Департамент стандартов, метрологии и технического надзора:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

государственная проверка средств измерений;

осуществление работ по стандартизации и патентизации на национальном уровне.

10. Национальное агентство по геодезии, картографии и кадастру:

проведение работ по картографии;

геодезические, астрономо-геодезические работы, математическая обработка геодезических измерений государственной геодезической сети;

гравиметрические работы;

топографические работы масштабного ряда от 1:2000 и мельче;

картографические работы в графическом и цифровом виде масштаба 1:10000 и мельче;

кадастровые работы (топографо-геодезическая и картографическая основа, банки данных, содержащие топографо-геодезическую и картографическую информацию) на территории республики.

Главное управление по государственным резервам при Правительстве Республики Молдова:

создание государственных резервов.

Департамент охраны окружающей среды:

проведение работ по гидрометеорологии;

разработка проектов и определение норм предельно допустимых концентраций сбросов и размещения отходов;

разработка и определение норм предельно допустимых выбросов вредных веществ и инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха;

осуществление исследований по оценке воздействия на окружающую среду.

13. Государственное предприятие Молдавская гидрогеологическая экспедиция «EHGeoM»:
выполнение работ в области геологического изучения.

Приложение N 3

к Постановлению Правительства

Республики Молдова N 582

от 17 августа 1995 г.


ПЕРЕЧЕНЬ

Естественных монополий и органов публичного управления,

Уполномоченных их регламентировать

Министерство транспорта и связи

магистральные железные дороги с полосами отвода, путевыми устройствами, искусственными сооружениями и службами их эксплуатации;

станции и раздельные пункты для технологической обработки и пропуска железнодорожного подвижного состава;

пассажирские вокзалы;

автомобильные дороги, построенные за счет республиканского и местных бюджетов с полосами отвода, искусственными сооружениями и службами их содержания и эксплуатации;

естественные и искусственные водные пути с системами навигации и обеспечения судоходной обстановки;

речные порты, портовые сооружения, пристани и причалы общего пользования на естественных и искусственных водных путях со службами их содержания и эксплуатации;

предприятия всех видов общественного транспорта, за исключением такси.

магистральные сети связи;

сети телевидения и радиовещания для трансляции государственных программ;

сети проводного радиовещания общего пользования;

сети международной телефонной связи;

сеть по распространению периодической печати.

Глава2.Понятие естественной монополии.

Монополия

 

Фирма обладает монополией, если она – единственный поставщик продукта, не имеющий близких субститутов. Основная причина возникновения монополии-барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом.

Барьеры на входе, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

· Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.

· Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.

· Издержки производства таковы, что максимальная эффективность выпуска возможна при наличии на рынке единственного производителя [2].

В реальной жизни примеров чистой монополии немного, так как деятельность лишь немногих фирм может удовлетворять следующим условиям:

1) Монополист – единственный производитель данного товара или услуги на данном рынке. Т.о. объем выпуска продукции на рынке – объем выпуска монополиста.

Хотя по классификации Антимонопольного Комитета, монополия – это компания с долей рынка более 25%. Оптимальной для монополиста считается доля в 60%, так как она позволяет ему не снижать производства даже в условиях спада или кризиса.

2) Продукция монополиста не имеет близких субститутов. Это означает, что у потребителя нет альтернатив: либо он покупает товар или услугу монополиста, либо обходится без этого товара или услуги.

Но не всегда просто отделить заменяемые товары от «уникальных». Рассмотрим рынок телефонной связи: является ли мобильная связь отдельным рынком или же это часть рынка телекоммуникационных услуг? Несколько лет назад ответ на вопрос, являются ли услуги мобильной и стационарной связи взаимозаменителями, был очевиден - нет, так как мобильная связь была предметом роскоши. Но теперь, когда тарифы на фиксированную связь стали повременными, а мобильная связь стала доступной; ввод новых стационарных номеров происходит крайне медленно, а сотовый приобретается за считанные минуты; (не говоря уже об превалирующем удобстве сотовой связи); количества пользователей мобильной и фиксированной связей примерно равны.

3) В зависимости от типа предлагаемых продукта или услуги монополист может и не заниматься деятельностью по стимулированию сбыта. Так, например, производитель товаров роскоши может проводить рекламную компанию с целью привлечения покупателей, возможно, кто-то отдаст предпочтение этому товару, взамен другого. А вот службам, оказывающим такие услуги и товары, как водопровод (воду), электричество, газопровод (газ), телефонная связь и их обслуживание, нет смысла тратиться на рекламу. Так как это товары первой необходимости, и потребитель в любом случае будет их приобретать.

Подобным предприятиям выгодно «напоминать о себе» при помощи рекламы в случае, если это акционерное общество. Таким образом, организация показывает свою силу, демонстрирует стабильность и уверенность в завтрашнем дне .

4) На входе в рынок существуют высокие барьеры, которые удерживают других предпринимателей от вступления в эту отрасль. Само существование монополии - это следствие существования барьеров для вступления в отрасль. «Блокировка входа» может быть вызвана экономическими, юридическими, природными или техническими аспектами.

5) Цена товара на рынке – цена, установленная монополистом.

Т.о. монополист имеет большое влияние на цену на рынке, но не безграничную, т.к. его ограничивает рыночный спрос. Монополист выпускает, а значит и контролирует рыночный объем предложения. Имея классическую (убывающую) кривую спроса, хоз. субъект может влиять на изменение цены путем изменения объема выпуска.

Можно сказать, что монополистический рынок - это рынок продавца. Прибыли фирмы-производителя в данном случае велики за счет объема производства, за счет высоких цен (фактически в данных условиях покупателю всегда приходиться принимать цену, которая значительно выше себестоимости).

Рассмотрим механизм принятия решений монополиста о цене, об объемах производства и т.д. на примере фирмы-монополиста «Альфа». Эта фирма действует рационально, т.е. стремится к максимизации прибыли.

Рассчитаем оптимальный объём выпуска (Qm*), т.е. тот объем, при котором фирма получит максимальную прибыль.

Попутно отметим особенности монополии.

Первая: рынок = монополист, т.к. в данном случае рынок и фирма - синонимы, то график спроса монополиста (dm) имеет отрицательный наклон. То есть подчиняется закону спроса (Law of demand). Иными словами: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы приобрести покупатели (тем выше спрос на товар).

Вторая: монополист – ценопроизводитель. Увеличение спроса на продукцию монополиста может повести за собой как увеличение выпуска, так и цены на его товар (второе более вероятно). Для монополиста определяющим фактором является изменение эластичности при изменении спроса. Изменение кривой спроса влечет за собой изменение кривой предельного дохода, а уже эта кривая напрямую связана с эластичностью спроса по цене. В итоге изменения и сдвиги кривой MR влияют на политику монополиста.

Третья: низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги естественной монополии находится в слабой зависимости от изменения цены, потому что товаров-заменителей у него нет. Особенно слаба эта зависимость для товаров первой необходимости.

Для понимания ценовой стратегии монополиста обратим внимание на взаимосвязь эластичности спроса по цене (Ed[3]) и выручки (TR[4]). (см. табл. и рис. 1)

 

Таблица 1 (отображает взаимосвязь между предельным доходом, эластичностью спроса по цене и общим доходом.)

Ed MR Воздействие снижения Р на TR
Неэластичный - сокращается
Единичный const const
Эластичный + увеличивается

 

Рисунок 1. Взаимосвязь Ed, MR и TR

Таким образом, монополисту выгодно иметь неэластичный спрос, ведь чем ниже эластичность тем больше у него возможностей для повышения цены.

Формула нахождения цены, при заданной эластичности:

 

Pm*=

 

Формула эластичности:

 

 

Для измерения величины реакции спроса на изменение цены удобнее использовать абсолютную величину эластичности:

 

η = |Εp[D]|

 

Спрос называют неэластичным, если 0<η<1, и эластичным, если η>1. Посмотрим, с какими реальными обстоятельствами связана эластичность спроса по цене.

Таблица 2 (отображает реакцию покупателей на изменение цен при разных уровнях эластичности)

η

Характер спроса

Поведение покупателей

при снижении цены при возрастании цены η= ∞ Совершенно эластичный Повышают объем закупок на неограниченную величину Снижают объем закупок на неограниченную величину (полностью отказываются от товара) 1<η < ∞ Эластичный Значительно повышают объем закупок (спрос растет более высоким темпом, чем снижается цена) Значительно снижают объем закупок (спрос снижается более высоким темпом, чем растет цена) η=1 Единичная эластичность Спрос растет в том же темпе, что и падает цена Спрос снижается в том же темпе, что и растет цена 0<η <1 Неэластичный Темп роста спроса меньше темпа снижения цены Темп снижения спроса меньше темпа роста цены η= 0 Совершенно неэластичный Совершенно не изменяется объем закупок Совершенно не изменяется объем закупок

 

Цена монополиста (Pm*) превышает предельный доход (MR[5]).

(Pm*>MR
) Как показано на рисунках 1а и 1б, кривая MR пересекает ось Q в точке, в которой TR достигает своего максимума. Так же из рисунка видно, что: в случаях, когда MR>0, TR может быть увеличен за счёт роста объёма продаж(Q); а в случаях, когда MR<0, TR может быть увеличен за счёт снижения объёма продаж(Q).

Т.е.: TR=max при MR=0.

На рисунке 2 показаны, уже знакомые по рисунку 1а, кривая спроса по цене D и кривая предельного дохода MR. На рисунке изображена также кривая предельных издержек фирмы (MC[6]).

Когда монополист увеличивает Q = i на одну ед., TR изменяется на величину MR полученную от производства Qi+1. Когда монополист увеличивает Q = i на одну ед., TC[7] изменяется на величину MC полученную от производства Qi+1.

Таким образом, если MR>MC, то TR возрастает в большей степени, чем TC, и соответственно, прибыль(Pr)[8] увеличивается. Но если Qi+1-ая единица продукции увеличивает TC на большую величину, чем MR, то выпуск(Q) следует сократить. Итак, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует свою прибыль, производя такой Qm>0, при котором MC=MR.

В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены происходит несколько иначе:

В точке Е, точке равновесия, достигается равновесный объем производства Qe и равновесная цена Pe. Площадь 0BEQe соответствует величине издержек производителей, PeВЕ – составляет прибыль производителей всего рынка. Равновесие при совершенной конкуренции устанавливается тогда, когда Pe оказывается равной придельным издержкам (МС).

В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж[9].

Обратимся теперь к рисунку 4. Этот рисунок совмещает в себе уже рассмотренные рисунки 2 и 3.

 

 

На этом рисунке четко видно, что Pm>Pe и Qm<Qe.

Это следует из того, что при монополии Pm>MC, а Qm находится из условия MC=MR.

Два стереотипа о монополиях:

1. Обычно считают, что монопольные цены - самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации Pr, а не прибыли на единицу продукции.[10]

Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продаваемых ими товаров. Монопольная прибыль отличается от средней прибыли по следующим направлениям:

· по получателям. Среднюю прибыль получает любой предприниматель, который осуществляет производство и сбыт продукции в общественно нормальных условиях производства. Монопольную прибыль присваивают только участники монополистических союзов;

· по величине. Монопольная прибыль превышает среднюю прибыль. Она намного больше прибыли немонополизированных предприятий. Монополии присваивают все возрастающие прибыли;

· по источникам. Единственным источником средней прибыли служит прибавочная стоимость. Монопольная прибыль также имеет своим источником прежде всего прибавочную стоимость. Однако монопольная прибыль черпается не только из прибавочной стоимости, но и из стоимости, создаваемой трудом других социальных групп населения[11].

2. Существует еще один стереотип, будто монополист всегда стремится ограничить выпуск продукции. Но это не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных - понижающий и повышающий. Понижающий так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.) С другой стороны действует и тенденция к их повышению, связанная с их разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблениям стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как

 

 

Х-эффективность. Согласно Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек (ATC[12]). Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность. В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся MC и ATC, в нашем случае до минимума АТС (точка А). Если реальные издержки превышают min ATC на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а Х-неэффективность (отрезок СD) заметно увеличивается[13].

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.