Возрождение института диаконис в РПЦ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«В России предложение восстановить чин Д. для помощи миссионерству впервые выдвинул архим. Макарий (Глухарёв), направивший в Святейший Синод соответствующий проект, официально отклоненный в 1839 г. (см.: Троицкий. 1912. С. 275-278). Во 2-й пол. XIX в. под влиянием примеров «диаконисс пастора Флиднера» и др. общин сестер милосердия идея восстановления Д. получила широкое развитие в рус. церковной мысли. В 1860 г. с.-петербургский свящ. Александр Гумилевский составил по просьбе вел. кнг. Елены Павловны устав для Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, как для общины Д.; устав утвержден не был (см.: Постернак. 1996. С. 244). Вопрос о восстановлении чина Д. ставился в Предсоборном присутствии РПЦ 1906 г. (см.: Журналы и протоколы Высочайше утвержденного Предсоборного присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 28-29, 39-40, 43, 84, 102-104); за положительное решение этого вопроса, в частности, высказывались еп. (впосл. митрополит) Евлогий (Георгиевский), прот. Алексий Мальцев, игум. Леснинского мон-ря Екатерина и др. известные деятели того времени. В 1911 г. вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна подала в Святейший Синод ходатайство о присвоении старшим сестрам Марфо-Мариинской обители звания Д.; Синод отложил решение вопроса до Поместного Собора (см.: Постернак. 2001. С. 212-219). На Поместном Соборе 1917-1918 гг. чин Д. восстановлен не был»[37].

После гибели мужа в 1905 году великая княгиня делает значительный шаг в делах милосердия, решаясь изменить свой образ жизни: 10 февраля 1909 года в Москве была открыта Марфо-Мариинской обитель милосердия, ставшая основным делом ее последующей жизни. Елизавета Федоровна стремилась к объединению двух способов служения: монашеского и сестер милосердия.

Брат Елизаветы Федоровны Эрнест в своих мемуарах писал, что Элла годами наблюдала жизнь русских монахинь и пришла к заключению, что монахини в монастырях, кроме рукоделия, никакой другой практической работой не занимаются, а сестры милосердия настолько свободомыслящие, что многие к ним относятся отрицательно. Поэтому она решила основать нечто среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия. Как недостаток в деятельности обителей сестер милосердия Елизавета Федоровна отмечала тот момент, что в них очень много зависит от личной настроенности руководства и самих сестер и «вся сила полагается в практических занятиях по уходу за больными и прочих видах благотворения, мало сознавая истину учения Христа Спасителя о недугах греховных как причинах недугов телесных и всякого страдания и зла. По этой же причине забыт и путь истинных врачей в подвигах святых целителей и истинных сестер милосердия, явленный в диаконисском служении».

По просьбе св. Елизаветы Феодоровны синод подготовил ряд документов о возможности женского служения в церкви, она хотела вернуть чин диаконис.

Елизавете Федоровне был хорошо известен западно-европейский опыт диаконис, который широко освещался и в русской церковной прессе. О необходимости использовать этот опыт привлечения женщин в деле внутренней миссии было заявлено на Предсоборном Присутствии 1906 года в докладе протоиерея А. П. Мальцева, настоятеля Берлинского кафедрального собора, «О внутренней миссии за границей, в том числе и диакониссах как одном из органов этой миссии». Протоиерей Мальцев подробно рассказывал о вкладе приходских священников Швейцарии, Норвегии, Австрии, Англии, Италии, Греции в служение наименее обеспеченным слоям населения, организации приютов, школ. Мальцев отмечал, что православной Церкви следует усвоить те здравые и полезные идеи, которые на Западе принесла реформация, например, систематизацию христианской благотворительности.

Протоиерей Мальцев сообщал об активном участии женщин в деле благотворительности, которые по сходству своего служения со служением в Древней Церкви получали название диаконис. Он считал важным то, что «сестры, поступающие из всех сословий на это служение ближнему, отнюдь не связываются никакими ни вечными, ни временными монашескими обетами безбрачия, добровольной нищеты или бедности». А. П. Мальцев считал, что «освобождение от обязательности этого рода обетов, особенно обета безбрачия, даваемого нередко без совершенного знания жизни, создало бы и у нас, среди женских обителей, целый класс таких самоотверженных тружениц для великого служения делу любви и ближнему у постели бедных больных женщин, беспризорных и заброшенных детей и т.д., который мог бы широко раскинуть сеть своей деятельности на глухие деревни и села, чтобы заменить усталую и больную мать, поддержать престарелых и наблюсти сирот… Не подлежит сомнению, что с возрождением “прихода”, с восстановлением церковной общины, все подобные учреждения получат необычайный подъем и развитие, чем поднимется и общественное значение Церкви, в которой дело любви должно иметь значение не меньшее, чем дело веро-и-нравоучения».

В Предсоборном Присутствии обсуждалось и другое ходатайство о восстановлении древнего чина диаконисс. Оно исходило от игуменьи Леснинской общины Екатерины. Лесниннская община была создана в Седлецкой губернии Западной России (ныне Польша) в 1884 году архиепископом Леонтием в целях укрепления православия в униатском крае. Настоятельница мать Екатерина была энергичной и одаренной женщиной, имела медицинское образование и вместе с сестрами общины ухаживала за больными крестьянами. Позднее она организовала школу для детей, где учились 80 детей всех вероисповеданий. Игуменья также выступала за восстановление института диаконис, считая, что благодаря этому институту можно будет решить ряд социальных задач, именно это служение привлечет образованных женщин, которые раньше не шли в монастырь. Игуменья писала: «Вследствие установившегося понятия о монашестве как о жизни узкоэгоистической, имеющей целью спасение собственной жизни через подвиг поста и молитвы, оно находится в полном отчуждении от мира… Немногие интеллигентки, попадающие по каким-либо особенным причинам в монастырь, совершенно потеряны для просвещения общества: неподготовленные к сему, они решительно никакого воздействия на мир не имеют».

В Русской церкви чин диаконисс до начала ХХ столетия не был признан — несмотря на то, что соучастие женщин в самых различных сферах церковной жизни на протяжении всей послепетровской эпохи становилось все более активным и разнообразным. Правда, еще в ХIX столетии были случаи положения в этот чин, но всеобщей такая практика не стала.

В начале XX века была сделана попытка ввести служение диаконисс. В Москве готова была открыть свою деятельность первая община диаконисс. Но резкий протест консервативно настроенной части иерархии остановил начинание. Та же тенденция продолжается и в наше время. Так отец Михаил Желтов в своей статье в Православной энциклопедии не видит смысла в восстановлении этого чина[38]: Служение диаконисс «Утратило практическую пользу и единственное литургическое служение древних Диаконисс- помазание женщин при крещении св. елеем по всему телу, т. к. уже в течение мн. веков помазание крещаемых св. елеем по всему телу заменено помазанием отдельных частей тела. Кроме того, таинство Крещения чаще совершается над детьми, а не над взрослыми; и по мнению Ж. Гродидье де Матона, служение Д. прекратило некогда свое существование именно из-за повсеместного распространения практики крестить детей в самом раннем возрасте».

В наше время роль женщины в жизни Русской православной церкви значительно возросла, так как более 80% верующих составляют женщины. В связи с этим вопрос о восстановлении чина диаконисс стал весьма актуальным. На практике в большинстве приходов женщины (как правило, пожилого возраста) выполняют обязанности чтеца, певца и свещеносца и в соответствии с каноническим правом должны быть посвящены в эти церковные должности с ношением стихаря. Однако в Русской церкви хиротессия над женщинами никогда не совершалась.

Если же вчитаться в Катехизис митрополита Илариоана (Алфеева), то

«Женщина не может быть епископом или священником, но она может быть игуменией монастыря, может руководить церковным хором, быть профессором богословия, занимать другие важные должности, в том числе участвовать в церковном управлении»[39], помимо этого женщине даётся чадородие (ср. 1 Тим 2:15).

 

ВЫВОД:

В целом тема «женщины» в церковном понимании – предмет, конечно, захватывающий и поистине неисчерпаемый. Но если посмотреть на состояние в современном обществе, где с одной стороны ярко, особенно в «Западном мире» развивается феминистская философия религии, а с другой, что характерно для традиционных церквей (Православной и Католической), женщины до сих пор находятся в ущемленном положении, то вопрос о месте женщины в Церкви довольно сложный. Конечно, говоря ущемленном положении женщин в Церкви, это не, сколько богословские проблемы, сколько проблема, которая становится перед обществом в посттрадиционный период, когда патриархальная модель многими ставится под сомнение как единственно верная.

 

 Библиография

1) Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Рим; М., 2003. Т. 1: Таинства визант. Евхология. С. 438-529.

2) Бер-Сижель Э. Служение женщины в Церкви. М, 2002. 215с.

3) Бокэм Р. Иисус и женщины. Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. М, 2015. 496 с.

4) Дмитриевский. Описание. 1901. Т. 2.

5) Дэвидсон Р. Пламя Яхве: Сексуальность в Библии. М, 2015. 1008 с.

6) Желтов М, диак. Диаконисса // Православная энциклопедия. Т. 14. С. 580-587. // http://www.pravenc.ru/text/171915.html

7) Желтов М., диак. Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Ркп. РНБ. Соф. 1056, XIV в. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия: [Труды кафедры Литургического богословия]. 2005. Вып. 14. С. 147-157.

8) Женщина // Электронная еврейская энциклопедия / URL: https://eleven.co.il/judaism/family-life-cycle/11562/ (Дата обращения:12.05.2019)

9) Зарецкий Ю.П. Бегинки // Православна энциклопедия. М, 2002. Т. 4. С. 414-415. (http://www.pravenc.ru/text/77762.html)

10) Иларион (Алфеев), митр. Катехизис. М, 2017. 256 с.

11) История женщин. В 5 т. Под общ. ред. Ж. Дюби и М.Перро; пер. с англ.; науч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. СПб, 2008.

12) Кадари Т. Мидраш на эпизод с конкубиной и левитом, режим доступа // Энциклопедия / URL: https://jwa.org/encyclopedia/article/concubine-of-levite-midrash-and-aggadah (Дата обращения: 09.05.2019)

13) Катанский А. Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах в творениях древнейших отцов и писателей до Оригена включительно. СПб, 1877. 423с. (https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Katanskij/dogmaticheskoe-uchenie-o-semi-tserkovnyh-tainstvah-v-tvorenijah-drevnejshih-ottsov-i-pisatelej-tserkvi-do-origena-vklyuchitelno/)

14) Кекелидзе К., прот. Древнегрузинский Архиератикон. Тифлис, 1912.

15) Кустодиев К, прот. Опыт истории библейской женщины. СПб, 1870. 297с.

16) Лебедев П.Ю. Жены-мироносицы // Православная энциклопедия. Т.19. М, 2008. С. 143-148. (http://www.pravenc.ru/text/182227.html)

17) Литвинова Л.В. Девство. Девственницы // Православная энциклопедия. Т. 14. М, 2006. С. 284-293. // http://www.pravenc.ru/text/171553.html#part_11

18) Ломакин Н.А. Канониссы // Православная энциклопедия. Т.30. М, 2012. С. 365-366. // http://www.pravenc.ru/text/1470243.html

19) Мазикина Л. Бегинки: Как женщины маскировались под монахинь, чтобы жить свободной жизнью // Культурология / URL: https://kulturologia.ru/blogs/101018/40815/

20) Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний: Опыт историко-археологического исследования. Каменец-Подольск, 1906. С. 64-73.

21) Охлупина И.С. Образы святых женщин в Византии VIII - XII вв.: становление, эволюция, типология (кандидатская диссертация). Екатеринбург, 2011. 283с.

22) Пентковский А. М. Чинопоследования хиротоний в византийских Евхологиях VIII-XII вв. // ВВ. 2002. Т. 61(86). С. 118-132.

23) Пономарёв А. В., Цыпин В, прот. Вдовы Церковные // Православная энциклопедия. Т. 7. М, 2004. С. 354-355. // http://www.pravenc.ru/text/149995.html

24) Постернак А, свящ. Древние чины рукоположения диаконис // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 1 (50). С. 144-161.

25) Постернак А. В. Женское служение в ранней христианской Церкви (I-VI вв.) // АиО. М., 1996. № 2/3(9/10). С. 209-245.

26) Постернак А. В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. (https://tvereparhia.ru/publikaczii/voprosy-k-pravoslavnym/11811-posternak-a-v-ocherki-po-istorii-obshchin-sester-miloserdiya#%D0%A1%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B%20%D0%92%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8F)

27) Пущаев Ю. Женщина: сотворенная из ребра мужчины? // Фома / URL: https://foma.ru/zhenshhina-sotvorennaya-iz-rebra-muzhchinyi.html (Дата обращения: 09.05.2019).

28) Служение женщин в церкви: Исследования / сост.: Пастернак А, свящ., Баконина С. Н., Белоусов А. В. М, 2011. 518 с.

29) Служение женщин в Церкви: Источники / Сост.: Постернак А, свящ; ред. К. А. Максимович. М, 2015. 360 с.

30) Троицкий С. В. Диаконисса в Православной Церкви. СПб., 1912. 352с. (https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troickij/diakonisy-v-russkoj-tserkvi/)

31) Эрман Б.Д. Петр, Павел и Мария Магдалина: Последователи Иисуса в истории и легендах. М, 2009. 376 с.

 


[1]Женщина // Электронная еврейская энциклопедия / URL: https://eleven.co.il/judaism/family-life-cycle/11562/ (Дата обращения:12.05.2019)

[2] Пущаев Ю. Женщина: сотворенная из ребра мужчины? // Фома / URL: https://foma.ru/zhenshhina-sotvorennaya-iz-rebra-muzhchinyi.html (Дата обращения: 09.05.2019).

[3] Женщина // Электронная еврейская энциклопедия / URL: https://eleven.co.il/judaism/family-life-cycle/11562/ (Дата обращения:12.05.2019)

[4] Новый библейский словарь. Ч. 2. Библейские реалии / Пер. с англ. СПб, 2001. С. 254.

[5] Кадари Т. Мидраш на эпизод с конкубиной и левитом, режим доступа // Энциклопедия / URL: https://jwa.org/encyclopedia/article/concubine-of-levite-midrash-and-aggadah (Дата обращения: 09.05.2019)

[6] Fokkelman J. P. Reading Biblical Narrative. Leiderdorp: Deo, 1999. P. 110–11.

[7] Stone Ken. Concubine of a Levite: Bible, Jewish Women's Archive.

[8] Графов А. Э. Предисловие переводчика. Иерусалимский журнал № 45 за 2013 г.

[9] Джеймс Д. Данн. Единство и многообразие в Новом Завете: исследование природы первоначального христианства.

[10]Лебедев П.Ю. Жены-мироносицы // Т.19. М, 2008. С. 143-148. (http://www.pravenc.ru/text/182227.html)

[11] Мнение католического теолога Элизабет Шюсслер-Фиоренца «О Марии Магдалине».

[12] Lucy Peppiatt. Women and Worship in Paul’s Churches: Apostles, Prophets, and Teachers (2017) // http://www.bibleinterp.com/articles/2017/09/pep418013.shtml

[13] Gordon D. Fee. The First Epistle to the Corinthians.

[14] Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе. С. 141.

[15] Кураев А, диак. В тему о зависимости Таинства от личных грехов Служителя // Живой журнал / URL: https://diak-kuraev.livejournal.com/1458719.html

[16] См.: Sharpe R. Medieval Irish saints' lives: an introduction to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxford, 1991. P. 140-208. // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Irland/St-Brigitte/text.phtml?id=3064

[17] Попенсков А.С. Бригита // Православная энциклопедия. Т. 6. М, 2003. С. 247. (http://www.pravenc.ru/text/153433.html).

[18] Старшов Е. Святые древней Ирландии. М, 2010. С. 64.

[19] http://pastor.skatarina.ru/2006/02/09/zametki-k-istorii-cercvi-sv-brigitta-irlandskaya-zhenshhina-episkop

[20] Sharpe R. Medieval Irish saints' lives: an introduction to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxford, 1991. P. 140-208. // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Irland/St-Brigitte/text.phtml?id=3064

[21] Шабанов А, прот. Святой Брендан Мореплаватель. Тверь, 2001. С. 44-45.

[22] Феофан Сигрианский, преподобный исповедник (760-818). "Хронография" (~810-814).

[23] Летопись византийца Феофана от Диоклитиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М, 1884. / Перевод В.И. Оболенского и Ф.А. Терновского.
Часть 12. Л.м. 6289, Р.Х. 789. При Леоне епископе Римском 1 год.
Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text13.phtml?id=12482

[24] Георгий Амартол, монах (IX в.). "Хроника". Аналогичного мнения придерживались прп. Феодор Студит, свт. Мефодий, патриарх Константинопольский и др.

[25]Карташев А.В. Вселенские Соборы. Париж, 1963.
Иконоборчество после VII Вселенского собора // Азбука Веры / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/vselenskie-sobory/7_14

[26] Эта часть «Хроники» сохранилась только в церковнославянском переводе XIV в., именуемом «Летовник»: «И обретшихсе на сьмрьти ей сь клетвами страшными известивши, яко сыновней слепоте не быти причестне» (Георгий Амартол. Летовник. СПб., 1878-1881. Выпуск 1-3. Оборот листа 354 [фототипное издание]). Перевод фразы на русский - Д.Е. Афиногенов. См.: Д.Е. Афиногенов. Ирина // Православная энциклопедия. Том XXVI. М, 2011. С. 372. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/673923.html

[27] Дорофей Монемвасийский, митрополит (ок. 1520 - ок. 1602). "Хронограф".

[28] Карташев А.В. Вселенские Соборы. Париж, 1963. Иконоборчество после VII Вселенского собора. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/vselenskie-sobory/7_14

[29] Дмитрий Ростовский, святитель (1651-1709). Месяца февраля в 25-й день. Житие иже во святых отца нашего Тарасия, патриарха Константина града // Жития святых. Том II. Декабрь-февраль. Киев, 1695. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/188

[30] Желтов М, диак. Диаконисса // Православная энциклопедия. Т. 14. С. 580-587. // http://www.pravenc.ru/text/171915.html

[31] Пономарёв А. В., Цыпин В, прот. Вдовы Церковные // Православная энциклопедия. Т. 7. М, 2004. С. 354-355. // http://www.pravenc.ru/text/149995.html

 

[32] Литвинова Л.В. Девство. Девственницы // Православная энциклопедия. Т. 14. М, 2006. С. 284-293. // http://www.pravenc.ru/text/171553.html#part_11

[33] Ломакин Н.А. Канониссы // Православная энциклопедия. Т. 30. М, 2012. С. 365-366. // http://www.pravenc.ru/text/1470243.html

[34] См.: Мазикина Л. Бегинки: Как женщины маскировались под монахинь, чтобы жить свободной жизнью // Культурология / URL: https://kulturologia.ru/blogs/101018/40815/; Зарецкий Ю.П. Бегинки // Православна энциклопедия. М, 2002. Т. 4. С. 414-415.

 

[35] http://rublev.com/novosti/patriarkh-aleksandriiskii-feodor-ii-posviatil-pervykh-diakoniss

[36] Священный Синод Александрийского Патриархата возродил институт диаконисс в ноябре 2016 года. В церковных святцах известны несколько женщин, которые несли диаконское служение — святая мученица Татиана (25 января), святая Олимпиада Константинопольская (7 августа) и святая Фива Кенхрейская (Коринфская) (16 сентября).

[37] Желтов М, диак. Диаконисса // Православная энциклопедия. Т. 14. С. 587. // http://www.pravenc.ru/text/171915.html

 

[38] Желтов М, диак. Диаконисса // Православная энциклопедия. Т. 14. С. 580-587. // http://www.pravenc.ru/text/171915.html

[39] Иларион (Алфеев), митр. Катехизис. М, 2017. С. 164.





Дата: 2019-07-30, просмотров: 373.