Структура выпускной квалификационной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структурными элементами выпускной квалификационной работы являются:

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

-список использованных источников и литературы;

-приложения.

Титульный лист (Приложение А) является первой страницей ВКР и не нумеруется он включает в себя название государственного образовательного учреждения, название предметно-цикловой комиссии по дисциплинам которой выполняется ВКР; шифр и название ПМ и МДК,  название темы работы (прописными буквами), вида работы (выпускная квалификационная работа); ФИО студента, выполнившего работу; ФИО и должность научного руководителя; оценка. Внизу по центру листа указывается город и год выполнения ВКР.

В содержании   (Приложение Б)  указываются перечень всех глав и параграфов с указанием на страницы, с которых начинается каждая глава или параграф. Главы обозначаются арабскими цифрами с точкой. Номер параграфа в ВКР состоит из номера главы с точкой и непосредственно номера самого параграфа в данной главе. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте ВКР. Сокращать или давать их в другой последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Во введении раскрывается актуальность темы, определяются проблема, цель и основные задачи работы, ее практическая значимость, объект и предмет исследования, гипотеза, а также формулируются теоретические основы и методология исследования, определяется структура работы.

Актуальность – значимость, востребованность и своевременность изучения данной темы на сегодняшний день. Для раскрытия актуальности выбранной темы ВКР необходимо определить степень проработанности этой темы в трудах отечественных и зарубежных специалистов, а также показать суть проблемы, т.е. противоречивой и требующей решения ситуации. Актуальность исследования не может быть обусловлена только тем, что данная тема или проблема остается малоизученной в научной литературе. Правильно сформулировать актуальность выбранной темы означает показать умение отделять главное от второстепенного, выяснять то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования. Актуальность темы должна плавно подводить к цели ВКР.

Проблема исследования – это формулирование основного вопроса, ответ на который дается в ВКР. В проблеме дается ответ на вопрос: ради чего проводится данное исследование? Проблема отражает наличие какого-либо противоречия в теории и практике психолого-педагогической реальности. В педагогике и психологии противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта (например, противоречие между различными точками зрения по конкретному явлению, между необходимостью решить практическую задачу и отсутствием разработанных методик и технологий ее решения, между требованиями реальной ситуации и наличными возможностями индивида и т.п.). Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса: каковы пути и направления развития..., каковы условия формирования..., каким образом возможно преодоление таких-то трудностей.... Пример проблемы (тема: «Формирование и развитие толерантного поведения школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей»): Каким образом в условиях учреждений дополнительного образования детей у школьников можно формировать толерантное поведение.

Цель ВКР – образ желаемого результата исследования, отражающий главный итог выполняемой исследовательской и практической деятельности. Цель исследования ориентирует выпускника на конечный результат работы. Цель ВКР может содержать определенную новизну (поиск новых знаний в науке, педагогической практике, применение существующего знания, методов к новым условиям) и творческий подход к решению проблемы. Например, цель: исследовать эффективные условия формирования толерантного поведения школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей.

Задачи ВКР формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Они конкретизируют цель исследования и практической педагогической деятельности, подразделяя ее достижение на определенные этапы, так как они раскрывают пошаговый алгоритм достижения поставленной цели, в них отражаются не только общие этапы работы, но и значение полученных промежуточных выводов для понимания общей проблемы исследования. Формулировки задач необходимо делать как можно точнее, поскольку они тесным образом связаны с формулировкой параграфов, глав, конструированием гипотезы и направлениями полученных результатов, указывающих на достижение цели ВКР. Последовательно решая поставленные задачи, выпускник последовательно продвигается к достижению цели.

Объект исследования - фрагмент изучаемой реальности – явление или процесс, порождающий проблемную ситуацию, избранную для изучения в ВКР. Например, процесс формирования толерантного поведения школьников, методы формирования социальной компетентности младших школьников и т.д.

Предмет исследования – это наиболее значимая часть (сторона) объекта, на которую направлено основное внимание исследователя. Предмет исследования обычно содержит центральный вопрос проблемы. Им могут быть наиболее значимые с теоретической, методологической, практической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Именно предмет исследования определяет тему ВКР и чаще всего аналогичен с ней. В этой связи, следует избегать чрезмерно общей или чрезмерно детализированной формулировки темы (предмета) исследования в ВКР. Например, игра как метод формирования социальной компетентности младших школьников.

Гипотеза тесно связана с задачами ВКР и является необходимым ее атрибутом, так как собственное научное исследование выпускника, в основном, направлено на ее проверку. Результаты этой проверки должны быть достоверны и свидетельствовать об уровне решения задач, поставленных в работе. Гипотеза представляет собой научно обоснованное предположение об ожидаемых результатах исследования, сформулированное на основе анализа информации в контексте степени изученности проблемы и материалов главы теоретической части. Она формулируется в предположительном контексте, должна быть четкой и конкретной по отношению к проблеме, рассматриваемой в ВКР. Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (доказываемой или опровергаемой) в эмпирическом исследовании с помощью определенных научных психолого-педагогических методов. Пример гипотезы: если на уроках информатики использовать графические редакторы, то это будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Обязательным элементом введения является описание методов исследования, служащих инструментом достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. В настоящее время существуют десятки классификаций методов исследования, Так, исходя из критерия сбора и распределения материала различают: методы сбора материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования.

По уровню проникновения в сущность проблемы выделяют методы эмпирического и теоретического исследования. К эмпирическим методам относятся способы выявления и обобщения фактов, а также такие методы как: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, моделирование, обобщение, классификация, сравнение, конкретизация и идеализация. Из всего разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект исследования

Практическая значимость ВКР должна заключаться в разработке конкретных рекомендаций, мероприятий, которые следует провести субъектам образовательной деятельности для повышения эффективности своей работы.

В конце введения желательно раскрыть структуру работы, т.е. кратко дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Содержание основной части ВКР должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Основная часть содержит, как правило, 2 главы, каждая из которых в свою очередь делится на 2-3 параграфа. Обязательным для ВКР является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Первая глава носит общетеоретический характер и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается современная сущность исследуемой проблемы, история ее изучения, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. В ней дается анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и обусловившие их причины, намечает способы их устранения.

Вторая глава носит практический или исследовательский характер и включает в себя:

- Описание организации и методов исследования.

- Анализ и интерпретацию полученных в ходе эмпирического исследования результатов.

- Выводы исследования, подтверждающие или опровергающие выдвинутую гипотезу.

В конце каждого параграфа и каждой главы следует формулировать выводы (2-3 абзаца) по существу изложенного материала. При формулировании выводов необходимо учитывать, что, во-первых, в качестве выводов следует формулировать полученные конечные результаты, а не промежуточные; во-вторых, вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); в-третьих, при формулировании выводов целесообразно приводить те положения, которые важны для изложения последующего материала; в-четвертых, выводы должны быть краткими.

 Заключение носит форму синтеза полученных в работе результатов. В нем логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в процессе написания ВКР. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработки. Главное в заключении – показать, как решены поставленные задачи исследования. Сюда должно войти то, что было получено, доказано, обсуждено и описано студентом в его работе. Каждый вывод начинается с красной строки. В заключении студенту необходимо, прежде всего, показать, что сумел сделать самостоятельно и какие результаты привели к сделанным выводам. Первыми обычно идут выводы, относящиеся к новым положениям, установленным автором в теоретических вопросах. Следующими по порядку идут выводы, относящиеся к практическим вопросам. В последнюю очередь студент отражает то новое и достаточно важное, что было обнаружено по ходу его исследования. Выводы должны носить строго декларативный характер и не иметь никакой дополнительной аргументации.

Список использованной литературы (список использованных источников и литературы) является составной частью ВКР и должен соответствовать теме. В список включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются ссылки, но и те, которые были изучены дополнительно при исследовании темы работы. Список литературы нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

Приложения оформляются как продолжение работы на последующих страницах. К ВКР могут быть приложены конспекты уроков, разработанные программы, графики, таблицы, анкеты и т.п. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Приложения располагают в той последовательности, в какой они рассматриваются в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слово «приложение», напечатанное прописными буквами. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с буквы «А» за исключением букв «Ё», «З», «Й», «О», «Ч», «Ь», «Ы», «Ъ». Приложение должно иметь содержательный заголовок.   

 

Оформление ссылок, сносок

Любые заимствования из литературных источников или нормативных правовых актов (цитаты, мнения авторов) должны быть оформлены ссылками (сносками). Ссылки на используемые источники следует приводить в квадратных скобках с указанием номера источника в списке литературы, например: Так Мадсен К.В. определяет мотивацию, как родовой термин, включающий все динамические и векторные переменные [5]. В ссылке, при необходимости, возможно указание не только на номер используемого источника, но и на определенные страницы. В данном случае в квадратных скобках на первое место ставится номер источника в списке использованной литературы и после запятой указываются страницы. Например: «По данным В.С. Мухиной [5, С. 58-60]». Допускаются подстрочные ссылки, которые выполняются обычным шрифтом – Times New Roman 12; интервал-минимум.

Цитаты, точно соответствующие источнику, оформляются кавычками, а в подстрочной ссылке дается библиографическое описание источника. Подстрочные ссылки располагаются под текстом той страницы, где приводится цитата, и отделяются от текста строкой (линией) в 20 знаков и пробелом в полтора интервала. Номера ссылок обозначаются арабскими цифрами без скобок и точек. Нумерация ссылок может быть как сквозной, так и самостоятельной для каждой страниц. Текст подстрочной ссылки набирается шрифтом на 2 пт меньше, чем основной текст. Например:

 


1 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 58-60.

Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании. Например:

 


1 Цит. по: Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. ВУЗов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – С. 58-60.

В работе ссылки оформляются единым способом, употребление знаков препинания (кавычек, скобок, тире и др.), а также символов должно быть единообразным. При написании в тексте фамилий инициалы ставятся перед фамилией. Исключением из этого правила являются библиографические списки и сноски. Не допускается отрыв инициалов от фамилии на другую строку.

 



Оформление таблиц, рисунков

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Каждая таблица должна иметь заголовок, который начинают с прописной буквы и помещают над таблицей посередине. Справа над соответствующим заголовком таблицы помещают надпись «Таблица» с указанием ее номера. После указания номера таблицы точка не ставится, например:

Таблица 1

Дата: 2019-12-10, просмотров: 213.