

д) Л. Фейербах рассматривал религию как отражение иного бытия.

 

Как считаете Вы, что такое религия и каковы ее источники?

 

4. Какие общечеловеческие духовные ценности отражены в Нагорной проповеди Христа?

 

5. Что общего свойственно всем религиям?

 

6. "Свобода совести – и прежде всего религиозной совести –предполагает, что в личности есть духовное начало, не зависящее от общества. Этого коммунизм, конечно, не признает... В коммунизме на материалистической основе неизбежно подавление личности. Индивидуальный человек рассматривается, как кирпич нужный для строительства коммунистического общества, он есть лишь средство..." (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1991. С. 125.)

 

Почему, с точки зрения Н. А. Бердяева, свобода совести и коммунизм несовместимы?

 

7. Прокомментируйте следующее высказывание Б.Рассела: "Религия не позволяет нашим детям получить рациональное образование; религия препятствует нам в устранении коренных причин войны; религия запрещает нам проповедовать этику научного сотрудничества вместо старых и жестких доктрин греха и наказания".

 

С чем вы согласны, а с чем нет в высказываниях Рассела и почему?

 

8. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого –жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать".

 

Прав ли или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

 

9. "Философия – это сам процесс философствования, непосредственное жизненное духовное действие, которое в отличие от научного познания нельзя ограничить рамками определенного предмета и метода".

 

Прав ли К. Ясперс, отказывая философии в определенном предмете и методах? Ваше мнение об этом.

 

10. "То, чего мы в настоящее время ожидаем от философии – это размышления о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью. Для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве".

 

Каково основное предназначение философии с точки зрения немецкого философа конца XIX–начала XX вв. В. Виндельбанда?

 

11. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 282.)

а) Почему именно этот вопрос является основным вопросом философии?

б) Какие ответы на этот вопрос логически возможны?

в) Почему в истории философии господствовали, как правило, монистические системы?

г) Если логически возможны три ответа на основной вопрос философии, то как объяснить разнообразие философских систем в истории философии?

д) Назовите основные исторические формы материализма и идеализма и укажите различия между ними.

 

12. Проанализируйте приведенные высказывания о философии.

а) "Философия – это эпоха, схваченная в мыслях" (Гегель).

б) "Философия – это сжатое изложение науки своего времени" (О. Конт).

в) "Предмет философии – логический анализ языка науки" (Л. Витгенштейн).

г) "Имеется только один истинно серьезный философский вопрос –вопрос о самоубийстве. Все остальное – шутки, так как раньше всего надо ответить на этот вопрос" (А. Камю).

д) "В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о целостности бытия" (К. Ясперс).

 

Определите, какие этапы развития, и какие направления нашли отражение в вышеприведенных высказываниях.

 

13. Английский философ и ученый Б. Рассел, размышляя над вопросом о специфике философии и ее месте в духовной культуре, писал: "Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное название оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы –к теологии. Но между наукой и теологией имеется ничья Земля, подвергающаяся захвату с обеих сторон. Эта Ничья Земля и есть философия".

 

Согласны вы или нет с таким определением предмета философии и места философии в духовной жизни? Обоснуйте свое мнение.

 

14. К каким направлениям в философии относятся следующие высказывания?

а) "Существовать – значит быть воспринимаемым".

б) Бог не существует.

в) "Я мыслю, следовательно, я существую".

г) Мир существует вне сознания людей, человека, человечества.

д) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

е) Развитие мира определяется изначально заданной целью.

ж) Основа мира – это число и гармония.

 

15. К каким направлениям в философии относятся взгляды, выраженные в следующих отрывках?

а) “Мир не существовал, пока он мной не создан был;

Я солнце золотое призвал восстать из зыби водяной;

С тех пор, как я живу, стал месяц ясный

Вокруг земли свершать свой бег прекрасный” (И. Гете).

б) Р. Тагор: "Этот мир есть человеческий мир…Взятый вне нас, людей, он не существует. Реальность мира зависит от нашего сознания… Так, вещь может существовать вне ума индивида, но не вне вселенского ума. Она существует лишь постольку, поскольку она ощущается какого-либо рода сознанием".

в) “Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет темноты.

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нем нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг” (Маршак С.Я).

г) "Мир есть "не-Я", созданное нашим "Я" (Фихте).

д) "Мир есть абсолютная идея" (Гегель).

е) "Мир есть воля" (Шопенгауэр).

ж) "Мир есть понятие и представление" (Ремке).

з) "Физическое есть подстановка психического" (Богданов).

 

16. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого –жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания- философствовать".

 

Прав или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

 

17. Следующие понимания философии являются более распространенными:

а) Философия – это учение о сущем (о мире, о природе и т.д.);

б) Философия – это учение о познании;

в) Философия – это учение о человеке, о высших человеческих ценностях.

 

Возьмите какой-либо пункт за основу (а, б или в) и попытайтесь из него вывести другие. Например, возьмите за основу понимание философии как учения о сущем и попытайтесь представить, как с этой точки зрения следует рассматривать познание человека, человеческую сущность и т.п. Существенно проведите различие между материалистическим и идеалистическим подходами к решению этой задачи.

 

18. К какой разновидности идеализма можно отнести авторов следующих суждений?

а) “Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего или вселенского сознания “(Р. Тагор).

б) "Великий зодчий Вселенной все более начинает казаться чистым математиком" (Д. Джинс).

в) "Язык не только выражение мыслей. Он определяет характер реальности" (С. Хаякава).

г) "Я стою во Вселенной с одними лишь интеллектуальными орудиями, которыми я обладаю. В известном смысле я лишь играю в захватывающую игру с самим собой" (П. Бриджмен).

 

19. Какая из двух предложенных ниже программ социального действия связана с материалистической философией, а какая с идеалистической? Оцените их эффективность.

а) Не природа создает дурных людей – наши учреждения заставляют их быть такими. Чтобы сделать людей лучше, надо поставить их в лучшие социально-политические условия. Нужно не проповедовать добродетели, а создавать их правильным устройством общественных отношений.

б) Для того чтобы изменить установившийся ход жизни в себе или в людях, надо бороться не с событиями, а с теми мыслями, которые произвели их.

 

20. Выберите верное философское определение. Обоснуйте свой выбор:

а) материализм – это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.);

б) материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания;

в) материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека;

г) материализм – это практический, здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений.

 

21. В чем, по вашему мнению, заключается специфика философии? Обоснуйте выбор.

а) Философия – это умонастроение.

б) Философия – это искусство размышления.

в) Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества и мышления, об отношении человека к миру.

г) Философия – это форма общественного сознания.

 

22. Является ли вопрос о соотношении материального и духовного центральной проблемой философии? Обоснуйте свою позицию.

 

23. По преданию, царь Соломон владел кольцом, на котором было выгравировано изречение: "Все проходит". В минуты горя и тяжелых переживаний Соломон смотрел на надпись и успокаивался. Но однажды случилось такое несчастье, что мудрые слова вместо того, чтобы утешить, вызвали у него приступ раздражения. От ярости сорвал он кольцо с пальца и бросил на пол. Когда оно покатилось, Соломон вдруг увидел, что на внутренней стороне кольца тоже есть какая-то надпись. Заинтересовавшись, он поднял кольцо и прочёл следующее: "И это пройдёт". Данная, казалось бы, сверхъестественная ситуация была предусмотрена вековой мудростью. Горько засмеявшись, Соломон надел кольцо и больше с ним не расставался.

 

Каков философский смысл древнего предания?

 

ТЕМА 2. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ

 

1. «Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека

можно назвать “весьма просвещенной машиной”».

 

Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.

 

2. Каким образом происходит взаимный обмен мыслями?

Может ли мысль непосредственно и прямо, минуя различныематериальные средства, передаваться от человека к человеку?

Какова роль языка в обмене мыслями?

 

3. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.

 

4. «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей —архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс).

 

Чем отличается труд от целенаправленной по форме деятельности животных и насекомых? Как связано сознание с трудовой деятельностью человека? Какую роль играет сознание в процессе труда?

 

5. Труд — «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы, в известном смысле, должны сказать: труд создал человека» (Энгельс). Какие биологические изменения вызвал труд у человека? Какие социальные стороны жизнедеятельности людей вызваны трудом?

 

6. В чем заключается принципиальное отличие сознания человека от психики животных?

 

7. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?

 

8. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?

 

9. Как Вы понимаете известное положение К. Маркса о том, что язык есть непосредственность мысли? Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию К. Маркса?

а) Мысль не существует вне языковой оболочки.

б) Язык — это только внешняя материальная форма мысли.

в) Мысль доступна познанию и пониманию только будучи облеченной в языковую форму.

г) Язык и мышление взаимосвязаны.

 

10. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?

 

11. Почему именно труд привел к возникновению сознания? Почему «труд» муравьев, бобров не привел к развитию у них сознания? Разберите в связи с этим несколько вариантов возможных разумных существ, встречающихся в фантастической литературе, например дельфины (Мерль), муравьи (Обручев), обезьяны (Буль), лошади (Свифт).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 498.