Тема 6. Методы исследования в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

· Наблюдение, его виды и особенности

· Корреляционное исследование

· Психологический эксперимент

· Клинический метод исследования

· Метод опроса

· Анализ документов

Познав самого себя, никто

Не останется тем, что он есть.

Т. Манн

Методы исследования – методы сбора информации, которая служит для проверки гипотезы, в психологии достаточно многочисленны. Это регистрация особенностей поведения субъекта в различных условиях (наблюдение); различные виды измерений, позволяющих выявить связь между событиями, особенностями взаимодействия субъекта с миром (корреляционный метод); моделирование, изменение различных аспектов поведения субъекта для выявления связей между явлениями (экспериментальный метод); изучение психологических и терапевтических проблем в клинической обстановке (клинический ме­тод); диагностика состояния проблемы с использованием интервью или анкеты (метод опроса); анализ продуктов человеческой деятельности (документов, научной, публицистической и художественной литературы)

Наблюдение, его виды и особенности

Наблюдение по различным основаниям можно классифицировать на:

· Стандартизированное и нестандартизированное; различие - в характере организации процесса наблюдения – имеет ли наблюдатель стандартный набор поведенческих категорий, за которыми ведется наблюдение.

· Естественное (полевое) и искусственное; различие - в организации среды обитания наблюдаемых – является ли она естественной или искусственно созданной.

· Включенное и невключенное; различие - в стиле организации наблюдения наблюдателем – является ли он членом группы, в которой ведется наблюдение.

 Каждый из видов наблюдения обладает своими достоинствами и недостатками. Нестандартизированное наблюдение позволяет определиться с постановкой проблемы исследования, но не обеспечивает должную повторяемость и уровень фиксации информации. Стандартизированное, напротив, обеспечивает повторяемость и четкую фиксацию информации, но не позволяет исследователю в процессе работы корректировать исследовательский план и требует привлечения значительного количества исследователей или техники для одновременного фиксирования всех элементов стандарта наблюдения. Естественное наблюдение позволяет фиксировать естественные аспекты поведения человека и животных, но не всегда возможно найти нужные исследователю аспекты в естественной среде. Искусственное наблюдение позволяет быстро организовать нужные для наблюдения условия, но поведение человека будет значительно искажено «эффектом наблюдателя» (изменения в поведении че­ловека, вызванные знанием того, что за ним наблю­дают). Включение наблюдателя в группу наблюдаемых или прямой контакт с наблюдаемым позволяет фиксировать естественные особенности поведения, но порождает многие этические проблемы и проблему «предрасположенности наблюдателя» – наблюдатель становится заложником социальной роли «друга» или «члена группы» и бессознательно искажает результаты наблюдения.

Несмотря на присущие методу проблемы, наблюдение может дать обилие информации, обеспечивающей постановку проблем и формулирование гипотез, что в большин­стве научных исследований является отправной точкой.

Корреляционное исследование

Корреляционное исследование определяет степень зависимости, или корреляции, между двумя имеющимися характеристиками, действиями или со­бытиями. Сначала два интересующих фактора изме­ряют. Затем используют статистический прием для определения степени корреляции. На­пример, мы могли бы определить корреляцию между количеством часов, затраченных на ночной сон, и сонливостью днем. Если корреляция большая, знание того, сколько времени человек спит ночью, позволит нам предсказать степень его сонливости в дневные часы. Кроме того, дневная сонливость может быть использована для прогнозирования продолжительно­сти ночного сна.

Характер, направление и силу связи явлений позволяют оценить корреляционные коэффициенты. Это некое число, находящееся в пределах от +1,00 до -1,00. Если это число равно или близко нулю, зависимость между двумя измеряе­мыми величинами слабая или отсутствует. Наприме­р, корреляция между размером обуви и интеллек­том равна нулю. Если корреляция рав­на + 1,00, имеет место абсолютная положительная связь; если она равна -1,00, обнаружена абсолют­ная отрицательная связь.

Корреляции в психологии редко бывают абсо­лютными. Но чем ближе коэффициент к +1,00, тем сильнее связь. Например, однояйцевые близнецы, как правило, имеют почти идентичные IQ. IQ же родите­лей и их детей имеют лишь общее подобие. Корреля­ция между IQ родителей и детей равна 0,35; у одно­яйцевых близнецов она 0,86 (Д.Кун, 2002).

Положительная корреляция показывает, что увеличение одной величины сопровождается увели­чением другой (или уменьшению соответствует уменьшение). Например, существует положительная корреляция между успеваемостью в средней школе и успеваемостью в колледже; учащиеся, которые лучше занимаются в школе, как правило, имеют более высокую успеваемость и в институте (и на­оборот). При отрицательной корреляции увели­чение величины А связано с уменьшением В. К примеру, мы можем заметить, что учащиеся, которые проводят перед телевизором мно­го часов, получают более низкие отметки, чем те, кто посвящает этому занятию немного времени.

Свидетельствует ли это о том, что просмотр слишком большого числа телепередач является причиной худшей успеваемости? Можно сделать такое предположение, но мы не мо­жем быть уверены, пока не поставим эксперимент. Корреляционные исследования помогают нам выявить связи и сделать прогнозы. Однако корреляция не демонстрирует причинность (причинно-следственную связь).

Психологический эксперимент

Наиболее эффективный исследовательский инстру­мент — эксперимент (формальное испытание, пред­принимаемое с целью подтверждения или опровер­жения гипотезы).

Психологи тщательно контролируют условия экс­периментов, чтобы идентифицировать причинно-следственные связи. Чтобы поставить эксперимент, необходимо предпринять следующие действия:

· Изменить непосредственным образом условие, которое, на ваш взгляд, способно влиять на поведе­ние.

· Образовать две или более группы испытуемых. Одна группа называется экспериментальной, другая становится контрольной. Обе группы находятся в совершенно одинаковом положении, за исключением условия, которое созна­тельно меняют. Его называют независимой перемен­ной. Переменная — это любое условие, которое может меняться и которое способно повлиять на результат эксперимента. Идентификация причин и следствий в эксперименте включает три типа переменных. Зависимые переменные являются мерой ре­зультатов эксперимента. То есть они выявляют следствия, или влияние, которое независимые пере­менные оказывают на поведение. Внешние переменные — это условия, влияние которых на результат эксперимента исследова­тель желает устранить.

· Зафиксировать, оказывает ли какое-то влияние на поведение изменение этого условия.

        Предположим, вы замечаете, что занимаетесь лучше, когда слушаете музыку. Это позволяет выдви­нуть гипотезу, что музыка улучшает обучение. Можно проверить эту идею, сформировав экспери­ментальную группу, которая занимается под музыку. Контрольная группа будет заниматься без музыки. Затем мы можем сравнить отметки, полученные ими на экзамене. Конт­рольная группа обеспечивает точку отсчета, с ко­торой сравнивают результаты экспериментальной группы. Если средняя экзаменационная отметка экс­периментальной группы выше средней отметки кон­трольной группы, мы можем заключить, что музыка улучшает обучение. Если различия нет, очевидно, что независимая переменная не влияет на обучение.

В этом эксперименте усвоенный объем знаний (определяемый экзаменационными оценками) — за­висимая переменная. Нас интересует, влияет ли не­зависимая переменная на зависимую (влияет ли му­зыка на обучение). Однако, можно отметить, что в данном эксперименте личностные различия между людьми могут значительно повлиять на результат эксперимента. Случайное распре­деление испытуемых по группам (испытуемый имеет равный шанс попасть как в экспериментальную, так и в контрольную группу) позволяет значительно снизить этот эффект.

Влияние других внешних, или прочих, перемен­ных — таких, как количество времени, потраченное на занятия, пол испытуемых, температура в комнате, время дня, освещенность и т. д.,— также должно быть устранено.

Таким образом, в эксперимен­те две или более группы испытуемых подвергаются различному воздействию со стороны независимой переменной. Все остальные воздействующие на них факторы одинаковы. То есть для всех групп, участву­ющих в эксперименте, внешние переменные уравне­ны. Затем измеряют влияние независимой перемен­ной (или переменных) на какое-то поведение (зависимая переменная). В тщательно контролируе­мом эксперименте независимая переменная являет­ся единственно возможной причиной любого след­ствия, обнаруживаемого у зависимой переменной. Это позволяет идентифицировать явные причинно-следственные связи.

Для выравнивания условий в которых находятся члены контрольной и экспериментальной групп исследователи часто используют эффект плацебо. Плацебо — это мнимая таблетка или инъекция. Рас­пространенными плацебо являются инертные суб­станции, такие, как подслащенные пилюли и солевые инъекции (инъекции соленой воды). Тем самым лю­бое воздействие, которое оказывает плацебо, основа­но на внушении, а не на химии.

Эффект плацебо (изменения в поведении, выз­ванные уверенностью в том, что человек принял ле­карство) может быть очень сильным. Например, при снятии боли эффективность солевой инъекции со­ставляет 70% от эффективности морфия. Поэтому врачи иногда прописывают плацебо — особенно в случае недомоганий, которые, по-видимому, вызваны не физическими причинами.

Эффект плацебо основан на внушении, но этот эффект не является исключительно воображаемым. Организм реагирует на внушение таким образом, который может изменять внутреннюю деятельность. Эти внутренние реакции, в свою очередь, могут изме­нять поведение. Например, плацебо, которое снимает боль, делает это за счет того, что заставляет гипофиз выделять эндорфины. Эти сильнодействующие хи­мические вещества подобны болеутоляющим опий­ным наркотикам, таким, как морфий.

    С целью уменьшения влияния саморегуляции экспериментируемого на результаты эксперимента часто используют слепой эксперимент — эксперимент, в котором ис­пытуемые остаются в неведении относительно того, в какую группу они входят: в экспериментальную или контрольную. А с целью уменьшения эффекта экспериментатора - дважды слепой эксперимент — эксперимент, в ко­тором и испытуемые, и экспериментаторы не знают, в какую группу входят испытуемые: в эксперименталь­ную или контрольную. Эффект экспериментатора — изменения в поведе­нии испытуемых, вызванные невольным влиянием дей­ствий экспериментатора.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.