Упражнение на развитие произвольного внимания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники". Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.

     Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

 

6. Упражнение на развитие распределения внимания (рис.3, 3а, 3б)

     6.1. Если ребёнок владеет обратным счетом (например, 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1), то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).

     Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений).

     Усложнять выполнение этого задания можно так за счет постепенного убыстрения обратного счета, так и за счет повышения трудности физических упражнений.

Фиксируйте время выполнения и количество ошибок.

      6.2. Еще одно упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры).

      На рис.3 представлена таблица с 25 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 35, из них 10 пропущено.

Попросите ребёнка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать (если ребёнок не может записать цифры, то он просто сообщает их вам). Зафиксируйте время, которое потребовалось ребёнку для выполнения этого задания.

      Далее по сходной цифровой таблице продолжайте тренировку (рис.3а).

Оцените, насколько улучшился показатель распределения внимания у ребёнка.

(Если это задание оказалось трудным для ребёнка, составьте более простую таблицу, например, из 9 клеточек; рис. 3 б).

 

Упражнение на развитие объема внимания

     Для проведения этого упражнения необходимо два рисунка (рис. 4 и 4а).

На рис.4 в 8 квадратах определённым образом расставлены точки. Ребёнка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребёнку рис. 4а с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами.

     Время показа одной карточки – 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.

     Объём внимания ребёнка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

        

 

 

ВОСПРИЯТИЕ

    

      Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств; активный процесс отражения окружающего мира, тесно связанный с деятельностью, выполняемой человеком.

      Составной частью восприятия являются движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, движения голосового аппарата, воспроизводящего слышимый звук и т.д.

      Результаты исследований ученых показали, что можно выделить четыре операции восприятия: обнаружение, различение, идентификацию, опознание.

     Обнаружение – это исходная фаза процесса восприятия. На этой стадии дается ответ на вопрос: "Есть ли предмет?".

      Различение, или собственно восприятие, ведет к формированию перцептивного (перцепция – это восприятие) образа. Например, когда мы воспринимаем какой-либо предмет (пусть это будет кусочек сыра), включаются почти все наши органы чувств. Зрительный анализатор помогает воспринимать цвет, форму, величину. Сыр желтый, треугольной формы, небольшой по размеру. Вкусовой анализатор позволяет ощутить вкус, например: сыр сулгуни солёный. Тактильный анализатор дает возможность судить о твердости предмета. Различение ведет к формированию образа сыра.

Далее следуют опознавательные действия: идентификация и опознание.

      Идентификация, или сличение, - это отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. На нашем примере это может быть показано так: "Мы уже неоднократно воспринимали разные сорта сыра, в памяти уже есть информация об этом в виде образа сыра. Мы соотносим образ воспринимаемого нами предмета с образом сыра, хранящимся в памяти".

      Опознание – последний этап – отнесение данного объекта к классу объектов, воспринимавшихся ранее (сулгуни – сорт сыра).

 

 

СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

     Восприятие характеризуется такими свойствами, как объём, осмысленность, обобщённость, целостность, константность и избирательность.

      Осмысленность достигается мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия. Всякое воспринимаемое явление или предмет мы осмысливаем с точки зрения уже имеющихся у нас знаний и опыта.

      Степень обобщённости зависит от особенностей имеющихся у человека систем понятий. Восприятие сопровождается словом – мы называем конкретный предмет или явление, что повышает степень обобщённости восприятия.

      Целостность восприятия предполагает объединение отдельных элементов предмета в единое целое.

      Константность – способность восприятия сохранять соответствие образа отражаемому объекту. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины, формы предмета.

      Восприятие тесно связано с прошлым опытом. И это, прежде всего, проявляется в избирательности восприятия. Дети разного возраста, люди разных профессий по-разному воспринимают один и тот же предмет, одно и то же слово.

 

 

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

     В основу классификации может быть положен ведущий анализатор в восприятии, и тогда надо выделить следующие виды восприятия:

1. зрительные;

2. слуховые;

3. обонятельные;

4. вкусовые;

5. осязательные;

6. кинестические (двигательные).

      По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют:

1. восприятие пространства (величины, формы, объёмности, удалённости);

2. восприятие времени (длительности, последовательности событий);

3. восприятие движения.

 

     По степени целенаправленности восприятия различают непреднамеренное и преднамеренное восприятие.

     Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (яркостью, необычайностью), так и соответствием этих предметов интересам человека.

     Преднамеренное восприятие регулируется задачей воспринимать предмет, ознакомиться с ним.

     Следовательно, восприятие – это система перцептивных действий, и овладение ими требует специального обучения.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 230.