Философский принцип всеединства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как отмечалось ранее, все три философа являются представителями традиции метафизики всеединства. Соответственно, и личность они понимают на основании этого принципа.

Владимир Соловьев считается основателем метафизики всеединства в русской философии. И особенность его подхода в том, что он использовал этот принцип при построении всех своих теорий – софиологии, гносеологии, онтологии.…Рассмотрим его подробнее. Основная установка здесь – примат целого над частями. Ее не следует понимать как идею Платона, по которой целому приписано особое, отдельное существование в качестве эйдоса или идеи. Здесь целое не может существовать вне и без своих частей, то есть все происходящее включается в определенную целостность, которая объемлет их. Она считается первичной и высшей по отношению ко всем явлениям, а они названы ее «моментами», или «качествованиями». Здесь любое отношение между вещами опосредуется целым и порождается их принадлежностью к этому единству. Отношение такого единства и его моментов становится многоступенчатым, то есть само единство входит в некую совокупность единств, то есть является ее моментом. Таким образом, модель всеединства иерархична: каждое единство актуализирует в себе высшие единства, и само актуализируется в них.

П. Флоренский в своем учении добавляет к принципу всеединства идею конкретности. И само учение философ называет «философским символизмом» или «конкретной метафизикой». Любой акт познания автор трактовал как проявление бесконечного знания в бесконечном мире и как выражение конкретного единства субъекта и объекта знания. Результатом такого первичного единства является более значимое всеединство, которое состоит в том, что каждая ступень знания содержит в себе бесконечное содержание.

Наиболее значимой идеей конкретной метафизики Флоренского считается положение о личности, способной принять божественную энергию, которая более ценная и более высокая, чем энергия тварного бытия.

В свою очередь, новизна взглядов Л.П. Карсавина состоит в положении, что принцип всеединства характеризует реальность в ее постоянстве, то есть дает некий статический аспект. А Карсавина, как историка, интересует ее развитие, динамическое движение. Поэтому автор вводит новый принцип изменения, он назван триединством. Кратко его можно выразить как единство, которое самовоссоединяется через саморазъединение. Таким образом, в основе представления о личности лежат два принципа: первый – это принцип триединства, который описывает динамику реальности; и второй – принцип всеединства, который говорит о ее статике. Как уже отмечалось, это положение определяет структуру жизни личности. С одной стороны, каждый ее момент является следствием предыдущего и причиной последующего, то есть идет развитие личности. Здесь она проявляется как динамическая. Но в то же время, личность как система многих моментов, их единство, является статичной, так как в этом случае мы одновременно воспринимаем множество моментов проявления личности, которые относятся друг к другу не в порядке последовательности, а в порядке сосуществования.

 



Концепция личности В. С. Соловьева

Идея личности

 

Человеческая личность, по Соловьеву, это социальный феномен; он подчинен внешним условиям, которые определяют личность в ее действиях и восприятиях. На основании этого можно было бы говорить о сходстве всех личностей, их тождественности. Но вместе с тем мы знаем, что каждая личность имеет в себе нечто особенное, что отличает ее от остальных. Этой внутренней особенностью и является идея личности, которая составляет ее сущность, индивидуальный характер. Именно она определяет существенные различия личностей и налагает свой отпечаток на все действия и восприятия. В процессе жизни задачей человеческой личности является осуществление и развитие этой идеи.

Идея у Соловьева непосредственно связана с лицом, которое является ее носителем. Идея и лицо соотносятся так же, как субъект и объект и нуждаются друг в друге для полноты своего существования. Личность, лишенная идеи, была бы чем – то пустым, внешней, бессмысленной силой, ей нечего было бы осуществлять, а, следовательно, ее существование было бы только стремлением, а не самой жизнью. В свою очередь идея без носителя будет страдательна, чистым предметом, то есть нечто представляемым, но не существующим действительно. Таким образом, для полноты бытия личности необходимо ее внутреннее единство с идеей, так как по Соловьеву, они представляют собой две разные области.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 196.