Клинический метод исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Многие эксперименты, которые могли бы быть пока­зательными, практически нецелесообразны, неэтичны или неосуществимы. В подобных ситуациях инфор­мацию можно получить путем исследования слу­чая (глубинного изучения всех аспектов одиноч­ного испытуемого). Исследования случаев играют большую роль в работе клинических психологов.

Исследования случаев можно иногда рассматри­вать как естественные клинические тесты (не­счастных случаев или других естественных событий, являющихся источником психологических данных). Пулевые ранения, опухоли головного мозга, случай­ные отравления и подобные несчастья дают много информации о человеческом мозге.

Тщательная регистрация случаев очень важна для психологии. Исследова­ние случаев часто позволяет достичь такого пони­мания человеческого поведения, которого нельзя добиться никаким другим методом (Эдвардз,1998).

Метод опроса

В методе опроса для получения ответов на пси­хологические вопросы используют технику опроса общественного мнения. Как правило, людям в реп­резентативной выборке задают серию тщательно сформулированных вопросов. Репрезентативная выборка — это небольшая группа, которая точно от­ражает какую-то более крупную совокупность. Хо­рошая выборка должна включать в себя такой же процент мужчин, женщин, молодых людей, стариков, квалифицированных специалистов, производствен­ных рабочих и т. д., какой характерен для населения в целом.

Совокупность — это группа испытуемых, принадлежащих к определенной категории (например, все студенты или все замуж­ние женщины). В конечном счете ученых интересует вся совокупность. Но, выделяя какую-то меньшую выборку, мы можем сделать выводы о большей груп­пе, не опрашивая всех людей до одного. Репрезента­тивные выборки часто получают, отбирая случайным образом тех, кто будет в них включен.

 Современные методы опроса, подобные опросам Гэллапа и Харриса, достаточно точны. Начиная с 1954 г. опрос Гэллапа ошибался в своих прогнозах резуль­татов выборов лишь на 1,5% (Д.Кун, 2002). Однако если опрос основан на смещенной выборке, рисуемая им картина может быть абсолютно неточной. Смещенная вы­борка не дает точного отражения совокупности, из которой она берется. Опросы, проводимые журнала­ми и информационными службами on-line, могут быть сильно смещенными, поскольку опрашивают только подписчиков. Поэтому психологи, использующие метод оп­роса, прилагают большие усилия для обеспечения репрезентативности своих выборок.

Даже когда вопросы тщательно сформулированы, а выборка валидна, опросу может помешать еще одна проблема. Ответы на вопросы, задаваемые в ходе опроса, не всегда точны или правдивы. Многие люди демонст­рируют явную ошибку учтивости (тенденцию да­вать ответы, которые отличаются «вежливостью» и социальной приемлемостью).

    Методики проведения опроса могут быть различными. Выделяют анкетирование (опосредованное общение интервьюера и респондента) и интервьюирование (непосредственное общение интервьюера и респондента). Каждая методика позволяет обеспечивать различные достоинства и недостатки. Анкетирование способно охватить значительную часть опрашиваемых, но не позволяет изменить первоначальный план опроса, подстраиваясь под вербальные и невербальные реакции респондента и т.д.

Анализ документов

При помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы). Основная проблема этого метода сходна с проблемой наблюдения – высокая субъективность оценок. Субъективность обусловлена тем, что интерпретацию документов производит исследователь, человек со своими, только ему присущими психологическими особенностями. Если же интерпретируется личный или художественный документ (т.е. уже несущий на себе большой субъективный отпечаток), то достоверность еще более снижается. Значительно снизить субъективность метода анализа документов позволяет методика контент-анализа. Контент-анализ - это выявление и оценка специальных характеристик текстов и других носителей информации. Для проведения контент-анализа выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации, например: психологические характеристики персонажей сообщений массовой информации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений (В.А. Чернобай,2004). Затем производится замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов.

 



Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.