Кафедра истории философии и логики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра истории философии и логики

Реферат

Концепция личности в философии В.С. Соловьева, П.А. Флоренского и Л.П. Карсавина

 

Выполнила

Студентка 4 курса

Группы 1211

Бойко Е.А.

 

Научный руководитель

Канд. филос.наук, доцент

Сухушин Д.В.

 

 

Томск 2005



Оглавление

Введение

1. Философский принцип всеединства

2. Теория личности Соловьева

2.1 Идея личности

2.2 Отношение личности человека к божественной личности

2.3 Жизнь личности

3. Теория личности Флоренского

3.1 Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности

4. Теория личности Карсавина

4.1 Симфоническая личность

4.2 Единство личности как определение ее совершенства

Заключение

Литература

 



Введение

концепция личность соловьев флоренский карсавин

Тема моей работы – Концепция личности в философии В. С. Соловьева, П. А. Флоренского и Л. П. Карсавина. В последние годы активизируются усилия ученых, изучающих личность человека. Известны различные науки, которые предлагают свои подходы к изучению этого феномена, такие как социология, психология, биология, педагогика.…Но в них мы не найдем интегративного исследования личности, ее фундаментального определения, а поэтому возникает необходимость обращения к философии. Основными вопросами, на которые обращает внимание философия, являются вопросы о возможности построения единой науки о личности, о понятии личности. Нельзя сказать, что эти вопросы в философии стали разрабатываться только сейчас, так как только среди трудов отечественных авторов есть немало значимых работ о личности.

Проблема заключается в том, что хотя в этих работах большое внимание уделяется социально-философскому пониманию личности и ее внутреннему миру, но в них нет исследования духовной фундаментальной базы феномена личности. Такой базой является метафизика всеединства, где основная установка - определение духовного содержания личности.

Если же мы обратимся к культурной сфере современного нам общества, то увидим проявляющийся кризис нравственных ценностей, ощущение дезориентации в мировоззрении. Исходя из этого, повышается роль философского осмысления происходящего с точки зрения его влияния на жизнь личности, а для этого нужно знать, что вообще понимается под термином «личность». В основу ее положена задача - раскрыть понимание личности с точки зрения метафизики всеединства. В свою очередь, это нужно, чтобы мы могли реконструировать концепцию личности в традиции отечественной философии и определить ее содержание. Одновременно с общим для разных исторических эпох представлением о личности существует и такое ее понимание, которое обусловлено духовными условиями жизни людей в каждой конкретной культуре. Воздействие этих условий формирует конкретную нацию, народ и своеобразные черты личности, характерные для них. Так выявляется различные ориентиры в понимании личности в России и Европе, где своеобразные условия жизни создали предпосылки для понимания личности. Личность как осознание человеком своего самостоятельного существования, которое не слито с обществом, считается, появилось в эпоху Возрождения именно в Западной Европе. Здесь благодаря конкретным социально – политическим и экономическим условиям возникает идея автономии личности. Этому способствовала и философская установка понимания личности как отдельного индивида, я, как носителя личного сознания, а также, появившаяся на этой почве, ветвь христианской религии - протестантизм. Считалось, что требуется трудовое, деловое отношение к миру, а, следовательно, приветствуется предприимчивость. Таким образом, духовная сфера Западной Европы была связана с предпринимательством. Все это способствовало тому, что в культуре Запада оформлялся идеал предприимчивого человека. Жизнь личности в первую очередь ориентирована на материальное благополучие. То есть на Западе личность понимается с точки зрения ее общественных отношений. Для русской же традиции понимания личности, наоборот, характерно внимание не на внешнее бытие, а на внутреннее содержание. То есть в России личность понимается с точки зрения ее духовного содержания. Здесь жизнь человека наделена на ценности блага, красоты, истины. Такое понимание человека идет от другой ветви христианства – православия. И в протестантизме, и в православии речь идет о добре, уме, совести. Но если в первом они произведены волевым усилием человека, и потому в определенной степени обусловлены. То в православии добро, безусловная ценность личного бытия. Необходимость восстановления связи с отечественной философской традицией определяет актуальность данной работы, посвященной исследованию концепции личности у таких авторов, как В. С. Соловьев, П.А. Флоренский и Л.П., Карсавин, работы которых носят нравственно – этический характер и основываются на идее развития творческого личностного начала в человеке, а также считают, что исследование природы личности невозможно вне метафизики всеединства.

Для анализа выбраны работы именно этих философов, так как у них теория личности наиболее развита и отчётливо прослеживается связь с метафизикой всеединства. Так творчество В. Соловьева можно разделить на три периода. В первом философ надеялся, что осуществление мудрости бога в мире может быть достигнуто с помощью христианской теософии, то есть через познание бога и его отношения к миру. Основные сочинения этого периода: «Чтения о Богочеловечестве», «Религиозные основы жизни». Во второй период Соловьев надеялся на преобразование общества посредством теократии, то есть путем создания справедливого государства и общественного порядка, которые осуществляет христианские идеи. Основными работами здесь были: “История и будущность теократии”, “Россия и Вселенская церковь”. В третий период Соловьев занимался теургией, то есть мистическим искусством, создающим новую жизнь, согласно божественной истине. Работами этого периода стали “Оправдание добра” и “Смысл любви”.

В общем, работы Флоренского представляют собой учение о мире и личности, как части этого мира. Называя эту проблему общечеловеческой, Флоренский для ее решения предлагает исходить из двух фундаментальных принципов: во-первых, существование реальности личного человеческого бытия, и, во- вторых, существование реальности вне личности, независимой от ее сознания. Это означает, что личность, созданная богом, в своем феноменальном существовании содержит некий ноуменальный принцип, так что каждая сотворенная часть мира есть нечто большее, чем она дана личности в ее простом восприятии или ощущении. Вся философия Л.П. Карсавина строится на двух взаимосвязанных принципах: триединство и всеединства. Но в отличие от своих предшественников, автор сделал центром метафизики всеединства философскую теорию личности, проблематику которой он раскрывает в учении о символической личности. Мир, по Карсавину, имеет свое личное бытие и осуществляет его в человечестве. Но мир несовершенен, и поэтому он не может быть высшей ”социальной” личностью, он есть личность симфоническая. Философ представлял мир в виде пасхального яйца, которое само состоит из множества включенных друг в друга яиц, что, с его точки зрения, свидетельствует о наличии в мире личного бытия.

Таким образом, тема личности является сквозной и связующей темой в творчестве всех авторов в том смысле, что она прослеживается в каждой их работе, чем соединяет эти произведения.

Цель же данной работы состоит в следующем: рассмотреть учения этих авторов и на основании этого попытаться реконструировать концепцию личности в философии всеединства. Этой целью определяется и метод, который носит сравнительно – аналитический характер.

 



Идея личности

 

Человеческая личность, по Соловьеву, это социальный феномен; он подчинен внешним условиям, которые определяют личность в ее действиях и восприятиях. На основании этого можно было бы говорить о сходстве всех личностей, их тождественности. Но вместе с тем мы знаем, что каждая личность имеет в себе нечто особенное, что отличает ее от остальных. Этой внутренней особенностью и является идея личности, которая составляет ее сущность, индивидуальный характер. Именно она определяет существенные различия личностей и налагает свой отпечаток на все действия и восприятия. В процессе жизни задачей человеческой личности является осуществление и развитие этой идеи.

Идея у Соловьева непосредственно связана с лицом, которое является ее носителем. Идея и лицо соотносятся так же, как субъект и объект и нуждаются друг в друге для полноты своего существования. Личность, лишенная идеи, была бы чем – то пустым, внешней, бессмысленной силой, ей нечего было бы осуществлять, а, следовательно, ее существование было бы только стремлением, а не самой жизнью. В свою очередь идея без носителя будет страдательна, чистым предметом, то есть нечто представляемым, но не существующим действительно. Таким образом, для полноты бытия личности необходимо ее внутреннее единство с идеей, так как по Соловьеву, они представляют собой две разные области.

 

Жизнь личности

 

В своей работе В. Соловьев особое внимание уделяет рассмотрению того, что влияет на формирование человеческой личности, в результате чего она становится именно такой. Жизнь личности философ определяет как естественный, материально обусловленный процесс. Этот процесс имеет собственное содержание, которое само по себе не зависит от любых материальных условий, то есть его содержание, безусловно. Но человеческая личность живет в физическом мире, а, следовательно, она необходимо взаимодействует с предметами материального мира. Таким образом, для полноценной жизни личности одинаково необходимы собственное независимое содержание и материальные условия ее осуществления. Человек по природе своей всегда чего- то хочет, мыслит, чувствует, и это, «что» составляет определяющее начало, цель. И, по мнению философа, именно это «что» придает определенный смысл жизни личности.

Понятие «жизнь» наполняется у Соловьева более глубоким содержанием, когда выступает как история и судьба личности, а следовательно, ее развитие в обществе, общественные отношения, в процессе которых формируются этические и нравственные ценности личности. В своей теории В. Соловьев считает такие общественные отношения личности важным моментом ее определения. Современники автора отмечали его недовольство существующим положением в обществе. И сам он писал, что «настоящее состояние человечества не таково, каким быть должно, значит для меня, что оно должно быть изменено, преобразовано»(3; с.328). Исходя из этого, он и строил свое нравственное учение, которое выражено в работе «Оправдание добра», где он говорит и о человеческой личности, и о ее месте в обществе. Автор считал, что причина такого общественного положения в России, «ее немощь» идет из слабого развития личности. Следует отметить, что личность и общество в его представлении это понятия, которые соотносительны логически и исторически. И рассматривать их следует вместе. «Человеческая личность, - по Соловьеву, - возможность для осуществления неограниченной действительности или особая форма бесконечного содержания» (цит. по3;с.330). Это положение о бесконечности человеческой личности Соловьев считает аксиомой всей нравственной философии. В вопросе о бесконечности личности речь идет, прежде всего, о связи личности и общества, об их диалектическом единстве. Общество, по мнению философа, уже содержится в определении личности, которая предстает как разумно познающая, действующая сила. На основе такого представления становится понятной трактовка общества как расширенной и дополненной личности. А личность, соответственно, понимается как сжатие общества. Тогда развитие общества в целом не может быть отделено от самостоятельного совершенствования каждой отдельной личности. Но при таком совершенствовании личность должна быть самоцелью, а не средством или орудием. То есть личность должна саморазвиваться только для себя. Тогда она в определенном смысле может подчиниться обществу, но лишь на столько, на сколько она согласиться по собственной воле.

Как же осуществляется переход по ступеням иерархии в обществе? И что он означает для человеческой личности? В особенности автора интересует нравственное ее положение на каждой новой ступени общества, так как анализ этого вопроса важен для понимания личности в целом. При переходе общества на каждую новую ступень в сознании личности возникает вопрос: Остановиться ли на уже достигнутом, или идти по пути развития дальше? То есть речь идет не о выборе между личностью и обществом, а об остановке человеческой жизни на данной ступени или о ее прогрессе. На основании этого Соловьев называет людей, которые выбрали путь дальнейшего совершенствования, «носителями высшей лично – общественной нравственности», так как они способствуют и совершенствованию всего человеческого общества. Взаимодействие личности и общества начинается с самого момента ее рождения, когда личность «входит» в свою семью, где, по словам Соловьева, она может полностью реализовать свое нравственное развитие, то есть семья – это такое взаимодействие людей, где каждый является «целью для всех» остальных, за ним признается безусловное значение, он является незаменимым для своей семьи. В семье личность быстрее совершенствуется, она связывает смысл своей жизни с жизнью предков и потомков, учится на их опыте и оставляет свой опыт для других поколений. А будущее одной семьи неотделимо от будущего всего народа в целом, поэтому почитание отцов переходит в уважение отечества и государства. Таким образом, выявляется взаимосвязная цепь: отдельная личность не может жить вне поколений семьи, в свою очередь семья не существует вне народа, так и народ – вне человечества в целом. Тогда каждая личность связана с жизнью своей семьи и всего человечества.

 



Симфоническая личность

 

Важнейшей частью решения проблемы определения личности у Карсавина является его учение о симфонической личности, в котором также используется принцип всеединства. Описывая взаимодействие человека с окружающей природой, автор замечает в нем некое динамическое, подвижное единство. Оно «охватывает саму личность, окружающее ее бытие и всеединство». Так получается некое надындивидуальное образование, которое и названо «симфонической личностью». То есть ее можно проинтерпретировать как определенную область объединения всего в мире, но и как частное взаимодействие.

Такие симфонические личности, по Карсавину, встречаются повсюду в мире, они взаимодействуют друг с другом, образуя иерархические структуры. И все тварное бытие, по выражению автора, тоже представляет «иерархическое единство множества симфонических личностей различных порядков»(7; с.139). В таком бытии одновременно одни проявления являются актуальными личностями, а другие имеют только «потенциальное бытие», то есть их самостоятельное проявление и действия в бытии на столько мало развиты, что они лишь некоторыми качествами отличаются от животных. Таким образом, каждая индивидуальная личность в своем теле содержит определенную часть животности и вещности. Эти два качества по – своему проявляются в личности. Обладать качеством вещности, значит иметь физическое качество пространства. То есть личность человека через свое тело обладает протяженностью и объемом. А в животности личность становится необходимостью и обретает внешнее физическое тело. А преодолеть такую животную необходимость можно только «через разъединение и воссоединение в духовности тела» (7; с.151). Речь идет о том, что в своей повседневности человек имеет конкретное индивидуальное тело, животное и вещное. Здесь же у Карсавина появляется представление о духовном теле личности, которое отлично от ее тела в повседневной жизни. Это можно объяснить тем, что хотя тело каждого индивидуального человека отличается от тел окружающих его людей, оно все же соотносится с ними в том плане, что бытие других людей связано с бытием данной личности. И в результате их взаимодействия появляется некая общность, которая и названа духовным телом.

 

Заключение

Рассматривая учение у трех философов, можно заметить, что все они строят свои теории, обращая внимание на одни и те же аспекты. На основе чего, несмотря на различие их концепций, можно говорить об общности их взглядов. Следовательно, можно сделать вывод о возможности формирования целостного представления о феномене личности на основе метафизики всеединства.

В первую очередь, сама личность рассматривается как идея, некий первопринцип человеческой жизни. Общей является идея духовного содержания личности. То есть, несмотря на многообразие физических проявлений личности, основная ее ценность состоит в духовном совершенствовании. Речь опять идет о внутренней идее личности, которая заложена в нее с рождения и должна быть осуществлена в течение жизни.

Во –вторых, это идея личности как единства духовного и материального, физического бытия.. На основании этого, мы понимаем, что внешнее проявление личности (ее действия, и даже ее внешность) есть результат ее внутренней духовной деятельности. И о чистоте и совершенстве внутренней идеи мы можем судить по ее внешнему проявлению. И даже если человек только пытается казаться положительным, со временем его неистинность проявится именно на основании такого единства, которое теперь можно назвать всеединством.

Идея личности как сознающего бытия, опять же, обращает нас к внутреннему миру. И показывает, что в основе деятельности личности, в основе ее жизни, лежит самосознание, осознание всего бытия. Таким образом, и всю жизнь личность стремиться выстроить в согласии с основами бытия. И сама личность в ее совершенстве, или, как ее называет Карсавин, симфоническая личность, является этим всеохватывающим бытием, которое осознает свои специфические проявления в эмпирическом мире.

Отсюда можно вывести следующую идею личности как исторического бытия, которое стремиться к осуществлению духовной личности. Как было показано, вся история человечества есть история становления и совершенствование данной личности в процессе ее взаимодействия с другими личностями. То есть в каждой конкретной личности в ходе всемирной истории определенным образом проявлялось и все бытие. И в процессе истории личность как бытие совершенствуется и стремиться к осуществлению духовной личности, т.е. своей высшей духовной идеи.

Личность как общественный феномен, или идея личности как общественной жизни предполагает рассмотрение совокупности тех условий, которые повлияли на формирование именно такой личности. То есть сама идея личности включает в себя потенциальные возможности своего бытия и те условия, которые предшествуют осознанию самой личностью ее этических и нравственных ценностей в обществе.

 



Литература

1. Барухов Б. Л. «Мертвый» рассудок и «живой» разум»/По книге Флоренского «Столп…»//Человек. Культура. История: сборник статей/под редакцией В. Н. Гасилина. Саратов, 1993.- с. 97-105.

2. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Что такое я сам?//Русские философы: Антология Вып.1.- М.: Изд-во «Кн. палата», 1993.- с.161-174.

3. Голубев А. Н. В. Соловьев о бесконечности личности// О человеческом в человеке. - М.: 1991.-с.327-343.

4. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль Х-ХVII веков - М.: Изд-во МГУ, 1990.-288с.

5. Дидье Жюлиа Философский словарь: Пер. с франц.-М.: Междунар. Отношения, 2000.-с.216-217.

6. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. - М.: Наука,1995,-191с.

7. Карсавин Л. П. О личности//Религиозно – философские сочинения. - М.: «Ренессанс», 1992.-с.3-35.

8. Карсавин Л. П. Философские истории. АО Комплекс С.-Петербург,1993.-351с.

9. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея//Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. - М.: Айрис - пресс, 2002.-с.289-352.

10. Карсавин Л. П. Пролегомены к учению о личности//Русская философия: конец XIX - начало XX века: Антология. – СП б: Издательство С.- Петербургского Университета, 1993.-с.370-380.

11. Кон И. В. В поисках себя: Личность и ее самопознание. – М.: Политиздат, 1984.-335с.

12. Мазуров Б. Ф. Теодицея в религиозной философии П. А. Флоренского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Москва, 1997.-26с.

13. Оноприенко В. И. Флоренские. - М.: Наука, 2000.-349.

14. Петров Ю. В. Антропологический образ философии. – Томск: Изд.- во НТЛ, 1997.-448с.

15. Социологический словарь. Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. – М.: Университетское, 1991.-с.103-105.

16. Филонова Л. Г. Л. П. Карсавин о бессмертии души// Русские философы: Антология. – М.: Изд.- во «Кн. палата», 1993.-с.2430289.

17. Философия как учение о человеке./Под ред. Профессора Ю. В. Петрова. – Томск: Изд.- во Томского ун – та, 1994.-208с.

18. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. –

19. Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. – Томск: Издательство «Водолей», 1999.-160с.

20. Хоружий С. С. Жизнь и учение Льва Карсавина//Религиозно – философские сочинения. Т.1.: М, «Рнессанс», 1992.-с.V- LXXII.

21. Хилтухина Е. Г. Восток – Запад, или философия всеединства русских мыслителей/Отв. Ред. Н. В. Абаев. – М.,1997.-128с.

22. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2000.-с. 181-184.

 

 

Кафедра истории философии и логики

Реферат

Дата: 2019-12-10, просмотров: 226.