Модуль 2. Основные темы и проблемы философии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Тема 2.1. Философская онтология и методология.

Онтология – учение о бытии. Проблема бытия в истории философии. Философский смысл категории «бытие». Основные формы бытия. Специфика природного, социального, человеческого бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Монистические и плюралистические концепции бытия.

Философское понимание материи, ее структурная организация.

Пространственно-временные характеристики бытия. Специфика пространственно-временной организации на различных уровнях материи.

Движение как всеобщий способ бытия. Движение и развитие.

Бытие сознания. Проблема сознания в истории философии. Специфика бытия сознания. Проблема происхождения сознания. Роль трудовой деятельности, языка и общения в формировании сознания. Сознание и мозг. Общественная природа и активность сознания. Активный, творческий характер сознания.Структура сознания. Структура психической деятельности. Сознательное и бессознательное. Знание, сознание и самосознание.

Язык и мышление. Философия языка. Роль языка в процессе жизнедеятельности личности и общества.

    Диалектика бытия. Философская методология. Метод и методология. Проблема метода в истории философии. Диалектический, феноменологический, герменевтический методы.

Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы диалектического метода, их содержание и взаимосвязь. 

Синергетика как методология исследования сложных, неравновесных, самоорганизующихся систем. Принципы синергетики.

 Идея развития в философии. Диалектика как учение о всеобщих взаимосвязях бытия и учение о развитии. Диалектический, феноменологический, герменевтический методы в современном правоведении.

Законы и категории диалектики. Проблема источника развития. Разрешение противоречий как источник развития. Понятие диалектических противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей. Способы разрешения противоречий.

Количество, качество, мера. Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений в развитии.

Отрицание, отрицание отрицания. Сущность диалектического отрицания. Закон диалектического синтеза. Преемственность и цикличность в развитии.

Парные соотносительные категории диалектики. Универсальные связи бытия и их выражение в категориях: единичное и общее, сущность и явление.

Системно-структурные связи и их выражение в категориях: часть и целое, форма и содержание.

Связи детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

 

    Тема 2.2. Философия познания и методология науки.

   

Познание. Познание как объект философского исследования, основные проблемы гносеологии. Субъект и объект познания. Познание и творчество.

Чувственное познание, его основные формы. Рациональное познание, основные его формы. Роль интуиции в познании. Единство чувственного, рационального и интуитивного познания. Односторонность сенсуализма, рационализма, иррационализма.

Проблема истины в философии и науке. Классическая, когерентная, прагматическая, конвенциальная концепции истины. Истина и заблуждение. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Истина, оценка, ценность.

Критерии истинности знания. Познание и практика. Истина в уголовном процессе.

   Объяснение, понимание, интерпретация. Диалогическая природа понимания. Герменевтические трактовки понимания. Особенности юридической герменевтики.

Философия и методология науки. Многообразие видов знания. Проблема классификации наук. Структура научного знания.

Специфика научного познания. Структура научного познания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация.

Методы и формы эмпирического познания.

Методы и формы теоретического познания.

Специфика социально-гуманитарного познания.

Проблема роста и развития научного знания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки.

Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Исторические типы научной рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Наука и техника. Философия техники.

 

    Тема 2.3. Философская антропология и аксиология.

Философская антропология. Проблема человека в истории философии. Природа, сущность человека. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке.

Антропосоциогенез, его комплексный характер.

Проблема смысла жизни. Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

    Человек в системе взаимосвязей. Человек в системе социальных отношений. Личность как субъект и носитель свободы. Феномен внутренней свободы. Роль социальной среды в формировании личности. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.

 Личность и общество. Философский смысл проблемы отчуждения.

Проблема свободы в духовном опыте человечества. Свобода и творчество. Свобода, права и ответственность. Понятие юридической ответственности.

Человек в мире природы. Исторические этапы взаимодействия общества и природной среды. Противоречия в системе «общество — природа». Понятие биосферы. Идеи В. И. Вернадского о ноосфере, их актуальность.

    Мир ценностей. Философское понимание ценностей (аксиология). Понятие ценности. Классификация ценностей, их роль в жизнедеятельности личности.  Ценности и оценка. Структура оценки. Субъект и предмет оценивания, форма и основание оценки. Ценности и нормы. Конкретно-историческое и общечеловеческое содержание норм. Система ценностей: пирамида ценностей. Базовые и преходящие ценности. Общечеловеческие, классовые, национальные, индивидуальные ценности. Право и ценности в жизни человека и общества. Проблема социального идеала и переоценки ценностей.

    Основные формы ценностного освоения бытия: право, мораль, религия, искусство. От классической этики к этике дискурса.

    Социокультурные основания правового сознания. Ценности права и ценности морали. Справедливость и свобода как нравственно-правовые ценности. Проблемы социальной реализации правовых ценностей. Понятие правовой культуры. Особенности правовой культуры России. Правовые ценности и проблемы формирования правового общества в России.

 

    Тема 2.4. Философское понимание общества и его истории.

Социальная философия. Философские основания теоретических моделей общества. Специфика общественного бытия, его структура. Общество как системное образование деятельности людей.

Основные сферы общественной жизни.

Материально-производственная сфера общества, ее структура, источники развития. Роль материального производства в жизнедеятельности общества.

Социальная сфера жизни общества: понятие и содержание. Понятие социальной структуры общества. Социальная структура современного общества, ее динамика, проблемы развития.

Политико-управленческая сфера жизнедеятельности общества. Сущность государства, его формы. Проблема соотношения гражданского общества и государства. Сущность концепции правового демократического государства.

Сущность и особенность духовной сферы. Общественное сознание, его структура. Формы общественного сознания их соотношение в историческом процессе, роль в жизнедеятельности общества.

Культура как продукт общественного развития. Культура как мир человека, как способ его деятельности, воплощенный в системе материальных и духовных ценностей. Культура как мера развития сущностных сил человека. Единство, многообразие и взаимодействие культур.

    Философские концепции происхождения и сущности культуры.

    Понятие «социокода» как формы наследования социального опыта. Традиции и инновации в культуре. Современные модели взаимодействия культур: ассимиляция, интеграция, мультикультурализм. Проблематичность каждой из данных моделей.

Философия истории. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие источников и движущих сил развития общества. Проблема субъекта исторического процесса.

Основные концепции исторического процесса(Дж. Вико, О. Конт, К. Маркс, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, П. Сорокин, Т. Парсонс и др.).

     Методология формационного анализа общественного развития. Единство и многообразие истории.

Культура и цивилизация. Культурологический подход к исследованию общества. Концепции Н.Я.Данилевского, О. Шпенглера, П.Сорокина.

Цивилизационный подход к исследованию развития общества (А. Тойнби, У. Ростоу, Э. Тоффлер и др.). Понятие информационного общества.

    Общественный прогресс, его критерии, направленность и исторические типы. Социальный детерминизм и его виды: географический, демографический, социально-экономический, технологический, космологический и др.

Процессы глобализации, положительные и отрицательные их социально-экономические последствия.

Глобальные проблемы, их специфика.

Будущее человечества. Методы прогнозирования.

2.2.1 Занятия лекционного типа (лекции)

С целью предварительной подготовки к лекциям обучающимся рекомендуется:

- ознакомление с учебными и информационными материалами по теме лекции;

- изучение основных терминов и понятий темы лекции.

 

2.2.2. Лекции читаемые для обучающихся очной формы обучения(14 ак. часов)

№ п/п   Тема лекции Объем часов   Тематика (план) лекции Задания для подготовки к лекции (читать перед лекцией основную литературу)
1 2 3 4 5
 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.