Орган, к компетенции которого относится вопрос об инициировании процедуры реорганизации в форме разделения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

1.1. Принятие решений по вопросу об инициировании процедуры реорганизации АО в форме разделения и по вопросам, связанным с подготовкой к реорганизации

 

Основные применимые нормы:

- ст. 165.1 ГК РФ;

- п. 1 ст. 18, п. 3 ст. 49, п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 65, п. п. 2, 3 ст. 67, п. п. 1 - 4, 8 ст. 68, ст. ст. 75, 76, п. 2 ст. 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. п. 153, 158, 159, 163, 165, 166, 168 гл. II, п. п. 325, 326 гл. VII ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления);

- пп. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).

 

В соответствии с действующим законодательством акционерное общество вправе провести реорганизацию в форме разделения общества на одно или несколько акционерных обществ (п. п. 1, 2 ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона об АО).

Согласно абз. 2 и 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ допускается реорганизация:

- с сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

- с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если в Гражданском кодексе РФ или другом законе предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

В отношении проведения реорганизации могут быть установлены законодательные ограничения (абз. 4 п. 1 ст. 57 ГК РФ).

 

Срок составления протокола

Протокол заседания наблюдательного совета составляется не позднее трех дней после проведения заседания (абз. 2 п. 4 ст. 68 Закона об АО).

 

Вернуться к таблице >>>

 

ЭТАП 2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

Формирование инвентаризационной комиссии при реорганизации АО в форме разделения

 

О порядке формирования инвентаризационной комиссии см.: Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью >>>

 

Вернуться к таблице >>>

 

Проведение инвентаризации активов и обязательств при реорганизации АО в форме разделения

 

О порядке проведения инвентаризации активов и обязательств см.: Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью >>>

 

Вернуться к таблице >>>

 

ЭТАП 3. ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

Подготовка проекта передаточного акта при реорганизации АО в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. ст. 58, 59 ГК РФ;

- п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете);

- п. п. 4, 6 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности).

 

Содержание передаточного акта и приложений

Передаточный акт является документом, в соответствии с которым права и обязанности реорганизованного общества переходят к создаваемым обществам (п. 3 ст. 58 ГК РФ).

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ, п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Если передаточный акт не дает возможности определить правопреемника реорганизованного АО, а также если из передаточного акта следует, что недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемого АО, общества, созданные в результате реорганизации, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами (п. 5 ст. 60 ГК РФ, п. 6 ст. 15 Закона об АО).

Кроме того, согласно п. 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности передаточный акт по решению (договору) учредителей может включать также приложения:

1. Бухгалтерская отчетность.

Подробнее

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен ст. 14 Закона о бухгалтерском учете. В соответствии с ней определяется состав имущества и обязательств реорганизуемого общества, а также их оценка на последнюю отчетную дату перед датой оформления передачи имущества и обязательств в установленном законодательством порядке.

 

2. Акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого общества.

3. Первичные учетные документы по материальным ценностям (акты или накладные приема-передачи основных средств, материально-производственных запасов и др.), перечни (описи) иного имущества, подлежащего приемке-передаче при реорганизации общества.

4. Расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженностей.

Подробнее

Данные документы должны содержать информацию о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов реорганизуемых организаций о переходе с момента государственной регистрации организации имущества и обязательств по соответствующим договорам и контрактам к правопреемнику, расчетов с соответствующими бюджетами, государственными внебюджетными фондами и др.

 

Согласно п. 6 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности составление передаточного акта рекомендуется приурочивать к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемой организации.

 

Вернуться к таблице >>>

 

Подготовка проектов уставов АО, создаваемых при реорганизации в форме разделения

 

О требованиях к уставу акционерного общества см.: Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок создания акционерного общества несколькими лицами >>>

Если предполагается, что в создаваемом акционерном обществе будет единственный акционер, необходимо также обратить внимание на соответствующие требования к уставу.

Об особенностях устава акционерного общества с единственным акционером см.: Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок создания акционерного общества одним лицом >>>

 

Вернуться к таблице >>>

 

ЭТАП 4. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ ПО ВОПРОСУ О РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

Форма собрания.

Подробнее

Собрание, в повестку дня которого наряду с вопросом о реорганизации АО в форме разделения включен вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета), не может быть проведено в форме заочного голосования (п. 2 ст. 50 Закона об АО).

Собрание, в повестку дня которого включен вопрос о реорганизации общества в форме разделения, такое собрание может быть проведено как в форме совместного присутствия, так и путем проведения заочного голосования.

 

4. Дата определения лиц, имеющих право на участие в общем собрании.

Срок составления протокола

Протокол заседания наблюдательного совета общества составляется не позднее трех дней после проведения заседания (абз. 2 п. 4 ст. 68 Закона об АО).

 

Вернуться к таблице >>>

 

Подготовка списка лиц, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, если повестка дня общего собрания акционеров содержит вопрос о реорганизации АО в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- п. 1 ст. 48, ст. 75 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

 

Если иное не предусмотрено федеральным законом, акционеры - владельцы голосующих акций, которые голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании по этому вопросу, вправе требовать выкупа АО всех или части принадлежащих им акций, в том числе в случае реорганизации общества (п. 1 ст. 75 Закона об АО).

 

Содержание сообщения о проведении общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме разделения

1. Полное фирменное наименование АО.

2. Место нахождения АО.

3. Форма собрания.

4. Дата, время, место проведения общего собрания, а в случае голосования бюллетенями почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени либо в случае проведения собрания в форме заочного голосования - дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени.

5. Дата определения лиц, имеющих право на участие в общем собрании.

6. Повестка дня общего собрания акционеров.

Вопрос 1. О реорганизации АО в форме разделения.

По вопросу о содержании решения о реорганизации АО в форме разделения подробнее см. >>>

Вопрос 2. О размещении акций путем конвертации при консолидации (дроблении).

Подробнее

Решением о реорганизации в форме разделения может быть предусмотрена консолидация (дробление) акций. Коэффициент конвертации, указанный в данном решении, может быть рассчитан с учетом результатов консолидации (дробления). Решение о консолидации (дроблении) и решение о реорганизации могут быть приняты одновременно (п. 50.1 Стандартов эмиссии).

Хотя в соответствии с п. 50.1 Стандартов эмиссии решение о консолидации (дроблении) может быть принято одновременно с решением о реорганизации, процедуру консолидации (дробления) необходимо осуществить перед конвертацией акций, поскольку одновременное проведение указанных процедур Стандартами эмиссии не предусмотрено.

 

Вопрос 3. Об избрании членов советов директоров (наблюдательных советов) каждого общества, создаваемого в результате разделения.

Подробнее

Обратите внимание!

Указанный вопрос включается в повестку дня общего собрания, если уставом создаваемого АО не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров.

 

7. Указание количественного состава органов управления и контроля создаваемых АО (п. 8 ст. 53 Закона об АО):

- советов директоров (наблюдательных советов) АО1 и АО2;

- коллегиальных исполнительных органов АО1 и АО2;

- ревизионных комиссий АО1 и АО2.

8. Порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению акционерам АО при подготовке к общему собранию по вопросу реорганизации АО в форме разделения, и адрес, по которому с ней можно ознакомиться.

Подробнее

В течение 30 дней до собрания и во время его проведения информация должна быть доступна для ознакомления лицам, имеющим право на участие в собрании, в помещении исполнительного органа общества, иных местах, адреса которых указаны в сообщении о проведении собрания, а также на интернет-сайте общества, если это предусмотрено уставом или внутренним документом общества (абз. 3 п. 3 ст. 52 Закона об АО, п. 3.7 Положения N 660-П).

По требованию лица, имеющего право на участие в общем собрании, общество обязано предоставить ему копии документов в течение семи рабочих дней с даты поступления требования, а если оно получено до наступления срока, в течение которого акционерам должна быть доступна информация (материалы), - с даты наступления этого срока. Уставом или внутренним документом АО может быть предусмотрен более короткий срок. Плата, взимаемая АО за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление (абз. 4 п. 3 ст. 52 Закона об АО, п. 3.7 Положения N 660-П).

В период подготовки к общему собранию следует обеспечить акционерам возможность задавать вопросы членам исполнительных органов и совета директоров общества, а также публично высказывать свое мнение по вопросам повестки дня (п. 9 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

9. Время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании.

10. Информация о наличии у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, о цене и порядке осуществления выкупа (п. 2 ст. 76 Закона об АО, п. 3.1 Положения N 660-П).

11. Адрес электронной почты для направления заполненных бюллетеней и (или) адрес сайта в сети Интернет, на котором можно заполнить электронную форму бюллетеня, если это предусмотрено уставом общества.

12. Категории (типы) акций, владельцы которых имеют право голоса по всем или некоторым вопросам повестки дня общего собрания акционеров.

 

 См. дополнительно:

- как уведомить акционеров о проведении внеочередного общего собрания.

 

Вернуться к таблице >>>

 

Подготовка предложений о выдвижении кандидатов в органы управления и контроля АО, создаваемых в результате разделения

 

Основные применимые нормы:

- п. п. 1 - 5, 8 ст. 53 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. п. 2.2 - 2.4, 2.6 - 2.9, 2.18 Положения об общих собраниях акционеров, утвержденного Банком России 16.11.2018 N 660-П (далее - Положение N 660-П) <*>;

- п. 1.1.4 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления);

- п. п. 2.1, 12.3 Положения Банка России от 13.11.2015 N 503-П "О порядке открытия и ведения депозитариями счетов депо и иных счетов" (далее - Положение N 503-П).

--------------------------------

<*> Уставом непубличного общества или акционерным соглашением, сторонами которого являются все акционеры непубличного общества, могут быть предусмотрены положения, отличные от требований Положения N 660-П (п. п. 1.3, 1.4 Положения N 660-П).

 

Пунктом 8 ст. 53 Закона об АО предусмотрено право акционера или акционеров - владельцев не менее чем двух процентов голосующих акций реорганизуемого АО выдвинуть кандидатов в органы управления и контроля создаваемых обществ.

Вместе с тем порядок рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) поступивших предложений, а также основания для отказа во включении предложенных кандидатов в список установлены только для случаев, указанных п. п. 1, 2 ст. 53 Закона об АО (п. 5 ст. 53 Закона об АО). Специальных правил в отношении случая, предусмотренного п. 8 ст. 53, Закон об АО не устанавливает.

Представляется, что нормы о порядке рассмотрения поступивших предложений, а также об основаниях для отказа во включении предложенных кандидатов в соответствующий список следует применять по аналогии и к случаю, указанному в п. 8 ст. 53 Закона об АО.

 

Содержание предложения о выдвижении кандидатов

В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 53 Закона об АО предложение о выдвижении кандидатов должно быть внесено в письменной форме и содержать следующие сведения:

- имя (наименование) представивших предложение акционеров;

- количество и категорию (тип) акций, принадлежащих акционерам (акционеру);

- имя кандидата;

Подробнее

Число выдвигаемых кандидатов не может превышать количественные составы соответствующих органов обществ, указываемые в сообщении о проведении собрания.

 

- данные документа, удостоверяющего личность кандидата (серия и (или) номер документа, дата и место выдачи, орган, выдавший документ);

Подробнее

Паспортные данные кандидата могут содержаться в его письменном согласии.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

 

- наименование органа, для избрания в который предлагается кандидат;

- иные сведения о кандидате (кандидатах), предусмотренные уставом или внутренними документами АО.

Подробнее

К таким сведениям может относиться, например, информация, например, об образовании кандидата, месте его работы и должностях, занимаемых им за последние несколько лет, перечень лиц, по отношению к которым кандидат является аффилированным лицом.

Если предложение о выдвижении кандидатов не содержит сведений, дополнительно установленных внутренними документами АО, совет директоров (наблюдательный совет) вправе отказать во включении кандидата в список кандидатур (п. 5 ст. 53 Закона об АО).

По вопросу о возможности установления дополнительных требований к членам совета директоров (наблюдательного совета) см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

Следует отметить, что решение совета директоров (наблюдательного совета) об отказе во включении кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) на основании того, что предложение о включении данных кандидатов в указанный список не содержит сведений о них, дополнительно установленных внутренними документами общества, и кандидаты не соответствуют требованиям, предусмотренным такими документами, признается недействительным.

 

Предложение должно содержать подпись и печать (при наличии) лица, вносящего предложение. Им может быть акционер, управляющий, доверительный управляющий, лицо, действующее от их имени (в том числе по доверенности).

Предложение признается поступившим, если оно поступило от подписавших его акционеров (их представителей) или получено регистратором общества в форме электронного документа от номинального держателя, зарегистрированного в реестре акционеров общества (п. 2.2 Положения N 660-П).

Реализация прав акционера выдвигать кандидатов в члены органов общества и вносить предложения в повестку дня общего собрания не должна быть связана с неоправданными сложностями (п. 1.1.4 гл. I ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

В судебной практике встречается позиция, согласно которой акционер, направляющий предложения о выдвижении кандидатов в соответствующий орган, должен подтвердить свой статус и наличие не менее двух процентов акций, что дает право вносить такие предложения.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Общее собрание акционеров >>>

 

Перечень документов, прилагаемых к предложению о выдвижении кандидатов, зависит от того, кто подписывает предложение.

Законом об АО не установлен перечень документов, которые необходимо представить вместе с предложением.

Рекомендуем прилагать к предложению выписку по лицевому счету акционера (доверительного управляющего), подтверждающую его статус и принадлежность ему необходимого количества акций.

Пунктом 2.6 Положения N 660-П установлено, что, если предложение в повестку дня общего собрания подписано представителем акционера, действующим на основании доверенности, она (ее копия, засвидетельствованная в установленном порядке) должна прилагаться к предложению. Сведения о представляемом и представителе, содержащиеся в доверенности, в силу Закона об АО должны включаться в доверенность на голосование, оформленную в соответствии с п. 1 ст. 57 данного Закона.

К доверенности, выданной иностранным лицом на территории иностранного государства и составленной на иностранном языке, должен прилагаться заверенный перевод на русский язык. Она должна быть легализована или на ней должен быть проставлен апостиль, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 2.6 Положения N 660-П).

Если предложение в повестку дня общего собрания подписано акционером (его представителем, доверительным управляющим), права на акции которого учитывает номинальный держатель по счету депо в депозитарии, осуществляющем учет прав на указанные акции, к такому предложению должна прилагаться выписка со счета депо акционера (доверительного управляющего) в соответствующем депозитарии. Она должна подтверждать количество акций общества, принадлежащих акционеру на дату не ранее семи рабочих дней до даты направления предложения в повестку дня (п. 2.8 Положения N 660-П, п. п. 2.1, 12.3 Положения N 503-П).

Если клиентский номинальный держатель по указанию акционера направляет сообщение о его волеизъявлении, которое содержит предложение в повестку дня, в сообщении нужно указать (п. 2.9 Положения N 660-П):

- дату его направления;

- количество принадлежащих акционеру акций общества каждой категории (типа) и дату, на которую определяется их количество.

Подтверждать полномочия клиентского номинального держателя, направляющего сообщение, не требуется (п. 2.7 Положения N 660-П).

Если предложение подписано лицом, действующим без доверенности (например, единоличным исполнительным органом, законным представителем, лицом, действующим от имени управляющей организации), то рекомендуем приложить документы, подтверждающие его статус и полномочия.

Предложение о выдвижении в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (если по уставу общества ее наличие обязательно) и счетную комиссию, а также на должность единоличного исполнительного органа общества должно содержать сведения о согласии самого кандидата на выдвижение и иную информацию о нем, предусмотренную уставом или внутренними документами общества. К предложению может прилагаться письменное согласие кандидата на выдвижение (п. 2.18 Положения N 660-П).

Подробнее

Следует отметить, что отказ во включении по предложению акционера кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в орган (органы) общества в связи с тем, что к предложению не приложены письменные согласия кандидатов на избрание в соответствующий орган (органы), признается правомерным, если необходимость приложения таких согласий предусмотрена внутренними документами общества.

 

Вернуться к таблице >>>

 

Вопросы повестки дня и решения по ним

 

Формулировка вопроса повестки дня Формулировка решения по вопросу
1. О рассмотрении предложений о выдвижении кандидатов в коллегиальные исполнительные органы создаваемых АО 1. "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов в коллегиальный исполнительный орган АО1 включить в список кандидатур для голосования следующих кандидатов:"   2. "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов в коллегиальный исполнительный орган АО2 включить в список кандидатур для голосования следующих кандидатов:"
2. О рассмотрении предложений о выдвижении кандидатов в ревизионные комиссии создаваемых АО 1. "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов в ревизионную комиссию АО1 включить в список кандидатур для голосования следующих кандидатов: ________________"   2. "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов в ревизионную комиссию АО2 включить в список кандидатур для голосования следующих кандидатов: ______________"
3. О рассмотрении предложений о выдвижении кандидатов на должность единоличного исполнительного органа создаваемых АО 1. "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов на должность единоличного исполнительного органа АО1 включить в список кандидатур для голосования следующих кандидатов: _________"   2. "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов на должность единоличного исполнительного органа АО2 включить в список кандидатур для голосования следующих кандидатов: __________"
4. О рассмотрении предложений о выдвижении кандидатов в советы директоров (наблюдательные советы) создаваемых АО 1. "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) АО1 включить в список кандидатур для голосования следующих кандидатов: _________"   2. "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) АО2 включить в список кандидатур для голосования следующих кандидатов: _________" или "По итогам рассмотрения поступивших предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) создаваемых АО отказать во включении следующих кандидатов в список кандидатур для голосования ___________ по следующим основаниям ________"
5. Об отказе во включении кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам коллегиального исполнительного органа, ревизионной комиссии, а также единоличного исполнительного органа создаваемых АО "Из ___ поступивших от акционеров предложений о выдвижении кандидатов в коллегиальные исполнительные органы, ревизионные комиссии, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа создаваемых АО отказать во включении следующих кандидатов ______ в связи с _______ (указать основание для отказа)"

 

Подробнее

В случае если совет директоров (наблюдательный совет) принимает решение об отказе во включении кандидатов в список кандидатур для голосования в органы управления (контроля), нужно учитывать, что перечень оснований для отказа в принятии предложений, установленный п. 5 ст. 53 Закона об АО, является исчерпывающим (п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).

К указанным основаниям относятся:

- несоблюдение срока внесения предложений (за 45 дней до даты проведения общего собрания акционеров реорганизуемого общества);

- акционеры (акционер) не являются владельцами не менее чем двух процентов голосующих акций АО;

- предложение не соответствует требованиям, установленным Законом об АО (п. п. 3, 4 ст. 53 Закона об АО).

 

Обратите внимание!

Пунктом 8 ст. 53 Закона об АО предусмотрено, что акционеры - владельцы не менее чем двух процентов голосующих акций реорганизуемого АО вправе выдвинуть кандидатов в органы управления и ревизионную комиссию (если по уставу ее наличие обязательно) создаваемых обществ.

Вместе с тем порядок рассмотрения советом директоров (наблюдательным советом) поступивших предложений, а также основания для отказа во включении предложенных кандидатов в список установлены только для случаев, указанных п. п. 1, 2 ст. 53 Закона об АО (п. 5 ст. 53 Закона об АО). Специальных правил в отношении случая, предусмотренного п. 8 ст. 53, Закон об АО не устанавливает.

Представляется, что нормы о порядке рассмотрения поступивших предложений, а также об основаниях для отказа во включении предложенных кандидатов в соответствующий список следует применять по аналогии и к случаю, указанному в п. 8 ст. 53 Закона об АО.

 

Обратите внимание!

Если уполномоченный орган принял решение об отказе во включении предложенных акционерами (акционером) кандидатов в список кандидатур для голосования либо уклонился от принятия такого решения, акционер вправе обратиться в суд с требованием о понуждении общества включить кандидата в список кандидатур для голосования (п. 6 ст. 53 Закона об АО).

 

На заседании совета директоров (наблюдательного совета) каждый член совета директоров (наблюдательного совета) АО обладает одним голосом (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

Уставом АО может быть предусмотрено право решающего голоса председателя совета директоров (наблюдательного совета) при принятии советом директоров (наблюдательным советом) решений в случае равенства голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

При определении результатов голосования по вопросам повестки дня уставом или внутренним документом АО может быть предусмотрен учет изложенного в письменной форме мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

 

Обратите внимание!

Передача членом наблюдательного совета АО права голоса иному лицу, в том числе другому члену совета, не допускается (абз. 2 п. 3 ст. 68 Закона об АО).

 

Мотивированное решение об отказе во включении кандидата в список кандидатур направляется выдвинувшему кандидата акционеру или номинальному держателю его акций не позднее трех дней с даты принятия этого решения (п. 6 ст. 53 Закона об АО).

 

Составление протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета)

На заседании совета директоров (наблюдательного совета) АО ведется протокол (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

Наряду с составлением протоколов рекомендуется вести стенограммы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) или использовать иные способы фиксации, позволяющие отразить мнения членов совета директоров (наблюдательного совета) по вопросам повестки дня (п. 166 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

Содержание протокола

1. Место и время проведения заседания.

2. Лица, присутствующие на заседании.

3. Повестка дня.

4. Вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним.

5. Принятые решения.

Протокол заседания наблюдательного совета АО подписывается председательствующим, который несет ответственность за правильность составления протокола (абз. 9 п. 4 ст. 68 Закона об АО).

Отсутствие в протоколе подписи секретаря заседания совета директоров (наблюдательного совета) не влечет недействительности протокола, если он подписан председательствующим и иное не предусмотрено уставом общества.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

Отсутствие подписи секретаря в протоколе заседания совета директоров (наблюдательного совета) само по себе не является основанием для признания решений совета недействительными.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

 

Срок составления протокола

Протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляется не позднее трех дней после проведения заседания (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

 

Вернуться к таблице >>>

 

Открытие общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме разделения

 

Вопросы повестки дня, по которым должны быть приняты решения

Вопрос 1. О реорганизации АО в форме разделения

Согласно п. 3 ст. 18 Закона об АО решение о реорганизации в форме разделения должно содержать следующую информацию.

Содержание решения:

1) наименование, сведения о месте нахождения каждого общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения;

2) порядок и условия разделения;

3) порядок конвертации акций реорганизуемого общества в акции каждого создаваемого общества и соотношение (коэффициент) конвертации акций таких обществ;

4) список членов ревизионной комиссии создаваемого общества, если в соответствии с уставом ее наличие является обязательным;

5) список членов коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого общества, если уставом соответствующего создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров;

6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого общества;

7) указание об утверждении передаточного акта с приложением названного акта (п. 3 ст. 58 ГК РФ);

8) указание об утверждении устава каждого создаваемого общества с приложением устава каждого создаваемого общества;

9) наименование, сведения о месте нахождения регистратора каждого создаваемого общества.

Кроме того, согласно п. 3.1 ст. 18 Закона об АО решение о реорганизации в форме разделения может содержать указание об аудиторе общества, создаваемого путем реорганизации в форме разделения, о регистраторе создаваемого общества, указание о передаче полномочий единоличного исполнительного органа создаваемого общества управляющей организации или управляющему, иные данные о лицах, указанных в пп. 4 - 6 п. 3 ст. 18 Закона об АО, другие положения о реорганизации, не противоречащие федеральным законам.

Рекомендуемая формулировка решения:

Подробнее

Реорганизовать АО в форме разделения на АО1 и АО2 на следующих условиях:

1. Наименование каждого создаваемого АО.

2. Место нахождения каждого создаваемого АО.

3. Порядок и условия разделения:

- перечень действий, которые необходимо произвести АО;

- сроки их осуществления;

- лица (органы), которые обязаны производить данные действия.

Положения об условиях разделения могут включать информацию о размере уставного капитала каждого создаваемого АО.

4. Порядок конвертации акций реорганизуемого АО в акции каждого создаваемого АО и соотношение (коэффициент конвертации) акций таких обществ: способ размещения - конвертация; коэффициент конвертации: ____________.

5. Члены ревизионной комиссии каждого создаваемого АО (при ее наличии):

- имя;

- данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ);

- иные данные (пункт не является обязательным).

6. Члены коллегиального исполнительного органа каждого создаваемого АО (если в соответствии с уставом соответствующего создаваемого АО предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции общего собрания акционеров):

- имя;

- данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ);

- иные данные (пункт не является обязательным).

7. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа каждого создаваемого АО:

- имя;

- данные документа, удостоверяющего личность (серия и (или) номер документа, дата и место его выдачи, орган, выдавший документ);

- иные данные (пункт не является обязательным).

Если решением будет предусмотрена передача полномочий единоличного исполнительного органа АО1 и (или) АО2 управляющей организации, то в отношении каждой управляющей организации должны быть указаны:

- наименование;

- место нахождения.

8. Регистратор каждого создаваемого АО:

- наименование;

- место нахождения.

9. Утвердить передаточный акт (Приложение N ____ к протоколу).

10. Утвердить уставы создаваемых обществ (Приложения N _____ к протоколу).

11. Указание на то, что каждый акционер реорганизуемого АО, голосовавший против принятия решения о его реорганизации или не принимавший участия в голосовании по данному вопросу, должен получить акции каждого создаваемого общества, предоставляющие те же права, что и принадлежащие ему акции реорганизуемого АО, пропорционально их числу.

 

Вопрос 2. О размещении акций путем конвертации при консолидации (дроблении)

Рекомендуемая формулировка решения:

Решение. "Разместить акции путем конвертации при консолидации (дроблении) на следующих условиях: _____________".

Подробнее

При принятии решения по второму вопросу необходимо учитывать следующее:

Решением о реорганизации может быть предусмотрена консолидация (дробление) акций. Коэффициент конвертации, указанный в решении о разделении, может быть рассчитан с учетом результатов консолидации (дробления). Решение о консолидации (дроблении) и решение о реорганизации могут быть приняты одновременно.

 

Вопрос 3. Об избрании членов советов директоров (наблюдательных советов) каждого общества, создаваемого в результате реорганизации

Рекомендуемая формулировка решения:

Решение. "Избрать членами совета директоров (наблюдательного совета) АО1, создаваемого в результате разделения: __________.

Избрать членами совета директоров (наблюдательного совета) АО2, создаваемого в результате разделения: ___________".

Подробнее

При принятии решения по третьему вопросу необходимо учитывать следующее:

Указанный вопрос включается в повестку дня общего собрания, если уставом создаваемого АО не предусматривается осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) создаваемого АО общим собранием акционеров.

 

Пример

Акционеру принадлежит 30 акций, соответственно, число голосов, которым он обладает, также равно 30 (согласно ст. 59 Закона об АО голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу "одна голосующая акция - один голос"). Количественный состав членов совета директоров (наблюдательного совета) равен пяти. По правилам кумулятивного голосования необходимо 30 (число голосов) умножить на 5 (количество членов). Таким образом, общее количество голосов акционера составляет 150 голосов. Эти голоса акционер вправе:

- отдать за одного кандидата;

- распределить между двумя и более кандидатами (например, Иванов - 50 голосов; Петров - 60 голосов; Сидоров - 40 голосов).

Согласно п. 2.28 Положения N 660-П в бюллетене, которым осуществляется кумулятивное голосование, варианты голосования "за", "против", "воздержался" указываются один раз в отношении всех кандидатов, включенных в список кандидатур для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, а напротив фамилии каждого кандидата, включенного в названный список, должно содержаться поле для проставления числа отданных за него голосов.

Число кандидатов, между которыми распределяются голоса при кумулятивном голосовании, может превышать число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества.

 

Кумулятивное голосование должно осуществляться по одному списку кандидатов в рамках одного вопроса повестки дня. В противном случае решение общего собрания может быть признано недействительным.

Избранными в совет директоров (наблюдательный совет) считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов (п. 4 ст. 66 Закона об АО).

Подробнее

Количество акций, которыми голосовали против кандидатов в члены совета директоров (наблюдательного совета), при подсчете голосов не учитывается.

 

При голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования, засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования.

Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением указанного требования, признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются (ст. 61 Закона об АО).

 

Обратите внимание!

Избрание совета директоров (наблюдательного совета) каждого общества, создаваемого в результате разделения, осуществляется:

- акционерами реорганизуемого АО. Среди них в соответствии с решением о реорганизации АО должны быть размещены обыкновенные акции создаваемого общества;

- акционерами - владельцами привилегированных акций реорганизуемого АО (являющихся на момент принятия решения о реорганизации АО голосующими акциями в соответствии с п. 5 ст. 32 Закона об АО). Среди них в соответствии с решением о реорганизации должны быть размещены привилегированные акции создаваемого общества (п. 3.2 ст. 18 Закона об АО).

 

Следует отметить, что после того, как завершено обсуждение последнего вопроса повестки дня общего собрания, по которому имеется кворум, и до того момента, когда лицам, не успевшим проголосовать, предоставляется время для голосования, до присутствующих на общем собрании должна быть доведена информация о числе голосов, которыми обладают лица, зарегистрировавшиеся и (или) принявшие участие в общем собрании к этому моменту (п. 4.20 Положения N 660-П).

Если уставом общества предусмотрены привилегированные акции с преимуществом в очередности получения дивидендов, то такие акции не предоставляют их владельцам право голоса на общем собрании по вопросу реорганизации общества в форме разделения (п. 2.1 ст. 32 Закона об АО).

 

Обратите внимание!

Общее собрание, к моменту открытия которого имелся кворум лишь по отдельным вопросам повестки дня, не может быть закрыто, если к окончанию регистрации зарегистрировались лица, чье присутствие обеспечивает кворум для принятия решения по иным вопросам повестки дня (п. 4.19 Положения N 660-П).

 

Подготовка протокола и отчета об итогах голосования на общем собрании акционеров по вопросу о реорганизации АО в форме разделения

 

Порядок подготовки протокола и отчета об итогах голосования по вопросу о реорганизации АО в форме разделения

Аналогичен порядку подготовки протокола и отчета об итогах голосования на внеочередном общем собрании акционеров.

Подробнее см.: Готовое решение: Как подготовить и провести внеочередное общее собрание акционеров.

 

Вернуться к таблице >>>

 

Подготовка протокола общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации АО в форме разделения

 

Порядок подготовки протокола общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации АО в форме разделения

Аналогичен порядку подготовки протокола внеочередного общего собрания акционеров.

Подробнее см.: Готовое решение: Как подготовить и провести внеочередное общее собрание акционеров.

 

Вернуться к таблице >>>

 

ЭТАП 8. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРАМИ ТРЕБОВАНИЙ О ВЫКУПЕ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ АКЦИЙ В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ АКЦИОНЕРОВ РЕШЕНИЯ О РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

8.1. Порядок предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации АО в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. 75, п. 3 ст. 76 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 19).

 

Лица, обладающие правом предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием решения о реорганизации АО в форме разделения

К указанным лицам относятся (если иное не предусмотрено федеральным законом) акционеры - владельцы голосующих акций, которые голосовали против принятия решения или не принимали участия в голосовании по вопросу (п. 1 ст. 75 Закона об АО).

 

Обратите внимание!

Если у акционера выкуплена часть принадлежащих ему акций, то он имеет право на конвертацию (получение акций) оставшихся у него акций на условиях, предусмотренных ст. 18 Закона об АО (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ N 19).

 

Содержание уведомления

Уведомление о начале процедуры реорганизации должно быть направлено по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ).

Общие требования к оформлению документов, подаваемых в регистрирующий орган, установлены разд. I Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Подробнее

К оформлению документов предъявляются, в частности, следующие требования:

- форма заявления, уведомления или сообщения (далее - заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо от руки;

- не допускается наличие в заявлении исправлений, дописок (приписок);

- незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления в состав представляемого в регистрирующий орган заявления не включаются;

- после заполнения необходимых листов формы заявления и его комплектования проставляется сквозная нумерация страниц в поле "Стр.", расположенном в верхней части листа формы заявления. Показатель номера страницы, имеющий три ячейки, записывается следующим образом: для первой страницы - 001, для, например, шестнадцатой - 016;

- при распечатывании формы заявления для заполнения от руки или уже заполненной с использованием программного обеспечения отражение информации об утверждении формы (в верхнем правом углу первого листа формы заявления) не требуется;

- цвет шрифта заявления, подготовленного с использованием программного обеспечения, при распечатывании на принтере должен быть черного цвета;

- при распечатывании заявления на принтере допускается отсутствие обрамления для заполненных и незаполненных знакомест. Изменение расположения полей и размеров знакомест не допускается;

- форма заявления может заполняться с использованием программного обеспечения, которое предусматривает вывод на страницах заявления двумерного штрихкода при распечатывании;

- не допускается двусторонняя печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов, изготовленных юридическим лицом, физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйством.

По вопросу заполнения текстовых полей заявления см. п. п. 1.1 - 1.9 разд. I Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

 

Требования к оформлению уведомления о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003 установлены разд. IV Приложения N 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

Следует отметить, что согласно абз. 1 п. 38 Административного регламента заявитель при составлении заявления указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и ИНН (при его наличии).

 

ЭТАП 12. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРАМИ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

12.1. Порядок предъявления требований кредиторами при реорганизации АО в форме разделения

 

Основные применимые нормы:

- ст. 60 ГК РФ;

- п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО).

 

Требования, предъявляемые кредиторами

Подробнее

 

Кредитор Требование

Кредитор АО, требования которого возникли до опубликования уведомления о реорганизации АО

О досрочном исполнении соответствующего обязательства должником
О прекращении обязательства и возмещении связанных с этим убытков (при невозможности досрочного исполнения), за исключением случаев, установленных законом

 

 

Срок составления протокола

Протокол заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества составляется не позднее трех дней после проведения заседания (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

 

Вернуться к таблице >>>

 

Содержание решения об утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг

"Утвердить отчет об итогах выпуска ценных бумаг (Приложение N ___ к приказу N ___)".

Лица, подписавшие либо утвердившие отчет (проголосовавшие за утверждение отчета), несут солидарно субсидиарную ответственность за убытки, которые причинены эмитентом инвестору и (или) владельцу эмиссионных ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном отчете и подтвержденной ими недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации (п. 6 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг, п. 8.9 Стандартов эмиссии).

Течение срока исковой давности для возмещения убытков по названным основаниям начинается с даты государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представления в регистрирующий орган уведомления об итогах такого выпуска (п. 6 ст. 25 Закона о рынке ценных бумаг).

 

Вернуться к таблице >>>

 

Требования к уведомлению

Уведомление должно быть составлено в соответствии с Приложением N 26 к Стандартам эмиссии. Оно подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа правопреемника эмитента. В документе указывается дата и ставится печать правопреемника эмитента, если сведения о наличии печати содержатся в его уставе или использование печати является обязательным в соответствии с федеральными законами (п. п. 1.12, 58.3, 58.4 Стандартов эмиссии).

Вместе с уведомлением в регистрирующий орган представляются документы, подтверждающие возникновение соответствующих изменений (п. 58.2 Стандартов эмиссии).

При реорганизации акционерного общества в форме разделения правопреемники представляют в регистрирующий орган уведомления, которые содержат информацию, предусмотренную п. 59.1.1 Стандартов эмиссии.

 

Форма уведомления

Уведомление представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе, а также на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям регистрирующего органа (п. 58.3 Стандартов эмиссии).

Требования к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждены Приказом ФСФР России от 18.06.2009 N 09-23/пз-н.

 

Вернуться к таблице >>>

 

ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ РЕОРГАНИЗАЦИИ АО В ФОРМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ

 

1.1. Принятие решений по вопросу об инициировании процедуры реорганизации АО в форме разделения и по вопросам, связанным с подготовкой к реорганизации

 

Основные применимые нормы:

- ст. 165.1 ГК РФ;

- п. 1 ст. 18, п. 3 ст. 49, п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 65, п. п. 2, 3 ст. 67, п. п. 1 - 4, 8 ст. 68, ст. ст. 75, 76, п. 2 ст. 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО);

- п. п. 153, 158, 159, 163, 165, 166, 168 гл. II, п. п. 325, 326 гл. VII ч. "Б" Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 (далее - Кодекс корпоративного управления);

- пп. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).

 

В соответствии с действующим законодательством акционерное общество вправе провести реорганизацию в форме разделения общества на одно или несколько акционерных обществ (п. п. 1, 2 ст. 15, п. 1 ст. 18 Закона об АО).

Согласно абз. 2 и 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ допускается реорганизация:

- с сочетанием различных ее форм (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

- с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах, если в Гражданском кодексе РФ или другом законе предусмотрена возможность преобразования юридического лица одной из таких организационно-правовых форм в юридическое лицо другой из таких организационно-правовых форм.

В отношении проведения реорганизации могут быть установлены законодательные ограничения (абз. 4 п. 1 ст. 57 ГК РФ).

 

Орган, к компетенции которого относится вопрос об инициировании процедуры реорганизации в форме разделения

Решение по вопросу о реорганизации АО принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом (п. 2 ст. 18, п. 3 ст. 49 Закона об АО).

В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции наблюдательного совета осуществляет общее собрание. В этом случае в уставе должны быть определены лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении повестки дня (абз. 2 п. 1 ст. 64 Закона об АО).

Далее материал будет изложен с учетом того, что процедуру реорганизации инициирует совет директоров (наблюдательный совет).

 

Принятие решения о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета)

Председатель совета директоров (наблюдательного совета) принимает решение о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета) (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

При отсутствии председателя совета директоров (наблюдательного совета) его функции осуществляет один из членов совета директоров (наблюдательного совета) по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 3 ст. 67 Закона об АО).

 

Обратите внимание!

По вопросу о том, вправе ли член (члены) совета директоров (наблюдательного совета) созывать заседание совета директоров (наблюдательного совета) общества, существует две позиции судов.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

 

Содержание решения о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета)

Содержание решения о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета) Законом об АО не регламентировано.

При этом в п. 1 ст. 68 Закона об АО установлено, что порядок созыва и проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом или внутренним документом общества. Таким образом, одним из указанных документов может быть установлено содержание решения о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета).

Представляется, что решение о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета) может содержать следующую информацию:

1. Форма проведения заседания (очная или заочная).

Подробнее

Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрено, что совет директоров (наблюдательный совет) вправе принимать решения путем заочного голосования (п. 1 ст. 68 Закона об АО, п. 153 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Наиболее важные вопросы рекомендуется решать на заседаниях, проводимых в очной форме (п. 168 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

2. Повестка дня.

Подробнее

Вопрос 1. О вынесении вопроса о реорганизации АО в форме разделения на общее собрание акционеров.

Решение совета директоров о вынесении вопроса о реорганизации на собрание акционеров должно быть принято лишь в том случае, если совет директоров уверен в необходимости реорганизации и ее условия являются приемлемыми (п. 325 гл. VII ч. "Б" Кодекса корпоративного управления). При этом совет директоров должен оценить, отвечают ли условия реорганизации интересам акционеров, в том числе акционеров, владеющих незначительными пакетами акций (п. 326 гл. VII ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Вопрос 2. Об утверждении плана мероприятий по реорганизации АО в форме разделения.

Вопрос 3. Об утверждении сметы расходов на проведение реорганизации АО в форме разделения.

Вопрос 4. О проведении инвентаризации активов и обязательств АО.

Вопрос 5. О проведении рыночной оценки стоимости одной акции АО для целей выкупа акций.

 

3. Дата, время и место заседания, а в случае проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени.

4. Порядок и сроки направления членом совета директоров (наблюдательного совета) письменного мнения (при проведении заседания в очной форме и при возможности учета мнения отсутствующих членов совета).

Подробнее

Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрен учет письменного мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании, при определении наличия кворума и результатов голосования (п. 1 ст. 68 Закона об АО, п. 159 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления). Рекомендуется установить во внутренних документах общества порядок предоставления письменного мнения, который позволит оперативно направить и получить данную информацию.

Полагаем, что такие мнения могут быть представлены одним из следующих способов:

- по почте.

Рекомендуем направлять изложенное в письменной форме мнение заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения.

Если в уставе или внутреннем документе АО не конкретизировано, по какому адресу должно быть направлено изложенное в письменной форме мнение члена совета директоров (наблюдательного совета), представляется, что оно может быть направлено на имя председателя совета директоров (наблюдательного совета) по адресу, указанному в уставе общества, и (или) адресу фактического места нахождения общества (в случае если эти адреса не совпадают);

- путем вручения под подпись председателю наблюдательного совета или лицу, уполномоченному уставом или внутренним документом общества принимать письменную корреспонденцию;

- иным способом (например, курьерской службой).

 

Обратите внимание!

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ гражданско-правовые последствия наступают для лица с момента доставки юридически значимого сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от последнего, не было ему вручено или получатель не ознакомился с ним.

Следует отметить, что указанные положения применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ).

 

5. Информация (материалы), представляемая членам совета директоров (наблюдательного совета).

Подробнее

Рекомендуется одновременно с уведомлением о созыве заседания совета директоров направлять его членам материалы, относящиеся к вопросам повестки дня (п. 163 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления):

- план мероприятий по реорганизации АО в форме разделения;

- смету расходов на проведение реорганизации АО в форме разделения;

- перечень оценщиков, с которыми может быть заключен договор на проведение рыночной оценки стоимости одной акции АО для целей выкупа акций у акционеров;

- проекты формулировок решений по вопросам повестки дня.

 

6. Порядок сообщения членам совета директоров (наблюдательного совета) о созыве заседания.

Подробнее

Поскольку п. 1 ст. 68 Закона об АО установлено, что порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом или внутренним документом общества, то полагаем, что порядок и срок сообщения членам совета директоров (наблюдательного совета) о созыве заседания совета могут быть определены в одном из указанных документов.

Представляется, что уведомление членов совета директоров (наблюдательного совета) о созыве заседания может быть осуществлено, например, по почте. При этом рекомендуем направлять такое уведомление заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Кроме того, уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрена возможность вручения указанного уведомления каждому члену наблюдательного совета под подпись.

Полагаем, что можно предусмотреть возможность вручения соответствующего уведомления посредством курьерской службы.

При установлении в уставе или внутреннем документе срока уведомления членов совета директоров (наблюдательного совета) о созыве заседания рекомендуется учитывать положение п. 163 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления. В соответствии с данным пунктом о созыве заседания совета директоров, форме его проведения и повестке дня необходимо извещать в срок, позволяющий участникам заседания выработать позицию по вопросам повестки дня. Как правило, такой срок должен быть не менее пяти календарных дней.

Сроки направления каждому члену совета директоров (наблюдательного совета) бюллетеня для голосования и получения заполненного бюллетеня должны быть разумными и достаточными для получения бюллетеней и принятия решений по содержащимся в них вопросам (п. 158 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Рекомендуем предусмотреть в уставе или внутреннем документе общества один из следующих способов вручения (направления) бюллетеней:

- вручение под подпись;

- направление заказным письмом с описью вложения с уведомлением о вручении;

- направление посредством курьерской службы.

 

Уведомление членов совета директоров (наблюдательного совета) о созыве заседания

Пунктом 1 ст. 68 Закона об АО установлено, что порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом или внутренним документом общества.

Закон об АО не регламентирует способ уведомления членов совета директоров (наблюдательного совета) о проведении заседания. Представляется, что данный порядок также может быть установлен в уставе или внутреннем документе АО.

Рекомендуется предусмотреть во внутренних документах приемлемые для членов совета директоров (наблюдательного совета) форму уведомления о проведении заседания и порядок направления (предоставления) информации, обеспечивающий ее оперативное получение (п. 165 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления). Это может быть телетайп, почтовая, телеграфная, телефонная, электронная или иная связь.

Наиболее распространенными способами уведомления о созыве заседания совета являются:

- почтовая связь;

- вручение под подпись;

- направление посредством курьерской службы.

Судебная практика свидетельствует о том, что направление членам совета директоров (наблюдательного совета) сообщения о проведении заседания по электронной почте признается надлежащим способом уведомления при наличии доказательств получения данного сообщения.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

Уведомление членов совета директоров (наблюдательного совета) о проведении заседания совета с нарушением срока, установленного внутренним документом общества, не признается существенным нарушением порядка созыва заседания совета директоров (наблюдательного совета).

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

 

Содержание уведомления о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета)

Содержание уведомления о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета) Законом об АО не регламентировано.

При этом в п. 1 ст. 68 Закона об АО установлено, что порядок созыва и проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом или внутренним документом общества. Таким образом, одним из указанных документов может быть установлено содержание уведомления о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета).

Представляется, что уведомление о созыве заседания совета директоров (наблюдательного совета) может содержать следующую информацию:

1. Дата, время и место заседания, а в случае проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени.

2. Повестка дня.

Подробнее

Вопрос 1. О вынесении вопроса о реорганизации АО в форме разделения на общее собрание акционеров.

Вопрос 2. Об утверждении плана мероприятий по реорганизации АО в форме разделения.

Вопрос 3. Об утверждении сметы расходов на проведение реорганизации АО в форме разделения.

Вопрос 4. О проведении инвентаризации активов и обязательств АО.

Вопрос 5. О проведении рыночной оценки стоимости одной акции АО для целей выкупа акций.

 

3. Форма проведения заседания (очная или заочная).

Подробнее

Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрено, что совет директоров (наблюдательный совет) вправе принимать решения путем заочного голосования (п. 1 ст. 68 Закона об АО, п. 153 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

Наиболее важные вопросы рекомендуется решать на заседаниях, проводимых в очной форме (п. 168 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

4. Порядок и сроки направления членом совета директоров (наблюдательного совета) письменного мнения (при проведении заседания в очной форме и при возможности учета мнения отсутствующих членов совета).

Подробнее

Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрен учет письменного мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании, при определении наличия кворума и результатов голосования (п. 1 ст. 68 Закона об АО, п. 159 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления). Рекомендуется установить во внутренних документах общества порядок предоставления письменного мнения, который позволит оперативно направить и получить данную информацию.

Представляется, что такие мнения могут быть представлены одним из следующих способов:

- по почте.

Рекомендуем направлять изложенное в письменной форме мнение заказным письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения.

Если в уставе или внутреннем документе АО не конкретизировано, по какому адресу должно быть направлено изложенное в письменной форме мнение члена совета директоров (наблюдательного совета), представляется, что оно может быть направлено на имя председателя совета директоров (наблюдательного совета) по адресу, указанному в уставе общества, и (или) адресу фактического места нахождения общества (в случае если эти адреса не совпадают).

- путем вручения под подпись председателю наблюдательного совета или лицу, уполномоченному уставом или внутренним документом общества принимать письменную корреспонденцию;

- иным способом (например, курьерской службой).

 

Обратите внимание!

В соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ гражданско-правовые последствия наступают для лица с момента доставки юридически значимого сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от последнего, не было ему вручено или получатель не ознакомился с ним.

Следует отметить, что указанные положения применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (п. 2 ст. 165.1 ГК РФ).

 

Рекомендуется одновременно с уведомлением о созыве заседания совета директоров направлять его членам материалы, относящиеся к вопросам повестки дня (п. 163 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

- план мероприятий по реорганизации АО в форме разделения;

- смета расходов на проведение реорганизации АО в форме разделения;

- перечень оценщиков, с которыми может быть заключен договор на проведение рыночной оценки стоимости одной акции АО для целей выкупа акций у акционеров;

- проекты формулировок решений по вопросам повестки дня.

 

Регистрация членов совета директоров (наблюдательного совета), прибывших на заседание

Законодательством РФ не предусмотрено проведение регистрации членов совета директоров (наблюдательного совета) АО. Вместе с тем это целесообразно для того, чтобы определить достаточный для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) кворум.

Поскольку согласно п. 1 ст. 68 Закона об АО порядок проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом или внутренним документом АО, то рекомендуем предусмотреть проведение регистрации членов совета директоров (наблюдательного совета) на заседании в письменной форме с фиксацией подписей.

 

Обратите внимание!

Решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, принятые при отсутствии кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, если наличие кворума в соответствии с Законом об АО является обязательным условием проведения такого заседания, или без необходимого для принятия решения большинства голосов членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке (п. 8 ст. 68 Закона об АО).

 

Открытие заседания совета директоров (наблюдательного совета) и определение кворума

Законодательством РФ порядок открытия заседания совета директоров (наблюдательного совета) не регламентирован.

Порядок проведения таких заседаний определяется уставом или внутренним документом общества (п. 1 ст. 68 Закона об АО). Представляется, что порядок открытия заседания наблюдательного совета может быть установлен одним из названных документов.

Время открытия заседания должно совпадать с указанным в уведомлении о его созыве.

Поскольку организатором работы заседания является председатель совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2 ст. 67 Закона об АО), представляется, что на него возлагаются и полномочия по открытию заседания.

Согласно п. 2 ст. 67 Закона об АО председатель совета директоров (наблюдательного совета) председательствует на заседаниях совета и организует ведение протокола.

Полагаем, что при открытии заседания председатель совета директоров (наблюдательного совета) на основании данных о регистрации членов совета, прибывших на заседание совета директоров (наблюдательного совета), устанавливает наличие (отсутствие) кворума. Соответствующая информация отражается в протоколе заседания.

Кворум для проведения заседания определяется уставом общества, но должен быть не менее половины от числа избранных членов совета директоров (наблюдательного совета) (п. 2 ст. 68 Закона об АО).

Подробнее

Уставом или внутренним документом общества может быть предусмотрен учет письменного мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании, при определении наличия кворума и результатов голосования (п. 1 ст. 68 Закона об АО, п. 159 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления). Также рекомендуется установить во внутренних документах общества порядок предоставления письменного мнения, который позволит оперативно направить и получить данную информацию.

 

Обратите внимание!

Если число членов совета директоров (наблюдательного совета) становится меньше количества, составляющего кворум, совет директоров (наблюдательный совет) обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава указанного органа. Оставшиеся члены совета директоров (наблюдательного совета) вправе принимать решение только о созыве такого собрания акционеров (п. 2 ст. 68 Закона об АО).

 

Принятие решений по вопросам повестки дня на заседании совета директоров (наблюдательного совета)

Согласно п. 3 ст. 68 Закона об АО решения на заседании совета директоров (наблюдательного совета) АО принимаются большинством голосов его членов, участвующих в заседании, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена Законом об АО, уставом АО или его внутренним документом.

По каждому из вопросов повестки дня необходимо указать итоги голосования.

 

Возможная формулировка вопроса повестки дня Возможная формулировка решения по вопросу
1. О вынесении вопроса о реорганизации АО в форме разделения на общее собрание акционеров "Вынести вопрос о реорганизации АО в форме разделения на АО1 и АО2 на общее собрание акционеров"
2. Об утверждении плана мероприятий по реорганизации АО в форме разделения "Утвердить план мероприятий по реорганизации АО в форме разделения на АО1 и АО2 (Приложение N ___ к протоколу)"
3. Об утверждении сметы расходов на проведение реорганизации АО в форме разделения "Утвердить смету расходов на проведение реорганизации АО в форме разделения на АО1 и АО2 (Приложение N ___ к протоколу)"
4. О проведении инвентаризации активов и обязательств АО "В целях подготовки к проведению реорганизации АО в форме разделения на АО1 и АО2 поручить ___________ (указать лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа) провести инвентаризацию активов и обязательств АО в срок ___________ (указать срок, в течение которого (не позднее которого) должна быть проведена инвентаризация)"
5. О проведении рыночной оценки стоимости одной акции АО для целей выкупа акций "В целях подготовки к проведению реорганизации АО в форме разделения на АО1 и АО2 провести рыночную оценку стоимости одной акции АО для целей выкупа акций у акционеров на основании ст. 75 Закона об АО. Поручить _________ (указать лицо, которому поручается подписать от имени АО договор с оценщиком) заключить договор с оценщиком ___________ (указать оценщика). Отчет об оценке рыночной стоимости одной акции АО должен быть представлен _________ (указать срок, в течение которого (не позже которого) должен быть представлен отчет об оценке)"

 

Подробнее

При принятии решения по четвертому вопросу необходимо учитывать следующее:

В решении по вопросу рекомендуется указать, что организация проведения инвентаризации поручается лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа. Это обусловлено тем, что состав инвентаризационной комиссии, а также сроки инвентаризации устанавливаются на основании приказа руководителя организации (пп. 2.3 Методических указаний, Приложение 1 к Методическим указаниям).

При принятии решения по пятому вопросу необходимо учитывать следующее:

Если акции должны быть выкуплены АО в порядке, установленном ст. 76 Закона об АО, привлечение оценщика для определения рыночной цены одной акции АО является обязательным (п. 2 ст. 77 Закона об АО).

По вопросу определения цены выкупа акций подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Выкуп акций по требованию акционера >>>

Путеводитель по корпоративным процедурам. Порядок выкупа акций по требованию акционера, этап 2, п. 2.1 >>>

 

При решении вопросов на заседании совета директоров (наблюдательного совета) каждый его член обладает одним голосом. Уставом АО может быть установлено право решающего голоса председателя совета в случае равенства голосов (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

При определении результатов голосования по вопросам повестки дня уставом или внутренним документом АО может быть предусмотрен учет изложенного в письменной форме мнения члена совета директоров (наблюдательного совета), отсутствующего на заседании (п. 1 ст. 68 Закона об АО).

Следует отметить, что решение совета директоров (наблюдательного совета) общества, принятое без необходимого большинства голосов, является ничтожным и не влечет правовых последствий независимо от установления фактов нарушения прав и законных интересов акционеров, причинения убытков акционерам и (или) обществу.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

 

Обратите внимание!

Передача членом совета директоров (наблюдательного совета) права голоса иному лицу, в том числе другому члену совета, не допускается (п. 3 ст. 68 Закона об АО).

 

Составление протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета)

На заседании совета директоров (наблюдательного совета) АО ведется протокол (п. 4 ст. 68 Закона об АО).

Наряду с составлением протоколов рекомендуется вести стенограммы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) или использовать иные способы фиксации, позволяющие отразить мнения членов совета директоров (наблюдательного совета) по вопросам повестки дня (п. 166 гл. II ч. "Б" Кодекса корпоративного управления).

 

Содержание протокола (п. 4 ст. 68 Закона об АО)

1. Место и время проведения заседания.

2. Лица, присутствующие на заседании.

3. Повестка дня.

4. Вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним.

5. Принятые решения.

Протокол заседания наблюдательного совета подписывается председательствующим, который несет ответственность за правильность его составления (абз. 9 п. 4 ст. 68 Закона об АО).

Отсутствие в протоколе подписи секретаря заседания совета директоров (наблюдательного совета) не влечет недействительности протокола, если он подписан председательствующим и иное не предусмотрено уставом общества.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

Отсутствие подписи секретаря в протоколе заседания совета директоров (наблюдательного совета) само по себе не является основанием для признания решений совета недействительными.

Подробнее см.: Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного общества >>>

 

Срок составления протокола

Протокол заседания наблюдательного совета составляется не позднее трех дней после проведения заседания (абз. 2 п. 4 ст. 68 Закона об АО).

 

Вернуться к таблице >>>

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 213.